Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить. А. Дистервег Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог и психолог, академик АПН СССР, последователь школы Л. С. Выготского, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения. Система Л.В.Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы. По мнению ученого, школа не раскрывала резервов психического развития ребенка. Сегодня на базе бывшей лаборатории открыт Федеральный научно-методический центр имени Л.В.Занкова при Министерстве образования России. Систему развивающего обучения по Л.В.Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности. Целевые ориентации • Высокое общее развитие личности. • Создание основы Для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания). Гипотезы Л. В. Занкова Развитие Л.В.Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом. Концептуальные дидактические положения Для наибольшей эффективности общего развития школьников Л.В.Занков разработал дидактические принципы РО: - целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы; - ведущая роль теоретических знаний; - обучение на высоком уровне трудности; - продвижение в изучении материала быстрыми темпами; - осознание ребенком процесса учения;
- включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ); - проблематизация содержания (коллизии); - вариативность процесса обучения, индивидуальный подход; - работа над развитием всех (сильных и слабых) детей. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Методика Л.В. Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. • Урок в системе развивающего обучения Урок остается основным элементом образовательного процесса, но в системе Л.В.Занкова его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основные его инвариантные качества:- цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и другим группам свойств личности;- полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей; - сотрудничество учителя и ученика. Методическая цель - создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями: • учитель создает проблемные ситуации, коллизии; • составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; • создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; • стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.; • оценивает не только конечный результат (правильно - неправильно), но и процесс деятельности ученика; • поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Особенности урока • Ход познания - «от учеников». • Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.
• Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя. • Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями. • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. • Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. • Отслеживание развития Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности. Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребенка Л.В.Занков предложил следующие показатели: - наблюдательность,- отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;- практические действия - умение создать материальный объект. Успешное решение трудных проблем завершается мощным включением систем положительного подкрепления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|