Как конвергенция влияет на процесс обновления системы жанров печатных, ТВ, радио и интернет СМИ
Что такое «универсальная журналистика»? Универсальная журналистика это особый вид профессиональной деятельности по производству системы журналистских материалов, созданных в условиях слияния ранее разобщенных СМИ и предназначенных для передачи по различным каналам связи (телевидение, радиовещание, печатные, мобильные и интернет- издания), объединенным на интегрированном медиарынке сетевым обслуживанием, программными продуктами и мультимедийными услугами. Переход от постиндустриального общества к ин- формационному идет на основе внедрения новейших достижений ин- формационных и телекоммуникационных технологий. Интерактивные СМИ предоставляют все больше каналов распространения информации, что вносит серьезные изменения в традиционную систему СМИ. Теперь газеты, радио, телевидение и Интернет встречаются на одном поле — в мультимедийной среде. Происходит сближение разных по природе средств массовой информации. Данные тенденции были исследованы еще в 1970-е годы и раскрыты как принципы совокупного использования методологических аспектов системного подхода к журналистике и системе средств массовой информации на основе общих для печати, радио и телевидения функций16. Сегодня этот процесс получил дальнейшее развитие на разных уровнях слияния технологий, различных медиа, медиарынков СМИ. Исследование разных этапов конвергенции зарубежных и отечественных средств массовой информации показывает, что понятие «конвергенция» в настоящее время не только доминирует в теории журналистики и практике медиаменеджмента, но и как процесс кардинально меняет подходы к сбору, созданию, распространению и управлению информацией, формирует новые модели, способствует возникновению новых сетевых СМИ.
Функционирование конвергентных СМИ в современном медиапространстве способствовало появлению универсальной (конвергентной) журналистики, что, безусловно, сформировало новые требования к профессиональным и личностным качествам медиаспециалиста, суть которых выражается в способности журналиста к эффективной профес- сиональной деятельности в условиях редакции конвергентного типа. Как конвергенция влияет на процесс обновления системы жанров печатных, ТВ, радио и интернет СМИ «Конвергенция» означает сближение, слияние на цифровой основе различных медийных платформ, видов СМИ. Конвергентная журналистика имеет такие основные отличия от журналистики традиционной, как новые подходы к содержанию, формированию редакций и распределению ролей, а также использование инструментария на основе интернет-технологий. С учетом современных стратегий потребления информации можно предложить следующий вариант обновления системы жанров телевизионной журналистики: * оперативно-новостная: устное информационное сообщение, видеосюжет, мультимедийная заметка, лайф-видео с места событий, анимационная инфографика; * оперативно-исследовательская: телевизионное интервью, пресс-конференция, телерепортаж, телевизионный отчет, реалити-шоу, стрим; * исследовательско-новостная: комментарий, журналистское расследование, анимация; * исследовательская: ток-шоу, обозрение, дискуссия, дебаты, беседа, интерактивное видео; — исследовательско-образная: телевизионный документальный фильм, эссе, скетч-шоу (скетчком), докудрама, мастер-класс, программа-преображение, телевизионный клуб, телевизионная игра. В Интернете есть собственные сетевые издания и сетевые версии обычных СМИ. Интернет формирует новый вид СМИ, которые принципиально отличаются от традиционных. Возможность интерактивного общения по-новому выстраивает взаимоотношения издания с аудиторией, появляется возможность установления персональных взаимоотношений с каждым читателем. То обстоятельство, что для публикации текста не нужно посредничество печатного станка, редактора и денежных средств, делает Интернет демократичным и доступным для молодых авторов. Для Интернета характерны неограниченный охват аудитории и оперативность, значительный объем информации, низкая себестоимость распространяемой информации (при рассылке по электронной почте), хранение информации в базе данных, поиск, анализ, т.е. повторное использование информации.
Сегодня российский и зарубежный опыт интернет-вещания помогает сформулировать преимущества перехода традиционных СМИ в цифровую среду: 1. Вещание радиостанции в Интернете осуществляется в потоковом режиме. У пользователей также есть возможность скачивать файлы из аудиоархива. 2. Возможность подключиться к радиостанции, вещающей в Интернете, в любой точке планеты. Естественно, для этого нужен доступ в Интернет. 3. Развитие мобильных сетей превращает в радиоприемник не толь- ко компьютер, но и мобильный телефон, планшет и другие современные гаджеты. 4. При трансляции эфира радиостанции на собственном сайте слушатель видит название трека, имя исполнителя. 5. Вещание радиостанции ведется с выделенного сервера, а управление эфиром может осуществляться с любого компьютера, подключенного к Сети. Для обеспечения вещания никакого специального оборудования не требуется. Развитие печатных СМИ в условиях конвергенции состоят в следующем: * в основе процесса конвергенции СМИ находятся печатные средства массовой информации; * печатные издания с приходом Интернета и продвижением дигитализации активно осваивают объединительные тенденции, являясь брендовым компонентом мультимедийных изменений. Задача заключается в том, чтобы распространять контент по различным медиаплатформам; * при внедрении новшеств встречается немало трудностей. И тем не менее почти всем редакциям придется включаться в этот процесс, оценивая как положительные, так и отрицательные нюансы конвергентной журналистики. Газеты и журналы будут функционировать до той поры, пока не иссякнет сырье для бумажного носителя как гаранта качественной журналистики, пусть и на других носителях (фольга, пластмасса и т.д.);
* нужен системный подход к усвоению новых реалий, используя газетный бренд в качестве стартового капитала и дальнейшего прогресса. Конвергентная редакция как новая бизнес-модель медиа способна добиться главного: довести до аудитории информацию используя все средства коммуникации — печать, радио, телевидение, Интернет, мобильную связь. Процесс конвергенции печатных СМИ продолжается, его будущее напрямую зависит от развития новых информационных технологий. Таким образом, переход от постиндустриального общества к информационному идет на основе внедрения новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий. Интерактивные СМИ предоставляют все больше каналов распространения информации, что вносит серьезные изменения в традиционную систему СМИ. Теперь газеты, радио, телевидение и Интернет встречаются на одном поле — в мультимедийной среде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|