Часть психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека – неосознаваемые процессы (бессознательное).
Все неосознаваемые процессы делятся на 3 класса:
1.неосознаваемые механизмы сознательных действий:
·неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Одни процессы из них никогда не осознавались (первичные автоматизмы – сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба и др.), а другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании (автоматизированные действия или навыки);
·неосознаваемые установки – (Д.Н.Узнадзе) готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. (моторная, умственная, перцептивная);
·неосознаваемое сопровождение сознательных действий – непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека.
2.неосознаваемые побудители сознательных действий (З. Фрейд): Теория бессознательного Фрейда – к категории сознания относится все, что осознается и контролируется человеком; к области предсознания - скрытые, или латентные, знания; область бессознательного обладает совершенно другими свойствами:
·содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна.
·информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснение и сопротивление.
Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное (либидо). Но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживания вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Тем не менее они периодически прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы).
3.надсознательные процессы («интуиция») – процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы.
Характеристики:
·субъект не знает того конечного решения или итога, к которому приведет надсознательный процесс;
·не знаем, в какой момент надсознательные процессы прекращаются, потому что они завершаются внезапно, но надсознательные процессы осуществляются только на основе фундаментальных знаний, по той или иной проблеме.
Процедуры познания неосознаваемых психических процессов: иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены. Можно получить при анализе динамики формирования навыков, а также при изучении информации, получаемой исследователем от разнообразных физиологических индикаторов.
15. Проблема объективного критерия возникновения психики. На дочеловеческой стадии развития психики нет оснований говорить о "внутренней картине мира", которую мы привычно представляем себе, рассуждая о психике и душе. В связи с этим встает проблема поиска объективного внешнего критерия наличия психики как таковой, а не только психики человека. В качестве объективного критерия возникновения психики А. Н. Леонтьев выдвинул способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия. Эта способность, которая была названа чувствительностью, открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия, которые позволяют реагировать на изменения внешней среды, учитывать в своем поведении ее новые свойства. Таким образом, о наличии психики можно говорить тогда, когда появляется возможность научения. По А. Н. Леонтьеву, субъективным критерием психики является ощущение. В отличие от него С. Л. Рубинштейн считал первичной субъективной формой психического эмоцию. Развивая свою теорию, А. Н. Леонтьев снял данное противоречие, предположив, что на начальных ступенях эволюции психики ощущение и эмоция составляют единое, неделимое целое. "Первоначальные формы чувствительности, в отличие от того, что мы имеем в виду под ощущениями в обыденной жизни, не отделены от “чувствований” и “аффектов”... Там нет деления на состояния, вызываемые объектом, которые мы называем “чувствованиями” и “воспринимаемыми” свойствами этого объекта. В первоначальной форме чувствительность в смысле “ощущения” и чувствительность в смысле “чувствования” слиты друг с другом. В широком смысле “чувственное” означает эмоционально- сенсорное, эмоционально окрашенное сенсорное отражение", – суммирует А. Н. Леонтьев результат компромисса с точкой зрения С. Л. Рубинштейна.
16. Этапы развития психики в филогенезе.наиболее ранним в филогенезе феноменом прижизненной пластичности поведения выступают привыкание и сенсибилизация. Под привыканием понимается прекращение реакции, а под сенсибилизацией – повышение реактивности по отношению к постоянно действующим биотическим раздражителям. "Зачаточные формы психики заключены уже везде – там, где в живой клетке содержатся свойства изменяться под влиянием внешних воздействий и реагировать на них", – писал об этом Л. С. Выготский (Выготский, 1982). стадии элементарной сенсорной психики. Эта стадия характеризуется тем, что животное способно научиться реагировать на отдельные изолированные абиотические свойства объектов в том случае, если они приобретают значение сигналов биотических свойств (вырабатывается простейший условный рефлекс). Перцептивная психика характеризуется способностью реагировать не на изолированные свойства объектов, а на целостные предметы. Действительность на этой стадии развития психики отражается в форме образов вещей, т.е. восприятия. На перцептивной стадии развития психики появляются многообразные новые виды активности животных, в первую очередь навык и игра. В поведении животных с перцептивной психикой появляются элементы подражания, т.е. способность абстрагировать операции через наблюдение за другими особями своего вида (межвидовое подражание, вероятнее всего, доступно только представителям следующей – интеллектуальной стадии развития психики).Важной особенностью данной стадии развития психики является тот факт, что основу всех форм поведения составляют инстинктивные действия, т.е. генетически наследуемые элементы поведения.Наиболее высокоорганизованные млекопитающие (человекообразные приматы) и, по некоторым данным, врановые птицы и дельфины достигают самой высокой стадии развития психики в животном мире – интеллектуальной. На данной стадии в отражение действительности включается мышление.
Интеллектуальная стадия развития психики предполагает отражение мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов, т.е. животное способно не просто воспринять предметы, но и установить значимые связи между ними и впоследствии абстрагировать их от конкретной ситуации. ни один из самых интеллектуально одаренных антропоидов, даже помещенных в наиболее приближенную к человеческим условиям развития среду, так и не "стал человеком". Предпосылки появления языка – главного орудия собственно человеческой психики – подготавливаются на высших ступенях эволюции еще до появления человека.
17.Возникновение и развитие сознанияПсихика человека представляет собой систему различных уровней психического отражения (ощущение, восприятие, память, мышление), которые организованы наиболее высоким из них – сознанием. Согласно А. Н. Леонтьеву, сознание не возникает одномоментно, а формируется постепенно по мерс включения человеческой деятельности в усложняющиеся общественные отношения. Сознание – это такое отражение действительности, в котором выделяются ее объективные, независимые от субъективного состояния свойства и формируется устойчивая картина мира. На уровне сознания у человека появляется способность выйти за пределы наличной ситуации и планировать свою будущую деятельность на основе обобщенного прошлого опыта.Главной предпосылкой возникновения сознания является совместный труд, включающий в себя разделение трудовых функций.Если обратиться к структуре деятельности, появляющейся на данном этапе, то мы обнаруживаем, что начинают обособляться виды активности, в которых предмет (изготовление копья) и мотив (утоление голода) не совпадают между собой. Такой структурный компонент деятельности А. Н. Леонтьев называет действием. Действие направляется не напрямую на предмет потребности (мотив), побудивший деятельность, а на отличающуюся от мотива цель. Деятельность становится социально "разделенной", а это требует отражения не только своих целей в их отношении к мотивам (что доступно уже для высших приматов, находящихся на интеллектуальной стадии), но и представления о целях действий и мотивах других людей – участников совместной деятельности. С возникновением целенаправленною действия, таким образом, складывается объективная необходимость и возможность сознания.Важнейшим условием формирования сознания является язык. Человеческий язык — истинный носитель сознания. Сам термин сознание включает в себя две составляющие: со-знание т.е совместное, общественное, универсальное для всех знание. Произнося слово, люди должны быть уверенны, что имеют в виду одно и то же и понимают друг друга.
18.Структура сознания По А. Н. Леонтьеву, следует творить о трех различных по своему функциональному значению образующих сознания.
Чувственная ткань сознания
Она заключает в себе чувственные впечатления, чувственные образы. Основная ее функция заключается в создании "чувства реальности" внешнего мира: благодаря ей мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его.
Значение
Совокупность значений включает в себя не только значения слов языка, но и значения событий, состояний и т.п. В универсальных значениях, которыми оперирует сознание, в свернутой форме представлен весь опыт культуры, важные для всех людей ("общественные") свойства предметов.
Личностный смысл
В отличие от универсального значения "для всех" личностный смысл фиксирует, что то или иное событие значит для человека лично, как оно относится к его системе мотивов. Таким образом, личностный смысл задает пристрастность сознанию и делает его "моим", поскольку личностные смыслы отражают опыт индивидуальной деятельности.
19.Концепция физиологии активности Н.А. Бернштейна
Комплексная теория формирования навыков была разработана выдающимся отечественным физиологом Н. А. Бернштейном (1896-1966). Эта концепция, получившая название физиологии активности, основывается на видении организма как сложившейся в ходе эволюции активной целеустремленной системы, которая постоянно устремлена в будущее и, соответственно, ориентируется на него в своих действиях. Концепция Бернштейна базируется на трех основных принципах.
Первый из них – принцип упражняемости. Бернштейн заметил: в то время как технические устройства изнашиваются от многократного выполнения того или иного действия, живые существа характеризуются упраж- пяемостыо. Это свойство живого организма заключается в том, что каждое следующее исполнение действия оказывается лучше предыдущего, т.е. оно не копирует предшествующее, а развивает его.
Второй принцип – это принцип "повторения без повторения", заключающийся в том, что каждое новое движение есть не слепое копирование предшествующего, а его развитие. Третий принцип подхода Бернштейна составляет тезис о том, что суть выработки навыка заключается в открытии принципа решения двигательной задачи, т.е. обнаружении параметров движения, сигнализирующих, насколько верно оно выполняется,
20. Психофизическая и психофизиологическая проблемы.
Психофизическая проблема — в широком смысле это вопрос о месте психического в природе; в узком — проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае психофизическую проблему правильнее называть психофизиологической. Различные ученые по-разному отвечали на вопрос о соотношении психического и физиологического, а точнее — является ли теория о теле (о физиологических процессах) достаточным основанием для понимания души (психических процессов). И. П. Павлов полагал, что одной физиологии достаточно для понимания всех закономерностей психики и никакой другой теории для этого не нужно. Другой выдающийся невролог — В. М. Бехтерев считал, что физиология и психология должны взаимно дополнять друг друга, и для того, чтобы понимать работу человеческого сознания, необходимо использовать обе науки. Существовал и третий взгляд на данную проблему, который высказывал известный советский физиолог П. К. Анохин. Он считал, что психология и физиология — два взаимно несовместимых предмета, имеющих собственную проблематику и собственный категориальный аппарат. Четвертый подход характерен для экзистенциализма и религиозного идеализма. Он заключается в том, что научное познание психики невозможно и ни физиология, ни психология не могут претендовать на исследование человеческого сознания. Понятно, что последний подход к психофизической проблеме заводит в тупик, так как не дает возможности ее разрешения
21.Неосознаваемые психические процессы.
Часть психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека – неосознаваемые процессы (бессознательное). Все неосознаваемые процессы делятся на 3 класса: неосознаваемые механизмы сознательных действий:
- неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Одни процессы из них никогда не осознавались (первичные автоматизмы – сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба и др.), а другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании (автоматизированные действия или навыки);
- неосознаваемые установки – (Д.Н.Узнадзе) готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. (моторная, умственная, перцептивная);
- неосознаваемое сопровождение сознательных действий – непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека.
4 неосознаваемые побудители сознательных действий (З. Фрейд): Теория бессознательного Фрейда – к категории сознания относится все, что осознается и контролируется человеком; к области предсознания - скрытые, или латентные, знания; область бессознательного обладает совершенно другими свойствами содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна.
- информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснение и сопротивление.
Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное (либидо). Но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживания вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Тем не менее они периодически прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы).
надсознательные процессы («интуиция») – процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы.
Характеристики: - субъект не знает того конечного решения или итога, к которому приведет надсознательный процесс; - не знаем, в какой момент надсознательные процессы прекращаются, потому что они завершаются внезапно, но надсознательные процессы осуществляются только на основе фундаментальных знаний, по той или иной проблеме. Процедуры познания неосознаваемых психических процессов: иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены. Можно получить при анализе динамики формирования навыков, а также при изучении информации, получаемой исследователем от разнообразных физиологических индикаторов.
2. Подходы к определению предмета психологии. Традиционные представления о предмете психологии. Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.
Душа как предмет изучения. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".
Явления сознания как предмет психологии. В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою "внутреннюю душевную деятельность". Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту.
Непосредственный опыт как предмет психологии. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида.
Интенциональные акты сознания как предмет психологии. Ф. Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты "действия", которые производит субъект (акты представливания, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает ничто в объект осознания.
Происхождение психических деятельностей как предмет психологии. Основной мыслью Сеченов считал понимание психического акта как процесса, движения, имеющего определенное начало, течение и конец. Предметом психологического исследования как такового должен стать процесс, развертывающийся не в сознании (или в сфере бессознательного), а в объективной системе отношений, процесс поведения.
Поведение как предмет психологии. Предмет бихевиоризма, или "поведенческой психологии", – поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт "испытуемого", можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.
Бессознательное как предмет психологии. Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими.
Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии. Теории когнитивного направления акцентируют внимание на том, что знания человека не сводятся к простой сумме информации, получаемой мозгом из внешней среды или имеющейся в нем с момента рождения. Гештальт-психология подчеркивает исходную запрограмированность определенных внутренних структур и их влияние на перцептивные и когнитивные процессы.
Личный опыт человека как предмет психологии. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации).
Развитие взглядов на предмет психологии отечественных авторов. установилось разъяснение предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту "наши ощущения, чувства, представления, мысли". По мнению П.Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная деятельность.
3. Соотношение житейского и научного психологического знания.
Житейная психология. Субъект познания — любой человек. Объект познания — сам человек и его окружение в обыденной ситуации. Методы получения психологического знания — методы самонаблюдения и наблюдения. Степень обобщения знаний и формы их представлений — знания конкретные ситуативные, обобщения минимальные.
Научная психология. Субъект познания — представитель научного сообщества. Объект познания — различные виды деятельности человека, в том числе уникальные и не встречающиеся в повседневной жизни ситуаций. Методы получения психологического знания — методы наблюдения, эксперимент и другие научные методы. Степень обобщения знаний и формы их представлений — знания представлены в научной абстрактной форме с применением научной терминологией.
4. Отрасли психологии.
Основные отросли психологии: 1. Общая психология 2. Специальные отросли психологии 2.1 Фундаментальные отросли - Клиническая психология — изучает факты, закономерности организма, актуальные и потенциальные нарушения психического здоровья с психической точки зрения. - Возрастная психология — изучает особенности функционирования психики, о представлении различных возрастных групп.
- Социальная психология — изучает особенности психологии людей, обусловленные их включением в большие и малые социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. 2.2 Междисциплинарные отросли (психоформакология, психофизиология, психогенетика, психосоматика) 3. Прикладные отросли (психология спорта/рекламы, космическая/медицинская психология, педагогическая.)
5. Развитие психологического знания в античности и Средневековье.
в истории психологии можно условно выделить четыре этапа развития.
На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике
1. Место психологии в системе наук. Связь психологии с другими науками.
В общественных науках: Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, лингвистикой, юридической, политической науками необходимым образом приводят к постановке проблем по существу психологических. В исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов, при этом особенно острой она становится тогда, когда исследователь переходит от общих законов к специальным, от глобальных проблем к частным. На границах общественных и психологических наук сформировались социальная психология, а также историческая, экономическая, этническая, юридическая, политическая психология, психолингвистика и психология искусств.
8. Психоаналитическая теория З.Фрейда.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии. Его психоаналитическая теория - пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Психоаналитическая теория рассматривает личность как единство трех составных частей.
Фрейд выделял 3 уровня сознания – сознание, предсознательное, бессознательное – с целью описать степени доступности психических процессов осознания.
Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном(покоит в себе многие побудительные силы человека). Бессознательное психическое - это реальность, подлежащая научному исследованию. Бессознательное дает нам возможность понять скрытые поведенческие устремления людей и тем самым обратить эти устремления на пользу общественному производству.
Личность включает в себя 3 структурных компонента: Оно, Я и Сверх-Я.
Оно - резервуар инстинктов и импульсов, примитивное, импульсивное и подчиняется принципу удовольствия. Использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.
Я - рациональная часть личности, осознание себя, руководствуется принципом реальности. Задача - разработка для индивидуума соответствующего плана действий, удовлетворяющая требованиям Оно в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума.
Сверх-Я, формируется последним в процессе развития личности, моральные аспекты сознания и поведения.. Состоит из 2 структур – совести и эго-идеала.
9. Бихевиористский подход в психологии
Бихевиоризм – это наука о поведенческих реакциях людей и животных в ответ на влияние окружающей среды. Важнейшей категорией этого течения является стимул. Под ним понимается любое стороннее воздействие на человека. Рассмотрение человеческое поведения как полностью зависимого от внешних стимулов. Бихевиористский подход опирается на детерминанты поведения, связанные с окружением, или ситуацией. Поведение есть результат непрерывного взаимодействия между переменными личности и переменными окружения. Условия окружения формируют поведение через научение; поведение человека, в свою очередь, формирует окружение.
Бихевиористский подход не принимает во внимание психические процессы индивидуума. Психологи, не относящиеся к бихевиористам, часто регистрируют то, что человек высказывает о своих сознательных переживаниях (вербальный отчет), и на основе этих объективных данных делают выводы об умственной деятельности данного человека. Многие современные разработки в области психологии вышли из работ бихевиористов.
10.Основные принципы гештальт психологии.
Гештальтпсихология – особое направление в психологической теории, которое было создано в Германии. Основная идея -психические процессы человеческого организма способны к саморегулированию. Рассматривает существование двух «человеческих миров»:
Физический, который не затрагивает личные переживания
Мир ощущений отражает воздействие многих факторов извне на наше сознание.
Принципы Гештальта:
Принцип близости – те образы, которые находятся рядом, воспринимаются вместе.
Принцип схожести – несколько форм, которые имеют общий размер, очертание, цвет воспринимаются вместе.
Принцип замкнутости – сознание стремится завершить недостающие части фигуры, которая впоследствии приобретает полную форму.
Принцип целостности – мир воспринимается в упрощенной и целостной форме.
Принцип смежности – характеризуется близостью стимулов во времени и пространстве.
Общая зона – перечисленные понятия формируют наше полное восприятие реальности, учитывая прошлый жизненный опыт.
Зрительное восприятие является главнейшим психическим процессом, который способен определить уровень развития психики, имеющий собственные закономерности.
Гештальтпсихология позволяет осознавать наши переживания и выбрать правильное для них решение. Для этого человеку нужно абстрагироваться от своего прошлого опыта, очистить свое сознание от стандартов.
Одним из главнейших представителей гештальтпсихологии является философ Макс Вертгеймер. Его работы были посвящены исследованию зрительного восприятия экспериментальным путем.
11. Проблемы когнитивной психологии.
Когнитивная психология- исследования психологии мышления и сознания, изучает все познавательные психические процессы (память, восприятие, мышление, внимание, речь и т.д.).
Когнитивная психология ориентирована на формирование, возникновение и динамику образов восприятия, памяти, мышления и т.д. Любой факт поведения регулируется сознанием. Поведение и сознание неразрывны.
В 1973 году Андерсоном и Бауэром была сформулирована самая фундаментальная проблема, с которой столкнулась когнитивная психология:
как теоретически представить знания, имеющиеся у человека,
что представляют собой элементарные символы или понятия, и как они связаны, состыкованы между собой, как из них строятся более крупные структуры знаний,
как осуществляется доступ к столь обширной "картотеке", как ведется в ней поиск, и как она используется при решении рядовых вопросов повседневной жизни.
12.Гуманистическое направление в психологии.
Гуманистическая психология — направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях.
Это направление, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, представляющая собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.
В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США. К данному направлению относятся А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм.
Основные черты
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
пять основополагающих положений
Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).
13. Культурно-исторический подход в психологии.
Это направление в психологических исследованиях, заложенное Выготскимв конце 1920-х гг.
Представители: Э. Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Пьер Жане, Выготский, Лев Семенович.
Вготский в этом подходе редлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. Развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов, таких как — язык, письмо, система счета.
Выготский предположил существование двух линий развития психики:
натуральной,
культурно опосредствованной.
В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.
Примерами низших психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память).
Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.
14. Деятельностный подход в психологии
Это основной подход к изучению закономерностей развития сознания и личности человека. Деятельностный подход- это система принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность. Большое значение для развития этого подхода имел его принцип единства сознания и деятельности. Основания деятельностного подхода заложены в исследованиях Выготского, Рубенштейна и Леонтьева.
3 основных направления в исследовании:
знако-символическое – разрабатывалось Выготским,
личностное – личность формируется в деятельности (Рубинштейн),
деятельностное – деятельность как самостоятельный предмет исследования (Леонтьев).