Исламский фактор» как угроза стабильности и безопасности СНГ
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
На наш взгляд, так называемый «исламский фактор» является наиболее реальной угрозой безопасности СНГ как геополитическому пространству. Но при этом необходимо совершенно четко представлять истоки этой проблемы, питающие магистрали, движущие силы и причины, актуализирующие политическую роль ислама в регионе. Это очень сложная тема. Анализируя роль и место исламского экстремизма как геополитической силы в формировании внутренних и внешних угроз национальной безопасности государств СНГ и территориальной целостности России, мы не должны ограничиваться рассмотрением только лишь его религиозно-идеологической и эмоционально-разрушительной составляющих, надо смотреть гораздо шире. На сегодня терроризм - это уже не только и не столько диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе. Современный терроризм - это мощные структуры спецслужб, в том числе и государственных, с соответствующим их масштабам оснащением. Примеры Таджикистана, Косова, Чечни, 11 сентября в США, Афганистана и стоящих за ними мощных покровителей и доноров транснациональной природы показывают, что современный терроризм способен вести диверсионно-террористические войны, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах. Многие исследования[8] последних лет свидетельствуют, что ислам и мусульмане Советского Союза являлись объектом внешнего воздействия, и субъекты этого внешнего воздействия стремились и стремятся превратить мусульман из лояльных граждан этого государства в некую антигосударственную силу. Распад СССР и создание СНГ в какой-то степени стало следствием искусственно созданного (или возрожденного) напряжения по линии государство - ислам, государство - мусульмане.
Постсоветские государства СНГ - Россия, центральноазиатские государства (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, пока в наименьшей степени Туркменистан), а также Азербайджан и Украина - оказались перед лицом нового вызова. Этот вызов - внедряемый извне исламский экстремизм в форме ваххабизма[9]. Формы и методы внедрения ваххабизма многочисленны и разнообразны - направление миссионеров; идеологическая обработка мусульман из государств СНГ, прибывающих на хадж в Саудовскую Аравию; деятельность формально неправительственных фондов; вторжение из-за рубежа боевиков и вооруженных групп; террористическая активность; создание форпостов ваххабизма - Чечня при Дудаеве-Яндарбиеве-Масхадове, Дагестан (Кадарская зона), Таджикистан (Тавильдаринская зона). Вожделенный регион для создания ваххабитского форпоста - Ферганская долина. Несомненно, распространители ваххабизма стремятся к распространению новой модели мироустройства. В том числе они стремятся к тому, чтобы идеи, сформулированные Ибн-Абд-аль-Ваххабом и его последователями заменили, вытеснили ислам, распространенный в Центральной Азии и на Кавказе, они реализуют задачу превращению ваххабизма из численно ограниченного направления в исламе, которое многие мусульмане расценивают как еретическое, в господствующее. Государства СНГ, в которых распространен ислам, оказались территорией, на которой развязана религиозная война, и первым объектом агрессии являются местные мусульмане. Насущной для государств СНГ становится задача выработки новой политики в области государственно-религиозных отношений. Нельзя исключать и того, что назреет задача выработки международно-правовых механизмов, регулирующих межрелигиозное сосуществование и взаимодействие. Новизна этого вызова предполагает также новую конфигурацию геостратегических союзов в формирующемся суперрегионе, охватывающем Ближний и Средний Восток, Центральную Азию, Кавказ, а также Северную Африку, регион Персидского залива, Юго-Восточную Европу - в суперрегионе, относительное единство которого заключается в том, что он превращен в арену разобщающей религиозной войны.
ВЫВОДЫ
Несмотря на трудности, переживаемые в настоящее время странами СНГ, можно предположить, что интеграционные процессы в Содружестве имеют перспективы развития. Предпосылкой этому может служить то, что у стран Содружества имеются общие экономические и исторические традиции, сложившаяся хозяйственная кооперация, взаимодополняемые природные и другие ресурсы, общие задачи и перспективы в формировании и совершенствовании рыночных структур и механизмов, демократических институтов, межгосударственных отношений. Здесь имеются развитые и взаимосвязанные культурные связи, образование и наука, межэтнические отношения и многие другие факторы, определяющие и развивающие объединительную тенденцию в СНГ. Главная угроза безопасности СНГ исходит, на наш взгляд, от приверженцев ваххабизма, культивирующих так называемый «исламский фактор». Угрозу религиозного экстремизма нельзя недооценивать. В немалой степени именно религиозный экстремизм является главным катализатором антироссийских настроений в центральноазиатских странах-участницах СНГ. Международный терроризм в современном его виде и ваххабизм - это звенья одной цепи, которой весьма влиятельные силы стремятся опутать страны СНГ, разжечь в этих государствах национальную вражду и нетерпимость к представителям других конфессий. Учитывая низкий уровень социально-экономического развития многих стран СНГ, экстремистские сценарии успешно воплощаются умелыми, щедро финансируемыми «режиссерами». Сложная обстановка на пространстве СНГ обусловлена не в последнюю очередь отсутствием внятных теоретических и идеологических основ государственной политики вообще, внешней, федеративной, национальной, информационной и военной, в частности, что повлекло разнобой в оценках и практических действиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все, что происходит в последние годы в СНГ, является отражением продолжающегося в новых условиях, на новом витке глобального противоборства между Западом и Востоком, и в центре этого противоборства необходимо видеть те силы, которые стремятся использовать исторический шанс и загнать Россию в такие границы и такое состояние, чтобы если не навсегда, то на многие годы выключить ее из мирового геополитического концерта.
Этим анализом, конечно, не учтен ряд других геополитических факторов, угроз и опасностей, которые подстерегают СНГ на путях интеграции. Их гораздо больше. В заключение необходимо подчеркнуть, что в России и СНГ на геополитическом и геостратегическом уровнях вышеизложенным проблемам до сих пор уделяется очень мало внимания. В практическом политическом, экономическом, военном плане решаются только частные проблемы. Цельную же стратегию, своего рода Евразийскую Геополитическую Доктрину России и Содружеству требуется срочно принять и заявить о ней всему миру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авскентьев В.А. Этническая конфликтология: в 2-х частях. Ставрополь, 1996. 2. Алаев Э.Б. Региональные этнические конфликты // Федерализм, 1996. №1. 3. Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ. Под ред. А.Г.Здравомыслова, С.Я.Матвеева, А.Ю.Чепуренко. М.: РНИСиНП, 1994. 4. Бляхман Л.С., Кротов М.И. Россия и Содружество Независимых Государств: уроки первого десятилетия.-СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001. 5. Варданян Р.А. Особенности естественного движения населения в странах Восточной Европы и СНГ. // Народонаселение. - М., 2002. - №3. 6. Васильев А.М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии.-М., 1967. 7. Гаджиев К.С. О природе конфликтов и войн в современном мире. // Вопросы философии, 1997, № 6. 8. Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социологические исследования. М.: Наука, 1993, № 8. 9. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1999. 10. Игнатенко А. Исламский радикализм как побочный эффект «холодной войны» // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 1 (13).
11. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. Под ред. М.Б.Олкотт, В.Тишкова, А.Малашенко; Моск. центр Карнеги. М., 1997. 12. Исламизм: глобальная угроза? / Научные доклады Института социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова. № 2. 2000. Ноябрь. 13. Кеженов, А. Б. Организационно-правовой механизм деятельности Содружества Независимых Государств //Автореферат дисс. кандидата юридических наук. Белорусский государственный университет, 2002. 14. Красинец Е.С. Страны Восточной Европы и СНГ на рубеже веков: перемены в динамике, структуре и миграции населения.// Народонаселение. - М., 2002. - №3. 15. Мальгин А.В. 10 лет СНГ: Попытка подведения некоторых итогов. Доклад // Публикации НИИСС-2001.-№ 5. 16. Мантусов В.Б. СНГ: экономическая интеграция или развод? Перспективы, особенности, проблемы.-М.:Научная книга, 2001. 17. Международные экономические отношения /Под ред. В.Е.Рыбалкина. - пятое изд.-М.: ЮНИТИ, 2004, с.387-388. 18. Перспективы развития Содружества Независимых Государств на пороге XXI века //Материалы Петербургского экономического форума-98 / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1998. - № 14 (81). [1] Варданян Р.А. Особенности естественного движения населения в странах Восточной Европы и СНГ. // Народонаселение. - М., 2002. - №3; Красинец Е.С. Страны Восточной Европы и СНГ на рубеже веков: перемены в динамике, структуре и миграции населения.// Народонаселение. - М., 2002. - №3. [2] Авскентьев В.А. Этническая конфликтология: в 2-х частях. Ставрополь, 1996; Алаев Э.Б. Региональные этнические конфликты // Федерализм, 1996. №1; Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ. Под ред. А.Г.Здравомыслова, С.Я.Матвеева, А.Ю.Чепуренко. М.: РНИСиНП, 1994; Гаджиев К.С. О природе конфликтов и войн в современном мире. // Вопросы философии, 1997, № 6; Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социологические исследования. М.: Наука, 1993, № 8; Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1999; Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. Под ред. М.Б.Олкотт, В.Тишкова, А.Малашенко; Моск. центр Карнеги. М., 1997 и др. [3] Международные экономические отношения /Под ред. В.Е.Рыбалкина.-пятое изд.-М.: ЮНИТИ, 2004, с.387-388. [4] Кеженов, А. Б. Организационно-правовой механизм деятельности Содружества Независимых Государств //Автореферат дисс. кандидата юридических наук. Белорусский государственный университет, 2002. [5] Перспективы развития Содружества Независимых Государств на пороге XXI века //Материалы Петербургского экономического форума-98 / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1998. - № 14 (81). - стр. 25-38
[6] Мальгин А.В. 10 лет СНГ: Попытка подведения некоторых итогов. Доклад // Публикации НИИСС-2001.-№ 5 [7] Под международно-политическим регионом понимается пространственная единица, обладающая специфическим набором типологических параметров, предающих ей некоторую целостность и автономию в международных отношениях в целом. Другими словами, это - совокупность явлений международной жизни, протекающих в определенных территориально-временных координатах, явлений, объединенных общей логикой. Подробнее о проблеме региона применительно к СНГ см.: Мальгин А.В. К обеспечению региональной стабильности в СНГ // Россия и международные режимы безопасности. М.: МОНФ. 1998. [8] Исламизм: глобальная угроза? / Научные доклады Института социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова. № 2. 2000. Ноябрь; Игнатенко А. Исламский радикализм как побочный эффект «холодной войны» // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 1 (13). [9] Под ваххабизмом подразумевается не любая форма суннитского экстремизма (в этом, широком и не вполне точном смысле слово чаще всего употребляется в публикациях, посвященных религиозно-политической ситуации в СНГ), а учение и деятельность последователей Ибн-Абд-аль-Ваххаба, аравийского реформатора ислама XVIII в. История возникновения этого движения изложена в книге А.М.Васильева «Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии» (М., 1967). Современное состояние ваххабизма на его родине - на Аравийском п-ве - показано в фундаментальном труде И.А.Александрова «Монархии Персидского залива: этап модернизации» (М., 2000), особенно - в разделе «Эволюция ваххабитского фактора в Саудовской Аравии» (с. 184-204).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|