III. Повседневная Культура античного мира
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Российский государственный университет имени Иммануила Канта Исторический факультет
«Согласовано»«Утверждаю» Декан исторического факультета Начальник учебного управления к.и.н., доц.________В.И. Гальцов к. пед. н., доцент Т.А. Кузнецова «___»__________________2010 г. «___»__________________2010 г. Культура повседневности Рабочая учебная программа для студентов 3-4 курсов специальности: 020600 «Культурология» Программа составлена на основе типовой доц. докт. искусствоведения, проф. кафедры философии Шамардиной Н.В.
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры философии (протокол № 1 от «» 2010 г.) Зав. кафедрой______________________ проф. Брюшинкин В.Н.
Программа одобрена методическим советом исторического факультета Протокол №__ От «___»___________2010 г. Председатель методического совета к.и.н., доцент Забоенкова А.С.
Менеджер ООП к.и.н., доцент Маслов В.Н.
Пояснительная записка
Шамардина Наталья Владимировна, доктор искусствоведения, доцент, стаж работы в системе высшего образования 17 лет. Основное место работы – кафедра философии и культурологии КГТУ. Область научных интересов: история и теория культуры и искусства, художественная жизнь позднесредневекового и современного города, формирование личности и образование художника. По данным проблемам опубликовано более 100 научных и 8 учебно-методических работ. 1. Шамардина Н.В. Художественное образование в Кёнигсберге: заметки об Академии и академизме. - Образование и сервис: Теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей, исследований, материалов конференции. Калининград, 2008. (С. 56-62) 2. Шамардина Н.В. Художественная жизнь Калининграда: российский контекст. - Калининград: история в искусстве. Арт-факт: 1946-2006. Калининград: Пикторика, 2008. (С. 10-38)
3. Шамардина Н.В. Федор Сенькович – художник переходной эпохи. Монография. Калининград: Изд-во КГТУ, 2008.
Статус дисциплины в основной образовательной программе. «Культура повседневности» относится к числу обязательных общепрофессиональных дисциплин федерального компонента (ОПД.Ф.02), изучение которых предусмотрено основной образовательной программой подготовки культуролога. «Культура повседневности» читается студентам очного отделения специальности 020600 «Культурология» исторического факультета два семестра в процессе обучения на III и IV курсах.
Место и роль дисциплины в системе других дисциплин учебного плана. Курс «Культура повседневности» дает теоретическую основу и значительный эмпирический материал для освоения дисциплин, изучаемых в соответствии с учебным планом по специальности «Культурология». Новый концептуально-методологический ракурс представлений о культуре находит параллели в новейших исследованиях философов («жизненный мир» в феноменологии), историков (микроистория XX века) и социологов, и должен способствовать формированию современного представления о бытии культуры. При разработке программы использованы научные разработки и опыт исследователей и педагогов разных специализаций: культурологов, философов, социологов, историков и др. Требования к начальной подготовке, необходимой для успешного изучения дисциплины. Дисциплина «Культура повседневности» опирается на знания, полученные студентами при изучении школьных курсов истории, литературы и мировой художественной культуры. У спешное освоение курса «Культура повседневности» предполагает знание студентами материала дисциплин и курсов, изучаемых в соответствии с учебным планом по специальности 020600 «Культурология» (история, культурология, культурная антропология, теория культуры, теория и история искусств, социология, философия).
Цель курса:
· · Задачи курса состоят в том, чтобы: · дать представление об объеме и специфике предмета культуры повседневности · ознакомить с концепциями предмета культуры повседневности; · раскрыть диалогические отношения культуры повседневности со специализированными разновидностями культуры (религией, философией, наукой, искусством, политикой, моралью и т. д.); · показать различие культуры повседневности в разных типах культур; · дать представление о типологических особенностях отечественной культуры повседневности; · представить особенности работы с источниками при изучении культуры повседневности; · При преподавании дисциплины учитываются современные требования к гуманитарной подготовке специалиста. Перечень профессиональных компетенций, которые должен получить студент в результате обучения 1. Концептуальные (теоретические) компетенции:
2. Технологические (практические): · уметь использовать специальные знания для анализа современных процессов в культуре повседневности; · сформировать личную позицию по отношению к проблемам взаимодействия повседневной культуры и человека. · способность использовать в исследовательской и практической деятельности современных технологий.
При разработке программы использованы научные разработки и опыт исследователей и педагогов разных специализаций: культурологов, философов, искусствоведов, историков и др. Тематический план
Семестры
Общая трудоёмкость дисциплины 300 6, 7 Аудиторные занятия 136 Лекции 68 Семинары 68 Самостоятельная работа 150 Содержание дисциплины I. Введение в культуру повседневности Понятие культуры повседневности и его составляющих. Объем и специфика предмета культуры повседневности.Современные представления о соотношении высокой, народной, массовой культуры, их взаимодействии и взаимозависимости.Роль культуры повседневности в исследовании современных социокультурных процессов. Формы взаимодействия человека и природы в истории культуры.Природные, исторические, экономические, социальные факторы формирования и динамики повседневной культуры в традиционных обществах Востока, в античном мире, в европейском средневековье, Новое и Новейшее время. Особенности частной жизни и быта в различные культурно-исторические эпохи.Гендерные аспекты культуры повседневности.Многообразие и специфика номенклатуры предметов повседневной культуры в локально-историческом контексте.Соотношение и взаимодействие культуры повседневности с народной культурой и массовой культурой.Приемы и процедуры исследования коллективных представлений, образов, символов, ритуалов.
Структуры повседневности — материальные феномены бытия. (Бродель). Повседневная жизнь — категория историко-психологическая, система знаков, текст. (Лотман). Культура повседневности как вариант социальной истории. Способы существования человека в различной экологической среде. Источники изучения культуры повседневности. Подходы и методы изучения культуры повседневности и микроистории. Понятие ментальности (коллективного сознания) в современном гуманитарном знании, его значение для изучения истории культуры повседневности. Характеристика основных школ и концепций изучения ментальностей и коллективного поведения в контексте истории культуры повседневности. Дом и поселение как пространства повседневности. Геометрия социального пространства. Тело человекав контексте социокультурного пространства. Культурно-семиотическая значимость человеческой телесности. Время повседневности, егоуровни: природно-космический, природно-биологический, культурный (календарный). Вещь в повседневной жизни. Прагматическая и непрагматическая функции вещи. Семиотика вещи. Костюм. Интерьер. Вещь в пространстве города. Тенденция ускорения темпоритма повседневности и ее социокультурные последствия.
II. МАТЕРИАЛЬНАЯ Культура ранних цивилизаций. Материальные остатки жизнедеятельности людей, их типология и методы изучения в археологии.Общие черты и характерные особенности жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров. Природные, исторические, экономические, социальные факторы формирования и динамики повседневной культуры в традиционных обществах Востока. Египет: дома; производство продуктов питания, предметов быта. Женщины и семейная жизнь.Костюм египтян эпох Древнего, Среднего и Нового царства. Парики. Туалетные принадлежности и косметика. Ювелирные украшения. Приемы, музыка и танцы. Игры. Игрушки. Домашние и экзотические животные. Сходство и различия в культуре повседневности Древнего Египта и Месопотамии. Китай: труд и церемонии. Праздники. III. Повседневная Культура античного мира Периодизация культуры Древней Греции. Полис, как система восприятия пространства. Олимпийские игры и другие состязания в жизни Древней Греции. Театр как зрелище. Дома, одежда, быт древних греков. Научные открытия и изобретения эпохи эллинизма. Римская цивилизация и культура повседневности. Быт и нравы римлян. Инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты. Особенности быта и нравов позднего Рима.
IV. Материальная культура восточного средневековья. Основные черты средневековой культуры стран Востока. Китай: технические изобретения. Традиционные китайские праздники. Обычаи и обряды в Китае. Китайская кухня - важный компонент китайской цивилизации. Фарфор. Лаковые изделия. Японский дом. Татами, фусума, такэнома - структурные элементы национального японского жилища. Мебель японского дома. Значение икебаны в жизни японцев. Японский сад. Этикет чайной церемонии. Традиционная одежда японцев. Сён-Сенагон о придворной жизни императора. Традиционная японская архитектура. Искусство пейзажного сада. Этика самураев.
Особенности мусульманской бытовой культуры. Шариат и нормы повседневной жизни. Музыка в исламе. Мавританский стиль.
V. Культура повседневности европейского средневековья Периодизация средневековой культуры. Рыцарство как культурный феномен. Куртуазная рыцарская культуры. Средневековый город. Особенности цеховой организации ремесла и торговли. Одежда, стол и быт горожан. Культура труда и развлечений. Суеверия. Алхимия. Устройство университетов, повседневная жизнь студентов. Влияние крестовых походов на особенности быта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|