Занятость населения и рынок труда
Рынок труда – это определенная система экономических отношений по поводу купли-продажи специфического товара «рабочая сила», в процессе функционирования которой формируется предложение и спрос, предложение и цена рабочей силы. Из определения ясно, что, чем большее количество сделок на рынке труда будут успешными, тем: - больше будет численность трудовых ресурсов, - меньше социальная напряженность, - заполненность имеющихся рабочих мест даст прирост продукции, - появление новых рабочих мест открывает новые возможности для увеличения численности трудовых ресурсов. Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок и трудовой доход. Занятыми считаются: - работающие по трудовому договору или контракту, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонные и временные работы; - занимающиеся предпринимательской деятельностью, самостоятельно обеспечивающие удовлетворение своих потребностей (писатели, мелкие торговцы), занятые в личном подсобном хозяйстве (фермеры); - избранные, назначенные или утвержденные на определенные должности (депутаты, Главы); - проходящие военную службу; - учащиеся, студенты ДО; - временно отсутствующие на рабочем месте по следующим причинам: - отпуск, - больничный, - переподготовка, - повышение квалификации, - забастовка. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут работу и готовы к ней приступить. По этому закону под подходящей работой понимается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условий последнего места работы, состояния здоровья и транспортной доступности рабочего места.
Цель государства в области использования трудовых ресурсов должна реализовываться через достижение и поддержание эффективной занятости, допускающей безработицу в социально-допустимых пределах. Среди основных источников обеспечения трудовыми ресурсами можно назвать следующие:: - Молодежь, вступающая в трудоспособный возраст. - Лица пенсионного возраста, вовлеченные в народное хозяйство. - Население, занятое домашним и личным подсобным хозяйством. - Временно незанятое население, высвобождающееся с предприятий по различным причинам. Соотношение этих групп-источников не является постоянным. Оно зависит от демографической и экономической ситуации в регионе и в стране в целом. Выделяют разные виды распределения трудовых ресурсов. Есть устоявшиеся и получившие признание в литературе и широкое применение в практике, но сама жизнь выдвигает и новые виды распределения трудовых ресурсов. Остановимся на некоторых из них. Распределение трудовых ресурсов по видам занятости. - работающие в народном хозяйстве (занятые), - не работающие в народном хозяйстве: - учащиеся трудоспособного возраста, - лица, занятые ведением домашнего хозяйства, - на службе в Вооруженных силах, - безработные, - нигде не работающие, не обучающиеся и не ищущие работу. Работающее (занятое) население может рассматриваться по следующим группам: - по отдельным отраслям, - по профессиональным группам, - по режимам труда (полногодовая занятость, неполные рабочий день, неделя и т. п.), - в социально-экономическом разрезе (занятость в частном секторе, в смешанных государственно-частных предприятиях и организациях, в индивидуальных крестьянских хозяйствах и других).
В соответствии с Международным классификатором статуса занятости (МКСЗ-93), выделяются следующие группы занятого населения: - наемные работники – лица, работающие по заключенному письменному контракту либо по устному соглашению с руководством предприятия, за что они получают заработную плату; - работодатели – лица, управляющие собственным (либо уполномоченные государством управлять) акционерным обществом и т. п.; - лица, работающие на индивидуальной основе, то есть самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую им доход, не использующие наемных работников; - неоплачиваемые работники семейных предприятий – лица, работающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их роственник; - работники, не классифицируемые по статусу. Структура, то есть соотношение между отдельными позициями каждого вида распределения трудовых ресурсов отражает демографические факторы, благосостояние семей, структуру экономики, состояние рынка труда, изменения в собственности и другие факторы. Существуют и другие виды распределения трудовых ресурсов: - по полу, - по возрасту, - по уровню образования, - по состоянию здоровья. Все люди неодинаковы по способностям и по потребностям, поэтому неодинакова эффективность их отдачи в той или иной сфере экономики. Поэтому информация о распределении трудовых ресурсов очень важна для формирования политики их использования. Например, успех экономических преобразований во многом зависит от того, сколько молодых людей, чей год рождения наиболее близок к началу преобразований в стране. Молодые люди успешнее впитывают новый экономический «дух» на пользу себе и экономике страны. Одним из видов распределения трудовых ресурсов является распределение по территории страны, содержащее определенную полезную информацию. Территории России различаются уровнем экономического развития, благосостоянием людей и демографическим развитием. Эти различия выражаются в своеобразии формирования и использования трудовых ресурсов территорий. Знание этого своеобразия обогащает представление о трудовых ресурсах и потому выступает важным условием осуществления эффективной политики государства в сфере трудовых отношений на региональном уровне.
5. Роль природной среды в развитии и размещении производительных сил. В зависимости от характера залегания и размещения природные условия и ресурсы могут ускорять или замедлять развитие производительных сил страны. Доступность и легкость освоения ресурсов способствует быстрому росту производства материальных благ. И наоборот, большая трудоемкость освоения природных ресурсов или их значительное удаление от хозяйственных центров затрудняет развитие производительных сил, снижает эффективность производства. Использование природных ресурсов, сознательное изменение природных условий (мелиорация, регулирование рек и т.п.) всегда выступали в деятельности людей важнейшим средством решения социально-экономических задач. Более того, природные ресурсы — это естественная база развития экономики страны, поэтому весьма существенной является экономическая оценка всего комплекса природных ресурсов. Она позволяет выявить ресурсообеспеченность территории и определить практические меры по обеспечению ее недостающими ресурсами на перспективу, что способствует совершенствованию межрайонных производственных связей. С этих позиций важным является установление природно-ресурсного потенциала территории. Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов региона, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве с учетом тенденций научно-технического прогресса. Величина природно-ресурсного потенциала может быть определена как сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов (минеральных, водных, лесных, земельных и др.) и зависит от целого ряда факторов. Важнейшими из них являются: численность имеющихся в регионе природных ресурсов (чем больше ряд естественных ресурсов, вовлеченных и подлежащих использованию в процессе производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала), их количественные и качественные характеристики (величина запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т.д.), комплексность использования каждого вида природных ресурсов.
Количественная оценка природно-ресурсного потенциала территории возможна только в том случае, если частные потенциалы отдельных видов природных ресурсов будут исчисляться по единому принципу. В литературе встречаются три возможных направления соизмеримости качественно различных природных ресурсов: — с помощью балльной системы; — стоимостных показателей; — абсолютных энергетических показателей. Наибольшую значимость в условиях становления рыночных отношений приобретает стоимостная (денежная), или собственно экономическая оценка природно-ресурсного потенциала, позволяющая сопоставить ценность природных ресурсов с другими производственными ресурсами. Однако осуществить экономическую оценку разных видов природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно, поэтому величину природно-ресурсного потенциала территории количественно характеризуют чаще всего натурально-вещественными показателями (объемами запасов, площадями, продуктивностью и т.п.). Природно-ресурсный потенциал — важнейшая часть национального богатства страны. По оценке ученых института географии АН СССР, проведенной в 70-е годы, доля Беларуси в совокупном природно-ресурсном потенциале СССР составляла 1,2 %, что значительно превышало ее удельный вес в общей площади страны — 0,9 %. Такое превышение обусловлено лучшей обеспеченностью земельными ресурсами (выше среднемировых), более благоприятными климатическими условиями, достаточными водными и лесными ресурсами. Вместе с тем на территории Беларуси отмечается относительно невысокая концентрация минерально-сырьевых ресурсов, особенно топливно-энергетических. Природно-ресурсный потенциал страны и отдельных ее регионов изменяется в процессе природопользования, что, с одной стороны, обусловлено истощением отдельных видов природных ресурсов вследствие их исчерпаемости и нерационального использования. С другой стороны, научно-технический прогресс открывает возможности вовлечения в народнохозяйственный оборот новых видов природных ресурсов, расширения сырьевой и топливно-энергетической базы страны. Изученность недр Беларуси на предыдущих этапах развития была неполной, а недостающие виды сырья и материалов можно было получить централизованным путем из других регионов СССР. Сейчас ситуация коренным образом изменилась, поэтому необходимо уделить особое внимание проблеме расширения и укрепления собственной минерально-сырьевой базы.
Важное значение в достижении большей сырьевой независимости Республики Беларусь приобретает политика ресурсосбережения. Совершенствование технологий, снижение материало- и энергоемкости производства позволяют снизить потребление сырьевых и топливно-энергетических ресурсов на 20—25 %. Однако достижение такого уровня возможно только в течение 15—20 лет, что обусловлено серьезными организационно-правовыми и экономическими причинами (отсутствием необходимых законодательных актов, комплексных государственных программ ресурсосбережения, а также необходимых финансовых и Материальных ресурсов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|