Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

РАЗДЕЛ 1. Что есть философия?




ГОУ ВПО «Забайкальский государственный педагогический

Университет им. Н. Г. Чернышевского»

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Методические рекомендации для студентов

бакалавриата

 

(Программа 3-го поколения)

 

Чита – 2011


ББК

УДК

 

Философия: Методические рекомендации для студентов ЗабГГПУ. Сост. Н. Д. Субботина. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2011. 43

 

Методические рекомендации отвечают стандарту изучения философии на ступени бакалавриата в высшем учебном заведении. Программа курса, утверждённая на кафедре философии, включает семь разделов. Методические рекомендации составлены в соответствии с этой программой.

Каждый раздел рекомендаций содержит программу, основные имена, основные понятия, планы семинарских занятий, включающие список литературы, вопросы к собеседованию. Рекомендации также включают в себя упражнения к двум контрольным работам, список рефератов, список литературы для самостоятельного изучения и примерные вопросы к экзамену.

 

 

Составитель: Н. Д. Субботина ‑ д. филос. н., профессор, профессор кафедры философии Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.

 

Рецензенты:

С. Э. Аршинская ‑ к. филос. н., доцент, доцент кафедры философии Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.

Т. В. Бернюкевич ‑ к. филос. н. доцент, профессор кафедры социальной антропологии, религиоведения и философии ЧитГУ.

 

Научный редактор:

Е. Ю. Захарова ‑ к. филос. н., доцент, заведующая кафедрой философии Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.

 

© Субботина Н. Д.

© ЗабГГПУ, 2011


Требования к изучению курса философии по рейтингу

 

Оценка знаний студента производится по рейтингу. Курс делится на 4 модуля. Каждый модуль – 1 месяц.

Оценка складывается из четырёх составляющих: работа на семинарах, 2 собеседования (в первом и третьем модуле), 2 контрольные работы (во втором и четвёртом модуле), письменная творческая работа (ПТР) в четвертом модуле. Преподаватель, ведущий занятия, может заменить формы контроля иными, например, написанием эссе по темам семинаров или по научной статье, составлением кроссвордов, составлением схем и таблиц, составлением философских словариков и т.д.

Требования к стандартному варианту рейтинга

Согласно рабочей программе курс философии включает 9 занятий. Оценки на максимум баллов следующие: 12 баллов за две контрольные, 10 баллов за два собеседования, 15 баллов – за ПТР и 7 баллов, умноженные на 9 занятий = 63 балла. В сумме ‑ 100 баллов.

55-69 баллов – удовлетворительно, 70-85 баллов – хорошо, 86-100 баллов – отлично.

В тех группах, где из-за праздников или других объективных причин пропадут занятия, «цена» всех заданий будет увеличена, чтобы в сумме было 100 баллов

Первая часть ‑ работа на семинарах. Студенты на семинаре отвечают по желанию.

Требования к ответу: студент должен знать все основные понятия, связанные с темой семинара и подготовить более глубоко один или два вопроса. Ответ, где студент показывает глубокое знание материала, говорит свободно, пользуясь конспектом лишь для опоры, делает собственный вывод, имеет собственную точку зрения и отвечает на вопросы преподавателя и однокурсников, оценивается в пять баллов.

Ответ, где студент читает текст, понимая его, делает собственный вывод и отвечает на вопросы преподавателя и однокурсников, оценивается в четыре балла.

Ответ, где студент читает текст, понимая его, но затрудняется делать собственный вывод и испытывает затруднения в ответах на вопросы преподавателя и однокурсников, не понимает значения некоторых терминов, оценивается в три балла.

Если студент не понимает текст, делает ошибки в чтении конспекта и не может связно ответить на вопросы преподавателя, то он не получает ни одного балла.

Если студент подготовил конспект, но по сходному конспекту ответили другие, он должен об этом предупредить преподавателя. В случае если студент ответит на вопросы преподавателя по данному конспекту, он получает оценку (в день семинара, не позже) от трёх до пяти баллов, в зависимости от глубины знания материала. Оценку можно получить не более чем за два конспекта и только в день проведения занятия.

Вопросы, заданные студентом отвечающим, показывающие знание проблемы, оцениваются в 1-2 балла за семинар. Дополнения оцениваются в 1-3 балла. Максимальное количество баллов, которые можно получить за одно занятие ‑ 7.

Вторая часть – две контрольные работы. Первая работа по первому и второму модулям, оценивается максимум в 5 баллов; вторая, итоговая контрольная работа по всему курсу, оценивается максимум в 7 баллов. Контрольная работа проводится по усмотрению преподавателя либо в форме теста, либо в форме письменного ответа на вопросы. В тестовом варианте применяются штрафные очки. Это означает, что если студент не ответил на вопрос, он получает 0 баллов, если ответил неправильно, то из суммы баллов вычитается столько баллов, сколько «стоит» ответ на вопрос.

Третья часть – оценка за письменную творческую работу, которая выполняется как краткий конспект оригинального философского произведения. Во избежание предоставления скачанных из Интернета работ в конспекте указываются все страницы, откуда взят текст конспекта. С этой же целью не принимаются и не засчитываются работы, в которых встречаются фразы типа: «Бердяев считал, что…»; «По мнению Соловьева…»; «Необходимо согласится с Кантом в том, что…». То есть конспект должен включать только слова автора произведения.

Список работ для конспектирования содержится в «Методических рекомендациях». Студент может выбрать для конспектирования работу, не включённую в список, но только по согласованию с преподавателем. К конспектированию не допускаются учебники и работы, где излагаются взгляды других авторов. Объём конспекта – ученическая тетрадь 12 листов (приблизительно), но в конспекте должно быть отражено содержание примерно 100 страниц работы. В конце конспекта на 1,5 – 3 страницах студент должен ответить на 3 вопроса. Первый вопрос: каковы основные идеи автора? Ответ на этот вопрос должен быть кратким, по пунктам (например, «1. Кант считал, что сущность вещи в себе непознаваема», или «1. Хомяков считал, что только в православной религии существует гармония единства и множественности»). Второй вопрос: в чём вы с автором согласны и почему? Третий вопрос: в чём вы не согласны и почему? Удовлетворительная оценка творческой работы оценивается в 9 баллов, хорошая – в 12 баллов и отличная – в 15 баллов.

По желанию студент может вместо конспекта писать реферат, список которых также содержится в «Методических рекомендациях». Зачтены могут быть только рефераты, написанные собственными словами и имеющие научный характер.

Четвёртая часть – оценка за 2 собеседования. Проводятся вне расписания. Форма выбирается либо преподавателем, либо группой. Первая форма – собеседование со всей группой. Преподаватель задаёт вопросы, желающие отвечают. Первые, ответившие правильно на три вопроса, получают 5 баллов, покидают аудиторию. За два правильных ответа при отсутствии неправильных – 4 балла, за один – два. За каждый неправильный ответ один балл вычитается. Вторая форма ‑ индивидуальное собеседование. Третья форма – письменный ответ по вариантам на три вопроса.

Ни одна из частей рейтинга не может быть заменена другой. То есть, две или три творческих работы не дадут желаемой оценки, если не набраны баллы за семинары. Но допускается отличная оценка за курс в целом, если за контрольные работы набрано 9 баллов в сумме и хорошая – если имеется 7 баллов при условии, что оценки за остальные виды работы значительно (не менее чем на 5 баллов) перекрывают необходимый минимум.

Студент, пропустивший более четверти занятий (лекций и семинаров) без уважительной причины, сдаёт экзамен по билетам. Студенты, пропустившие половину и более занятий, получают неудовлетворительную оценку и пересдают экзамен по билетам комиссии. Если деканату предоставлена справка о причинах пропуска занятий, то к его рейтингу добавляется сумма баллов, полученная в результате умножения оценки, полученной за итоговую контрольную работу, на количество занятий, пропущенных по уважительной причине. Сдача экзаменов не освобождает от письменной творческой работы. Студенты, не сдавшие письменную творческую работу в срок, раскрывают её содержание устно на экзамене. В таком случае оценка за ПТР не может превышать 9 баллов.

На первом семинарском занятии студенты составляют таблицу

 

Дата семинара полученные баллы
1)  
2)  
3)  
4)  
5)  
6)  
7)  
8)  
9)  
Собеседование № 1  
К/р № 1  
Собеседование № 2  
ПТР  
К/р. № 2  
Сумма баллов  

 

В конце семинара преподаватель объявляет полученные баллы, и студент вносит их в свою таблицу.


Ожидаемые результаты

(диагностическая карта дисциплины)

 

Приобретенная компетенция Уровень сформированности компетенции
Я знаю и понимаю Пороговый: 1) роль мировоззрения в современном мире; 2) базовые термины философии; 3) основные концепции философии о сущности мира и общества, о законах их развития; 4) методологическую роль философии, основные методы научного познания
Стандартный: 1) терминологическую систему философских знаний; 2) специфику онтологического и гносеологического компонентов философского знания, междисциплинарные основы социально-гуманитарных наук; 3) различные теории бытия, теории о материи и формах её существования, о движении, развитии, диалектике и её основных законах; основные направления и проблемы гносеологии, сущности общества, его отличии от природы, его структуре; основные подходы к проблеме законов общественного развития, основные теории, посвященные смыслу и структуре истории, основы философской антропологии, ее основные проблемы: сущности человека, соотношения биологического и социального в человеке, смысла жизни смерти и бессмертия; основные теории культуры, проблему соотношения культуры и цивилизации; 4) актуальные проблемы философии в рамках учебной информации.
Эталонный 1) основные теоретические положения, лежащие в основе современных философских концепций; 2); соответствие и взаимосвязи между естественнонаучными и философскими теориями; 4) актуальные проблемы философии, выходящие за рамки учебной информации; 5) фундаментальные общенаучные методы познания, необходимые для проведения исследований в профессиональной области.
Я умею Пороговый: 1) репродуцировать информацию, полученную на лекциях и семинарах по философии; 2) излагать основные философские концепции; 3) иллюстрировать законы диалектики на примерах знаний, полученных по своей специальности; 4) работать в локальной и глобальной сети Интернет, находить необходимую философскую информацию; 5) оценивать собственные образовательные достижения и проблемы, определять потребности в дальнейшем образовании
Стандартный: 1) выявлять материалистическую или идеалистическую сущность изучаемых философских концепций; 2) иллюстрировать философские законы на примерах знаний, полученных по своей специальности; 3) анализировать взаимовлияние общества и природы; 4) анализировать мировоззренческие проблемы: свободы; жизни, смерти и бессмертия; любви и дружбы; смысла жизни; 5) анализировать глобальные проблемы современности и делать выводы о перспективах их решения; 6) самостоятельно получать и расширять философские знания, пользоваться различными источниками информации.
Эталонный 1) критически оценивать и интерпретировать философскую информацию с различных точек зрения, выделять в ней главное, структурировать, представлять в доступном для других виде; 2) анализировать связи между фундаментальными открытиями в частных науках и созданием на их основе философских теорий; 3) оценивать значимость открытий естественных наук с точки зрения мировоззренческих и этических норм, возможности их использования на благо человечества; 4) выдвигать гипотезы для объяснения определенного круга природных и социальных явлений; 5) экстраполировать философские законы на область профессиональной деятельности; 6) использовать базовые положения философии при решении профессиональных задач; 7) выполнять научные проекты и презентовать результаты проектной деятельности
Я готов Пороговый: 1) демонстрировать понимание основных понятий, принципов, закономерностей и концепций современной философии; 2) использовать философские знания для интерпретации наблюдаемых природных и социальных явлений; 3) ориентироваться в потоке информации философского содержания представляемой средствами массовой информации, Интернет; 4) демонстрировать самостоятельность в процессе обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний; 5) к работе в команде, выполнению проектной деятельности
Стандартный: 1) демонстрировать понимание необходимости целостного мировоззренческого взгляда на мир на основе единства естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры; 2) демонстрировать понимание сути принципов эволюции и синергетики, инвариантных для всех областей знания; 3) использовать философские принципы и подходы при объяснении естественнонаучных теорий; 4) учитывать последствия загрязнения окружающей среды человека в рамках понимания глобальных проблем современности; 5) использовать возможности информационных технологий для решения исследовательских задач, самообразования 6) к проведению научного исследования, проектной работе
Эталонный 1) критически осмысливать философские теории, концепции, подходы; 2) использовать разнообразные методы оценки глобальных проблем современности и анализировать предлагаемые способы их решения; 3) использовать эмпирические и теоретические методы исследований; методы обработки экспериментальных данных; 4) демонстрировать возможность различных интерпретаций полученных результатов; 5) нести ответственность за результаты своих действий и качество выполненных заданий; 6) к руководству проектной и исследовательской деятельностью, принятию нестандартных решений профессиональных задач

 


 

ПРОГРАММА

МОДУЛЬ I

РАЗДЕЛ 1. Что есть философия?

 

Потребность в познании и упорядочивании мира как предпосылка мировоззрения. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения: знания, ценности, убеждения, идеалы.

Исторические типы мировоззрения. Особенности мифологического и религиозного мировоззрений. Специфика философии как формы духовного освоения мира человеком.

Всеобщее в системе «мир-человек» как предмет философии. Структура философского знания. Становление и смысл основного вопроса философии. Классификация философских учений и направлений. Идеализм и материализм как предельные основания соответствующих концепций. Монизм и дуализм. Взаимосвязь философии с наукой, искусством, религией и другими формами общественного сознания. Роль философии в жизни человека и общества. Основные функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, воспитательная.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...