Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельную работу студентов как вид учебной деятельности характеризует: Во-первых, он связан со всеми формами планового учебного процесса. Во-вторых, он специфичен как по содержанию, так и по многообразию методических приемов. В-третьих, руководство самостоятельной работой требует от преподавателя не только теоретических знаний и методических умений, но и организаторских качеств. Сложность руководства и организации самостоятельной работы студентов объясняется целым рядом факторов, главными из которых являются — частая смена экономических приоритетов; — отсутствие современных стабильных учебников и пособий по экономическим наукам; — слабость фонда библиотек по проблемам экономики; - специфика этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения); — отсутствие единства в организационных и методических требованиях к самостоятельной работе. В частности, нет законодательно установленных нормативов по самостоятельной работе, хотя в практике такие усредненные нормативы сложились. Основными видами самостоятельной работы студентов являются: конспектирование и отработка лекций, изучение и конспектирование литературы и источников, подготовка к семинарским, практическим занятиям, подготовка к зачетам и экзаменам, подготовка контрольных, курсовых, выпускных и дипломных работ. Роль преподавателя в организации и руководстве самостоятельной работой включает в себя: 1) обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях; 2) управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и качества работы;
3) контроль за самостоятельной работой: как непосредственный, так и опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия; 4) коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная. Подчеркивая педагогическую сущность самостоятельной работы в процессе учебы, К. Д. Ушинский отмечал: «Надо, чтобы обучаемые по возможности учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал». Таким образом, только сочетание методических и организаторских усилий педагога, постоянная коллективная и индивидуальная забота и потребность обеспечат эффективную и качественную самостоятельную работу студентов. Организация самостоятельной работы студентов по экономическим дисциплинам направлена на разработку системы мероприятий по обучению и воспитанию, формирующих экономическое образование и самостоятельность мышления студентов. 1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе. Одной из важных составных частей учебного процесса является текущий и семестровый контроль успеваемости. К основным функциям контроля можно отнести такие: — он обеспечивает необходимое наблюдение за степенью усвоения изучаемого; — способствует приведению знаний в систему; — помогает более глубокому уяснению как отдельных тем, так и учебного курса в целом; — стимулирует сознательное и активное отношение к учебе, воспитывает чувство ответственности за достигнутые результаты; — помогает развитию памяти и мышления у студентов; — вызывает необходимость в работе с источниками, учебниками, приучает учиться использовать полученные знания для практической деятельности; — дает материал преподавателю для совершенствования содержания и методики, а то и корректировки дальнейшей педагогической деятельности.
Наконец, анализ хода и итогов контроля дает возможность в известной мере судить о постановке учебно-воспитательного процесса в данном высшем учебном заведении. Столь многообразные функции контроля выдвигают и многоплановые требования к нему. ВСЕСТОРОННОСТЬ. Данное требование предполагает осуществление контроля по содержанию, форме (методике), глубине, свободе и самостоятельности изложения. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Контроль должен обеспечить не просто персональную оценку каждого контролируемого, а индивидуальное ее обоснование и индивидуальный разбор уровня подготовки каждого. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Это, естественно, не означает школьной системы опроса на каждом занятии, но контроль должен быть столь регулярным, чтобы четкие его этапы и мобилизовывали, и вынуждали к систематической работе над собой каждого студента. СТИМУЛИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР. Контроль не может и не должен пугать и разочаровывать, а, наоборот, подбадривать, поддерживать любое движение вперед, поощрять старание. По видам и формам контроль подразделяется на: — текущий (семинар, практическое занятие, контрольное занятие, контрольная работа); — промежуточный (индивидуальное собеседование, зачет, экзамен — если он не единственный); — итоговый (заключительный экзамен по предмету, государственный экзамен, защита дипломной работы). По методике проведения контроль бывает: — устным (методом устного опроса); — письменным (путем письменных ответов); — путем защиты разработанных рефератов; — в виде деловой игры. Таковы основные функции, виды, формы, методы контроля и требования, предъявляемые к нему. Правильная методика проведения контроля побуждает студента изучать большее количество информации и самосовершенствоваться.
Современные основы преподавания экономики в высшем учебном заведении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|