Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Живопись Древней Руси

ДОКЛАД

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ИСТОРИЯ РОСИИИ

НА ТЕМУ: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

 

ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 1 КУРСА

МАТВЕЕВА ЕКАТЕРИНА

ПРОВЕРИЛ: ЯНЧЕНКО ДЕНИС ГЕННАДЬЕВИЧ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Древнерусская литература………………………………………………………...4

Живопись Древней Руси…………………………………………………………...5

Древнерусская архитектура………………………………………………………..6

Древнерусская музыка……………………………………………………………...7

Заключение………………………………………………………………………….8

Список литературы…………………………………………………………………8


 

Введение

Культура любой нации на любом этапе ее развития включает в себя массу различных проявлений. Это и культура поведения людей в обществе, и культура восприятия ценностей, и творчество отдельных писателей и музыкантов, и многое другое. Однако, с точки зрения изучения исторического наследия, наибольший интерес представляет анализ таких проявлений культуры, как архитектура, живопись, музыка и литература. Именно они, как результат творческой деятельности представителей наций и поколений, способны в наибольшей мере донести до наших современников дух рассматриваемой эпохи и нации.

Прежде, чем перейти к рассмотрению особенностей отдельных направлений культуры Древней Руси, следует отметить, что русская культура уходит своими корнями в глубокую древность. Она начала формироваться в V—VII в., в период, когда в результате Великого переселения народов славяне разделились на восточных, южных и западных. Наши предки, восточные славяне, являются создателями замечательных мифов, былин, сказаний, оказавших влияние на развитие культуры Древней Руси. “Восточнославянские мифы нашли продолжение в русских народных сказках. Это и волшебные истории про Мать – Сыру Землю, дающую богатырскую силу, и про чудодейственную живую и мертвую воду”. Большое значение для развития культуры в тот период имело то, что славяне были язычниками, они поклонялись природным силам, верили в существование множества богов.

Принятие христианства в 988 году способствовало обогащению культуры Древней Руси. Она переняла многие черты византийской культуры. В Киеве был построен первый каменный храм Успения Богородицы (Десятинная церковь), начала распространяться грамотность, с христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма, фресковая живопись, появилось летописание, иконопись.

Несмотря на активное влияние Византии, древнерусская культура не утратила исконно-русских черт, в чем можно убедиться, обратившись к археологическим памятникам. Ювелирные изделия, предметы быта, мебель «пронизаны поэзией мифологических образов». Не смотря на влияние Запада, в культуре Древней Руси продолжали сохраняться элементы язычества и в форме храмов, например, Десятинной церкви, построенной уже после принятия христианства, была присуща пирамидальность, унаследованная с языческих времен.

Таким образом, на становление древнерусской культуры оказали влияние как наследие восточнославянских племен, так и достижения Византии. В культуре Древней Руси удивительным образом сочетаются народные языческие мотивы и христианская традиция.

 


Древнерусская литература

Древнерусская литература является тем прочным фундаментом, на котором возводится величественное здание национальной русской художественной культуры XVIII-XX вв. В ее основе лежат высокие нравственные идеалы, вера в человека, в его возможности безграничного нравственного совершенствования.

Не зная истории древнерусской литературы, мы не поймем всей глубины творчества А. С. Пушкина, духовной сущности творчества Н. В. Гоголя, нравственных исканий Л. Н. Толстого, философской глубины Ф. М. Достоевского, своеобразия русского символизма, словесных исканий футуристов.

Русская средневековая литература является начальным этапом развития русской литературы. Ее возникновение тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства. Подчиненная политическим задачам укрепления основ феодального строя, она по-своему отразила различные периоды развития общественных и социальных отношений на Руси XI-XVII вв. Древнерусская литература - это литература формирующейся великорусской народности, постепенно складывающейся в нацию.

Назначением древнерусской книжности было изображение и постижение божественного мира. Идеи, мотивы и образный строй древнерусских памятников соотнесены с Библией. Писатели не обращались к любовным сюжетам, не создавали вымышленных героев, также отсутствовали светские жанры, характерные для Европы. «Литературные произведения рассказывали либо о греховной «блудной страсти», ведущей к гибели душ, либо о добродетельном христианском браке». Основными жанрами литературы были летописи, жития и воинские повести. Для средневековой литературы было характерно следование канонам, одной из особенностей литературы этого времени является отсутствие комических, пародийных произведений, что объясняется негативным отношением православной церкви к смеху и веселью.

Характерной особенностью нашей древней литературы является анонимность ее произведений. Это было следствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо реже) в заглавии произведения.

Героями древнерусской литературы являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Историзм древнерусской литературы носит специфически средневековый характер. Ход и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, волей провидения. Героями произведений являются князья, правители государства, стоящие наверху иерархической лестницы феодального общества. Однако, отбросив религиозную оболочку, современный читатель без труда обнаруживает ту живую историческую действительность, подлинным творцом которой был русский народ.

Первое сохранившееся произведение древнерусской литературы - «Слово о Законе и Благодати. Его создатель - Илларион, митрополит Киевский. «Слово» написано в жанре «торжественного церковного красноречия», это произведение прославляет Русскую землю.

К XI- XII векам относится создание первых русских летописей. В XII столетии монахом Киево-Печерского монастыря, Нестором, была написана «Повесть временных лет», самая известная летопись в истории нашей страны. В летописях исторические события излагаются последовательно, по погодичному принципу. Летописи представляют собой «открытый» жанр, в них может повествоваться о жизни святых, рассказываться о сражениях. Летописцы были безразличны к отдаленным причинам событий, к связям между ними, что приводило к тому, что «погодичный принцип» господствовал над связностью и единством текста.

Особое место в литературе XI – XII веков занимает «Поучение Владимира Мономаха». Центральная идея «Поучения» состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит «сию граматицю» строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами. «Поучение» выходит за узкие рамки семейного завещания и приобретает большое общественное значение.

 

Живопись Древней Руси

В Древней Руси на протяжении целого ряда веков существовала только церковная живопись. Создать или усилить молитвенное настроение у присутствующего в храме верующего, заставить его забыть все земное и устремиться мыслью к небесному было основной задачей церковной живописи во все времена ее существования.

В ряду изобразительных искусств первое место принадлежало монументальной живописи – мозаике и фреске. Мозаикой, исполненной греческими мастерами и их русскими учениками, были украшены главные части интерьера Киевской Софии. Язык мозаик прост и лаконичен, формы архаичны, жесты условны, складки одежд образуют орнаментальный рисунок. Яркие цветовые пятна создают единое гармоническое звучание. Среди многочисленных фресок Софийского собора имеются и светские росписи: изображения князя Ярослава Мудрого, его сыновей и дочерей, а также сцены охоты на волка, медведя, барса, фигуры скоморохов, музыкантов и другие. Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря несут черты, свидетельствующие об изменении художественных воззрений. Фигуры апостолов переданы в сложных ракурсах, движения свободнее. Меняется выразительный язык мозаик: большее значение придается теперь линии, контуру, иначе строится форма. В Новгородской Софии фигуры пророков в куполе торжественно-спокойные, с огромными печальными глазами, исполнены в лучших киевских традициях.

Иконопись пришла в изобразительное искусство Руси вместе с принятием христианства, что свидетельствует о том, что в основе русской иконописи лежала византийская традиция. Однако, несмотря на преклонения перед византийскими преданиями, русская иконопись самобытна. Самобытность русской иконописи заключается, прежде всего, в глубоком соответствии ее произведений тем целям, которым она должна была служить, в развитом до утонченности чувстве декоративности и в умении ее мастеров создавать новые иконные композиции, не отступая в то же время от завещанных традиций. В XI веке было создано множество икон. Известно имя мастера, считающегося первым русским иконописцем, его звали Алимпий. Он писал иконы для очень многих людей, в том числе и для киевской знати. Его искусство было хорошо известно киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Согласно церковному преданию, Алимпию приписывалась икона Божией Матери, хранившаяся в ростовском Успенском соборе. В литературе также высказывалось предположение, согласно которому Алимпий вместе с греческими мастерами участвовал в создании мозаик киевского Михайловского Златоверхого монастыря (1108—1113).

Особый раздел древнерусской живописи – искусство миниатюры рукописных книг. Написанные на пергаменте книги украшались миниатюрами, заставками и инициалами. Краски миниатюр, изображающих евангелистов, яркие, наложены плоскостно, фигуры и складки одежд прочерчены золотыми линиями. В миниатюрах рукописей того времени имеются портретные изображения: великокняжеская семья в «Изборнике Святослава»(1073 г.).

 

Архитектура

Вся история домонгольской Руси отмечена стремительным развитием зодчества. Строили деревянные и каменные храмы, избы, грандиозные оборонительные стены на насыпных валах, деревянные мостовые, мосты через реки, богатые хоромы и терема знати, гридницы (большие помещения для пиров и собраний княжеских воинов). Предполагают, что они были ярко раскрашены, с затейливыми кровлями, сложными резными украшениями.

Особый же интерес представляет храмовое строительство. Православный храм мыслился кораблем, он олицетворял связь мира земного с миром небесным. Поскольку храм является свидетельством красоты и величия рая его убранство должно быть ярким, богатым и красивым. Изображения Христа на фресках и иконах означает и пребывание Бога на небе со святыми, и Его присутствие среди нас.

Первые храмы Киевской Руси отличались большими размерами, богатством убранства, строились по приказу князя и предназначались для службы главы Русской церкви – митрополита. Поэтому данный жанр в храмовом зодчестве историки архитектуры, например Вагнер, называют государственно-соборным, или метрополичьим жанром.

Олицетворением политического и культурного единства земель Киевской Руси должна была прослужить практически одновременная закладка трех Софийских соборов – в Киеве, Новгороде и Полоцке. Понятие «София» в это время воспринималось как символ света христианского учения. Софийские храмы на Руси в образной знаменовали победу над язычеством. Но Ярослав Мудрый, не желая зависимости от византийской церкви, стремился к тому, чтобы русские соборы не повторяли облик Софии Константинопольской. Киевская София отличалась целым рядом особенностей, позволяющих судить о становлении «русской школы» архитектуры: многоглавие, общая пирамидальная композиция свидетельствовали об изменении Образа Мира, который приобретал строго иерархическую структуру. Строителями Софийского собора были константино­польские мастера. Кроме общеисторических соображений об этом свидетельствуют и использованные в здании ти­пично византийские строительно-технические и худо­жественные приемы. Однако сравнение Софийского собора с одновременными ему византийскими памятниками показывает, что прямых аналогий ему ни в Константи­нополе, ни в других византийских городах нет. Визан­тийские храмы того времени, как правило, небольшие, трехнефные, одноглавые, тогда как киевский Софийский собор имеет огромные размеры, он пятинефный и многоглавый. Различия эти объясняются тем, что киевский собор должен был стать главным храмом сложив­шегося на Руси мощного раннефеодального государства, и естественно, что ему хотели придать грандиозность. Храм должен был вмещать большое количество людей, служить основным городским храмом. В Византии к дан­ному времени процесс развития феодальных отношений

Церковь Покрова на Нерли является одним из наиболее выдающихся шедевров не только древнерусской, но и мировой архитектуры. В церкви Покрова сложная профилировка и далеко вынесенные по диаго­нали тонкие колонки угловых пилястр придают зданию настолько значительную пластику, что храм кажется почти скульптурным произведением. Богатая декоративная резьба порталов, рельефы, размещенные в верхней части здания, еще усиливают этот скульптурный характер. Для церкви характерно удивительное совершен­ство форм и пропорций

XI–XII века – время бурного храмового строительства на Руси. Киев становится главным художественным центром, влияние киевской художественной школы прослеживается во всех городах. Особого расцвета Киев достигает при Ярославе Мудром, превращается в один из крупнейших городов Европы, соперничает с Константинополем. По до­шедшим свидетельствам, здесь было построено около четырехсот церквей, восемь рынков, Золотые ворота – парадный въезд в сто­лицу Древней Руси. Совершенно заслуженно мудрого князя называли, подобно византийским правителям, царем, о чем свиде­тельствует надпись XI в. на стене Софийского собора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...