Разработка рыночной стратегии
Обоснование краткосрочных и долгосрочных финансовых решений должно происходить не изолированно, а в общем контексте деятельности компании с учетом ее целей и стратегии развития. Такой подход называется стратегическим портфельным анализом. Он включает исследование привлекательности рынков, на которых работает компания, и оценку ее конкурентных преимуществ. Таким образом, решения финансового и инвестиционного характера должны соответствовать рыночной стратегии организации. Для вы- 3. Управление рыночной деятельностью 53 работки рыночной политики и обоснования направлений инвести- Рис. 3.1. Структурная схема разработки базовых параметров рыночной политики компании Оценка внешней рыночной макро- и микросреды. Входе разработки рыночной стратегии должны оцениваться следующие показатели внешней макроэкономической и микроэкономической среды. 1. Макроэкономические и региональные факторы: • цикл развития экономики;
• уровень процентных ставок и доступность финансовых ре- • уровень инфляции; • денежная, налоговая, тарифная политика Правительства Рос- 54 II. Краткосрочная финансовая политика или иностранного государства, на территории которого организация ведет деятельность; • уровень и динамика курса национальной валюты. • цикл развития отрасли;
• общая тенденция развития отрасли — сокращение или рас- • изменения в технологии производства; • экономические показатели в отрасли, в частности уровень за • экологические требования и проблемы; • требования нормативных правовых актов, в том числе регу- • доступность и стоимость материальных и прочих ресурсов, • особенности деятельности (например, в отношении трудовых Для оценки рыночной деятельности и разработки рыночной политики требуется также изучение рыночного окружения организации: рынка, на котором работает организация, обслуживаемых сегментов рынка, клиентов, конкурентов рыночного потенциала субъектов рынка и поставщиков. 1. В процессе анализа рынка в первую очередь должны быть определены его продуктовые и географические границы, субъекты рынка (продавцы и покупатели), оценена емкость рынка, а также его структура, которая характеризуется, в частности, такими показателями, как доли хозяйствующих субъектов на рынке, количественные и качественные показатели структуры рынка. Обязательный элемент анализа рынка — анализ рыночного потенциала его субъектов.
Продуктовые границы рынка устанавливаются на основе оценки 3. Управление рыночной деятельностью 55 Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели конкретной группы имеют экономическую возможность приобрести конкретную продукцию и не имеют такой возможности за пределами этой территории. Если цена товара, поставляемого с каких-либо территорий, оказывается более чем на 10% выше средневзвешенной цены товара, доступного покупателям в пределах предварительно определенных географических границ товарного рынка, то такие территории следует относить к другим товарным рынкам. Для характеристики рынка необходимо рассчитать общий объем товарной массы в обороте за определенный период времени в его продуктовых и географических границах, т.е. определить его емкость. Структуру рынка характеризуют следующие количественные показатели: • число субъектов рынка (покупателей и продавцов); • рыночная доля (отношение объема продаваемой (закупаемой) • показатели рыночной концентрации. К показателям рыночной концентрации относится коэффициент рыночной концентрации, который рассчитывается как сумма рыночных долей трех крупнейших продавцов на рынке. При значении коэффициента, превышающем 70%, рынок характеризуется как высококонцентрированный, т.е. монополизированный тремя крупнейшими производителями. Если значение коэффициента находится в пределах от 45 до 70%, то рынок характеризуется умеренной концентрацией; если значение коэффициента менее 45%, рынок низкоконцентрирован. Для того чтобы оценить возможность более мелких продавцов противодействовать рыночной силе крупнейших, используется коэффициент Герфиндаля — Гиршмана, который рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех продавцов. Для высококонцентрированных рынков значение коэффициента Герфиндаля — Гиршмана превышает 2000, для умеренноконцентрированных находится в пределах от 1000 до 2000. Если же значение коэффициента меньше 1000, рынок низкоконцентрирован.
В процессе оценки концентрации рынка необходимо дать характеристику интенсивности конкуренции на рынке и тем формам, которые она принимает. Конкуренция может быть ценовой, когда соперничество за покупателей осуществляется посредством ценовой политики, что характерно для низкоконцентрированных рынков. Кроме того, конкурирующие предприятия могут применять еценновые методы конкуренции — качество и степень дифференцированное™ продукции, рекламу, сбытовую политику и другие; эти мето- 56 II. Краткосрочная финансовая политика ды конкуренции в большей степени присущи концентрированным олигополистическим рынкам, которые характеризуются низкой интенсивностью конкуренции. К качественным показателям, оценивающим структуру рынка, относятся наличие барьеров на входе на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости, а также открытость рынка для межрегиональной и международной торговли. Эти факторы в итоге предопределяют степень монополизации рынка: если входные барьеры труднопреодолимы, то на рынке формируется высококонцентрированная структура, если же барьеры низкие, то с большой вероятностью можно предполагать, что рынок будет характеризоваться высокой интенсивностью конкуренции. К барьерам на входе на товарный рынок относятся: а) экономические ограничения, в том числе: • необходимость осуществления значительных первоначальных • издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые • издержки получения доступа к необходимым ресурсам;
• транспортные ограничения; • сильно выраженный положительный эффект масштаба, кото- б) административные ограничения, в том числе: • лицензирование отдельных видов деятельности; • квотирование; • ограничения ввоза-вывоза товаров; • предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам; • препятствия в отведении земельных участков, предоставлении • условия конкурсного отбора поставщиков товара для государ- • экологические ограничения, в том числе запрещение строитель- в) стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих • инвестирование в избыточные производственные мощности, 3. Управление рыночной деятельностью 57 • увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой • проведение интенсивных рекламных кампаний; • наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъек- Барьеры входа на товарный рынок анализируются не только в аспекте возможности потенциальных продавцов стать участниками рассматриваемого товарного рынка, но и в аспекте возможности хозяйствующих субъектов, действующих на этом рынке расширить производственные мощности или объем продаж данного товара. Барьеры на входе на товарный рынок считаются преодолимыми, если затраты на их преодоление экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на этот рынок. После определения границ рынка и его количественных и качественных характеристик необходимо определить сегменты рынка, и только затем оценить привлекательность рынка в целом или его сегментов. Для сегментации рынков используются следующие признаки: • для потребительских рынков — географический (место рас-
• для рынков промышленной продукции — географический, Для оценки привлекательности рынка или его сегментов используются следующие показатели: • емкость рынка или сегментов, а также динамика емкости. От • конъюнктура рынка, которая определяет загруженность про- 58 II- Краткосрочная финансовая политика быль производителей. Благоприятная конъюнктура рынка для продавца складывается при увеличении спроса и значительно более медленном росте общего рыночного предложения, его стабильности или даже снижении, что приводит к увеличению загрузки производственной мощности отдельного производителя, повышению цен, увеличению прибыли; • интенсивность конкуренции, которая во многом определяется • прибыльность рынка или его сегментов, оцениваемая через • срок окупаемости вложений в производственные мощности. • уровень технического развития хозяйствующих субъектов, 2. Оценка внешней маркетинговой микросреды организации включает анализ покупателей, при проведении которого надо учитывать, что одним из важнейших показателей является удовлетворенность покупателей продукцией предприятия, поскольку она определяет в дальнейшем не только показатели сохранности клиентской базы, но и рентабельность, и рыночную долю организации. В ходе анализа рассчитываются и оцениваются следующие показатели: • удовлетворенность покупателей продукцией организации, ко- • сохранность клиентской базы — то, какая часть покупателей , j. кая часть покупателей была потеряна, какова доля новых покупателей в общем объеме продаж; • средняя выручка и прибыль, приходящаяся на одного поку- 3. Управление рыночной деятельностью 59 объеме реализации, т.е. «доля кошелька» отдельного покупателя. Чем больше удельный вес, тем более значим и выгоден покупатель для предприятия. Однако если весь сбыт обеспечивается несколькими покупателями, такая стратегия представляет собой угрозу для продавца, во-первых, из-за возможных проявлений монопсонизма (рыночной власти покупателя, выраженной в занижении цен и навязывании других невыгодных продавцу условий поставки), а во-вторых, из-за возможного падения объема реализации при потере покупателя. Индикатором, определяющим степень существенности покупателя, можно принять его удельный вес в объеме реализации на уровне 10%; • рентабельность продаж, рассчитываемая как по отдельным • темп роста продаж. Рост продаж положительно характеризует • средний срок погашения дебиторской задолженности покупа- Кроме того, в процессе анализа покупателей оценивается их надежность в аспекте коммерческого кредитования. Эти вопросы будут рассмотрены далее. 3. На следующем этапе оценки внешней микросреды проводится анализ конкурентов. Результатом анализа конкурентов является не только оценка их сильных и слабых сторон, но и адаптация опыта конкурентов и использование его в деятельности организации — бенчмаркетинг. Показатели для анализа конкурентов следующие: • рыночные (маркетинговые), характеризующие рыночные воз- • производственные, характеризующие возможность конкури- 60 II. Краткосрочная финансовая политика логий, показатели состояния основных средств, величина запасов, показатели численности и профессионализма персонала, а также источники материальных ресурсов. • финансовые показатели, которые характеризуют выручку, рас- 4. Для характеристики рынка немаловажное значение имеет ана- • значительная (более 35%) рыночная доля; • вертикальная интеграция с поставщиками или потребителями • наличие преимуществ в технологии; • высокий уровень цены, превышающий среднерыночный • высокая рентабельность активов, превышающая среднеотрас- • высокий уровень расходов, превышающий среднеотраслевой • наличие сговора с крупнейшими продавцами; • низкая ценовая эластичность спроса покупателей, позволяю- • использование ценовой дискриминации, выражающейся в про- • незагруженность производственных мощностей и т.д. 5. Завершая анализ внешней маркетинговой микросреды, необ- • удельный вес поставщиков в общем объеме поставок. Слиш- 3. Управление рыночной деятельностью 61 ции, а также к росту риска потенциальных потерь в случае отказа поставщика. Границей существенности здесь также является 10% общего объема поставок; • цена поставляемых материальных ценностей, действующая • номенклатура продукции, предлагаемая поставщиками, и сроч- При разработке рыночной стратегии и принятии инвестиционных решений необходимо оценить привлекательность внешней маркетинговой среды и обслуживаемых рынков. Благоприятные внешние условия имеют следующие характеристики: • благоприятная макроэкономическая ситуация — устойчивый • благоприятная ситуация в отрасли — рост спроса на продук- • емкий и растущий рынок с улучшающейся конъюнктурой, • защищенность рынка барьерами от потенциальных конкурен- • низкая степень интенсивности как ценовой, так и неценовой • достаточная среднерыночная маржа прибыли, приводящая к • диверсифицированная система сбыта, не позволяющая отдель- • отсутствие значительного рыночного потенциала у основных • диверсифицированная система закупок, характеризующаяся 62 II. Краткосрочная финансовая политика щиками, а также легкостью переключения на других поставщиков. Определение инвестиционных приоритетов. На завершающем этапе оценки рыночной деятельности организации выявляют наиболее привлекательные виды бизнеса, обладающие наибольшим потенциалом, разрабатывают рыночную стратегию и определяют инвестиционные приоритеты, что особенно важно в системе управления финансами организации. Насколько точно будет на этом этапе определено направление развития бизнеса, настолько эффективны будут осуществляемые инвестиции и деятельность организации в целом. Для итоговой оценки положения организации на данном этапе используется SWOT-анализ, который позволяет дать качественные характеристики положения организации. Сильные и слабые стороны организации в таблице SWOT-анализа характеризуют ее текущее состояние, в большей части касающееся внутренней среды, в то время как возможности и угрозы в большей степени связаны с внешней средой и с будущим компании. Для выявления сильных и слабых сторон организации анализируют следующие аспекты ее деятельности: • консолидированность контроля и наличие эффективных соб- • эффективность производственной, организационной и фи- • опыт компании в производстве продукции, ее имидж; • наличие конкурентоспособных технологий; • качество нематериальных и материальных активов, их состоя- • качество персонала, эффективность системы мотивации пер- • доступность и стоимость финансовых ресурсов; • степень финансовой устойчивости организации; • конкурентоспособность продукции, фазу ее жизненного цикла; • доступность источников сырья, диверсифицированность по- • эффективность и диверсифицированность системы распреде- • эффективность системы стимулирования сбыта; • другие характеристики. В процессе выявления возможностей и угроз, связанных с будущим развитием организации, учитывают: • цикл развития экономики; 3. Управление рыночной деятельностью 63 • изменение макроэкономической среды, динамику реальных • изменение в государственном регулировании рассматриваемой • цикл развития отрасли; • динамику рынка сбыта, его емкость и конъюнктуру; • рыночную стратегию конкурентов, их ценовую сбытовую по- • сотрудничество с другими предприятиями; • готовность собственников и менеджеров реформировать, со- • лояльность покупателей к торговой марке производителя; • изменение предпочтений покупателей; • стратегию развития поставщиков; • другие характеристики. Расстановка инвестиционных приоритетов проводится с помощью портфельной матрицы МакКинзи, которая состоит из девяти ячеек и основана на двух измерениях — долговременной привлекательности рынка (отрасли) и рыночных позициях организации на этом рынке (рис. 3.2). Рис. 3.2. Портфельная матрица МакКинзи Долговременная привлекательность рынка оценивается емкостью рынка и темпом ее прироста, интенсивностью конкуренции, конъюнктурой рынка, рентабельностью продаж (маржей прибыли), сроком окупаемости вложений в производственные мощности (см. выше). 64 II- Краткосрочная финансовая политика Для оценки конкурентной позиции организации используются следующие показатели: • относительная и абсолютная доля рынка, ее динамика; • рентабельность продаж в сопоставлении с конкурентами; • уровень качества и сервиса в сопоставлении с конкурентами; • лояльность покупателей к торговой марке производителя; • технологические преимущества организации, которые прояв- При числовой обработке в рамках этого метода по строкам матрицы проставляются взвешенные оценки привлекательности рынков, по столбцам — положение организации на этих рынках. Анализируемые виды деятельности отражаются на графике в виде окружностей, диаметр которых пропорционален объему продаж на этом рынке, а доля организации на рынке показывается сегментом на окружности. Матрица МакКинзи позволяет обосновать рыночную стратегию компании, при этом рассматриваются три базовые стратегии: 1) инвестирование капитала в привлекательные рынки, на кото- 2) укрепление рыночных позиций организации и селективное 3) уход с рынков, которые характеризуются низкой привлека- Формирование рыночной стратегии на основе матрицы МакКинзи должно органично сочетаться с той корпоративной стратегией, которой придерживается организация: • портфельной т.е. формированием бизнеса как совокупности 3. Управление рыночной деятельностью 65 • стратегией вертикальной интеграции — с поставщиками и • стратегией горизонтальной интеграции — с конкурентами; • стратегией финансового холдинга, формирующегося как со- Также рыночная стратегия должна учитывать и соответствовать типу стратегии организации в бизнесе: • стратегия операционной эффективности, заключающейся в • дифференциации, основной акцент которой делается на со- • концентрации, содержание которой заключается в максималь- Разработка продуктовой стратегии. В процессе разработки продуктовой стратегии реализуется важнейший внутренний фактор формирования доходов и прибыли — номенклатура выпускаемой продукции. Поскольку выбор оптимальной номенклатуры ограничен рыночными условиями, разработка продуктовой стратегии невозможна без маркетингового исследования внешней среды. Таким образом, необходимы как данные управленческого учета о выпускаемой продукции, так и маркетинговая информация, включающая информацию о спросе, сложившемся на рынке данной продукции. Разрабатывая номенклатуру выпускаемой продукции, необходимо оценивать ее как с позиций удовлетворения потребностей покупателей, так и с позиций обеспечения долговременной конкурентоспособности организации. Выбор номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции является одним из самых ответственных управленческих решений, которое в дальнейшем оказывает непосредственное влияние на операционную деятельность, финансовое состояние организации, ее потребность в финансовых ресурсах, эффективность их использования. Разработка номенклатуры основана на качественном и количественном исследовании рыночного спроса, а также на изучении параметров внутренней среды организации: • структуры и динамики объема реализации продукции; • структуры продаж по уровням рентабельности; соотношения • структуры хозяйственного портфеля (матрица Бостонской • характеристик выпускаемой продукции в рамках интегриро- • структуры заказов по их стоимости. 66 II. Краткосрочная финансовая политика Изучение параметров внутренней среды целесообразно начинать с анализа структуры и динамики объема реализации продукции в разрезе номенклатуры и ассортимента. При этом номенклатура (совокупность ассортиментных групп) характеризуется по широте (числу ассортиментных групп), насыщенности (числу разновидностей продукции в ассортиментных группах), гармоничности (сочетаемости ассортиментных групп по технологиям, покупателям, системам распределения), другим признакам. Ассортимент (группа товаров, тесно связанных между собой) характеризуется насыщенностью. Слишком широкий ассортимент может приводить к потере прибыли за счет конкуренции товаров между собой, слишком узкий — также к потерям за счет потери части рынка. На основе группировки и анализа номенклатуры и ассортимента продукции проводится дальнейший анализ реализации. Необходимо обратить внимание на степень диверсификации выручки в разрезе выпускаемой продукции, которая снижает рискованность, поскольку при падении спроса на один вид продукции общее снижение выручки не будет таким существенным, как при недиверсифицированном производстве. Кроме того, для эффективных организаций характерна высокая степень гибкости рыночной политики и высокая мобильность ассортимента и номенклатуры.
На следующем этапе формирования номенклатуры проводится оценка структуры продаж по уровням рентабельности. Результатом этих аналитических процедур является определение удельных весов в объеме реализации продукции с низким, средним и высоким уровнем рентабельности. По результатам анализа структуры продаж строится график (рис. 3.3), на котором по оси абсцисс откладываются значения рентабельности, а по оси ординат — значения удельных весов. 3. Управление рыночной деятельностью 67 Как следует из графика, максимальный удельный вес в хозяйственном портфеле имеет продукция со средним уровнем рентабельности, высоко- и низкорентабельная продукция имеет значительно более низкий удельный вес. Улучшением структуры продаж будет сдвиг графика вправо вверх, в направлении увеличения удельного веса высокорентабельной продукции. Для того чтобы спрогнозировать изменение рентабельности продукции, необходимо сравнить темп прироста цен на отдельные виды выпускаемой продукции с темпом прироста цен на закупаемые ресурсы или темпом прироста себестоимости производства продукции. Если прирост цен на выпускаемую продукцию будет выше прироста цен на ресурсы, рентабельность продукции будет увеличиваться, в противном случае организация попадает в ситуацию неблагоприятного изменения цен — в «ножницы цен», приводящую к снижению рентабельности. При наличии ограничений на производственные ресурсы, например при ограниченной производственной мощности, рентабельность продукции оценивается не через рентабельность продаж, а через ставку маржинального дохода, определяемого на единицу ограничивающего фактора. По результатам этих расчетов необходимо определить наиболее выгодную продукцию, объем производства которой должен увеличиваться, а также наименее выгодную (убыточную), производство которой должно сокращаться или прекратиться вообще. На следующем этапе формирования номенклатуры необходимо установить фазу жизненного цикла продукции. Эта оценка позволит дать характеристику качеству хозяйственного портфеля организации. Определить фазу жизненного цикла продукции можно не только на основе исследования рыночных параметров (относительной рыночной доли и темпа роста рынка), но и на основе анализа финансовых показателей (динамики выручки от продажи продукции, удельной прибыли, маржи, себестоимости). Таким образом, фазу жизненного цикла продукции можно установить, анализируя маркетинговые и финансовые характеристики продукции (табл. 3.10). При обосновании решений по номенклатуре продукции надо учитывать, что для эффективно управляемой организации характерно наличие продукции, находящейся на фазе внедрения, роста и насыщения; для неэффективных — на фазе упадка. Идентификация фаз жизненного цикла позволяет перейти к портфельному анализу, который выполняется на основе матрицы «рост/доля» или «рост объема продаж/рентабельность продукции», (рис. 3.4), получившей широкое распространение. Анализ заключается в выявлении новых товаров — «детей» (высокий темп роста 68 II. Краткосрочная финансовая политика при незначительной рыночной доле), «развивающихся» товаров — «звезд» (высокий темп роста выручки при высокой рыночной доле), товаров «на взлете» — «коров» (низкий темп роста при высокой рыночной доле) и «умирающих» товаров — «собак» (низкий тем
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|