Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль труда, общения и познания в индивидуальном развитии




Говоря о человеке как индивиде, включающем элементарные психические свойства мозговой деятельности, допустимо рассматривать и учитывать взаимодействие чело­века в этом качестве с абиотическими и биотическими факторами экологической макросистемы и с социальным окружением. Развитие индивида осуществляется как процесс роста, поскольку качественная определенность механизмов элементарных психических форм (сенсорики разной модальности, темпераментных особенностей, органических потребностей) задана генетической программой, определена индиви­дуальными особенностями мозговых механизмов, фиксирующих основные связи 'человека как представителя вида с экологическими условиями в системе «человек-природа».

Изменения темпов роста той или иной элементарной психической формы зависят от степени интенсивности функционирования (тренировки и упражнений) психофи­зиологических структур. Вместе с тем рассмотрение индивидной организации в целом выявляет также и структурные преобразования качественного порядка, что позволя­ет отнести изменения на индивидном уровне к процессам развития в собственном смысле.

С момента рождения развитие элементарных психических функций и удовлетво­рение естественных потребностей осуществляется не в процессе прямых контактов ребенка с природными условиями, а опосредованно, через социальное окружение, поэтому, будучи беспомощным, он с момента рождения ориентирован на взрослого, на его распознавание. Именно эти связи со взрослым и способствуют развитию ин­дивидной организации ребенка. Среда развития создается, организуется также сами­ми взрослыми. Поэтому с самого начала непосредственные связи «человек—приро­да» весьма сужены и многообразно опосредованы социальными воздействиями как взрослых, так и создаваемой ими искусственной средой. Следует заметить, что с каж­дым новым поколением роль искусственной среды в развитии человека и его инди­видной организации усиливается. Ярким примером тому служит включение в окру­жение ребенка современных разнообразных средств массовой информации, что мо­жет иметь для малыша самые различные последствия.

Но человек — не только представитель вида. Как член общества, он осуществляет свою жизнедеятельность и развивается в социальной макросистеме в качестве обще­ственного индивида и, следовательно, детерминируется ее условиями и факторами. К последним относится совокупность социально-экономических, политико-право­вых, идеологических факторов. Основная специфика психического развития в сис­теме «человек—общество» заключается в том, что о.но осуществляется путем вклю­чения человека в многообразные формы и виды общения, познания и деятельности и опосредуется историческим опытом и уровнем культуры, созданной человечеством. Как писал Б Г. Ананьев [4], деятельность в качестве фактора человеческого разви­тия составляет необходимое звено в сложной цепи причинно-следственных зависимо­стей индивидуального сознания от общественного бытия. Развитие человека в процес­се взаимодействия его с основными элементами общества, с производительными силами и производственными отношениями, происходит по мере включения его в со­циальную систему посредством общения и познания, различных видов деятельности (учебно-образовательной, профессиональной и др.) при выполнении социальных ро­лей и функций. Труд имеет универсальное значение как для воспроизводства мате­риальной жизни общества, создания жизненно необходимых условий человеческого существования, так и для всестороннего формирования самого человека.

Специфика развития социального индивида выражается также и в том, что про­грамма этого типа психического развития создается самим обществом и реализуется через системы обучения и воспитания в соответствующих социальных институтах. К наиболее сложным эффектам относятся психические особенности личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

Основные факторы психического развития человека имеют целый ряд особенно­стей, которые обусловлены требованиями общества. Первая особенность связана с со­циальной программой общества, направленной на формирование всесторонне разви­той личности как субъекта общественно полезной трудовой деятельности. Другой особенностью является множественный, полигенетический эффект факторов разви­тия. В наибольшей степени он присущ основным факторам (учение, труд, игра), что в чрезвычайной степени ускоряет психическое развитие в целом и прежде всего та­ких его сложных, многокомпонентных психических образований, как интеллект, лич­ность, индивидуальность, субъект различных видов деятельности и общения. Третьей особенностью является вероятностный характер действия различных детерминант на развитие психики в силу того, что их влияние носит множественный и разнона­правленный характер. Следующая особенность заключается в том, что по мере обра­зования внутренних психологических регуляторов поведения в результате воспита­ния и самовоспитания в качестве детерминант развития начинают выступать субъек­тивные факторы, которые действуют наряду с внешними и определяют направление, темпы и содержание психического развития человека [6]. На детерминирующую роль так называемых вторичных факторов впервые обратил внимание С. Л. Рубинштейн [43; 44]. К числу таких субъективных детерминант следует отнести целеустремлен­ность личности и стремление к реализации индивидуальной жизненной программы [34]. И, наконец, еще одна особенность детерминант психического развития выраже­на в их динамичности. Для того чтобы способствовать развитию, сами факторы долж­ны изменяться и по содержанию, и по форме, опережая достигнутый уровень психи­ческого развития. При этом важны преобразования не только в отдельном факторе, но и в системе «полифакторного поля» (В. П. Кузьмин). Это, в частности, выражено в смене ведущего или основного типа деятельности [4; 31; 43].

Итак, к числу наиболее общих черт, характеризующих детерминанты психиче­ского развития человека, относятся их вероятностный характер, полиэффективность воздействия, усиление роли субъективного фактора по мере развития человека, их динамичность, опережающая психическое развитие, направленность на развитие активных форм психики (мотивация, целеустремленность, произвольность и т. д.).

К числу фундаментальных и наиболее общих детерминант развития следует от­нести общение [25; 34], различные коммуникативные структуры, которые приводят к многообразным новообразованиям в индивидуальной жизни человека и по своей природе являются субъектно-объектными отношениями, которые стимулируют раз­витие активных форм психики и поведения.

С самого начала в период роста и на протяжении всей жизни существенно важ­ное значение для развития человека имеют межличностные отношения. Прежде всего через прямое и. опосредованное общение со старшими передается опыт поко­лений. К тому же только посредством общения формируются социальные формы психики (речь, произвольные формы и механизмы памяти, внимания, мышления, перцепции, свойства личности и др.). И, наконец, целенаправленное общение со взрослыми при обучении приводит к эффекту ускоренного развития в «зоне бли­жайшего развития» [13].

Полигенетический эффект общения и речевого развития выражается в качествен­ной перестройке познавательной организации ребенка, ее эмоцонально-волевой сфе­ры. Наряду с этим коммуникации в различных формах социальной жизни детерми­нируют структуру и механизмы развития личности. Как подчеркивал Б. Г. Ананьев, это происходит потому, что благодаря общению поступок одного человека становит­ся обстоятельством жизни других людей, а их экспрессивные действия в свою оче­редь сказываются на поведении данного человека. Взаимопереход поступка и обсто­ятельства, события жизни и деятельности людей характеризует различные виды ком­муникаций. Посредством накопления опыта общения формируются коммуникативные свойства личности, которые выступают в качестве первичных, базальных для форми­рования сложной системы нравственных качеств личности. Важно подчеркнуть и тот факт, что формирование высоких инстанций личности, ее самосознания, рефлексив­ных свойств и саморегуляции происходит в процессе общения на основе познания других людей. Таким образом, «общение внутри групп, межгрупповое в коллективе, межколлективное есть один из самых важнейших каналов в социальной детермина­ции индивидуального развития» [4, с. 166].

Психическое развитие осуществляется и в процессе усвоения духовных ценно­стей, через средства массовой коммуникации, чтение книг, знакомство с искусством, усвоение жизненных и научных понятий, через научную деятельность и т. д. При этом имеет место синтез познания и общения, поскольку познание может осуществляться при непосредственном взаимодействии людей, и в структуру общения наряду с дру­гими включается коммуникативный компонент. Б. Г. Ананьев отмечал, что воздей­ствие науки и искусства на формирование индивидуального сознания бесконечно многообразно. Это воздействие составляет важную форму социальной детерминации индивидуального сознания. Роль искусства в развитии различных сторон личности школьников и взрослых раскрывается в работе В. Е. Семенова [48]. Так, согласно про­веденным экспериментам в группах, ориентированных и не ориентированных на му­зыку, поэзию, по-разному выражены характеристики психики, относящиеся к эмоци­ональной, интеллектуальной и нравственной сфере личности. В работе И. Н. Инмухаметова (1989), выполненной под нашим руководством, показаны не только уровневые, но и структурные изменения в эмоциональной и личностной сферах школьников, ори­ентированных и не ориентированных на искусство.

Особую роль играют те стороны психики, которые обеспечивают внутреннюю ак­тивность, субъектность человека при многообразных способах и формах интериоризации культурных ценностей, познания природы и общества. К ним относятся преж­де всего многообразные интересы, различные виды эмоционального и осознанного отношения к тому, что является предметом усвоения и познания. Формируясь в про­цессе познания, познавательный интерес становится внутренним стимулом, побуж­дающим к дальнейшему активному усвоению новых знаний и умений.

Наряду с общением и познанием в качестве важнейшей социальной детерминан­ты индивидуального развития человека выступает труд. Развитие человеческой сущ­ности неотделимо от трудовой практики. Труд есть «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» [1, с. 486]. Это и другие известные положения марксизма о том, что человек, преобразуя окружающую природу, в то же время изме­няет самого себя, стали основополагающими идеями теории индивидуального раз­вития. В этой связи следует отметить, что преобразующее влияние труда на человека носит универсальный, многообразный характер, относится ко всем сторонам разви­тия человеческой психики. Психическое развитие в трудовой деятельности являет­ся сложной, многоаспектной проблемой, изучение которой осуществляется в не­скольких направлениях.

Изменения показателей различных психических функций в качестве определенно­го результата трудовой деятельности рассматривались в ряде работ. Во всех без исклю­чения исследованиях, как мы уже говорили, выявился факт значительного улучшения разных видов чувствительности — зрительной, слуховой, вкусовой в том случае, когда они выступали как важные профессиональные характеристики у представителей раз­личных специальностей. Развитие профессионально важных качеств в процессе дея­тельности осуществляется различным образом. Те качества или функции, которые прямо связаны с целями и задачами деятельности и их реализацией, непосредствен­но обеспечивают результаты их решения, развиваются наиболее быстрыми темпами и более интенсивно. Это, в первую очередь, относится к интеллектуально-волевым свойствам и процессам. Профессионально значимые характеристики, относящиеся к системе качеств личности и субъекта деятельности, также прогрессируют, однако в силу более сложной специфики их образования — более медленными темпами.

Все многообразные, неравномерного характера изменения разных групп профес­сионально значимых свойств происходят при условии положительного отношения к своему труду и избранной профессии. Такое отношение является наиболее интег­рированным и обобщенным субъективным регулятором выполнения человеком той или иной деятельности.

Рассматривая факторы индивидуального развития, Б. Г. Ананьев [3] отводил тру­ду особую роль. Он подчеркивал, что формирующееся сознание человека, начиная с раннего возраста, является эффектом совместного развития познания, общения и труда, их конвергенции, а не только познания и общения, и что главной ценностью, образующей внутренний мир человека, является субъективное отношение к труду. «С этой ценностью связано развитие личности как деятеля — производителя мате­риальных и духовных благ для общества, для других людей, основной круг интере­сов, привязанностей и вкусов, реализованных идеалов и склонностей, т. е. самых су­щественных мотивов поведения человека» [4, с. 175]. Именно посредством основных социальных видов деятельности (труд, общение, познание) созидается и существу­ет, по мнению Б. Г. Ананьева, индивидуальность человека, опосредуется и развива­ется его природа, в том числе основные свойства нервной системы. «Эффектами кон­вергенции основных видов деятельности человека в процессе его индивидуального развития являются характер и способности, общая одаренность и трудоспособность человека, вся совокупность его наличных ресурсов и потенциальных сил, резервов психического развития» [4, с. 186].

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что психическое развитие во всем его многообразии и сложности является результатом совокупного действия многих факторов, среди которых основное значение имеют те виды деятельности, где чело­век, начиная с раннего детства и на протяжении всей своей жизни, выступает субъек­том общения, познания и труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...