Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

П.4.3. Специфика и особенности психокоррекционного




Процесса

Подчеркивая специфику психокоррекционного воздействия, специалисты склонны его отграничивать от развивающего и пси­хотерапевтического процессов. Основное отличие психокоррекци-онных воздействий они склонны видеть в том, что психокоррек­ция имеет дело с уже сформированными чертами и направлена на их исправление. Основная задача развития состоит в том, что­бы сформировать у человека отсутствующие или недостаточно раз­витые психологические качества (А.А.Осипова). Психокоррекцию от психотерапии отличают субъект, предмет и средства воздей­ствия. Субъект психотерапии — врач, предмет — психосоматиче­ские заболевания и психические расстройства, используемые сред­ства — медико-психологические (Р.С.Немов). Субъект психокор­рекции — психолог. Он использует психологические средства, помогая клиенту справиться с трудностями психологического ха­рактера. Однако в реальном процессе психологической помощи оба вида воздействия тесно переплетаются между собой. Более того, в современном понимании психотерапия больше ориентирована именно на психологические средства воздействия на клиента, при использовании которых он остается активной стороной, прини­мающий на себя равную долю ответственности за результаты пси­хокоррекционного процесса.

Выделяют следующие специфические черты психокоррекцион­ного процесса:

он ориентирован на клинически здоровую личность, имею­щую в повседневной жизни психологические трудности, пробле­мы, жалобы;

акцентирует здоровые стороны личности;

нацелен на настоящее и будущее клиентов;

предполагает оказание среднесрочной помощи;

основан на ненавязчивом ценностном вкладе психолога;

направлен на изменение поведения и развитие личности кли­ента.

По мнению А.С.Спиваковской, главным в психокоррекции является создание условий для развития тех или иных психологи-

ческих качеств каждого участника психокоррекции, т.е. реализа­ция индивидуального подхода. Осуществление индивидуального под­хода тесно связано с представлением о «личном достижении», т.е. признании права самого пациента взять из психокоррекцион-ных возможностей то, что он окажется в состоянии или захочет взять. Непланируемость личностного роста при признании беско­нечности и неограниченности этого процесса — одна из главных специфических черт психокоррекции.

Поэтому психокоррекционные приемы должны использовать естественные движущие силы психического и личностного раз­вития. Такими силами являются деятельность человека и систе­ма его отношений, которые значимы для него, ярко индивиду­ально окрашены, насыщены острыми эмоциональными пережи­ваниями.

Особое значение имеет понятие психокоррекционного контакта с участниками психокоррекции, основанного на субъект-субъект­ных, диалоговых отношениях. Необходимо достичь как можно бо­лее полного принятия индивидуального облика и личности паци­ента во всем сложном переплетении сильных и слабых сторон че­ловеческой души.

В процессе психокоррекции отношения между участниками коррекции и специалистом строятся по принципу партнерства, когда взаимно признается право каждого на ответственность, ру­ководство, поиск, личностный рост, психологическую независи­мость. Именно такая позиция психолога запускает в действие кор-рекционные механизмы психологических методов, которые он ис­пользует, создает наилучшие условия для реализации всех рыча­гов психокоррекционного действия.

Особая динамика психокоррекционного процесса может быть опи­сана не прямой, а ломаной линией. Это означает, что она имеет свои взлеты и падения, ускорения движения и замедления. Это происходит за счет того, что главными в психокоррекции явля­ются эмоциональные переживания, а эмоции — это весьма под­вижные и динамичные психологические образования.

Психокоррекционный процесс может быть метафорически опи­сан как особые «мелькания», сгустки переживаний. Яркие, эмо­ционально окрашенные переживания и создают возможность но­вого видения старых проблем, нового взгляда на жизненную си­туацию, на близких людей, на систему своих отношений, на свою Деятельность. В результате происходит перестройка элементов со­знания и самосознания.

Перестройку структур сознания следует рассматривать как твор­ческий процесс. На операционном уровне она может быть описа­на как переход от оперирования закрытыми формулами к исполь­зованию открытых формул. Термин «открытые формулы» означает использование таких систем осознания, которые раскрывают в

человеке все сильные стороны его души и выводят на путь все больших личностных достижений.

В процессе психокоррекции необходимо использовать доступ­ный, понятный, убедительный, внушающий, воздействующий, вызывающий эмоциональный отклик язык. В каждый момент пси­хокоррекции психолог должен быть предельно искренним в своих эмоциональных переживаниях, чтобы его вербальный и невербаль­ный языки соответствовали друг другу. Язык психокоррекции — это также язык конкретных реальных действий. Все ситуации дол­жны быть не только понятны и доступны участникам, но и полез­ными, эмоционально значимыми. Необходимо отметить, что об­щее между участниками психокоррекции может быть описано как реализация высших форм гуманных отношений между людьми.

На эффективность психокоррекционного процесса влияет мно­жество факторов: ожидания клиента, важность для него решаемых задач, характер проблем, готовность клиента к сотрудничеству, ожидания самого психолога, его профессиональный и личност­ный опыт, продолжительность и интенсивность процесса и др.

Профессиональная готовность психолога к коррекционному воз­действию включает три компонента (А. А. Осипова):

теоретический — знание теоретических основ психокоррекци-онной работы, ее способов и методов;

практический — владение конкретными методами и методика­ми психокоррекционной работы;

личностный — психологическая проработанность у специали­ста собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.

Психокоррекционный процесс, как правило, осуществляется на основе программы, решающей задачи разного уровня;

коррекционного — исправление отклонений и нарушений раз­вития, разрешение трудностей развития;

профилактического — предупреждение отклонений и трудно­стей в развитии;

развивающего — оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития.

При составлении психокоррекционных программ необходимо опираться на следующие принципы: единства коррекции и диагно­стики; приоритетности коррекции каузального типа; учета возраст­ных и индивидуально-типологических особенностей личности; комплексности методов; активного привлечения ближайшего ок­ружения; опоры на разные уровни организации психических про­цессов; постепенного возрастания сложности; увеличения уровня субъектности ребенка.

Алгоритм составления психокоррекционной программы:

четкая формулировка цели коррекционной работы;

определение круга решаемых задач;

определение методологии и содержания программы;

выбор стратегии и тактики проведения психокоррекционной работы;

определение формы работы (групповая, индивидуальная или смешанная);

отбор методик и техник для работы с клиентом;

определение общего времени и графика встреч;

подготовка оборудования;

определение критериев эффективности психокоррекционных мероприятий.

Эффективность психокоррекционной работы может быть опре­делена в параметрах удовлетворенности клиента, заказчика и са­мого психолога и позитивных изменений в предмете коррекции. Первый параметр выявляется в положительных отзывах, оцен­ках и отношениях. Второй можно выяснить с помощью конт­рольного психодиагностического эксперимента, наблюдения за поведением клиента вне коррекционной ситуации, мнений экс­пертов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...