Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аспекты языка, входящие в культуру речи




Установочная лекция: Понятие культуры речи

Что такое хорошая речь?

Как это ни парадоксально, дать определение хорошей речи не так просто. С одной стороны, представление о том, что такое хорошая речь, исторически изменчиво. Каждому ясно, что в XX веке не может быть признана хорошей та речь, которая была образцовой не только для XVIII, но и для первой половины XIX века, даже если мы читаем тексты «создателя современного русского языка», каковым по праву считается А. С. Пушкин. (См., <...> странное молчание царствовало в сей толпе; ...за коими находилось несколько шалашей; ...обе обрадовались ей как находке и положили исполнить ее непременно).

Из этих примеров можно сделать вывод о том, что в качестве хорошей не может восприниматься речь несовременная.

С другой стороны, представление о хорошей речи, ее эталоне обусловлено социально, а иногда и территориально. Различны представления о хорошей речи у разных поколений, которые по-разному относятся к жаргону, ты-общению, именованию людей без отчества. Одна и та же речь будет восприниматься по-разному с точки зрения оценки ее качества человеком старым, среднего возраста и молодым. Следовательно, оценка речи как хорошей зависит от социальных характеристик говорящих, в том числе от их возраста.

Совершенно очевидно, с третьей стороны, что не может быть одинакова речь письменная и устная, монологическая и диалогическая, речь в условиях публичного или массового и в условиях неофициального общения и т. д. Отсюда зависимость оценки речи от функционально-стилевой принадлежности, формы (устная / письменная) и условий ее осуществления.

Е. Н. Ширяев [Ширяев 1991; 1996; 1998; 2000] дал очень емкое определение культуры речи: «Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач». Таким образом, понятие культуры речи смыкается с представлением о речевой эффективности.

Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, определяется уровнем владения культурой речи. Это своеобразная характеристика профессиональной пригодности людей самых различных специальностей: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, журналистов, менеджеров. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности, роду занятий связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, учит, оказывает людям различные услуги. Вот почему в школах, лицеях, колледжах стали преподавать культуру речи, риторику, ораторское искусство, речевую коммуникацию.

Выводы: Основными требованиями к хорошей речи являются:

1. Хорошая речь должна быть современной.

2. В хорошей речи учитываются отношения между участниками общения – коммуникаторами, характер и свойства адресата речи. Жаргонизмы в речи молодежи и в речи людей солидного возраста, в неофициальном и в официальном общении не могут оцениваться одинаково. Однако нельзя как хорошую оценивать речь любых адресантов и в любых условиях, если жаргон полностью вытеснил в данном дискурсе литературную лексику.

3. Следовательно, критерием если не хорошей в полном смысле этого слова, то хотя бы допустимой речи должны быть, с одной стороны, степень ее литературности (возможны отклонения, но не отсутствие литературных средств общения), а, с другой стороны, степень целесообразностииспользования тех или иных языковых средств. Язык располагает большим арсеналом средств. Главнейшее требование к хорошему тексту таково: из всех языковых средств для создания определенного текста должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленные задачи общения, или коммуникативные задачи. Хорошая это речь или плохая, нельзя решать вне знания ситуации ее осуществления, целей и задач говорящего. Хорошая речь всегда соответствует основным коммуникативным качествам.

4. Правильность речи – необходимое, но недостаточное качество для того, чтобы считать речь хорошей.

5. Хорошая речь всегда соответствует функциональной разновидности литературного языка, которая выбирается в зависимости от сферы общения и речевой ситуации.

Всего существует 5 функциональных стилей литературного языка, из которых 4 книжных – официально-деловой, публицистический, научный и стиль художественной литературы – и один – обиходно-разговорный. Основными разновидностями нелитературного языка являются диалекты, жаргоны и просторечие. Используются 2 формы речи – устная и письменная.

6. Стили и формы языка должны соответствовать не только этическим нормам поведения, но и национальным традициям общения.

 

Аспекты языка, входящие в культуру речи

 

· Нормативный – соблюдение действующих норм и правил языка:

ü в лексике (сочетаемость слов),

ü в орфографии (правописание),

ü в орфоэпии (правильное ударение и произношение в устной речи),

ü в пунктуации (правильная расстановка знаков препинания),

ü в грамматике (в грамматику входят 3 раздела языка: словообразование, морфология – принадлежность слов к частям речи, соответствие грамматических характеристик – падежа, рода, числа, наклонения, вида и залога у глаголов, разряда у прилагательных и числительных литературной норме, синтаксис – управление, согласование в словосочетании и предложении).

· Этический – соблюдение речевого этикета, в первую очередь, норм вежливости (употребление этикетных формул вежливости – устойчивых выражений) – и умение проявлять речевой такт – не задевать достоинство собеседника, не обижать его, употребляя слишком прямые или грубые выражения, задавая бестактные вопросы. Вежливость – более широкое понятие, чем такт. Такт – одна из составляющих вежливости. Но, в отличие от вежливости, которая имеет формальные показатели/измерения, такт часто проявляется не столько в речевых конструкциях, сколько в умении промолчать, не сказать лишнего. Поэтому такту труднее научить, чем формальным нормам вежливости.

 

· Коммуникативный – культура владения функциональными стилями языка (в том числе умение не смешивать разные функциональные стили в рамках одного текста); направленность речи говорящего на собеседника, в том числе учет цели общения, речевой ситуации и особенностей собеседника (его интересов, степени осведомленности в теме/предмете общения); умение выбрать из числа языковых средств такие, которые с максимальной эффективностью выполняют задачи общения, поставленные в конкретной ситуации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...