Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «симфонической личности» в философии Л.П. Карсавина (по работе Л.П. Карсавина «О личности»).

М. Шелер о положении человека в Космосе (по работе М. Шелера «Положение человека в Космосе»).

В работе «Положение человека в космосе» статус человеческого бытия выявляется в космической перспективе через соотношение человека с другими формами органического мира в плане становления и эволюции психического начала: чувственного порыва, инстинкта, ассоциативной памяти и практического интеллекта. Важно отметить, что Шелер указывает на то, что «человек... соединяет в себе все сущностные ступени наличного бытия вообще, а в особенности — жизни, и по крайней мере в том, что касается сущностных сфер, вся природа приходит в нем к концентрированному единству своего бытия». Таким образом, чувственный порыв, присущий растениям, и инстинкт, присущий насекомым, в человеке проявляются в виде ощущений (восприятия) и ритмичной, смысловой реакции на ситуации, значимой для вида. Далее Шелер усложняет систему и выводит из инстинкта две формы: первая является «привычной» — это «ассоциативная память», вторая «разумной» — это «практический интеллект». Ассоциативная память — это изменчивое поведение на основе предшествующего опыта, свойственное млекопитающим и позвоночным. Практический интеллект же — это форма психической жизни, основанная на выборе, она корректирует опасность ассоциативной памяти, её недочеты, она не нацелена на опыт, а только на стремление к определенной цели. Эта форма принадлежит наиболее развитым видам животных. Как уже говорилось ранее, жизнь человека содержит в себе эти формы отношения с миром и в этом смысле человек в принципе не отличается от животного. И. М. Шелер убежден, «человек — естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным». Однако между человеком и остальными животным миром, по мнению М. Шелера, имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа.
Наиболее базисно важной характеристикой человеческого духа объявляется его «открытость миру», «экзистенциальная независимость». Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выход в открытый мир, осознавая его именно как мир. Таким образом, сущностная особенность связывается Шелером с его онтологической свободой. В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытии. В силу этого человеческий дух предстанет как объективность. Из этих базовых качеств человеческого духа вырастают такие его составляющие, как способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное отношение к миру.
Всякий дух необходимо носить личностный характер. Личность — это сущностно-необходимая единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа. Возникает вопрос, а если человек не часть мира, то какое же место он в нем занимает? И Шелер отвечает на этот основной вопрос, подводя итог своей работе: «Человек есть место встречи. В нем Логос, согласно которому устроен мир, становится актом, в котором можно соучаствовать». Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции Шелера, представляет как определенная целостность — микрокосм, находящийся в определенном отношении с «макрокосмом — запредельным миром».

Соотношение понятий «человек», «индивид» и «личность».

Человек есть живая система, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Человек это субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Личность – человеческий инвид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений. Личность – это то, чего достигает человек в повседневном взаимодействии с окружающим миром. Человек сам формирует свою личность. Носитель личности – индивид. Это понятие рассматривает человека как единичное природное существо, как представителя человеческой общности, как продукт синтеза врожденного и приобретенного. В повседневности под индивидом понимают отдельного человека, обладающего свойствами которые имеются у других людей. А также свойствами, которые отсутствуют. Индивидуальность – это такая форма бытия, в которой в специфическом виде выражается общая природа человека. Индивидуальность личности выражается в бытии. Однако нельзя отрицать, что она формируется не только под влиянием генетически предопределенных свойств, но и социального бытия человека.

Человек представляет собой целостное единство биологического психического и социального уровня, который в свою очередь формируется из двух: природного и социального. При этом человеческий индивид – интегральное единство биологического, психического, социального, приводящее к возникновению новой качественной ступени человеческой личности. Главное свойство – мировоззрение. Особый компонент личности – ее нравственность. Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности. И здесь человек одновременно выступает и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.

Понятие «симфонической личности» в философии Л.П. Карсавина (по работе Л.П. Карсавина «О личности»).

Весь мир в представлении Л.П. Карсавина - это иерархическое единство «симфонических личностей» различного порядка: семья, социальная группа, народ, которые есть несовершенные выражения Бога.

Важнейшей частью решения проблемы личности у Л.П. Карсавина является учение о симфонической личности. Необычно в этом учении то, что под симфонической личностью понимается в первую очередь не отдельный человек, а над-индивидуальные образования - начиная с космоса в целом и включая совокупное человечество и человеческие сообщества различного рода: церковь, нации, социальные группы, семью и др. Симфоничность их состоит во взаимодействии друг с другом и с личностями высшего и низшего порядка. Личность низшего порядка совершенствует себя, взаимодействуя с высшими, приобщаясь к ним; для усовершенствования всякая личность должна осознать себя как свободное осуществление высшей личности, т.е. общности более широкой. Индивид, т.е. отдельный человек занимает в иерархии симфонических личностей самое подчинённое положение, составляя подножие пирамиды, наиболее массовый и несовершенный её уровень. В этих построениях Л.П. Карсавин подменяет идею ценности индивида, измеряемую духовной свободой, а значит ответственностью за мир, эмпирическим фактом включённости каждого человека в коллективно-социальные общности. Но в таком виде учение о симфонической личности оказывается прямой противоположностью понимания индивида в качестве первоэлемента, носителя личного начала. Следовательно, в концепции Л.П. Карсавина индивидуальный человек по своей сути остаётся не более чем средством, функцией общественного целого. Именно социоцентризм с его недооценкой индивидуального начала, свойственной учению о симфонической личности, вызвал неприятие со стороны многих философов как современников Л. П. Карсавина, так и нынешних исследователей его творчества».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...