Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ современной российской семьи

Кафедра философии

 

Курсовая работа

По дисциплине «Социология культуры»

Образ современной российской семьи

по материалам телепередачи «Давай поженимся!»

 

Выполнил: студент

курса группы С-08

Бродская Е.В.

Научный руководитель

ст. преп. кафедры истории Басалаева И. П.

 

Новокузнецк 2011


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Современная российская семья с социологической точки зрения

Определение понятий семья, образ, имидж, презентация, репрезентация

Семья как социальный институт в современных российских исследованиях

Глава 2. Телепередача «Давай поженимся!» как средство формирования представлений о семье

Концепция телепередачи

Структура сайта телепрограммы «Давай поженимся!»

Контент-анализ выпусков

Заключение

Список литературы

Приложение

 


Введение

 

Как и в любой другой стране, семья в нашем государстве является одним из главных институтов общества. На протяжении всей истории России семья претерпевала множественные изменения. Наиболее радикальные из них датируются ХХ столетием, причём на рубеже ХХ-ХХI веков российская семья вновь переживает трансформацию. В современных обществах изменения социальной реальности нередко диктуют СМИ. Поэтому образ семьи, транслируемый через массовые телепередачи, является социологически значимым.

Процессы коренного изменения российской семьи начались ещё в 1917 году, когда к власти пришли большевики. Новая идеология, отход от религии, отрицание прошлого, моральный разрыв с историей и традициями, тотальное зачисление многих положительных моментов в «пережитки прошлого» сыграли свою негативную роль. Семья существенно трансформировалась даже функционально. С другой стороны, процессы эволюции института семьи, постепенно меняющие облик российского общества, до сих пор слабо изучены: наше государство отстаёт от развитых стран, где исследования об основных процессах, происходящих в семье, проводятся регулярно. Исследователи с сожалением отмечают, что текущая демографическая статистика и данные переписи населения предоставляют исследователю весьма скудную информацию. Поэтому актуальность данной темы возрастает особенно.

Безусловно, многие характеристики современной российской семьи мы можем установить через анализ её репрезентаций в СМИ. Из программы в программу транслируется образ жизни современной российской семьи, не всегда соответствующий реальности. Наше исследование ориентировано на изучение образа современной российской семьи, создаваемого в телепередаче «Давай поженимся!».

Объект исследования: современная российская семья.

Предмет исследования: репрезентация семьи в телепередаче «Давай поженимся!».

Целью работы является реконструкция образа современной российской семьи, транслируемой через телепередачу «Давай поженимся!».

Этой цели соответствуют следующие задачи:

) дать определения понятий семья, образ, имидж, презентация, репрезентация;

) изучить работы современных социологов по близким темам;

) описать телепрограмму, на материалах которой будет выявлен образ современной российской семьи;

) определить методы изучения объекта исследования.

Согласно нашей гипотезе, институт семьи находится в состоянии перехода от традиционного типа семьи к современному типу, соответственно образ семьи так же находится в промежуточном состоянии.

 


Глава 1. Современная российская семья с социологической точки зрения

 

Определение понятий семья, образ, имидж, презентация, репрезентация

 

Для того чтобы достигнуть задач, поставленных нами в этой работе, нужно определить границы предметной области. Центральным понятием в данной работе является семья. Термин семья трактуется различными социологами по-разному, ибо описываемый им феномен исторически изменчив. Последнее - результат действия различных факторов, прямо или косвенно влияющих на этот институт. Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Так, Э. Гидденс, занимавшийся вопросами изменения и упадка семьи, определяет её как группу индивидов, связанных узами кровного родства, браком или отношением усыновления. Эти люди ведут общее хозяйство, а взрослые несут ответственность за воспитание детей. Семья с точки зрения классического типа патриархальной семьи трактуется как юридически оформленный союз мужчины и женщины, создаваемый с целью рождения и воспитания детей. Но это определение не охватывает бездетных супругов, лиц, состоящих в незарегистрированном браке и имеющих общих детей, одиноких родителей с детьми и иные случаи. В настоящее же время, когда функции семьи трансформируются, радикально изменяются гендерные и социальные роли супругов, их ожидания, связанные с браком и семейной жизнью, уместнее будет говорить не о семье в общем, а о ее типах. Их насчитывается около десяти. Поэтому какое-то общее определение для данного понятия выделить очень сложно. Но это нужно сделать для того, чтобы была ясно очерчена наша предметная область.

Итак, семьёй мы будем считать группу людей, объединенных формальными или неформальными отношениями, которые они поддерживают, живя вместе и ведя домашнее хозяйство.

Вторым ключевым понятием в настоящем курсовом проекте является образ. Попытаемся определить это понятие, отграничив его от понятия имидж. В философских энциклопедиях понятие образ понимается как результат реконструкции объекта в сознании человека. Толковые словари трактуют образ как живое, наглядное представление о ком- или чем-либо.

Имидж (англ. image, от лат. imago - образ, вид), целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и тому подобное.

В профессиональной справочной литературе даются сразу два определения: 1) имидж - это «внешний образ, создаваемый субъектом с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других»; 2) имидж - это «совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т. д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему».

По сути, в данных понятиях ставится акцент на их целевом характере. Поэтому данный семантический признак мы вправе считать основным.

В настоящем исследовании проводится различие между понятиями образ и имидж, а имидж семьи понимается как целенаправленно создаваемый образ семьи.

Понятия, которые непосредственно относятся к нашему исследованию и требуют трактовки - это презентация и репрезентация.

Презентовать - официально представить, предъявить для ознакомления. Репрезентировать - представить, обнаружить, показать.

Само понятие репрезентация трактуется в философских источниках как представление одного в другом и посредством другого.

В данном исследовании именно понятие репрезентация будет главным, поскольку необходимо выявить образ семьи, который презентуется в указанной передаче, а также выявить неявные компоненты образа семьи, выходящие за пределы презентационной модели.

 

Семья как социальный институт в современных российских исследованиях

 

В настоящее время существует достаточное количество работ, описывающих состояние российской семьи в современном обществе. Рассмотрим некоторые из них.

В одной из современных работ говорится о размывании системы поведенческих норм в сфере брака и семьи и представлений о содержании семейных ролей. В России из-за морального вакуума постсоветского периода мнения об отношениях внутри семьи формируются под влиянием массовой культуры, а также опыта и традиций ближайшего окружения. В последнее время наблюдается тенденция к разделению родительства и семьи. Прямым доказательством этого является отказ супругов от рождения и воспитания хотя бы одного ребенка. То есть фактически происходит разделение институтов брака и семьи. Отсюда вытекает вопрос о том, что можно назвать семьей. Здесь нужно либо сужать определение данного понятия до общностей, где есть зависимые члены (несовершеннолетние, инвалиды или пожилые), либо говорить о различных типах семьи как малой группы. Данные типы можно выделять на основании следующих критериев:

) юридическая регистрация брака;

) очередность брака лиц, составляющих ядро семьи;

) юридические отношения родителей и детей;

) семейная структура;

) социально-демографические характеристики мужа и/или жены;

) семьи со специфическими проблемами;

) этап жизненного цикла.

В настоящее время ухудшается материальное положение людей, изменяется привычная социальная среда и как следствие возрастает потребность человека в принадлежности к семейной группе, в которой можно получить поддержку и признание, экономнее расходовать имеющиеся материальные ресурсы.

Автор другой социологической статьи считает, что «для российской семьи последних двух десятилетий, как и для всего общества, переход в новое качество жизни происходил скачкообразно, вдруг, она неожиданно сталкивалась с совершенно иными социально-экономическими условиями». Для поколения родителей, выросших в эпоху социалистических общественных отношений, совмещение старых нравственных принципов и новой рыночной морали вызывает некоторые трудности. Родители вынуждены признать, что проверенные временем ценности семьи нежизнеспособны в новых общественно-экономических условиях. Поэтому именно дети являются проводниками современных ценностей общества в область семьи. То есть фактически автор статьи говорит о смене семейных ценностей, что несомненно отражается и на образе семьи в целом.

С середины ХХ в. под влиянием урбанизации и индустриализации развивается так называемый процесс модернизации семьи, как отмечает О. М. Здравомыслова в статье «Семья: из прошлого в будущее». Традиционная модель, основанная на разветвленных родственных связях, сменяется так называемой супружеской семьей, где взаимные обязательства супругов и родственников малочисленны. Здесь имеется в виду современная городская модель семьи, живущей отдельно от других родственников. Многие исследователи отмечают, что современная семья претерпевает кризис. Этому есть два объяснения: 1) это переход к новым формам семейных отношений, более подходящим для современных мужчин и женщин;2) на первое место в современной цивилизации выдвигается индивидуальный успех, а не семейные ценности, что обусловлено переходом к обществу потребления. Но традиционные воззрения на распределение ролей автоматически не исчезают.

Одной из основных тенденций в современной семье является рост индивидуализма и рационализма, что существенно сказывается на построении семьи как таковой. Это доказывает проведенное исследование, длившееся 22 года, с 1978-2000 гг. (к 2000 году в нем участвовало 33 страны, в том числе Россия; было опрошено 40000 человек.). Оно показало, что традиционные семейные ценности, такие как центральность семьи, стабильности брака и наличия семьи, слабеют. Кроме того, около половины россиян считают нормальным образ жизни матери-одиночки, хотя значимость наличия ребенка в семье является одной из ведущих в жизни женщины. Так считает 83 % россиян. Американская исследовательница А. Хохшилд говорит о том, что «прессинг современной жизни все глубже «вталкивает» мужчин и женщин «в работу» и «в супермаркет». В повседневной реальности семья и близкие все менее способны оставаться центром жизненного мира, однако для большинства людей они тем самым приобретают более высокую ценность, чем раньше». Отмечается также, что в настоящее время нет универсальной модели семьи.

В современной российской семье О. М. Здравомыслова выделяет два ограничения, сужающих личный выбор мужчины и женщины. Это обострившийся риск бедности и неразрешимый конфликт традиционных и модернистских ценностей.

Итак, современная семья пребывает в кризисе, который является результатом перехода от традиционной модели семьи к модернистской. При этом семья испытывает трудности внутренней коммуникации (непонимание друг друга, разобщённость и обособленность членов семьи). Очень часто представления о роли каждого из супругов расходятся, их обязанности варьируются от семьи к семье.

Взгляды о должном в супружеских отношениях формируются под влиянием СМИ, а также ближнего окружения. Отношения внутри современных брачных пар становятся индивидуальными и рациональными. Каждый из членов семьи стремится удовлетворить свои индивидуальные стремления. Очень часто у людей просто не хватает времени на своего супруга из-за преобладания работы в жизни человека. Одновременно с этим к семье в современном понимании относят и союз мужчины и женщины, не имеющих детей, а также союз людей, не состоящих в официальном браке. Это свидетельствует о разграничении родительства и семьи.

Эти и другие выводы безусловно будут присутствовать в нашем исследовании, так как телепередача «Давай поженимся!» является одним из каналов формирования и трансляции модели семейных отношений.

 


Глава 2. Телепередача «Давай поженимся» как средство формирования представлений о семье

 

Концепция передачи

 

Наш курсовой проект ориентирован на изучение образа современной российской семьи, создаваемого в телепередаче «Давай поженимся». Прежде чем говорить о программе, следует обратить внимание на популярность этой передачи. На сайте передачи приводится «Рейтинг популярности» за первый квартал 2011 года, в котором эта программа занимает третье место. А ведущая телепрограммы Лариса Гузеева вошла в top25 популярных телеведущих России по версии TNS Россия за 2010 год. Это позволяет нам говорить о том, что данная телепередача является одной из востребованных современным зрителем. Программа выходит на экран в прайм-тайм, что, безусловно, влияет на количество телезрителей.

Согласно исследованию «Досуг российской молодежи: динамика последних 10 лет» видно, что просмотр телепередач занимает далеко не последнее место в проведении свободного времени молодежи (66 %). Данная программа в основном и предназначена этому сегменту населения. Поэтому передача прямым образом влияет на создание и поддержание образа современной российской семьи.

Рассмотрим некоторые структурные компоненты телепрограммы.

Как и у любой другой программы, у «Давай поженимся!» имеется заставка, которая концентрировано, выражает идею передачи. Здесь мы видим мультиплицированных персонажей, что придает ролику неоднозначный смысл: это может интерпретироваться как знак игрового характера ситуаций, разворачивающихся в студии. Главным героем этой анимированной заставки является девушка, хотя в клипе и присутствуют молодые люди. Мужчины (их в заставке трое, как и претендентов на «руку и сердце» героя) на протяжении всего клипа стараются завоевать девушку. Это указывает на патриархальную составляющую идеи данной программы: здесь именно мужчина добивается девушки, но не наоборот. И каждый добивается ее по-своему. Один хочет покорить ее своими спортивными достижениями. Другой надеется на то, что она оценит его творчество. Последний же осыпает представительницу женского пола купюрами, что нельзя интерпретировать иначе, как фактическую покупку. В конце клипа показан земной шар, по которому бежит девушка и парень, причём это погоня мужчины за женщиной, но не наоборот. Всем своим видом девушка показывают, что не желает видеть этого молодого человека. Но парень настойчиво продолжает за ней следовать. Все это действие сопровождается сиреной, которая будто выражает чувства этой девушки. Данный сюжет имеет аналогию с животным миром. Это борьба за самку, попытка занять лидирующие позиции во всем, в том числе и в сфере отношений с противоположным полом.

Каждая популярная телепередача сегодня имеет свой сайт. Не является исключением и «Давай поженимся!». На её сайте мы находим следующее описание программы: Смысл этой популярной телепередачи заключается в том, что в каждом выпуске одному жениху или невесте предлагается сделать выбор из трёх претендентов на его руку и сердце. Все потенциальные кандидаты в мужья (жёны) соответствуют требованиям героя к своей «половинке». Претенденты видели фото героя на сайте Первого канала и из сотен других выбрали именно этого человека. Они готовы бороться за него, демонстрировать таланты и делать избраннику сюрпризы: удивлять танцами, пением, кулинарными шедеврами, лингвистическими познаниями и вообще всеми возможными способами. Герой (героиня) программы поочерёдно встречается с тремя невестами (женихами), а в финале программы делает выбор: с кем из них он хотел бы продолжить отношения? Кого из них он готов рассматривать как человека, «которому он когда-нибудь, возможно, скажет: "Давай поженимся!"» (цитируем стандартные слова ведущей из зачина и концовки телепередачи). «Все участники «Давай поженимся!» идут на программу, призвав себе на подмогу родных и близких, которые исполняют роль классических «сватов» и советчиков. У всех этих людей есть своё представление о том, кто нужен их близким в роли спутника жизни. Они активно помогают герою делать выбор - задают претендентам каверзные вопросы, придирчиво их изучают».

Следует обратить внимание на то, что некими «экспертами в личной жизни» героев выступают три ведущих, причем женщины. То есть фактически мужского взгляда на проблемы участников как бы не требуется. Мужчина не входит в круг «экспертов» данной программы. Под большим сомнением находится и компетентность данных «экспертов». Ведь профессиональных свах не существует в принципе. Поэтому, по сути, на программе происходит обмен субъективными мнениями по поводу конкретных ситуаций.

Обстановка в студии несет определенную смысловую нагрузку. Павильон для съемок оформлен в виде тихого тенистого дворика. Беседа женихов (невест) с претендентами проходит за большим прямоугольным столом, причем участники программы сидят на лавках, а ведущие занимают свои места за стульями. В студии обязательны цветы, что делает ее более красочной. А в комнатах претендентов стоят диваны, создающие домашнюю, расслабляющую обстановку. Все это выполнено в теплой цветовой гамме, целью которой является комфорт и спокойствие участников.

Таким образом, обстановка телепередачи создает у зрителя и участника ощущение «посиделки». Как во дворе: все собираются за столом и обсуждают своих соседей, рассказывают о своей жизни, делятся мнениями по поводу той или иной ситуации. «Дворовая» ассоциация с её непринуждённостью и спонтанностью коммуникации здесь очевидна.

 

Структура сайта телепрограммы «Давай поженимся»

 

Мы уже отмечали, что в настоящее время многие телевизионные программы имеют свои сайты, зайдя на которые каждый пользователь может узнать какую-то информацию об этой телепередаче. Информация, содержащаяся на сайте, безусловно, играет важную роль для анализа репрезентации семьи в передаче.

Сайт программы существует в рамках Первого канала в разделе «Телепроекты» и состоит из двенадцати страниц: «Главная», «Выпуски», «Герои», «Претенденты», «Знакомства», «Добрые дела», «Реплики», «Советы», «Видео», «Анкета», «Публикации», «Мнения».

Рассмотрим более подробно каждый из этих пунктов.

) «Главная».

Это «лицо» сайта. Здесь отображена основная информация о произошедших на программе событиях. С левого края размещён видео-ролик последнего выпуска программы. Вокруг него имеется краткая информация, излагающая основную суть. Чаще всего эта информация носит провокационный характер, что, несомненно, направлено на привлечение публики. Например: «Мужчин с прошлым не предлагать» или «Брюнетку мне, брюнетку».

Ниже располагаются «реплики» ведущих. Эти «реплики» можно разбить на несколько групп, в зависимости от их смысловой нагрузки:

а) реплики-советы.

Лариса Гузеева: «Запомните: никаких бывших! Бывшие - в бывшей жизни, всe»; она же: «Хотите, чтобы вас любили - откройте свою душу, попытайтесь сами полюбить»; Василиса Володина: «Чтобы влюбиться и строить пару, действуют три стимула - личностный, социальный и экономический. Чтобы пара была гармоничной, в идеале все три фактора должны сойтись, либо один из них должен зашкаливать»; Роза Сябитова: «Если вы любите не того мужчину, даже если вы будете пытаться не делать никаких ошибок в любви, всe равно ничего не построится. Ищите своего мужчину»; она же: «Мужчина, особенно успешный, не приходит к одинокой девушке. Мужчина приходит на очередь: пусть вокруг Вас будут поклонники. Видит очередь - хочу быть там, и при этом первым».

б) реплики-утверждения.

Лариса Гузеева: «Самодостаточный - это такой человек, которому хватает достатка только на самого себя»; она же: «Женщина готова на свободные отношения, когда боится снова пережить предательство и измену. Она заранее не хочет открывать свое сердце. Человек только от большого отчаянья ведет себя вызывающе. Есть патологически невезучие женщины, которые притягивают к себе очень плохих мужчин»; Роза Сябитова: «Заводятся тараканы, муж не заводится»; она же: «Есть такая категория мужчин, которая готова заскучать с любой женщиной»; Василиса Володина: «Классическая охотница предпочитает несвободных мужчин, и теряет интерес к мужчинам, как только они уходят к ней»; она же: «Мужчина может "холодно" реагировать на измены, если любит и хочет сохранить их отношения. Если такой человек полюбит, женщина многое приобретет в браке».

в) реплики-сравнения.

Роза Сябитова: «Чтобы понять, что такое обязательства и что такое вовлечeнность в отношениях, представьте яичницу с ветчиной. Курица посильно участвует, отдавая яйцо для яичницы, а вот свинья связана обязательствами, она отдала свою жизнь». Лариса Гузеева: «Отношения людей в браке - это практически каждый день подвиг Александра Матросова».

г) реплики-мнения

Лариса Гузеева: «В моeм понятии сильная женщина - это которая не выживает за счeт другого человека, не паразитка». Василиса Володина: «Чтобы общаться с мужчиной и полюбить его, мне, например, нужно, чтобы мужчина хорошо говорил на русском языке».

Разделив эти реплики на группы, мы видим, что хоть они и относятся к разным группам с разными характеристиками, каждая из этих реплик претендует на абсолютную истину, которую зритель должен таковой считать.

Просмотрев некоторый массив реплик, можно заметить, что многие из них противоречат друг другу, в чём мы усматриваем следствие противопоставления традиционного и современного типа семьи. Суммируем их характеристики:

Традиционный тип. Роза Сябитова: «Жена живет по тому образу, который формирует ей муж, а не переделывает тот уклад, в котором жил муж до нее. Либо подстраиваетесь под него, либо не живете вместе»;

Василиса Володина: «Когда женщина впереди себя толкает свою независимость, ей очень сложно обрести пару»;

Роза Сябитова: «Если вы всегда будете спорить, вы никогда не найдeте ни одного мужчину»;

Лариса Гузеева: «Всe должно быть поэтапно. Сначала - предложение и штамп в паспорте, сначала замуж, а потом всe остальное»;

Она же: «Сначала - ЗАГС, а потом друг друга узнавайте в быту, в радости, горести и веселье. Сначала нужно жениться».

Современный тип. Роза Сябитова: «Женщина должна обладать бойцовскими качествами, на которые мужчина будет возлагать надежды и опираться».

Василиса Володина: «У активных мужчин не требуйте серьезности и постоянства. Так не бывает».

Лариса Гузеева: «Ни одна женщина не поймет и не поддержит свободу в интимных отношениях».

Она же: «Не все истории должны заканчиваться браком. И не все истории, которые закончились браком - счастливые».

Из приведенных выше реплик вытекает вывод о том, что данная телепередача является одним из наглядных примеров «переходности семьи» в современном обществе. С одной стороны в телепередаче создается образ патриархальной семьи, где гражданские браки непозволительны; где муж является главным в семье и женщина зависит от него. С другой стороны, «эксперты» программы открыто говорят о подробностях личной жизни участников, публично обсуждают их бывших мужей и жен, парней и девушек, то есть фиксируют внимание аудитории на таких аспектах, которые в патриархальном обществе скрыты от чужих глаз, не являются достоянием публики. Неофициальность отношений не осуждается, а является нормой. Здесь же говорится о том, что именно женщина должна обладать бойцовскими качествами, что в патриархальной семье является прерогативой мужчины. Ряд «реплик» являются прямым следствием стереотипа о том, что множественные связи «активных мужчин» не осуждаются обществом и являются обычными для него.

На главной странице расположена краткая информация о программе - раздел «О проекте». Описание программы дополнено выходными данными (сайт, ведущие, координаты, время выхода программы и так далее). Внизу посетитель сайта может увидеть предыдущие выпуски, а также мнения, которые оставляют посетители сайта. Имеется также строка для поиска понравившегося кандидата. Присутствует и календарь. Скорее всего это нужно для того, чтобы показать, что программа идет в ногу со временем.

) «Выпуски».

Здесь выложены видеозаписи передач, вышедших в эфир с 23 июля 2008 года.

) «Герои».

Этот пункт описывает участников телепередачи, которые выступали в качестве «женихов» и «невест». Описание каждого «героя» подчинено определенному порядку:

·   история личной жизни;

·   сфера деятельности;

·   мечты, например: «Мечтает о высоком статусе», «Мечтает сняться в драматическом кино»;

·   пожелания по поводу спутника/спутницы.

) «Претенденты».

Данный пункт описывает претендентов на «руку и сердце» героев. Структура описания следующая:

·   сфера деятельности;

·   мечты;

·   предупреждение, например: «Предупреждает, что может потратить всю зарплату за один день» или «Предупреждает, что не поддается никакому давлению»;

·   пожелания по поводу избранника;

·   история личной жизни.

) «Знакомства».

Описание героев подчинено той же системе, что и в предыдущих пунктах. Вдобавок к этому каждому герою присвоен свой номер. Благодаря этому происходит некоторое обезличивание героев. Личностные характеристики из-за этой структуры не видны. Из программы в программу создается единообразная, унифицированная модель «жениха» и «невесты», что делает возможным воссоздать образ российской семьи, презентующийся в передаче.

) Акция «Добрые дела»

Здесь представлены анкеты 5 участников, которым нужна различного рода помощь: юридическая, материальная, духовная. Вот одна из таких анкет:

«Нейла, 31 год, № 1299

Акция Добрые дела: юридическая помощь и помощь детям.

Почти 5 лет квартира, принадлежащая Нейле по праву наследования, перепродается другим людям. Нейлу и ее сына-подростка пытаются лишить жилья. Помощи ждать неоткуда - с мужем разведена, «нужных связей» нет... Но обостренное чувство справедливости не дает ей замыкаться на своих проблемах - Нейла помогает обществу малообеспеченных и многодетных семей и фонду помощи детям больным онкологическими заболеваниями. Нейла просит о помощи своим подопечным - им нужны детские одежда и обувь, игрушки, памперсы и деньги. А сама мечтает о квалифицированной юридической помощи, чтоб вернуть себе и сыну крышу над головой».

Все эти пять анкет от девушек. Здесь не присутствует ни одного мужчины. Это, безусловно, является отражением патриархального уклада семьи. В такой семье женщина должна быть слабой, беспомощной и всегда зависеть от мужчины.

) «Реплики».

О них говорилось выше.

) «Советы».

В этом разделе даются советы по поводу выбора сюрприза, который претенденты должны преподнести при знакомстве с героем. Большинство советов адресовано женщинам, например: «Порадуйте мужчину», «Чем порадовать мужчину?», «Подарки для мужчины» и так далее. Это можно легко обнаружить, взяв первые 30 советов из числа предоставленных.

) Конкурсы для свадьбы от Розы Сябитовой («Кто родится: мальчик или девочка?», «Кто лидер в семье?»);

) Психологический тест;

) Сильные стороны;

) Неприличный подарок;

) Подарки для мужчины;

) Сюрпризы для мужчины;

) Первое свидание;

) Понравиться мужчине;

) Сюрприз для мужчины;

) Поразить мужчину;

) Подарок на первом свидании;

) Удивите мужчину;

) Что тебе подарить;

) Не причиняйте неудобств;

) Сюрпризы для мужчины;

) Для избранницы;

) Сюрприз для любимой;

) Телезрители любят Гузееву;

) Первое свидание;

) Конкурс талантов;

) Очаруйте мужчину;

) Подарки для мужчины;

) Первое свидание;

) Первое свидание;

) Порадуйте мужчину;

) Первое свидание;

) Как завоевать мужчину;

) Творческие сюрпризы;

) Чем порадовать мужчину?;

) Сюрпризы.

По названию можно увидеть, что 12 из них (а это 40%) предназначены мужчинам, а 2 женщинам (6,6%). Остальные 53,4% сюрпризов носят обобщенный характер. Фактически, целевым сегментом здесь является женщина. Именно она должна удивлять мужчину, дарить ему подарки, очаровывать его, а не наоборот. Например, «Если вы хотите сделать приятное для мужчины, порадуйте его, а не тестируйте», «Лучше не дарите карикатуры на него и подарки, которые его могут обидеть. Это может себе позволить только та, что знает его давно» или «Постарайтесь не ставить его в неловкое положение, заставляя в боксерских перчатках разворачивать конфеты».

Приведенные выше советы показывают нам современную сторону общества, отходя от патриархальных ценностей, правил, норм. Здесь женщина берет на себя функцию «завоевания и покорения мужчины», а он лишь принимает ее ухаживания. Подмена ролей, переход от традиции к современности еще раз говорит о промежуточном состоянии, в котором в настоящее время находится институт семьи.

) «Видеоархив».

  Представлены все видеозаписи телепередачи «Давай поженимся». Часть из них будет исследована с помощью контент-анализа в следующем параграфе курсового проекта.

10) «Анкета».

Играет немалую роль для данной работы. Здесь имеет смысл поместить список вопросов, представленных в анкете для потенциального участника телепередачи.

v Фамилия, имя, отчество

v Дата рождения

v Время рождения (если знаете)

v Место рождения

v Знак зодиака

v Где проживаете в настоящее время (страна, населенный пункт)?

v Сможете ли приехать на съемки в Москву?

v Адрес эл.почты (e-mail)

v Контактные телефоны

v Рост (см)

v Вес (кг)

v Какое у вас образование, что Вы закончили?

v Кем и где работаете?

v Какое у вас приданое (Чем вы готовы поделиться со своим будущим избранником)?

v Есть ли у вас дети и сколько им лет?

v Ваше хобби, увлечения, как проводите свободное время?

v Какие у вас вредные привычки и черты характера, которые вам самим не нравятся?

v Идеальная семья, какой она должна быть (сколько в ней детей, кто зарабатывает деньги, кто принимает решения, кто ведет хозяйство, как организован досуг и т.п.)

v О чем мечтаете (в материальном плане, в карьере, в личной жизни и т.п.)

v О чем Вы хотите предупредить своего будущего избранника, с чем ему придется смириться в браке и на какие компромиссы Вы готовы?

v Чем Вы гордитесь? Ваши достижения

v Кто будут Вашими сватами (желательно родственники)?

v Какой сюрприз, номер, сценку Вы покажете?

v Ваш женский (или мужской) идеал: возраст, рост, вес, цвет волос, характер, кем работает, чем увлекается, сколько зарабатывает и т.п.

v Что категорически не приемлете в женщинах (или в мужчинах)?

v История семьи: кто папа и мама, сколько лет вместе, какие отношения в семье, как встретились, почему разошлись, кто виноват в разводе, хотели бы такую семью, как у них?

v История любви: как, где и когда встретились, что почувствовали, как жили, когда наметился первый конфликт и на какой почве, почему и как развелись, сколько лет прожили вместе, сколько лет вы одиноки, жалеете ли о разводе, как, где и когда встретили новую любовь и т.д. ДЕТАЛИ!!!

Проведем небольшой анализ вопросов анкеты, представленных выше:

1) В анкете имеется стандартный набор вопросов, что позволяет выявить основные характеристики героя.

2) Важным при подборе героев по-нашему мнению является наличие детей. Этот вопрос позволяет выявить отношение претендента к наличию детей из других браков его будущей спутницы. И эта характеристика будет отражать состояние российской семьи. А именно присутствие в ней элементов патриархальной и традиционной семьи.

)   Присутствие такого вопроса как: «Какое у вас приданое?» сообщает о том, что программа ориентирована на патриархальные ценности. Ведь именно в такой семье главным было не взаимное желание вступить друг с другом в брак, а материальное благосостояние, так называемое приданое.

)   Важным для современного типа семьи является тождественность интересов супругов: их хобби, увлечений. Следовательно, этот вопрос играет важную роль в анкете.

5) К образу патриархальной семьи нас отсылает так же вопрос о сватах. В скобках здесь указано, что в этой роли желательны родственники. Ведь именно они составляли основу семьи патриархальной. Друзья были не столь важны.

6) История семьи и история любви - 2 вопроса, являющихся показателями современного типа семьи. Это те сферы, которые в патриархальной семье не обсуждаются с чужими людьми. Здесь можно вспомнить русскую пословицу: «Не выноси сор из избы». В современной же семьи стало нормальным гласное обсуждение прошлого опыта.

) «Публикации».

Информация, предоставленная в этом разделе не совсем понятна. Здесь нет четкого критерия ее выделения. В основном это дни недели с предоставленным видео и кратким содержанием. Некоторые из этих роликов даже не относятся к данной телепередаче, а лишь являются проектами Первого канала.

) «Мнения».

Каждый, кто зашел на этот сайт, может оставить здесь свой комментарий. В основном это обсуждение участников программы, ведущих; недовольства по поводу неизвестности судьбы сложившихся пар и так далее.

Рассмотрев все 12 разделов на сайте программы, сделаем некоторые выводы:

)Образ семьи в телепередаче нельзя отнести ни к традиционному типу семьи, ни к современному типу семьи. Присутствие составляющих данных типов доказывает это;

) Признаками патриархального типа семьи можно назвать:

присутствие сватов на программе;

реплики ведущих о том, что муж занимает в семье позицию лидера, что не могут иметь места гражданские браки;

изображение женщины как слабого, беспомощного существа, находящегося в поисках поддержки (Акция «Добрые дела»).

) Признаками современного типа семьи можно назвать:

обсуждение личного опыта героев;

советы по завоеванию противоположного пола, в большей степени, предназначенные для женщин;

реплики ведущих о необходимости наличия бойцовских качеств у женщины.

Для реконструкции образа современной российской семьи перейдем к контент-анализу телепередачи.

 

Контент-анализ выпусков

 

Контент-анализ представляет собой перевод в количественные показатели массовой информации (текстовой, аудиовизуальной, цифровой) с последующей статистической ее обработкой. Его особенность заключается в применении статистических процедур для анализа однотипных текстов. Другими словами контент-анализ - это количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Данный метод более в<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...