Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Изучение нового материала.

Работа с терминологией.

- Давайте вспомним, что такое трагедия и к какому литературному роду она

относится?

Трагедия - драматическое произведение, в основе которого лежит особенно острый непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. ( Определение записать в тетрадь ). (5 учащихся в это время выполняют индивидуальные тестовые задания по теме «Основные мотивы лирики А.С.Пушкина»).

 

История создания и особенности цикла «Маленькие трагедии». Один из учащихся заранее приготовил сообщение по данной теме.

[Из истории создания «Маленьких трагедий».

В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». В письме П.А. Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».

Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно не велики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения» - такие названия хотел дать своим пьесам А.С.Пушкин, подчеркивая их отличие от традиционных.

Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.

В «Маленьких трагедиях» воссоздана жизнь других народов в разные исторические эпохи. В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека. В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти (действие происходит в XVIII веке). В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие - все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.

«Пир во время чумы» - философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.

Все это свидетельствует о том, что «Маленькие трагедии» являются реалистическими произведениями. «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах - вот что требует наш ум от драматического писателя», - утверждал Пушкин.]

 

III. Изучение нового материала.

 

- Произведения цикла «Маленькие трагедии» объединяет драматизм тревожных переживаний, стремление к художественно-философскому их анализу предопределили центральную тему “маленьких трагедий” - тему трагической судьбы Личности. - Эти трагедии объединяет общая идея – страсть –жажда самоутверждения в жизни. Разрываются родственные, любовные, дружеские и шире – общечеловеческие связи. Для достижения своей цели герои не останавливаются ни перед чем, используют любые средства. Поэтому главная объединяющая мысль болдинских пьес - это мысль о духовных ценностях человечества, о подлинном достоинстве человека.

 

Учащиеся записывают художественные особенности цикла «Маленькие трагедии»:

1) Небольшой объем, малое количество сцен и персонажей.

2) Быстрое развитие действия, острый драматический конфликт.

3) Глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью.

4) Воссоздание жизни других народов в разные исторические эпохи.

 

- В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки. Какие это пороки?

[ Запись в тетради:

  • гордость, презирающая всех;
  • жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;
  • зависть, доводящая до злодеяния;
  • чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;
  • гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.

В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека. В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие — все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями. «Пир во время чумы» — философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.]

 

- Итак, какая же тема раскрывается в трагедии «Моцарт и Сальери»?

( В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти.)

- Тема – художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству. Сохранилось первоначальное название трагедии «Зависть», во многом определяющее ее тему.

 

- Послушаем второго докладчика, который расскажет о некоторых фактах из жизни Моцарта и Сальери.
[Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери

Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).

Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор. Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать – стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье. В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.

Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека, а если по временам и проносится тень скорби, то в ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности Провидению». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.

«Реквием» – произведение, над которым Моцарт работал перед смертью, так и осталось незавершенным.

С преждевременной, ранней смертью Моцарта связана легенда о его отравлении Сальери, который с 1766 года жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и композитором итальянской оперы в Вене. Затем уехал в Париж, где сблизился с композитором Глюком, стал его учеником и последователем. Вернувшись в Вену, занял должность придворного дирижера. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер: «Та-рар», «Фальстаф» (комическая опера) и др.

Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.]

- Теперь посмотрим, совпадают ли художественные образы с историческими личностями.

Образы главных героев.

(Рассмотрение вопросов из домашнего задания)

· Как Моцарт относится к жизни, к миропорядку?

· Как Сальери относится к жизни и к миропорядку?

  • Что свидетельствует о славе Моцарта?
  • Что говорит Сальери о своем творчестве, каков его путь к славе? Как Сальери оценивает свою славу?
  • Как Сальери отзывается о Моцарте — человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творчеству, что говорит о служителях искусства?
  • Почему Сальери завидует Моцарту?
  • Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство?
  • Как Сальери пытается «оправдать» свое преступление, почему нельзя принять его доводы?
  • Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит?

 

 

В ходе обсуждения учащиеся заполняют таблицу со сравнительными характеристиками героев.

(Например:

Моцарт Сальери
- чтобы стать музыкантом, презрел жизнь - принимает земную жизнь, легко творит

 

 

[ -Как Моцарт относится к жизни, к миропорядку?

 

Моцарт – композитор, пользующийся известностью и славой. Как человек он считает разумным и справедливым Божественный миропорядок. Он принимает земную жизнь с ее радостями и страданиями, постигает высокие идеалы, идущие от Бога. Моцарт – гений, он избран небом, чтобы передать людям в гармонии музыки добро и красоту как непреходящие, вечные ценности.

Жизнь и искусство для Моцарта – единое целое.

Веселый, беспечный от безмерности таланта, глубоко человечный Моцарт создает свои произведения легко, словно они возникают сами собой. Это не результат упорного труда и знания технических приемов, а Божественный дар – гениальность. Вместе с тем он не скрывает, что его произведения – плоды «бессонниц, легких вдохновений»:

 

Сальери

Что ты мне принес?

Моцарт

Нет – так; безделицу. Намедни ночью
Бессонница моя меня томила.

И в голову пришли мне две-три мысли.

Сегодня их я набросал. Хотелось

Твое мне слышать мненье...

___________________________________________________________________

-Как Сальери относится к жизни и к миропорядку?

 

Сальери тоже принадлежит к миру искусства, он тоже известный композитор. Но его отношение к Божественному миропорядку иное, чем у Моцарта:

 

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.

 

Этими словами Сальери начинается трагедия. В них выражено его противостояние Божественному миропорядку, его конфликт с жизнью.

___________________________________________________________________

-Что свидетельствует о славе Моцарта?

 

Его музыка популярна, об этом свидетельствует ее исполнение слепым скрипачом из трактира, он не может видеть нот и запомнил и ее, и другие произведения композитора на слух. В трактире скрипач исполнял арию Керубино из оперы «Женитьба Фигаро», а у Сальери – арию из оперы «Дон-Жуан». Неточное исполнение смешит Моцарта, он не испытывает к старику презрения, благодарит за труд.

____________________________________________________________________

-Что говорит Сальери о своем творчестве, каков его путь к славе?

 

Служа искусству, Сальери поставил целью добиться славы, он любит искусство и не любит жизнь, он отгородился от нее, стал заниматься только музыкой:

 

Сальери

Отверг я рано праздные забавы;

Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно

От них отрекся я и предался
Одной музыке. <...>

...Ремесло

Поставил я подножием искусству...

 

В его музыке «гармония» поверялась «алгеброй», умерщвленная музыка препарировалась, как труп. Иными словами, она создавалась на основе владения техническими приемами. Сальери не понимал, что подлинное художественное произведение невозможно сконструировать чисто технически, оно всегда плод вдохновения, даруемого свыше. Он стал последователем Глюка и упорным трудом наконец добился признания и славы, потому считает служение искусству своим подвигом и с презрением относится к непосвященным, возносится над ними, считая ремесленниками.

____________________________________________________________________

-Как Сальери оценивает свою славу?

 

Я стал творить, но в тишине, но втайне,

Не смея помышлять ещё о славе.

Нередко. просидев в безмолвной келье

Два, три дня, позабыв и сон и пищу,

Вкусив восторг и слёзы вдохновенья,

Я жёг мой труд и холодно смотрел,

Как мысль моя и звуки, мной рожденны,

Пылая, с лёгким дымом исчезали...

 

Он говорит о своей «глухой» славе, о том, что принадлежит к «чадам праха».

____________________________________________________________________

-Как Сальери отзывается о Моцарте — человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творчеству, что говорит о служителях искусства?

 

Сальери осознает гениальность Моцарта.

Сам Моцарт понимает, что служителей прекрасного на земле мало, если бы всем был дан дар творчества,

 

...тогда б не мог

И мир существовать; никто б не стал

Заботиться о нуждах низкой жизни;

Все предались бы вольному искусству.

 

Осознавая свой дар, Моцарт чувствует себя обычным смертным. Назвавшему его богом Сальери он шутливо отвечает:

 

Ба! право? может быть...

Но божество мое проголодалось.

 

Жизнь и искусство для Моцарта – единое целое. Истинный художник, он творит не ради личной выгоды, «презренной пользы», а ради самого искусства. Истинный художник отдает себя искусству, не требуя взамен славы – такова точка зрения Моцарта.

____________________________________________________________________

-Почему Сальери завидует Моцарту?

 

Сальери понял, что Моцарт наделен Божьим даром, и не может принять того, что этот дар дан обыкновенному человеку, «гуляке праздному», а не ему, неустанному труженику. Он завидует гениальности друга. Некоторые исследователи полагают, что в его словах, сравнивающих завистника со змеей, отражается понимание зависти как бесовского наваждения, ибо змея – одна из ипостасей сатаны. Так соединяются непримиримые конфликты Сальери с миропорядком и с Моцартом.

____________________________________________________________________

-Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство?

 

Моцарт не знает зависти, не способен на злодейство. Он убежден, что «избранник небес – гений, являющий в своем искусстве образцы совершенства, высокие идеалы, – не может совершить злодейство:

 

Моцарт

...Он же гений.

Как ты да я. А гений и злодейство –

Две вещи несовместные. Не правда ль?

____________________________________________________________________

-Как Сальери пытается «оправдать» свое преступление, почему нельзя принять его доводы?

 

Сальери берет на себя право исправить, как ему кажется, несправедливость неба:

 

Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?..<...>

Нет! не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить — не то мы все погибли...

Он осознает, что музыка Моцарта бессмертна и, пытаясь найти оправдание своему злодеянию, все больше и больше раскрывает злобную сущность как человек и посредственность как композитор:

 

Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;

Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.

 

Он говорит о своей «глухой» славе, о том, что принадлежит к «чадам праха».

____________________________________________________________________

-Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит?

 

Он много лет носит яд, бывший «даром любви», и отправляет его в «чашу дружбы».

Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя:

 

...Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные...]

- Таким образом, Пушкин за основу произведения берёт легенду об отравлении Моцарта Сальери, а не факты истории.

О том, что Моцарта отравил Сальери, Пушкин высказал сначала художественно,

потом — эпически (в одном из писем): “В первое представление “Дон Жуана”, в то

время, когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист— все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы - в бешенстве, снедаемый завистью. Сальери умер лет 8 тому назад. Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца”. Но во время слушания судебного дела по этому вопросу Сальери был оправдан. Значит, эта история – художественная выдумка поэта, которая очень сильно укоренилась в сознании людей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...