Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знаки, информирующие об опасности для окружающей среды




Вопрос 5. Штриховой код: понятие и функции. Наиболее распространенные системы штрихового кодирования. Типы и структура штриховых кодов EAN. Система присвоения кодов, входящих в штриховой код товара. Порядок расчета контрольной цифры штрихового кода. Признаки подлинности штрихового кода. Области применения штриховых кодов EAN различных типов.

Штриховой код (ШК) – это знак, предназначенный для автоматизированных идентификаций и учёта информации о товаре, закодированный в идее цифр и штрихов. В соответствии с требованиями внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизированное товародвижение, не принимают на реализацию товар без штрихового кода.

Штриховой код в отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций: автоматизированную идентификацию товаров; автоматизированный учёт и контроль товарных запасов; оперативное управление процессом товародвижения; повышение культуры обслуживания покупателей; информационное обеспечение маркетинговых исследований.

В результате внедрения ШК появилась возможность за счёт автоматизации учёта поступления, отгрузки и продажи товаров идентифицировать товародвижение и упростить документальное оформление товаров на разных этапах.

 

Штриховой код содержит информацию о стране места нахождения производителя, о предприятии и его товаре.

Благодаря штриховому кодированию товару присваивается индивидуальный, не повторяющийся нигде в мире код, уникальность которого позволяет использовать его не только для получения информации о производителе товара, но и как основу для учета в заводских, складских и торговых перемещениях. Это является исходной базой для учета и анализа реализации товаров на внутренних и внешних рынках.

Штриховой код в соответствии с установленными правилами могут использовать только фирмы, вступившие в члены международной организации EAN International (разработаны подходы к использованию кодов UPC в 1977г. в США и Канаде) через свои национальные ассоциации товарной нумерации. Лишь в таком случае присвоенный изделиям код получает международное признание. Эти коды используются и в настоящее время. Они содержат 8 или 12 цифр. Причём цифровая часть кода начинается с нуля, а первая и последняя цифры кода вынесены за разделительные штрихи «начала» и «конца» кода.

Каждый из таких кодов представляет собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. Причём самый узкий штрих или пробел принимается за определённый эталон, в соответствии с которым все остальные штрихи и пробелы в два, три раза больше, чем исходный. Каждой цифре кода соответствует определённое сочетание двух штрихов и двух пробелов.

Созданный EAN штриховой код может быть:

- 13-ти разрядным, то есть содержать 13 цифр (EAN-13);

- 8-ми разрядным (EAN-8);

-14-ти разрядным (EAN-14).

Код страны (префикс) может не совпадать со страной происхождения товара, так как изготовитель или продавец имеет право зарегистрироваться в отечественном или зарубежном банке данных. Кроме того, он может принадлежать либо производителю, либо лицензированному сборщику (для сложнотехнических изделий), либо упаковщику (чай, кофе), либо импортёру.

Код страны присваивает Международная ассоциация EAN. В соответствии с установленными правилами штриховой код могут использовать только фирмы, вступившие в члены EAN или EAN International через свои национальные ассоциации товарной нумерации. Лишь в этом случае код, присвоенный изделиям, является международно признанным. Коды страны чаще всего двухзначные, но могут быть и трёхзначные за счёт уменьшения кода изготовителя на один знак.

Код предприятия присваивает национальная ассоциация, код товара – производитель, который и несёт ответственность за правильное и однозначное кодирование своей продукции. Изготовитель может закодировать необходимые для идентификации сведения о товаре: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и другие данные. Любые изменения, вносимые в товар и влияющие на его идентификацию, не считая цен, требуют перекодирования ШК.

Контрольная цифра используется для проверки правильности нанесения кода на данном товаре и определяется производителем расчётным путём.

Штриховые коды разных типов имею различные области применения. Код EAN-8 отличается сокращённой информацией и меньшими размерами, поэтому наносится на небольшие товары или используется для маркировки упаковки, например, этот код можно увидеть на упаковке жевательной резинки Dirol или шоколадного батончика Mars. EAN-13 наносится на любые упаковки и товары, если позволяет площадь. EAN-14 имеет менее качественную печать и используется только для транспортной упаковки. Если товар продаётся вместе с упаковкой, то применяется только код EAN-13, так как EAN-14 не содержит информации о товаре.

Коды EAN-8 и EAN-13 могут использоваться для внутрифирменной маркировки. В этом случае EAN-8 начинается с нуля, а EAN-13 – с двойки.

 

Информация, закодированная с помощью штрихового кода, носит коммерческий характер и недоступна потребителю. Даже если с помощью таблицы префиксов потребитель определит страну, где находится банк данных о ШК, она необязательно совпадёт со страной происхождения товара. Для расшифровки названия организации-изготовителя требуются специальные классификаторы.

Подлинный ШК определяется по следующим признакам отличия:

- размеры (минимально допустимые – 21,0*30,0 мм, максимально допустимые – 52,5*74,6 мм);

- цветовое исполнение (штрихи – чёрные, синие, тёмно-зелёные или тёмно-коричневые, но не жёлтые и красные, так как они не считываются сканером; фон – белый, жёлтый, оранжевый, светло-коричневый);

- место нанесения (правый нижний угол задней стенки упаковки на расстоянии не менее 20 мм от краёв; допускается нанесение на боковую стенку упаковки в правом нижнем углу; на мягких упаковках выбирают место, где штрихи буду параллельны дну упаковки;

- невозможность нанесения там, где уже есть другие элементы маркировки (текст, рисунок);

- нанесения только одного кода EAN или UPC; двух допускается, если изготовитель произвёл их регистрацию в двух ассоциациях, при этом они наносятся на противоположные концы упаковки.

В 1987 г. Международная ассоциация EAN закрепила за СССР 10 трехзначных кодов (префиксов) - с 460 по 469. В 1991 г. Россия стала членом организации и преемницей префиксов бывшего СССР. В марте 1991 г. в Российской Федерации была создана Внешнеэкономическая ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН), представляющая интересы своих членов в EAN. Ассоциация выдает регистрационные номера-коды предприятиям и зая­вителям из любой страны, ведет банк данных о зарегистрированных у нее ШК, разрабатывает и распространяет методики по использованию кодов EAN.

Республика Беларусь приступила к разработке и внедрению автоматизированной информационной системы в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О создании автоматизированных систем безналичных расчетов и штриховой идентификации потребительских товаров» от 31 июля 1992 г. № 473. Этим же постановлением была определена подготовка специалистов для работы с автоматизированными системами, порученная Министерству образования и Академии Управления при Совете Министров Республики Беларусь.

Республика Беларусь стала членом EAN International в августе 1998 г. За страной был закреплен префикс — 481. Вступление в члены Международной организации товарной нумерации и внедрение штрихового кодирования обеспечивают соответствие маркировки международным стандартам, что является важным этапом в создании условий для реализации продукции белорусских предприятий за рубежом.

 

 

Расчет контрольной суммы:

1. Сложить цифры, стоящие на четных местах штрихкода:

6 + 0 + 7 + 2 + 1 +0 = 16

2. Полученную сумму умножить на 3:

16 х 3 = 48

3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах штрихкода (кроме самой контрольной цифры):

4+0+3+6+1+2=16

4. Сложить числа, полученные в пунктах 2 и 3:

48 + 16 = 64

5. Отбросить десятки:

64 — 60 = 4

6. Из числа 10 вычесть сумму, полученную в пункте 5:

10 — 4 = 6

Полученная при расчетах цифра должна совпадать с контрольной цифрой штрихкода, что говорит о подлинности товара. В противном случае товар произведен незаконно.

В 1998 г. РБ также получила свой штрих-код. Это цифра 481.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...