Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мальковская И.А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий) // Социологич. исслед. 2007. № 2.




Массовая культура: учеб. пособие / Под ред. К.З. Акопяна и др. М., 2004.

Лебедев П.А. О типах слушателей современной российской поп-музыки в молодежной аудитории // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2007. Т. 91.№ 5.

Осинский И.И., Добрынина М.И. Интеллигенция и взаимодействие культур // Социол. исслед. 2008. № 2.

Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Пер. с англ. Д. Борисов. М., 2003.

Флиер А.Я. Массовая культура и её социальные функции // Обществ. науки и современность. 1998. № 6.

Хагуров Т.А. Постмодернизм в поле массовой культуры // Социол. исслед. 2007. № 9.

Тема 7. Образование в системе культуры (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Что означает образование как социальный институт? Каковы его роль и функции в обществе?

2. Что представляет собой образование как система? Охарактеризуйте основные проблемы каждой из подсистем российского образования.

3. Охарактеризуйте социокультурные тенденции развития образования в современном российском обществе.

4. В чём проявляется кризис социального института образования? Какие причины обусловили этот кризис?

5. Проанализируйте социокультурные последствия кризиса образования.

 

Литература

Белоножко М.Л., Хиту Е.Ф. Об особенностях высшего образования для взрослых // Социол. исслед. 2007. № 4.

Ващекин Н.П., Урсул А.Д. Ориентиры опережающего образования // Социол. исслед. 2000. № 7.

Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул, 2000.

Григорьев С.И. Экспертные оценки отношения россиян к реформе высшей школы // Социол. исслед. 2008. № 11.

Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М., 2003.

Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социол. исслед. 2000. № 6.

Зборовский Г.Е. Образование: от ХХ к ХХI веку. Екатеринбург, 2000.

Нечаев В.Я. Социология образования. Курс лекций. М., 1998.

Рубина Л.Я., Айрапетова С.Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образование? // Социол. исслед. 2000. № 5.

Смирнова Е.Э., Смотрина Т.А. Демократические перемены в школе // Социол. исслед. 2001. № 4.

Старкова Е.В. Доступность высшего образования: оценка экспертов // Журнал исследований социальной политики.2006. Т.4.№ 2.

Чередниченко Г.А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социол. исслед. 2009. № 7.

 

Тема 8. Художественная культура как предмет социологического анализа (4 часа)

1-е занятие

Вопросы для обсуждения

1. Что такое художественная культура? Какова связь художественной культуры и искусства?

2. Какие элементы составляют структуру художественной культуры?

3. Охарактеризуйте функции художественной культуры.

4. Какие виды искусства Вы знаете? Проанализируйте особенности функционирования одного из видов искусства в современных российских условиях (специфика их проявления и действия в различных социальных общностях, проблемы и т.д.).

5. В чём отличие эстетического и социологического подходов к искусству и литературе? Какие основные подходы к изучению искусства в социологии вы знаете?

 

2-е занятие

Вопросы для обсуждения

1. Что понимается под качеством произведений искусства? Каким образом оно влияет на художественную культуру общества и личность?

2. Какова роль средств массовой информации в трансляции художественных ценностей?

3. Опишите основные направления и идеи художественной культуры конца ХХ – начала ХХI веков?

4. В чём суть проблемы постмодернизма в искусстве? Выделите художественные и стилевые приёмы, которые воспринимаются как «постмодернистские».

5. Охарактеризуйте художественные интересы российской молодёжи (для подготовки ответа на вопрос воспользуйтесь данными социологических исследований)

Литература

Адорно Т. Введение в социологию музыки. М., 1999.

Дубин Б., Зоркая Н. Чтение и общество в России 2000-х годов // Социол. исслед. 2009. № 7.

Горяинов В.П. Ценностные суждения в России и Западной Европе: сравнительный анализ // Социол. исслед. 2009. № 5.

Горностаева М. В. Искусство как социологическое явление // Социол. исслед. 2004. № 4.

Дуков Е.В., Жидков В.С. Введение в социологию искусства: Учеб. пособ. для гум. вузов. СПб., 2001.

Ермилова Г. И. Постмодернизм как феномен культуры конца ХХ века // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2009. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Ermilova/

Кукрак О.Н. Искусство // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003.

Культурология:Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 1998.

Козиев В.Н., Петрунина Л.Я. Динамика посещаемости художественных музеев (1985-2006) // Социол. исслед. 2008. № 10.

Кононенко Б.И. Особенности развития культуры ХХ века: Лекции. М., 2000.

Попов Е.А. Социология искусства: проблема становления // Социол. исслед. 2007. № 9.

Фархатдинов Н. Социология искусства без искусства // Социол. обозрение. Т.7. № 3. 2008.

 

 

Тема 9. Социокультурные трансформации современной России

(4 часа)

 

1-е занятие

Вопросы для обсуждения

1. В чём Вы видите этнические истоки культурного разнообразия российского общества? Проанализируйте влияние Востока и Запада на возникновение новых культурных моделей в России.

2. Что такое советский политический канон?

3. Опишите модели моностилистической и полистилистической культуры (по Л.Г. Ионину). Какая модель характерна для современной российской культуры?

4. Что такое кризис культуры? Какие признаки кризиса культуры выделял П.А. Сорокин?

5. Как Вы считаете, наблюдается ли кризис культуры в современной России? Каковы причины кризиса российской культуры? Какие слои общества охватил кризис культуры?

6. Проанализируйте перспективы социокультурных изменений современной России. В чём суть идей догоняющего развития и модернизации?

 

2-е занятие

Вопросы для обсуждения

1. Что такое рынок в культуре? Какие механизмы составляют его основу?

2. В чём заключается сущность коммерциализации культуры? Что представляют собой коммерческий и некоммерческий сектор культуры?

3. Проанализируйте социокультурные последствия коммерциализации искусства. Как влияет рынок и коммерциализация на механизмы передачи социокультурных ценностей?

4. Какова роль государства в поддержании культурной жизни общества? Опишите модели государственной поддержки развития искусства.

5. Каким образом субъекты культуры реализуют культурную политику в связи с уменьшением роли государства?

6. Что такое социокультурный менеджмент? Назовите основные институты, регулирующие культурную деятельность.

 

Литература

Вульф К. Производство социального: ритуал, эмоции, воспоминания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13. № 3.

Гольц Г.А. Культура и экономика: поиск взаимосвязей // Обществ. науки и современность. 2000. № 1.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1998.

Карпова Г. Инвалиды и культурная политика: проблемы доступности // Социол. исслед. 2010. № 10.

Келлер Я. Модернизация – гуманизация общества или коррозия бытия // Социол. исслед. 2002. № 8.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

Розин В.М. Опыт культурологического осмысления российской истории и социальной жизни // Российский цивилизационный космос. М., 1999.

Пилкингтон Х. «Для нас это нормально»: исследование «рекреационного» употребления героина в культурной практике российской молодежи // Журнал исследований социальной политики.2006. Т. 4. № 2.

Сноу П. «Перформанс общества» // Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 1-2.

Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Тазьмин Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивации // Социол. исслед. 2002. № 2.

Флиер А.О. О новой культурной политике России // Обществ. науки и современность. 1994. № 5.

Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе // Социол. исслед. 2003. № 2.

Чижиков В. М. Введение в социокультурный менеджмент. М., 2003.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Объект и предмет социологии культуры.

2. Социология культуры в системе наук о культуре.

3. Понятие и функции культуры: многообразие подходов и определений.

4. О. Конт о социокультурном процессе.

5. Характеристика социокультурных воззрений представителей эволюционизма (Г. Спенсер, К. Маркс, Ф. Тённис).

6. Социокультурные воззрения Э.Дюркгейма.

7. Значение методологии М.Вебера для социологии культуры.

8. Современная западная социология культуры: идеи и персоналии.

9. Исследования культуры в России в XIX – начале XX веков.

10. Кризис культуры, его факторы и социальные последствия.

11. Культура в условиях экономических преобразований.

12. Понятие и виды культурной коммуникации.

13. Культурная деятельность и культурное творчество.

14. Народное творчество как объект социологического анализа.

15. Профессиональное творчество: социологический анализ.

16. Субъекты культурного творчества.

17. Личность, культура, образование. Роль культуры в социализации личности.

18. Социокультурные процессы и личность в условиях современной культуры.

19. Современные концепции культуры

20. «Культурный поворот» в социологии

21. Массовая и элитарная культура в современных условиях.

22. Художественная культура и искусство как объекты социологического анализа.

23. Театр как социальный институт.

24. Кинематограф в системе культуры: социологический анализ.

25. Социальное регулирование культурных процессов.

26. Понятие актуальной культуры.

27. Структура актуальной культуры.

28. Деловая культура: понятие, структура, история и современный этап развития.

29. Межкультурные конфликты в современном российском обществе

30. Культурная идентичность постсоветского человека

31. Особенности телевизионной культуры как вида масс-медиа.

32. Масс-медиа: понятие и социокультурные функции.

33. Субкультура и контркультура, виды субкультур.

34. Культура и цивилизация. О. Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойнби.

 

 


 

Планы семинарских занятий по дисциплине

«Социология культуры»

(ГОС – 2000)

 

 

Подписано в печать Формат 60 ´ 84 / 16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. Уч. - изд. л. Тираж 100 экз.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...