Задачи и методы исследования
Задача нашего исследования состояла в определении психологической специфики деятельности российских женщин-пользователей Интернета. Исследование проводилось в рамках психологического изучения сообщества пользователей глобальных компьютерных сетей в России, проводимого с 1992 года. В исследовании применялись такие методы, как интервью, компьютеризированный опрос, наблюдение, анализ документов. На первом этапе исследования в проведенном посредством электронной почты опросе участвовали 486 респондентов, из них 39 женщин. Полученные результаты опроса мужчин и женщин-пользователей сравнивались между собой. На втором этапе исследования был разработан специальный опросник, предназначенный для женщин-пользователей. Опросник был разослан персонально женщинам, принявшим участие в первом этапе опроса. Было получено 13 ответов. Результаты исследования Результаты первого этапа исследования Сравнение ответов женщин и мужчин-пользователей Интернета. Социально-демографические параметры Число женщин-респондентов составило лишь 8% от общего числа ответивших на опросник, что говорит о малой представленности женщин среди российских пользователей Интернета. Основную часть женщин-пользователей составляют научные работники и преподаватели (25%), программисты (21%), учащиеся (19%) и служащие коммерческих организаций (18%). 49% опрошенных женщин имеют стаж работы в Интернете от полутора до трех лет. Профессиональный состав женского контингента опрошенных существенно отличается от мужского. Среди них меньше сетевиков (14% женщин и 29% мужчин), программистов (21% и 47%), электронщиков (4% и 16%), бизнесменов (2% и 12%). Зато среди женщин больше научных работников и преподавателей (25% и 17%).
Контингент женщин-пользователей Интернета несколько старше по возрасту, чем мужской. У мужчин средний возраст респондентов находится в диапазоне 21-25 лет, а у женщин - 26-30 лет. Психологические параметры Интересы пользователей изучались на основе предпочитаемых ими телеконференций. Оказалось, что женщины реже, чем мужчины, подписываются на коммерческие и программистские телеконференции (40% и 65% соответственно). Чаще - на телеконференции по искусству, литературе, культуре и религии (41% и 28%). Женщины меньше интересуются информацией о науке (19% и 25%), об информатике и вычислительной технике (35% и 54%). Зато они вдвое чаще (32% и 16%) интересуются информацией по образованию. Мотивы и потребности пользователей. Женщины чаще, чем мужчины, отмечали наличие мотива интеллектуальной и творческой самореализации (65% женщин и 51% мужчин), мотива рекреации (47% и 38%), мотива преодоления коммуникативного дефицита (40% и 25%). У женщин менее выражена: мотивация самоутверждения и аффилиации (21% и 30%). Оценка влияния Интернета на личность пользователя. Женщины чаще отмечают важность игры и импровизации при работе в Интернете (58% мужчин и 43% женщин). Они вынуждены более активно пополнять свои знания при работе в Интернете (65% и 55%). Женщины считают, что Интернет способствует развитию личности (51% и 40%). Как и при анализе мотивации, эти результаты показывают, что для женщин более важен развивающий компонент работы в Интернете. Это развитие носит комплексный характер и касается коммуникативной, интеллектуальной и личностной сферы. Менее актуален для женщин по сравнению с мужчинами аспект, связанный с прагматической, деловой (информационной, карьерной) сферой взаимодействия. Влияние Интернета на круг общения. Женщины высоко оценивают влияние Интернета на характер общения.Женщины более часто, чем мужчины, находят с помощью Интернета:
хороших товарищей (44% мужчин и 31 % женщин), знакомых в разных странах (47% и 38%), людей, с которыми приятно встретиться (32% и 21 %), полезные знакомства (51% и 41 %). Женщины, таким образом, считают коммуникативные последствия работы в Интернете более существенными для себя, чем мужчины. Хотя различия в оценке негативных последствий работы в Интернете (наличие назойливых клиентов, ненужных контактов) между мужчинами и женщинами не достигают значимой величины, наблюдается тенденция меньшей выраженности негативной оценки последствий коммуникации в Интернете у женщин по сравнению с мужчинами. Итоги первого этапа исследования Таким образом, опрос показал, что женщины-пользователи Интернета отличаются от мужчин по социально-демографическими и психологическим характеристикам. Эти особенности касаются возрастного состава и профессиональной принадлежности, характера используемой информации, общей структуры интересов. Показано, что для женщин более свойственен интерес к информации об образовании, культуре. Они меньше, чем мужчины, интересуются информацией технического и научного характера. Получены заметные различия в мотивации женщин и мужчин-пользователей Интернета. У женщин более важное место занимают мотивы творческой самореализации, отдыха и коммуникативные мотивы, т.е. мотивы, прямо не связанные с деловой профессиональной сферой использования Интернета. Можно предположить, что работа женщин в Интернете имеет довольно сильный компенсационный аспект. Она восполняет недостаток творческого высококультурного общения, ощущаемого в обыденной жизни. Для женщин Интернет имеет более существенные личностные и коммуникативные последствия, чем для мужчин. Женщины отмечают, что Интернет способствует личностному, коммуникативному и познавательному развитию человека. Менее актуальны для них чисто деловые и утилитарные аспекты работы в сети. Коммуникативные последствия работы в Интернете для женщин не только более существенны, но и более позитивны, чем для мужчин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|