Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Вопросы для подготовки к зачету 1. Строение плазматической мембраны, роль ионных каналов, молекул - переносчиков, насосов, рецепторов. Виды транспорта веществ через мембрану клетки. 2. Свойства живых и возбудимых систем: раздражимость, возбудимость, проводимость, лабильность. 3. Потенциал покоя и потенциал действия: их происхождение, фазы потенциала действия. 4. Законы раздражения: закон силы для одиночных клеток, волокон и тканей, закон соотношения силы и длительности, закон градиента. 5. Нейрон и нейроглия. Особенности проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым волокнам. 6. Синапс, особенности строения. Механизм передачи возбуждения в центральных синапсах, возбуждающие медиаторы. 7. Торможение в ЦНС и его физиологическая роль. И.М. Сеченов и центральное торможение. Тормозные медиаторы. 8. Нервно - рефлекторная регуляция физиологических функций. Понятие о рефлексе, рефлекторной дуге, роль звеньев рефлекторной дуги. 9. Сенсорная, двигательная и вегетативная функции ЦНС. 10. Роль учения И.М. Сеченова, И.П. Павлова о функциях головного мозга. Создание объективных методов исследования ВНД. Значение физиологии ВНД для медицины и психологии. 11. Классический условный рефлекс, отличия от безусловного, виды, классификация, условия формирования и биологическое значение. 12. Механизмы формирования классических и оперантных условных рефлексов. 13. Торможение в коре больших полушарий (внешнее и внутреннее). Анализ и синтез. Динамический стереотип. 14. Различные формы научения и их нейрофизиологические механизмы. 15. Память. Виды. Механизмы формирования краткосрочной и долгосрочной памяти. 16. Нарушения памяти.
17. Темперамент, характер, личность – проявление индивидуальности человека. Вклад в развитие данного вопроса Гиппократа, И.П. Павлова, Г. Айзенка, и др. 18. Потребности, мотивации, поведение. Доминанта – целеопределяющий фактор поведения. 19. Функциональная система – единица интегративной деятельности организма. 20. Гипоталамус, лимбическая система и ретикулярная формация – важнейшие мотивационные структуры. Роль коры в осуществлении поведенческих реакций. 21. Механизмы пищевого поведения. Мотивация голода. Центры голода и насыщения в гипоталамусе. 22. Эмоции, виды, значение. 23. Физиологические механизмы формирования эмоции. Роль гипоталамуса, ядер лимбической системы и коры в формировании эмоций. Вовлечение в этот процесс вегетативных и эндокринных систем. 24. Характеристика основных типов ВНД по И.П. Павлову. Методы опеределения ВНД по И.П. Павлову. Человеческие типы на основе соотношения I и II сигнальных систем (мыслительный и художественный типы). 25. Типирование личности по Айзенку. Экстра - и интроверсия. Невротизм. 26. Двигательная кора, ее роль в планировании движений, ее взаимодействие с ассоциативными и сенсорными полями и подкорковыми структурами. Функциональная организация первичной моторной коры. Кортикальные колонки. 27. Двигательная кора и ее взаимодействия с подкорковыми структурами в осуществлении двигательных актов. Нисходящие пути моторной коры: пирамидная и экстрапирамидная системы. 28. Кора больших полушарий и вегетативные функции в обеспечении гомеостаза. Управление вегетативными функциями на основе прогноза. 29. Современные методы исследования функций головного мозга. Электроэнцефалография. 30. Биоритмы у человека. Классификация и характеристика биоритмов. Физиологические механизмы ритмогенеза. 31. Сон, фазы сна, изменение вегетативных и моторных показателей в разные фазы сна. Быстрый и медленный сон.
32. Теории сна. Роль центров сна. Проявление нарушений сна. 33. Особенности ВНД у детей. Основная литература 1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - СПб, 2002.* 2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л., Физиология высшей нервной деятельности. - Ростов-на-Дону, 1999г.* 3. Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. - М., 2002* 4. Недоспасов В.О. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – М., 2006.* 5. Основы физиологии человека / под pед. Ткаченко Б.И. - М, 1994. 6. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. - М, 2000, 2007.* 7. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М, 2007.* 8. Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека.- М, Медицинская книга, Н. Новгород, Из-во НГМА, 2001.* 9. Шульговский В. Н. Физиология ВНД с основами нейробиологии М., 2010* Дополнительная литература 10. Алатыев В.И. Физиология в pисунках и таблицах: Неpвная и мышечная системы (общие вопpосы) - Уч. Пособие, Казань, 1990. 11. Анохин П.К. Общая теория функциональных систем. - М., 1975.* 12. Анохин П.К. Общие вопросы физиологических механизмов. 13. Ашмарин И.П. Загадки и откровения биохимии памяти. - Л., 1975. 14. Батуев А.С. Высшие интегральные системы мозга. - Л.,1981.* 15. Беpгельсон Л.Д. Мембpаны, молекулы, клетки - М.: Наука, 1982. 16. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1974. 17. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. - М., 1988. 18. Виноградова О.С. Гипокамп и память. - М., 1975. 19. Воронин Л.Г.Вопросы теории и методологии исследования высшей нервной деятельности: Избр. тр. / АПН СССР.— М.: Педагогика, 1982.* 20. Греченко Т.Н. Нейрофизиологические механизмы памяти. - М., 1979. 21. Изард К. Эмоции человека. - М., 1980. 22. Куффлер С., Николе Дж. От нейрона к мозгу. / Пер. с англ. М., 1979. 23. Кэндел Э., Хокинс Р. Биологические основы обучения и индивидуальности // В мире науки. Л., 1992. №11-12, с. 43-51. 24. Многотомное pуководство по физиологии - Л.: Наука, 1983 (в соответствии с pазделом пpедмета).* 25. Общая физиология возбудимых тканей (pук-во по физиологии) - Л.: Наука,1975.* 26. Общая физиология неpвной системы (pук-во по физиологии) - Л.: Наука, 1975. 27. Сеченов И.М. Основы поведения. - М., 2006.*
28. Симонов П.В. Созидающий мозг. - М., 1993. 29. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1981. 30. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. - М., 1981. 31. Судаков К.В. Общая теория функциональных систем. - М.: 1984.* 32. Физиология человека / под ред. Покровского В.М. и Коротько Г.Ф. - М., 1998. 33. Физиология человека / под ред Р. Шмидта и Г. Тевса. В 3-х томах. – М, 1996.* *- литература, которая есть в библиотеке ЧелГУ
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|