Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Симфоническое творчество Мендельсона.

I. Обзор жанров. Область оркестровой музыки у Мендельсона представлена симфониями, увертюрами и концертами (2 для фо-но и 1 для скрипки – e-moll). Органический синтез классического и романтического определили появление новых творчески плодотворных жанров - жанрово-пейзажной симфонии, концертной программной увертюры.

II. Симфонии. Очень значимо в творчестве Менделльсона – симфония! Чайковский высоко ценил «Шотландскую». По словам Фадеевой (Музыка Австрии и Германии), М., опираясь на традиции «Пасторальной» симфонии Бетховена, создал свои пейзажно-жанровые романтические симфонии, в которых по-новому решил проблемы программного симфонизма.

Синтез классического и романтического проявляется у М. каждый раз по разному, в каждом отдельном случае по-своему. Структура классического симфонического цикла, но со своими вариантами. Варианты касаются средних частей: медленная часть может находиться как на втором, так и на третьем месте. Перемена мест связана с замыслом и эпическим складом (в первую очередь связана с этим перестановка в «Шотландской»:II – Скерцо, III – Адажио, в Ит. симфонии третья часть НЕ СКЕРЦО! Не по форме, не по жанру – скорее Менуэт). Симфонии М. начинает восприниматься как единое целое, без деления на части, движение к одночастности. Отменяет знаки репризы, избегает перерывы между частями. Новое понимание сонатно-симфонического цикла, развитие принципа монотематизма привело Мендельсона к стиранию граней между частями. Несмотря на романтические черты, в Симфониях М. господствует жизнеутверждающие идеи, отсутствует трагическая конфликтность, душевные срывы. Интонационно-ритмическая сфера, сфера гармонической выразительности опирается на классику, но одновременно с этим М. использует типичные приемы романтической гармонии (одноим./терцовые сопоставления, своеобразные модуляционные планы).

В основе музыкального тематизма лежит песенность. Следуя традициям тематизма Шуберта, Мендельсон прокладывает пути к будущему симфонизму Брамса, Брукнера. Пользуясь парным составом классического оркестра, почти не раширяя состав, Мендельсон находит удивительные, типично романтические выразительные возможности в сочетаниях инструментов, их штрихов, тембров («Сон в летнюю ночь» - дивизи струнных в высоком регистре, низкие инструменты – афеклеид).

У Мендельсона 5 симфоний. Симфония №1 (17 лет) – c-moll, юношеская, без отсылок, опора на трад. венских классиков. Симфонией второй должна была стать «Реформационная» - написанная к годовщине реформации, посвящена Лютеру (1817г.). Была исполнена только в 1832 году, но не издана (изд.-1868). В «Реформационной» симфонии d-moll широкий, героико-эпический замысел, связанный с народными образами. В последней части (хоровой финал) использована мелодия хорала Лютера (потом Мейербер в «Гугенотах»). [Значительным этапом в творчестве стала его вторая “Реформационная” симфония d-moll 1829-1830 начало зрелого периода. Симфония связана с празднованием в германских землях 300-летия со лня основания Мартином Лютером Реформации (25 июня 1530). Симфония - органический синтез классического и романтических начал. Классическое выступает в воздействии Бетховена - 9 симфонии, отдельных приёмов его симфонического письма (обращение к хоралу, полифонические приёмы, тональные соотношение 1 части и финала d-D, перестановка средних частей). Драматургическим центром является протестанский хорал “Господь - наша твердыня”, именно он неоднократно привлекал Баха. Ф Энгельс называл его “Марсельезой XVI века”. В сущности, весь тематический материал симфонии связан с хоралом, и его возникновение в финале является идейно-логической, тематической кульминацией. Процесс становления напоминает становление темы радости в 9 симфонии Бетховена.] I – D-dur, II- B-dur, III – g-moll, IV – G-dur хорал.

Симфония-кантата «Хвалебная песнь» -величественный гимн свету, разуму, просвещению. По случаю празднования четырехсотлетия книгопечатания. В этих двух симфониях Мендельсон пытался следовать пути Девятой симфонии Бетховена.

В «Итальянской» симфонии красочно запечатлены картины итальянской народной жизни, написана после посещения Италии. Закончена в 1833г. И «Итал.», и «Шотл.» симфонии имеют программные подзаголовки, направлены на создание поэтических ассоциаций (жанрово-пейзажные симфонии). Никаких конкретных указаний на литературные произведения НЕТ! Главное – пейзажность, картинность, стремление к обобщенности, отсутствие конкретики. Новый тип романтического цикла, предстающий как ряд сменяющихся картин с усиленным функциональным значением средних частей, с эмоциональным содержанием П.т, Св. и Закл. тем.

Ярким образцом романтического симфонизма является “Итальянская симфония 1833 A-dur”. Стравинский считал симфонию образцом элегантности в музыке. Является первой лирико-жанровой симфонией, основу содержания которой составляют картины природы и народного быта.. Исходными точками являлись 6 и 7 симфонии Бетховена и лирико-жанровые Шуберта, однако у Мендельсона нет углублённых бетховенских раздумий, заимствование только в идее создания программоного произведения на основе изображения картин природы и народного быта. В “Итальянской” нет литературной программы, она проистекает из образного строя и жанровости на основе песенных и танцевальных жанров (тарантелла, хорал, лендлер, сальтарелла-4 часть). Важная роль - ритмической сферы, единство каждой части. Остинато пронизывает всё произведение. Единство ритмического импульса сглаживает кантраст главной и побочной в сонатных частях, интонационное родство частей, отсутствие побочных в разработках дают предпосылки для восприятия как монотематическое произведение. Романтична тональная трактовка цикла, от мажора к минору A-d-A-a. 2 часть – большой контраст по отношению к I части – черты религиозного шествия (хорал?). Финал – минорный (квартеты Гайдна «Императорский», сохраняется минор только до П.п. в репризе). У Мендельсона минор в финале (тарантелла) господствует везде.

1 часть - синтез традиций и новаторства, танцевальная главная партия (развёрнутая 3х частная), песенная побочная партия (двухчастная) на фоне пульсирующего ритма тарантеллы. Ясно ощутима тенденция к сглаживанию граней между разделами allegro - черты свойственные романтическому симфонизму. В разработке - новая тема, вначале развивается полифонически (фугато), затем - завершенный эпизод. Эта тема составлет лирическую сферу разработки в которой отсутствует побочная партия. Лирическая тема звучит вместо заключительной в репризе (в миноре) что предвосхищает минор в финале.

2 часть - своеобразная сонатная форма. Основная тема хоральная мелодия. Связующая вносит неожиданный образный контраст d-E. В сферу песенности возвращает побочная партия. Функции разработки и репризы совмещены. d-moll

3часть выходит за рамки итальянского. Уже в интонациях первого раздела слышны связи с австрийскими лендлерами. Форма квадратна, классична. Но романтическое присутствует всюду – ходы валторн, напоминающие охотничьи роги. A-dur

4 часть – атмосфера праздничного уличного веселья - тарантелла. Схож с первой частью, контраст основных тем минимален. Роль побочной партии незничительна - её нет в разработке и репризе. В разработке новая тема - g-moll занимающая почти всю разработку и начинающая репризу.

При классических традициях многое смотрит вперед - Брамс и Лист.

Шотландская Симфония ля минор - 1830-1842. Начал писать одновременно с итальянской, но завершил в начале 40 годов. Является самым значительным произведением в симфоническом наследии Мендельсона. При очевидных связях с классицизмом, новое понимание цикла. Замысел под впечатлением поездки в Шотландию. Это огромное одночастное произведение, вместившее в себя все 4 части цикла, имеющее общее вступление и коду. В «Шотландской» симфонии ярко выражены черты монотематизма – восход. Мотивы – вступление играет огромную роль (медл. часть, III часть – П.п., П.п.Финала, кода 4 части – тема вступления). Общий образный контраст – св.п. Тема вступления – элемент повествования, рассказа. Строится на нем вся симфония (интонац. источник всех тем – Г.п., П.п., З.п.). Дополнительный тематический материал может появиться в разработке. Один и тот же темат. материал Г.т. и П..т. – как у Гайдна просто смена лада, тональности. Но у М. еще новые интонации появляются. Развитие тематизма – колористическое варьирование, полифонические методы, иногда эти два метода сочетает вместе (в Реформационной, Хвалебной песне, Шотландской).

2 часть -скерцо в народном духе (F-dur), с ярко выраженным народным музыцированием (“волыночная” пятиступенная дажовая основа, деревянныя духовые, мажорный лад, плясовой характер неузнаваемо преображают тему).

3 часть - трагический образный аспект темы. Вспоминается трагический образ Марии Стюарт.

4 часть -пунктированная, даже воинственная. Важное значение в драматургии целого имеет кода. Это своеобразное послесловие.

Важно отметить вариантое развитие мелодической ткани, когда одновременно с видоизменениями основной темы возникают новые мелодические образования.Подобное вариантное мелодическое развитие является почти исключительной прерогативой романтического песенного инструментализма, развиваемого дальше в творчестве Брамса, Брукнера, Малера.

III. Концертно-программные увертюры: Среди многообразного симфонического наследия Феликса Мендельсона особое место занимает жанр концертной увертюры. Концертная увертюра – детище романтизма, основного направления в искусстве первой половины 19 века (Шуберт, Вебер, Мендельсон, Шуман). Именно у романтиков увертюра становится самостоятельным произведением с определенным программным содержанием. Роль Бетховена в формировании ром. увертюры как концертного произв. - очень велика – «Кариолан». Новый жанр был создан Феликсом Мендельсоном (1809-1847) – написанный 17-тилетним композитором «Сон в летнюю ночь» стал первой романтической концертной увертюрой. Основная его заслуга состоит в том, что композитор утвердил увертюру как самостоятельный жанр программной симфонической музыки. Большое внимание к увертюрам М. привлекало Листа!

Мендельсону принадлежат 10 увертюр. Они создавались в разное время: первая – когда композитору было 15 лет, последняя – за три года до смерти. Две ранние увертюры не связаны с программой – «Увертюра для духового оркестра» (соч.24) – написана летом 1824 года для оркестра в курортном местечке Доберан; и увертюра До мажор (соч.101) – 1825 год, она получила название «Увертюра с трубами» или «Праздничная». Так же 2 увертюры написаны как вступления к комическим операм: «Свадьба Камачо» (соч.10, 1825 год) – к юношеской опере на сюжет «Дон Кихот»; «Возвращение с чужбины» (соч.89). Последняя увертюра – является частью драматического спектакля – музыки к трагедии Расина «Аталия» (соч.74, 1844 год). Центральное место занимают увертюры - «Сон в летнюю ночь», «Морская тишь и счастливое плавание» (на стихи Гёте), «Гебриды, или Фингалова пещера» ( особое восхищение у Брамса), «Сказка о прекрасной Мелузине» (попул.сюжет, опера была у Крейцера) и «Рюи Блаз» (Гюго). Пять увертюр, в каждой – свой, особый мир образов и настроений. Фантастичный «Сон в летнюю ночь», и поразительно изменчивая и многокрасочная «Фингалова пещера», и «Морская тишь и счастливое плавание», построенная на воплощении единого радостного чувства, и «Прекрасная Мезулина», сочетающая красочность картин природы и драматизм человеческих страстей, и патетически взволнованный «Рюи Блаз». (Семинар Юны)

Вторая концертная увертюра «Гебриды», (первая, как известно «Сон в летнюю ночь») вызывала особое восхищение композиторов XIX века Брамса, Вагнера. В каком-то смысле, «Гебриды» — произведение более новаторское, чем «Сон в летнюю ночь», так как в его образах нет типичных для классической увертюры внешних конфликтов или противопоставлений. Музыка выражает не действие, а настроение, здесь выражены романтизированные картины природы, характерен контраст эпизодов.

Увертюра была написана Мендельсоном под впечатлением от посещения Фингаловой пещеры на острове Стаффа, входящем в архипелаг Гебриды, у западных берегов Шотландии. Это было летом 1829 года.

[В 1765 году в Шотландии были изданы Сочинения Оссиана, переведенные с гэльского языка Джеймсом Макферсоном. Этот шотландский поэт выдал собственные обработки собранных им народных сказаний за подлинные творения кельтского барда, его подделка вызвала огромный интерес, была сразу же переведена на основные европейские языки, породила бесчисленных читателей. Ими увлекался Суворов, Наполеон, Вертер – герой популярного романа Гёте. Возможно, именно Гетё, ближайший друг семьи Мендельсона, пробудил в юном Феликсе любовь к Оссиану.]

Завершена работа была 16 декабря 1830 года. Первоначально Мендельсон назвал увертюру «Одинокий остров», в 1832 году после ее переработки он озаглавил «Гебриды», это название было во время премьеры в Лондоне 14 мая 1832 года.

Увертюра представляет собой романтическую поэму-пейзаж, в основе которой один ведущий образ, и он постоянно варьируется. И несмотря на то, что форма сонатного аллегро, увертюра со своей свободной формой не укладывается в рамки сонатности, приобретает черты поэмности. В её темах подчёркнуты красочно-эмоциональные элементы. Тема главной партии – основана на восходящей по терциям секвенции, звенья которой возникают как бы спонтанно, она рождает впечатление о бескрайнем морском просторе, проводят альты, виолончели и контрабасы. Побочная партия - ассоциируется с шумом моря, красивые кантабиле деревянных духовых в сопровождении волнообразных скрипичных пассажей. В увертюре присутствует постоянное движение, нет ни единой остановки. Это создаётся благодаря постоянным переливам пассажей струнных, волнообразных группировок. Словно перед нами море, океан, вода, которая находится в постоянном движении.

Разработка - возвращает первоначальное настроение увертюры, вновь мерно плещут волны. Но постепенно возникают иные звуки (словно слышатся отголоски героических легенд). В перекличках духовых инструментов звучат воинственные призывы, их сменяет просветленная лирическая мелодия скрипок и жалобный напев флейт. Постепенно (издалека) приближается мощная поступь приближающегося войска, и уже грозная битва все сметает на своем пути. Незаметно начинается РЕПРИЗА – в ней особенно нежно, как далекая светлая мечта звучит у кларнетов тема ПП. Резкий, сильный контраст с КОДОЙ – в ней господствуют бурные эмоциональные состояния, созерцательность и покой сменяются волевыми порывами. Но в конце вновь наступает успокоение, и тихий напев волн завершает повествование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...