Значение прошлого опыта для восприятия
Содержание восприятия гораздо больше, чем содержание наличных ощущений, потому что в процессе восприятия важную роль играют системы связей, возникшие в прошлом опыте. Глядя на мрамор стола или подоконника, я воспринимаю его поверхность как твёрдую и холодную. Но ведь ни твёрдости, ни холода нельзя увидеть. Эти свойства узнаются только с помощью осязательных и температурных ощущений. Не прикасаясь к мрамору, я, конечно, не могу получить этих ощущений. Но в прошлом я многократно получал их при прикосновении к мрамору. В результате у меня образовалась прочная связь внешнего вида мрамора с теми свойствами его, которые узнаются осязанием. Совершенно так же, глядя на мех, я воспринимаю его мягкость, ворсистость, теплоту. Известно, что некоторые вещи «выглядят» тяжёлыми, другие — лёгкими, хотя зрение само по себе не может давать ощущений тяжести или лёгкости. Всё это происходит благодаря оживлению возникших в прошлом опыте нервных связей, отражающих совокупность свойств предмета. Значение временных связей, возникших в прошлом опыте, очень ярко выступает в процессе чтения. Как показывают точные опыты, мы можем одновременно видеть с полной отчётливостью не больше шести-семи букв обычного печатного шрифта, так как изображения остальных букв уже не попадают на центральную ямку сетчатки, дающую ясное видение предметов. Однако всякий человек легко читает знакомые слова в 10—12 букв, когда они показываются всего на одну десятую секунды. Отчётливо видит он только часть букв, остальные же добавляются в силу выработавшихся связей. Для проведения таких опытов пользуются специальными приборами, которые называются тахистоскопами (от греческих слов: «тахистос» — быстрейший, самый быстрый, и «скопео» — смотрю). Эти приборы позволяют показывать карточку с изображёнными на ней буквами, словами, рисунками, картинами и т. п. на любой короткий промежуток времени, начиная с тысячной доли секунды.
Уменье правильно прочитать длинное слово, успев уловить лишь несколько букв, объясняется тем, что в случае прочного закрепления лежащих в основе восприятия временных связей в коре образуется соответствующий динамический стереотип. Динамический стереотип облегчает процесс восприятия и позволяет прочитать слово даже при неполном наборе обычных раздражителей, иногда лишь по немногим буквам данного слова. Ожидая появления знакомого слова, мы сразу «схватываем» его, ибо система нервных процессов уже подготовлена к соответствующим раздражителям многократным повторением последовательности этих раздражителей в прошлом опыте. Если новая последовательность раздражителей, попадая на пришедшую в возбуждение сложившуюся в прошлом опыте систему нервных процессов, не отвечает ей полностью, то возможно возникновение ошибок восприятия. Например, ожидая появления определённого слова, мы можем ошибочно «узнать» его в слове с неполным набором букв или с перестановкой букв. Если показать в тахистоскопе следующий бессмысленный набор букв: «элекртечитсво»,— то большинство людей прочтут слово «электричество», и притом будут твёрдо уверены в том, что воспринимали именно это слово. Очевидно, что образ слова «электричество» возник в этом случае на основе закрепившейся в прошлом опыте системы временных связей, на основе прочного динамического стереотипа[4].
Функции восприятия
1. Реализма. Статическое восприятие реальности. То есть, вся окружающая реальная действительность воспринимается индивидом в виде ощущений его органами чувств: осязание, вкус, зрение, слух и обоняние. Окружающая его действительность воспринимается им предельно четко, но статична, Как фотография.
2. Синтеза. Динамическое восприятие окружающего мира. Восприятие движения, эволюции. Память прошедших и предугадывание последующих событий. То есть, восприятие в форме предугадывания того, каким, наиболее вероятным образом, будет развиваться окружающая реальность. Другими словами, моделирование будущих событий. Как будто прокручивается кино. Например, перед тем, как охотнику выстрелить и попасть в цель, ему необходимо, хотя бы на самое малое время, представить наперед (предугадать, рассчитать), как будут развиваться события, то есть - как будет лететь пуля с учетом ветра, а также учесть скорость движения цели. В соционике утвердилось для этой функции название «интуиция». Это неверно, так как интуиция (предчувствие, то есть работа подсознания) развита больше у реалиста, а у не синтезатора. Она заменяет реалисту его плохую способность осознанно моделировать далеко вперед будущие события. Но, чтобы в дальнейшем не путаться, в соционических обозначениях мы понятие интуиция оставим, подразумевая под ней синтез. 1.1. Реалист (S) – это человек, у которого восприятие, окружающего его мира, отличается максимальным реализмом. Динамическое восприятие реальности у него намного хуже. 1.2. Синтезатор (Интуит) (N) – это человек, который лучше воспринимает окружающий мир в его динамике, эволюции (движении, развитии), и гораздо хуже его статическую реальность. Этика (F) или Логика (T): При помощи функций суждения мы можем воспринимать закономерности и правила, действующие в окружающем нас мире, и делать соответствующие умозаключения (выводы). Каждый индивид имеет две функции суждения – этику и логику: 1. Этика. Восприятие объективных закономерностей, которые действуют в сфере человеческих отношений и эмоций. 2. Логика. Восприятие объективных закономерностей, которые существуют и действуют в реальном физическом мире, и существуют и действуют в сфере экономики. 1.1. Этик (F) – это человек, который лучше ориентируется в закономерностях, которые действуют в сфере человеческих отношений и эмоций, но он гораздо хуже ориентируется в физических и экономических закономерностях окружающего мира. Поэтому, он более склонен действовать в социальной сфере и работать с человеческим материалом.
2.1. Логик (T) - это человек, который лучше ориентируется в физических и экономических закономерностях окружающего мира, но гораздо хуже ориентируются в закономерностях человеческих взаимоотношений. Поэтому, он более склонен к производственно-технологической сфере деятельности, предпочитает работать с неодушевленными предметами. Например: станки, машины, металл, дерево, земля, бумаги, математика, компьютеры и т. д. И у него могут возникать затруднения, при работе с людьми. Кроме вышеназванных функций, каждый индивид имеет определенную направленность своей психической энергии. Направленность психической энергии (или, на что индивид предпочитает ее тратить). Экстраверсия (E) или Интроверсия (I) Каждый индивид тратит свою психическую энергию, в основном, на следующие три вещи: - Сбор разнообразной информации из окружающего реального мира. - Переработка полученной информации. - Выдача переработанной информации, с целью активного воздействия на окружающую среду. 1. Когда индивид собирает и выдает переработанную информацию в окружающую среду – он экстравертирует. Другими словами, когда он собирает и выдает информацию, его психическая энергия направлена наружу. 2. Когда он перерабатывает полученную информацию – он интровертирует. То есть, направляет свою психическую энергию вовнутрь, на сохранение. Другими словами, этот показатель, определяет направленность психической энергии. 1.1. Экстраверт (E) – это человек, который основную часть своей психической энергии направляет на сбор и выдачу информации. Причем он бывают двух типов: 1.1.1. Пассивный экстраверт. Человек, который, в основном, собирает самую разнообразную информацию из окружающего реального мира, быстро ее перерабатывает, но не спешит (не решается) с реализацией (выдачей) переработанной информации, с целью активного воздействия на окружающую среду. 1.1.2. Активный экстраверт. Человек, который собирает информацию из окружающего реального мира (часто целевую информацию), быстро ее перерабатывает и основную часть, своей психической энергии, направляет на реализацию (выдачу) переработанной информации, с целью активного воздействия на окружающую среду.
1.2. Интроверт (I) – это человек, который основную часть своей психической энергии направляет на переработку полученной информации. Причем он бывает двух типов: 1.2.1. Пассивный интроверт. Человек, который в основном перерабатывает информацию, зачастую, не имеющую реальный характер, и не спешит (не решается) с реализацией (выдачей) переработанной информации, с целью активного воздействия на окружающую среду. 1.2.2. Активный интроверт. Человек, который много времени тратит на переработку полученной информации, которая имеет реальный и, часто, целевой характер, а затем тратит много своей психической энергии на реализацию (выдачу) переработанной информации, с целью активного воздействия на окружающую среду[5].
Заключение
Восприятие человека человеком понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики. Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности. Можно выделить четыре основных стратегии в восприятии другого человека: 1.Аналитическая, при которой каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства личности (наличие очков ученый); 2.Эмоциональная, при которой непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности; 3.Перцептивноассоциативная, при которой приписываются свойства другого человека, внешне похожего; 4.Социальноассоциативная, при которой приписываются свойства той социальной группы, к которой человек может быть отнесен.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект-пресс, 2004.-366 с. 2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск-Москва, 2001. 3. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей восприятия. – Абакан: АГПИ, 1991. – 372 с.
4. Чутко Н.Я. Развитие памяти восприятия. – М.: Педагогика, 1992. – 192 с. 5. Экспериментально-психологические исследования особенностей восприятия. – Киров: ГПИ, 2004. – 318 с. [1] Экспериментально-психологические исследования особенностей восприятия. – Киров: ГПИ, 1990. С. 92. [2] Чутко Н.Я. Развитие памяти восприятия. – М.: Педагогика, 1992.С. 77. [3] Чупров Л.Ф. Исследование особенностей восприятия. – Абакан: АГПИ, 1991. С. 20. [4] Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск-Москва, 2001. С. 132. [5] Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект-пресс, 2004. С. 220.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|