Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Анализ вторичных социологических данных об образе России




 

Актуальность темы анализа определяется современной языковой ситуацией, с одной стороны, и социально-политическими факторами - с другой. Проблема образа (или имиджа) страны тесно связана с феноменом информационных войн. Две последние информационные войны против России были начаты западными государствами в связи с грузино-осетинским вооруженным конфликтом в августе 2008 г., а также газовым вопросом, возникшем в начале 2009 г. Информационная война предполагает "нападение", преследующее цель создания негативного образа России в зарубежных СМИ, и "защиту" с противоположной целеустановкой - создание положительного образа нашей страны в отечественных средствах массовой коммуникации.

Проблема информационных войн против России относится к сферам политологии, социологии, журналистики и истории. Но факт наличия информационной войны репрезентируют прежде всего средства языка. Именно поэтому задача лингвистики состоит в том, чтобы собрать, проанализировать и обобщить соответствующий языковой материал с целью продемонстрировать, какие языковые стратегии и тактики используются зарубежными СМИ для создания негативного образа нашей страны и отечественными СМИ для организации достойной информационной "обороны", насколько образ России в отечественных СМИ способен переломить негативное общественное мнение о нашей стране.

Анализ текстов российских, американских, британских и французских газет на предмет языковых средств, с помощью которых создается определенный образ России.

На основании изучения различных ранее проведенных исследований можно сделать некоторые предварительные выводы, которые могут уточниться в ходе дальнейшего исследования.

. В западных англо - и франкоязычных СМИ создается скорее отрицательный образ России, а основными языковыми средствами формирования этого имиджа служат оценочная лексика, метафоры и языковая игра.

. В зарубежных СМИ не только подвергаются отрицательной оценке конкретные действия российских политиков, но и формируется образ негативный образ страны в целом - как агрессивного государства с имперскими замашками. Мы видим в этом процессе своеобразную метонимию - перенос свойств политиков на характеристику всей России.

. Однако этот отрицательный образ создается вокруг России политической и, может быть, в какой-то степени исторической, но он не затрагивает такие сферы российской действительности, как культура, обычаи, наследие, спорт, особенности русского народа и т.п.

. В отечественных СМИ не создается образ России как таковой: все негативные или позитивные оценки относятся в большинстве своем к действиям политиков, и эти оценки, выраженные тем или иным языковым средством, не экстраполируются на страну в целом.

. В сознании носителей русского, английского и французского языков концепт ‘Россия’ мало подвержен влиянию со стороны СМИ и практически не несет на себе отпечатка того негативного имиджа, который создается в масс-медиа.

Эти предварительные выводы помогают наметить возможную стратегию формирования позитивного имиджа России у себя и за рубежом: необходимо отталкиваться не от политической сферы, а задействовать такие области, как культура и традиции, спорт, особенности русского народа и выстраивать имидж России на более прочном фундаменте, чем политика.

В последнее время много говорится о том, что средства массовой информации навязывают аудитории определенное мнение по какому-либо поводу, формируют различные стереотипы общественного сознания.

Цель нашего исследования - проанализировать формирование стереотипного образа России в зарубежных СМИ по материалам портала www.inopressa.ru. На этом портале представлены только переводные тексты, отобранные редакторами портала, поэтому мы осознаем, что рассматриваем образ России, представленный не непосредственно в зарубежных СМИ, а через призму портала www.inopressa.ru.

Несмотря на наличие различных аспектных интерпретаций понятия "стереотип", оно включает в себя ряд постоянных признаков и может быть определено как упрощенное, обобщенное, устойчивое представление о некой группе людей [Ильина О.В. Функционирование социальных стереотипов "богатый" и "бедный" в прессе / Дискурсивные практики СМИ: проблемы информационной безопасности. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. - С.184-198].

Как пишет Л.П. Крысин, как правило, объектами оценки, ведущей к формированию стереотипа, становятся разного рода отличия [Крысин Л.П. Этностереотипы в современном языковом сознании: к постановке проблемы // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: Коллективная моногр. / Отв. ред. Н.А. Купина и М.Б. Хомяков. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. - с.458 - 463] одной группы людей от другой. Поэтому при анализе стереотипного образа России нам необходимо понять, какие отличия России и ее жителей становятся объектами оценки, и выделить языковые единицы - слова, фразеологизмы, синтаксические конструкции, которые можно интерпретировать как средства обозначения данного этнического стереотипа [Там же].

Нам удалось выделить типовые смыслы, конструирующие образ России в зарубежных СМИ:

. Россия - националистическая страна

. Россия - коррумпированное государство

. Россия - авторитарное государство

. В России массовый алкоголизм

. В российской глубинке крайне неудовлетворительные условия жизни.

Рассмотрим пример заголовка: Как наглая агентесса Анна Чапман сделалась "красоткой с плаката" для путинского разбойничьего гитлерюгенда" (Источник). Гитлерюгенд - фашистская молодежная организация в Германии в 1926-45, действовала под контролем нацистской партии [Большой энциклопедический словарь [Электрон. ресурс]. В данном тексте речь идет о молодежной организации партии "Единая Россия" "Молодая гвардия". Использовано переносное употребление слова на основе признака националистичности, приписываемого автором статьи "Молодой гвардии". Совместно с этим словом употреблено определение "разбойничий". Согласно данным словаря, разбойник - человек, который занимается разбоем, грабитель (также перен.: отъявленный негодяй; разг.) [С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. - Изд-во "Азъ", 1992]. Члены организации наделяются свойствами нацистов-разбойников, что при употреблении с определением "путинский" (то есть принадлежащий Путину, действующий под руководством Путина) создает впечатление, что проправительственная организация с разрешения властей пособничает национализму, используя методы разбоя.

Рассмотрим языковые средства, которые используются в материалах портала www.inopressa.ru для создания стереотипного образа России.

Часто используются слова, содержащие в своих значениях оценку: гитлерюгенд, шайка, коррупция, сговор, мошенники, головорезы, беззаконие, взяточничество, обворовывать, безнаказанность.

Например: Страной, чья заявка на ЧМ-2018 победила, правят мошенники, головорезы и сотрудники спецслужб (Источник). Рассмотрим данные словаря: мошенник - человек, который занимается мошенничеством, плут, жулик; головорез (разг.) - отчаянный озорник, а также хулиган, бандит [Там же]. Слова с ярко выраженной негативной оценкой используются в тексте в качестве номинации правительства страны, развивая стереотипное мнение о том, что у власти в России стоят криминальные силы.

Анализ показал, что стереотипный образ России в зарубежных СМИ довольно устойчив, формируется различными языковыми средствами, несет в себе негативную оценку.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, из каких средств массовой информации зарубежные россияне чаще всего получают информацию и каким СМИ они доверяют в большей степени. В целом, главным источником информации для зарубежных россиян пока остается телевидение, а рекорды роста доверия демонстрирует Интернет. Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 21-22 апреля 2012 года. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Выборка репрезентирует городское население России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Как показали результаты опроса, самым востребованным СМИ среди зарубежных россиян остается телевидение: из центрального телевидения информацию получают 98% опрошенных, из регионального - 88%. На втором месте - пресса (центральную прессу читают 70%, местную - 68%). Третий по востребованности источник информации - Интернет (59%), оказавшийся более популярным, чем радио (центральное - 53%, региональное - 46%).

В зарубежных СМИ в 2011-2012 гг. шло активное обсуждение политической и социальной ситуации в Российской Федерации. Интерес к нашей стране был во многом обусловлен периодом избирательной кампании по выборам в Государственную Думу и на пост Президента РФ, так как именно от результатов избирательной кампании зависит дальнейшее развитие страны, и в частности, ее политический курс на международной арене (это главный аспект выборов для зарубежных СМИ).

Средства массовой информации играют важную роль в формировании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире, осуществляются через них и с их помощью.

Современный мир подчинен правилу: реальное событие только тогда существенно, когда о нем широкой публике рассказали СМИ. Следует подчеркнуть, что особенностью средств массовой информации является их способность прямо обратиться к общественности, минуя такие традиционные институты общества, как школа, семья, церковь, политические партии и организации. То есть СМИ выступают в роли активного субъекта политической жизни. Однако внешняя политика не формируется непосредственно СМИ как "четвертой властью". Вместе с тем, успех в ее проведении во многом зависит от позиции влиятельных изданий, способных мобилизовать общественное мнение, а также от возможностей и способности политических субъектов (органы исполнительной власти, партии и их фракции в парламентах, экспертное сообщество) задействовать СМИ в реализации своего курса и "раскручивании" своих концепций и подходов к решению международных проблем. В связи с такой степенью влияния средств массовой информации на восприятие определенной страны в целом (ее политики и культуры) изучение трансформации медиаобраза какого-либо государства (в нашем случае - Российской Федерации) и ее характеристик всегда является актуальным.

Митинги оппозиции и заявления властей широко освещались в иностранных и отечественных средствах массовой коммуникации. Однако общеизвестно, что медиа-образ - это "совокупность эмоциональных и рациональных представлений, основанных на информации, получаемой из СМИ" [Шаталов Г. Образ, имидж, бренд и репутация региона - что это такое? // Коммуникационная группа "Region PR". M., 2002. С.57.]. Нередко именно "эмоциональные" представления об объекте доминируют как в контенте СМИ, так и в массовом сознании, что неминуемо порождает мифы и формирует субъективный образ.

В американском медиа-пространстве мифы о России и фобии, связанные с ней, были сформированы за долгие годы холодной войны. Стоит вспомнить о том, что Советский Союз олицетворял для американского обывателя "антитезу основных ценностей и привычных политических и религиозных свобод, всего того, что можно назвать "американским образом жизни”" [Руковишников В.О. Отношение американцев к современной России // Политическая социология. М.: Академический проект, 2004 г. С.123.].

Важно выяснить, изменился ли подход к освещению современной России и российской действительности в американских СМИ в XXI веке. Для достижения этой цели был проведен качественный контент-анализ публикаций американского журнала "Тime". Выбор эмпирической базы исследования был обусловлен типологическими характеристиками издания. "Time" - это качественный еженедельный журнал новостей, в котором новости преподносятся в субъективно-ироничном стиле. Яркий язык издания позволяет выявить эмоциональное отношение журналистов к предмету своих публикаций, которое является очевидным и для читателей журнала "Time". К слову, аудиторию журнала "Time" составляют не только американцы (журнал имеет зарубежные версии), поэтому медиа-образ социально-политической ситуации в России, создаваемый журналом "Time", транслировался в массовое сознание граждан различных государств, что придает исследованию еще большую актуальность.

Итак, для анализа было отобрано 87 материалов, посвященных России, опубликованных в журнале "Time" в период с 1.09.2011 г. по 1.04.2012 г. Большинство публикаций относится к сфере политики (74 текста из 87).

В данном исследовании нас интересовали особенности презентации политико-социальной системы современной России в материалах еженедельника "Time". В итоге проведенного анализа были сделаны следующие выводы. Американское издание в своих публикациях сравнивает политическую систему современной России и Советского Союза, причем, по мнению журналистов, российская власть так и не изжила в себе пережитки советского прошлого. "Борис Ельцин быстро начал ослаблять законодательную ветвь власти и вновь утверждать контроль Кремля. Его преемник Путин, который был свидетелем краха Советского Союза, продолжает старые добрые разрушительные традиции" ["Twenty Years After Independence, Russia Is in No Mood to Party" // "Time" 25.09.2011]. Журналисты "Time" не просто иронизируют по поводу "советского" политического курса России, они сравнивают его с неким "вирусом", который несет опасность для всего мирового сообщества: "США становятся Со-ветским Союзом - постоянно находимся в поисках врагов, и когда один из них терпит крах, на его место ищем другого" ["Veteran U. S. Diplomat: We Are Becoming the USSR" // "Time" 17.09.2011]. Россия представляется как тоталитарное, закрытое государство с очень жесткой (временами даже жестокой) политикой. Страной, которая неспособна идти на компромиссы и прислушиваться к мнению мирового сообщества. Поэтому требуется некий герой-освободитель, который будет защищать это сообщество (и США в частности) от ее влияния, а заодно оказывать профилактическое воздействие на Россию. Так, журнал "Time" опубликовал статью, посвященную Уильяму Браудеру - это американский бизнесмен, известный своим нетерпимым отношением к первым лицам Российской Федерации - Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву - и к проводимому ими политическому курсу. Автор данного текста пишет: "Какими навыками нужно обладать, чтобы стать успешным инвестором в России? - Навыками ножевого боя" ["One (Rich) American vs. Moscow: The Quest of William Browder" // "Time" 03.12.2011]. Таким образом, можно предположить, что американский читатель воспринимает Россию как страну "дикую", с почти "доисторическими" внутренними порядками. А ее правоохранительные органы отнюдь не беспокоятся о нуждах народа: "В России вы всегда зависите от милости влиятельных людей и полиции". Стоит отметить, что автор, как представитель американского сообщества, по ходу развертывания темы произносит довольно "говорящую" фразу, отражающую стереотипное мнение жителей США о России: "Если учесть, насколько укоренилась в России культура отрицания.". Так Россия предстает перед аудиторией как страна, не способная пойти на политический компромисс, не способная прислушиваться к чужому мнению, отрицающая очевидные факты.

Американские репортеры "Time" считают Российскую Федерацию не только бескомпромиссным тоталитарным государством, но и чрезмерно подозрительным. Автор следующей публикации в журнале откровенно смеется над этим: "Эх, Россия, Россия, были времена, когда ты гораздо лучше использовала свою паранойю. Эта Империя зла получила свое название отчасти из-за того, что после Второй мировой войны выработала отвратительную привычку собирать воедино маленькие соседние государства (которые, говоря откровенно, собираться воедино не очень-то и хотели) для создания буферной зоны на своем западном фланге" ["Silly Season: Russia Accuses the U. S. of a Secret Mars Plot" // "Time" 11.01.2012.]. Благодаря снисходительно-поучительному тону ("Эх, Россия") материал определенным образом воздействует на американского читателя, вызывая у него насмешку над этой страной. Кроме этого, Россия снова предстает в образе неблагоразумного и своевольного государства-тирана, имеющего "отвратительную привычку" против их желания объединять соседние страны. Так, в сознании среднестатистического читателя этого журнала создается впечатление неадекватности, иррациональности России. Следовательно, возникает ощущение потенциальной опасности РФ и для соседних государств, и для мирового сообщества в целом.

В России, по мнению журналистов "Time", царит хаос, беззаконие и коррупция: "Инвесторы вскоре поняли, что в России ничего стопроцентного нет - и все благодаря непредсказуемому и хищному государству" ["One (Rich) American vs. Moscow: The Quest of William Browder" // "Time" 03.12.2011.1].

Представители власти в России бездействуют, не предпринимают серьезных попыток решить проблему. А те меры, которые уже введены, являются бестолковыми и даже смешными: "У Медведева в распоряжении целое государство, чтобы бороться с глупостью, а ничего не работает, потому чтоони борются сами с собой" ["The Abominable Snow Protests of Russia: Moscow’s New Cold War" // "Time" 07.02.2012].

В другой статье насмешке западного журналиста подвергается решение президента Дмитрия Медведева о создании интернет-сайта "Россия без дураков", который автор называет "реестром чиновничьего безумия", "состязанием в глупости" и "очередным примером бюрократического абсурда власти" ["Russia’s Latest Official Website: Kick Us, We’re Stupid" // "Time" 01.02.2012.]. По мнению журналиста "Time", главная цель данного сайта совсем иная, нежели та, которую озвучил президент России.

Сайт должен стать лишь клапаном сброса пара в обществе в тот момент, когда в нем возникла острая потребность: "Государство заинтересовано в поиске новых способов решения проблем, даже если они принимают смешную форму" ["The Abominable Snow Protests of Russia: Moscow’s New Cold War" // "Time" 07.02.2012].

Не менее остро, по мнению журнала "Time", в России стоит проблема соблюдения прав человека. В одной из публикаций идет речь о нарушении прав человека в России и о том, как старательно США пытаются помочь стране в борьбе с этим пороком: "Большое табу: как обсуждать нарушения прав человека в России?" [The Big Taboo: Confronting Russia’s Human-Rights Abuses" // "Time" 25.02.2012.]. Журналистами развертывается мысль о равнодушии и безразличии российских чиновников: "При любом обсуждении прав человека с российскими чиновниками обычно наступает такой момент, когда у них сжимаются челюсти и холодеет взгляд". Автор акцентирует внимание читателей на том, что попытки американских властей улучшить правовую ситуацию в России напрасны (во многом благодаря сопротивлению, которое они встречают на своем пути в лице российских политиков): "Путин все равно намекнул на свое недовольство попытками Запада вмешиваться в дела тех частей мира, которые могут не разделять западных ценностей". Таким образом, фраза российского премьер-министра (на тот момент), умело примененная автором в тексте, создает впечатление у читателя, что курс политики России направлен не на "западные ценности" (т.е. соблюдение прав человека), а на нечто противоположное.

В публикациях "Time" и российский народ представлен далеко не лестным образом. Русских изображают как людей некультурных, недостаточно образованных: "Это одна из стран, в которых царит атмосфера грубости и хамства" ["Where Are the World’s Rudest Countries?" // "Time" 03.03.2012.]. Внимание американского читателя обращается и на то, что "Русский язык не отличается такой учтивостью, как английский". Также американцы считают русских пассивными и безвольными людьми (по отношению к политической жизни страны). Как хорошо известный факт автор в данной публикации "Российская оппозиция мечтает о переменах" упоминает про "распространенную в России культуру "забитости" и "робости". Однако масштабные последствия федеральных партийных выборов в Государственную Думу Российской Федерации (которые прошли 4 декабря 2011 года) кардинально изменили мнение американских журналистов о пассивности политической оппозиции и русского народа - с негативного на положительное: "Общество дремало все нулевые годы. За это время у него украли все права. Теперь оно проснулось и осознало, что надо что-то делать" ["The Abominable Snow Protests of Russia: Moscow’s New Cold War" // "Time" 07.02.2012]. Здесь автор противопоставляет власть и народ, разбивая их на два враждующих лагеря. При этом важно отметить, что в публикациях еженедельника "Time" внутренним врагом российского народа предстает лично Владимир Путин, и менее всего сама партия "Единая Россия", которая и победила на выборах. Американский репортер говорит о В. Путине как о синониме, вполне способным заменить название "партии власти": "Москва стала свидетельницей самых мощных протестов против Владимира Путина с момента его прихода к власти 12 лет тому назад" ["The Abominable Snow Protests of Russia: Moscow’s New Cold War" // "Time" 07.02.2012]. В статьях "Time" в этот период Владимир Путин представлен как еще более циничный и самоуверенный, чем прежде, политик, который не проявляет интереса к происходящему в стране, а также кажется безразличным к коллективному мнению граждан: "Судя по заявлениям Путина во время программы, молодые избиратели настолько незначительная часть общества, что ничего кроме его презрения она не заслуживает" ["Occupy the Kremlin: Russia’s Election Lets Loose Public Rage" // "Time" 16.12.2011]. Позже американские журналисты сообщат обществу о том, что Путин не только пренебрежителен к сотням тысяч протестующих, но еще и разрабатывает специальную стратегию против них: "Пока российская оппозиция была занята подготовкой очередных демонстраций в Москве и еще в 70 городах, премьер-министр Владимир Путин встретился со своей командой имиджмейкеров, чтобы обсудить контрстратегию. Они решили представить дилемму как шахматную партию" ["All the Wrong Moves: Putin Plots His Strategy Against the Protesters" // "Time" 09.12.2011]. В отражении иностранных СМИ ситуация выглядит таким образом: не только народ выступает против Владимира Путина и его союзников (партии "Единая Россия"), но и В. Путин в свою очередь выступает против народа и его требований справедливости. Так, российский премьер-министр и его стратегия становятся главными героями многочисленного ряда дальнейших журналистских публикаций еженедельного американского журнала "Time", посвященных России. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что средства массовой информации формируют образ России как страны жесткой, бескомпромиссной и даже тоталитарной в политической сфере. Политические лидеры не учитывают интересы жителей России. Русский народ ранее считался пассивным и безынициативным в плане отстаивания своих прав, но, тем не менее, в нужный момент оказался способен на решительные меры: консолидироваться и выйти на митинг, чтобы выразить свою точку зрения.

Образ России выстраивается американским журналом "Time" как образ страны в наивысшей степени коррумпированной. Иностранные корреспонденты, с одной стороны, как члены этого американского общества и носители его идей отражают их на страницах своих изданий. И, с другой стороны, как профессионалы в своих целях поддерживают, укрепляют и изредка обновляют структуру этих стереотипов о России, довлеющих в обществе США.

 


Заключение

 

Подведем итоги проведенного исследования.

. Имидж (образ) государства - важнейшая составляющая его внешней политики. Чем позитивнее имидж, тем легче государству добиваться реализации его основных целей - обеспечения собственной безопасности и удовлетворения своих политических, экономических, гуманитарных интересов. Имидж государства важен и во внутреннем плане, от него зависит политический настрой нации, ее сплоченность.

. Образ России на международной арене традиционно отличался противоречивостью. Этому способствовали особенности государственного устройства, национальная психология, многочисленные войны, личностные черты глав Российского государства. В 1990-е годы это было связано со спецификой реформ, поведением соотечественников, эмигрировавших за рубеж. Если по отношению к СССР активно формировался имидж агрессора, "империи зла", тоталитарного государства, где "постоянно нарушаются права человека", то в 1990-е годы утвердился непривлекательный образ страны, руководство которой погрязло в коррупции, чиновники-мздоимцы назначаются мафией, а население бедное, склонное к пьянству и воровству.

В настоящее время можно с некоторым оптимизмом утверждать, что ситуация начинает медленно меняться в лучшую сторону. За рубежом возвращается понимание, что Россия - великая держава, обладающая огромным ресурсным и человеческим потенциалом, вставшая на путь быстрого экономического подъема и проводящая самостоятельную и наступательную политику. Многие страны третьего мира заинтересованы в такой России.

Вместе с тем зародившиеся в начале 1990-х годов надежды доброжелательных по отношению к России слоев западного общества на то, что у нас произойдут позитивные сдвиги, к концу правления Ельцина явно поуменьшились. Многие западные авторы видят причину сложившегося положения в том, что у власти все это время оставалась та же номенклатура, лишь сменившая лозунги с коммунистических на демократические, но в своей природе оставшаяся такой же "черствой, бескультурной, эгоистичной".

. Для нейтрализации негативного образа России представляется необходимым: во-первых, избавиться от увлечения подражательством и заискиванием перед Западом, научиться уважать собственные национальные идеалы; во-вторых, проявлять сплоченность и совместность действий как на уровне российского общества, так и при взаимодействии с ближайшими союзниками; в-третьих, начать относиться к свободе, жизни и достоинству человека как к высочайшей ценности. Современной России еще только предстоит по-настоящему подтвердить, насколько важен для нее самостоятельный, т.е. не пришедший извне, а собственный, импульс к свободе, а значит, решить, в состоянии ли она развиваться по демократическому пути без того, чтобы быть постоянно стимулируемой к этому со стороны Запада.

. У России есть позитивный фактор - быть мостом между Востоком и Западом, способствовать предотвращению их столкновения и развитию партнерства. Для этого имеются необходимые предпосылки: выгодное географическое положение, исторический опыт, великая культура, впитавшая достижения западных и восточных цивилизаций, терпимость, способность понять и усвоить творческие достижения других народов.

В этих условиях необходимо четко определиться, какие ценности может предложить Россия для цивилизаций Запада и Востока, что именно будет проходить по евразийскому мосту между ними. Очевидно, что как экономический партнер Россия сейчас привлекает и Запад, и Восток лишь в узком секторе экономики. Запад воспринимает Россию как источник рабочей силы и рынок сбыта готовой продукции. Для восточных цивилизаций, кроме того, могут представлять интерес некоторые высокие технологии, преимущественно в оборонной сфере.

. Учитывая роль СМИ как действенного фактора формирования международного имиджа России, чрезвычайно важно продолжать усилия по повышению их эффективности. Вместе с тем качество российских СМИ оставляет желать много лучшего. Особенно это касается телевидения. Идейный стержень огромного числа телепрограмм - сериалов, художественных фильмов, соревнований и т.д. - составляют социал-дарвинистские посылки о борьбе за существование как необходимом законе жизни общества, о "естественном отборе", при котором неспособные уничтожаются, а выживают сильнейшие. Зрителя ориентируют на определенный стиль жизни, в которой главное - получение удовольствий любой ценой.

В условиях такого информационно-идеологического давления, которое, и это самое сложное, осуществляется не из некоего враждебного подпольного или зарубежного центра, а формируется самой средой нецивилизованного рынка, убеждать население в том, что " Россия - единая", весьма трудно. Разрыв в уровнях дохода на душу населения в РФ в разы превышает соответствующие показатели на Западе и даже кое-где на Востоке. А российские СМИ между тем не затушевывают социальные контрасты, как это принято в цивилизованном мире, а, напротив, смакуют их, демонстрируя на телеэкране роскошную и веселую жизнь элиты, в особенности из шоу-бизнеса, и нищее существование бездомных, пенсионеров, гастарбайтеров, обитателей детских домов. По сути это - если не преднамеренное, то фактическое разжигание той самой классовой ненависти, которой посвящены соответствующие статьи и Уголовного кодекса, и принятого Госдумой антиэкстремистского законодательства.

. Накопленный опыт информационной работы дает возможность сделать вывод о необходимости соблюдения ряда принципов в деятельности государственных структур. Этими принципами являются:

системность в продвижении положительного имиджа государства в общественное сознание как России, так и зарубежных стран;

оперативность в проведении информационно-пропагандистских акций (пресс-конференции, брифинги, пресс-релизы, публикация информационных статей и т.д.);

достоверность правительственных ПР-кампаний, имеющих под собой реальную материальную и документальную базу;

всесторонность освещения выносящихся в эфир или на страницы прессы событий и фактов;

скоординированность действий всех государственных ПР-ведомств;

патриотичность, религиозная и этническая толерантность как ментальные черты информационно-пропагандистской продукции правительственных органов и подконтрольных им СМИ.

Для того чтобы названные принципы неуклонно проводились в жизнь, необходимы твердый контроль за их исполнением, прежде всего со стороны существующих президентских структур, четкая регламентация освещения наиболее важных для национальных интересов страны и ее имиджа проблем. Службы коммуникации должны обладать правом мониторинга всех крупных СМИ, особенно тех, которые идут за рубеж и влияют на престиж нашей страны, а в случае необходимости - дезавуировать информацию, порочащую государственную политику России. Необходимо шире применять зарубежный опыт в использовании СМИ в государственных интересах.

Формирование позитивного международного имиджа России должно базироваться на теоретически обоснованной имиджевой стратегии и определении ключевых направлений и информационных тактических средств по достижению ее целей. При всем многообразии имиджевых характеристик ключевым направлением является социально-экономический фактор внутри страны и продвинутость торгово-экономических отношений на международной арене.

Стратегия формирования имиджа - это долговременная линия поведения, выработанная государством и соединяющая в себе науку и искусство как важнейшие факторы достижения намеченной цели. Долговременные задачи, как составные части стратегии, это не абстрактные декларации, а конкретные социально-экономические, политические, культурные приоритеты, неотделимые от российских национальных интересов. Эффективность их внедрения в сознание мировой общественности зависит от совершенства и характера тактических приемов коммуникационного воздействия, финансовых затрат и наличия профессиональных кадров в аппарате внешней политики России.

. Проведенный анализ проблем государственного воздействия на средства массовой информации в целях повышения международного имиджа России позволяет сделать ряд рекомендаций.

Во-первых, имидж государства должен быть реалистичным, адекватно отражать его социально-экономические, политические, культурно-исторические компоненты, и его формирование должно представлять целенаправленный процесс, а не разрозненные стихийные пиар-кампании, не способные дать положительного эффекта.

Во-вторых, назрела необходимость, не нарушая свободы слова, установить дозированный контроль за потоком информации о России и создать на законодательной базе систему регуляторов, которая позволит установить двусторонние отношения между теми, кто предоставляет и распространяет информацию, и теми, кто ее контролирует.

В-третьих, прекратить поток аморальных телепередач, оскорбляющих человеческое достоинство и прославляющих низменные инстинкты. Многие негативные стороны имиджа нашей страны за рубежом подбрасываются собственными СМИ, особенно телевидением и прессой, довольно часто играющими фактически против достойной репутации России.

В-четвертых, важно разработать в соответствии с Конституцией РФ, Концепцией государственной информационной политики сбалансированный федеральный курс по усилению влияния на зарубежное общественное мнение. Только четко выраженная гражданская позиция СМИ, чуждых заказного характера деятельности, способна обеспечить решение этой задачи.

В-пятых, для создания позитивного образа России следует усилить массированную активность российских электронных СМИ и особенно Интернета.

. Основными способами достижения позитивного международного имиджа могут быть следующие факторы:

доминирование в информационной среде с помощью высокого профессионализма кадров, способных обеспечить качественный выпуск печатной и эфирной продукции;

наращивание присутствия собственных СМИ в информационной сфере зарубежных стран посредством заключения соответствующих многосторонних и двусторонних договоренностей, увеличения финансовых затрат;

информационное воздействие отечественных СМИ на психологию и общественное сознание жителей западных государств, вынося на первый план наши выигрышные стороны;

нейтрализация деятельности на нашей территории информационных субъектов иностранных государств, подрывающих имидж России;

создание позитивного психологического фона доверия к нашей стране методом постоянной трансляции по подконтрольным СМИ специально подобранных материалов, подробно комментирующих позитивные подвижки в жизни российского общества;

использование в целях убедительности информации о нашем государстве СМИ третьих стран;

обеспечение избирательности СМИ путем публикации печатных материалов и проведения радиотелепередач, направленных на конкретные группы населения с целью формирования у них позитивных представлений о российском государстве;

установление с зарубежными структурами скоординированного информационного взаимодействия в целях информационной интеграции России в основные мировые процессы и повышения ее влияния в глобальном информационном пространстве;

проведение мониторинга мировой информационной политики на предмет выяснения состояния имиджа российского государства в целях внесения своевременных корректив в информационную политику.

 


Список использованной литературы

 

1.  Виноградова Н.С. Проблема формирования образа России в зарубежных СМИ // Тезисы докладов. XV Международная научная конференция студентов, аспирантов, молодых ученых"Ломоносов": секция "Философия, политология, религиоведение". Материалы конференции (10 апреля 2008); Совет молодых ученых филос. ф - та имени М.В. Ломоносова; под. ред. А.А. Скворцова, П.Н. Костылева, А.В. Федякина - М., 2008 (0,1 п. л.)

2. Вороненкова Г.Ф. Путь длиной в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие СМИ Германии. М., 1999.

.   Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I "О средствах массовой информации" // "Российская газета" от 8 февраля 1992 г. № 32

.   Галумов Э.А. "Имидж и дипломатия" // Информация. Дипломатия. Психология, 2002, с. 159-171.

.   Городов О.А. Информационное право: учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

.   Карцева Е. Три лица имид

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...