Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

Вопросы для подготовки к зачету

1. Строение плазматической мембраны, роль ионных каналов, молекул - переносчиков, насосов, рецепторов. Виды транспорта веществ через мембрану клетки.

2. Свойства живых и возбудимых систем: раздражимость, возбудимость, проводимость, лабильность.

3. Потенциал покоя и потенциал действия: их происхождение, фазы потенциала действия.

4. Законы раздражения: закон силы для одиночных клеток, волокон и тканей, закон соотношения силы и длительности, закон градиента.

5. Нейрон и нейроглия. Особенности проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым волокнам.

6. Синапс, особенности строения. Механизм передачи возбуждения в центральных синапсах, возбуждающие медиаторы.

7. Торможение в ЦНС и его физиологическая роль. И.М. Сеченов и центральное торможение. Тормозные медиаторы.

8. Нервно - рефлекторная регуляция физиологических функций. Понятие о рефлексе, рефлекторной дуге, роль звеньев рефлекторной дуги.

9. Сенсорная, двигательная и вегетативная функции ЦНС.

10. Роль учения И.М. Сеченова, И.П. Павлова о функциях головного мозга. Создание объективных методов исследования ВНД. Значение физиологии ВНД для медицины и психологии.

11. Классический условный рефлекс, отличия от безусловного, виды, классификация, условия формирования и биологическое значение.

12. Механизмы формирования классических и оперантных условных рефлексов.

13. Торможение в коре больших полушарий (внешнее и внутреннее). Анализ и синтез. Динамический стереотип.

14. Различные формы научения и их нейрофизиологические механизмы.

15. Память. Виды. Механизмы формирования краткосрочной и долгосрочной памяти.

16. Нарушения памяти.

17. Темперамент, характер, личность – проявление индивидуальности человека. Вклад в развитие данного вопроса Гиппократа, И.П. Павлова, Г. Айзенка, и др.

18. Потребности, мотивации, поведение. Доминанта – целеопределяющий фактор поведения.

19. Функциональная система – единица интегративной деятельности организма.

20. Гипоталамус, лимбическая система и ретикулярная формация – важнейшие мотивационные структуры. Роль коры в осуществлении поведенческих реакций.

21. Механизмы пищевого поведения. Мотивация голода. Центры голода и насыщения в гипоталамусе.

22. Эмоции, виды, значение.

23. Физиологические механизмы формирования эмоции. Роль гипоталамуса, ядер лимбической системы и коры в формировании эмоций. Вовлечение в этот процесс вегетативных и эндокринных систем.

24. Характеристика основных типов ВНД по И.П. Павлову. Методы опеределения ВНД по И.П. Павлову. Человеческие типы на основе соотношения I и II сигнальных систем (мыслительный и художественный типы).

25. Типирование личности по Айзенку. Экстра - и интроверсия. Невротизм.

26. Двигательная кора, ее роль в планировании движений, ее взаимодействие с ассоциативными и сенсорными полями и подкорковыми структурами. Функциональная организация первичной моторной коры. Кортикальные колонки.

27. Двигательная кора и ее взаимодействия с подкорковыми структурами в осуществлении двигательных актов. Нисходящие пути моторной коры: пирамидная и экстрапирамидная системы.

28. Кора больших полушарий и вегетативные функции в обеспечении гомеостаза. Управление вегетативными функциями на основе прогноза.

29. Современные методы исследования функций головного мозга. Электроэнцефалография.

30. Биоритмы у человека. Классификация и характеристика биоритмов. Физиологические механизмы ритмогенеза.

31. Сон, фазы сна, изменение вегетативных и моторных показателей в разные фазы сна. Быстрый и медленный сон.

32. Теории сна. Роль центров сна. Проявление нарушений сна.

33. Особенности ВНД у детей.

Основная литература

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - СПб, 2002.*

2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л., Физиология высшей нервной деятельности. - Ростов-на-Дону, 1999г.*

3. Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. - М., 2002*

4. Недоспасов В.О. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – М., 2006.*

5. Основы физиологии человека / под pед. Ткаченко Б.И. - М, 1994.

6. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. - М, 2000, 2007.*

7. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М, 2007.*

8. Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека.- М, Медицинская книга, Н. Новгород, Из-во НГМА, 2001.*

9. Шульговский В. Н. Физиология ВНД с основами нейробиологии М., 2010*

Дополнительная литература

10. Алатыев В.И. Физиология в pисунках и таблицах: Неpвная и мышечная системы (общие вопpосы) - Уч. Пособие, Казань, 1990.

11. Анохин П.К. Общая теория функциональных систем. - М., 1975.*

12. Анохин П.К. Общие вопросы физиологических механизмов.

13. Ашмарин И.П. Загадки и откровения биохимии памяти. - Л., 1975.

14. Батуев А.С. Высшие интегральные системы мозга. - Л.,1981.*

15. Беpгельсон Л.Д. Мембpаны, молекулы, клетки - М.: Наука, 1982.

16. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1974.

17. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. - М., 1988.

18. Виноградова О.С. Гипокамп и память. - М., 1975.

19. Воронин Л.Г.Вопросы теории и методологии исследования высшей нервной деятельности: Избр. тр. / АПН СССР.— М.: Педагогика, 1982.*

20. Греченко Т.Н. Нейрофизиологические механизмы памяти. - М., 1979.

21. Изард К. Эмоции человека. - М., 1980.

22. Куффлер С., Николе Дж. От нейрона к мозгу. / Пер. с англ. М., 1979.

23. Кэндел Э., Хокинс Р. Биологические основы обучения и индивидуальности // В мире науки. Л., 1992. №11-12, с. 43-51.

24. Многотомное pуководство по физиологии - Л.: Наука, 1983 (в соответствии с pазделом пpедмета).*

25. Общая физиология возбудимых тканей (pук-во по физиологии) - Л.: Наука,1975.*

26. Общая физиология неpвной системы (pук-во по физиологии) - Л.: Наука, 1975.

27. Сеченов И.М. Основы поведения. - М., 2006.*

28. Симонов П.В. Созидающий мозг. - М., 1993.

29. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1981.

30. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. - М., 1981.

31. Судаков К.В. Общая теория функциональных систем. - М.: 1984.*

32. Физиология человека / под ред. Покровского В.М. и Коротько Г.Ф. - М., 1998.

33. Физиология человека / под ред Р. Шмидта и Г. Тевса. В 3-х томах. – М, 1996.*

*- литература, которая есть в библиотеке ЧелГУ

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

№ п/п Ссылки на информационные ресурсы Наименование ресурса Доступность (ауд., где реализован доступ к ресурсам)
  Научная электронная библиотека «elibrary.ru» http://elibrary.ru/item.asp?id=20226009 Потребич, А.В. Основы анатомии и физиологии центральной нервной системы. – Калиниград, 2006. – 113 с. Доступ из сети интернет. Доступ из локальной сети НБ ЧелГУ (электронный читальный зал ауд. 206)
  Научная электронная библиотека «elibrary.ru» http://elibrary.ru/item.asp?id=20540853 Колодко, В.Г. Электроэнцефалография как основной метод клинической нейрофизиологии / В.Г. Колодко // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. – 2011. - № 1-2. – С. 16-21. Доступ из сети интернет. Доступ из локальной сети НБ ЧелГУ (электронный читальный зал ауд. 206)
  Научная электронная библиотека «elibrary.ru» http://elibrary.ru/item.asp?id=18259747 Депутат, И.С. Нейробиологические основы интллекта / И.С. Депутат, А.В. Грибанов, А.А. нехорошкова // Экология человека. – 2012. - №12. – С. 36-45. Доступ из сети интернет. Доступ из локальной сети НБ ЧелГУ (электронный читальный зал ауд. 206)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...