Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Товар и его свойства. Стоимость товара.




 

Натуральный продукт и товар имеют некоторые общие свойства и серьезные различия.

Прежде всего, каждый товар обладает тем же свойством, что и на­туральный продукт — полезностью. Полезность — способность блага удовлетворять какие-то потребности людей. В экономике по­лезностью принято называть все, что человек признает необходи­мым для себя (даже то, что наносит ущерб здоровью: сигареты, нар­котики и т.п.). Сами же потребности могут порождаться как биологическими нуждами, так и духовными запросами.

Каждое материальное благо имеет, как правило, не одну, а мно­жество полезностей, или, образно говоря, «пучок полезностей». Так, домашняя хозяйка хорошо знает, сколько разных блюд она может приготовить, скажем, из куска мяса. Технологи нефтехимического завода профессионально осведомлены о большом «пучке» разнооб­разных полезных продуктов, которые они могут произвести из ис­ходного сырья. По мере развития современной науки и технологии производства в природных веществах открывается все возрастаю­щее количество полезных качеств.

Полезные свойства вещей производители и потребители матери­альных благ выявляют и оценивают по-разному. Изготовители про­дуктов в первую очередь применяют объективную (независимую от воли и сознания людей) оценку их вещественных свойств, позволя­ющих получить нужную полезность. Так, в железной руде опреде­ляется количество содержащегося в ней извлекаемого железа и дру­гих составных частей; в молоке — наличие определенного количества жира, белка, молочного сахара, витаминов и т.д. Если ко­личество полезных веществ в продуктах возрастает, то это повышает их качество, а тем самым увеличивает их полезность.

В свою очередь потребители довольно часто придерживаются своих субъективных оценок о пользе материальных благ, подчас пре­небрегая их объективными качествами. Они смотрят на натураль­ные продукты с точки зрения личных запросов, вкусов и предпочте­ний. Разве каждый из них не проявляет свою привязанность к выбору какого-то вида и сорта чая, кофе? Здесь встречаются и уни­кальные случаи. В Китае у одной малочисленной народности люби­мым блюдом являются приготовленные с изыском бамбуковые крысы с гарниром из молодого бамбука...

В натуральном хозяйстве круг полезных продуктов, создаваемых для внутреннего потребления, очень ограничен. Иное дело — во вто­ром типе производства, основанном на общественном разделении труда, — товарном. Здесь не только резко возрастает количество и разнообразие производимых продуктов, но и изменяются их свой­ства. Ведь одно дело — производить продукт для внутреннего потребления в замкнутом хозяйстве и совсем другое дело — предназна­чать его для продажи на рынке. Естественно, что в товарном хозяйстве требования покупателей к качеству полезных вещей по мере роста бла­госостояния населения возрастают. В нынешних условиях все боль­шие массы товаров обновляются и качественно совершенствуются в соответствии с требованиями маркетинга (о маркетинге речь впереди).

Вряд ли следует доказывать, что если товар не обладает полез­ностью, то он никому не нужен. Однако, если всякий товар — полез­ная вещь, то чем он отличается от натурального продукта? Не менее важно выяснить: если в развитом товарном хозяйстве все блага продаются и покупаются, то можно ли считать, что любая по­лезная вещь — это товар?

Ответ мы получим, если решим логическую задачу (найдем ис­тинные суждения): в каких случаях полезная вещь — товар. Для этого рассмотрим три случая.

1-й случай. Все блага, используемые для потребления, можно подразделить на два вида: а) созданные природой (родниковая вода, дикорастущие плоды и т.п.) и б) произведенные трудом. В каком случае мы имеем дело с товаром? Очевидно, что товаром мы призна­ем не даровой продукт природы, а то, на что затрачен человеческий труд, требующий соответствующего возмещения.

2-й случай. Все изготовленные трудом полезные вещи можно разделить на две группы: а) созданные для себя и б) произведенные для других людей. Что здесь можно признать товаром?

Разумеется, товаром не могут быть изделия, изготовленные для собственных нужд (как в натуральном хозяйстве). Им будут вещи, созданные для иных людей — общественные полезности.

3-й случай. Общественные полезности также можно подразде­лить на два вида: а) отчуждаемые другим людям безвозмездно и б) передаваемые на рынке потребителям путем эквивалентного (равноценного) обмена на иную вещь. Естественно, не будут това­ром изделия, достающиеся иным лицам бесплатно (например, пода­рок). Продаваемая на рынке вещь, на которую затрачен труд и сред­ства производства, требует эквивалентного возмещения.

Стало быть, товар — созданная трудом общественная полез­ность, предназначенная для эквивалентного обмена на рынке на другой товар. Этими свойствами рыночный продукт отличается от натурального продукта.

Другая отличительная особенность состоит в том, что каждый товар при обмене на равноценный продукт приобретает на рынке меновую стоимость. Меновая стоимость — это способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорци­ях (соотношениях).

Например, на рынке можно признать эквивалентными друг другу (цифры условные): 20 кг мяса, 1 пару кроссовок, 50 литров молока и т.д.

Подобное равенство меновых соотношений вещей повседневно и миллиарды раз повторяется в практике рынка. Оно кажется обыч­ным и понятным. На самом деле здесь многое скрыто от глаз и не ясно: что в вещах, чему и почему равно?

В самом деле, равны ли обмениваемые, а, следовательно, прирав­ненные друг к другу товары как полезные вещи? Совершенно оче­видно: в обмене приравнены совершенно разнородные вещи (мясо, кроссовки, молоко — как в приведенном выше примере). Ведь никто не продает полезную вещь определенного вида за такое же благо. Приравненные вещи не сопоставимы и в количественном отноше­нии: мясо измеряется в килограммах, кроссовки — парами, молоко — литрами и т.д. Что же в таком случае является равным в меновой пропорции?

Еще выдающийся древнегреческий ученый Аристотель (384-322 гг. до н.э.) подметил: обмен невозможен без равенства, а равен­ство без соизмеримости. Однако для него и других людей в течение двух тысячелетий не было ясно главное: что же во всех рыночных продуктах является одинаковым и общим?

Впервые свое решение возникшей экономической задачи дала английская классическая политическая экономия, выдвинув трудо­вую теорию стоимости. Обосновывая эту теорию, А. Смит разъяс­нил: «Труд является единственным всеобщим, равно как и единст­венным точным мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собою стоимости различных товаров во все времена и во всех местах».

Очевидно, что равенство меновых пропорций возникает потому, что представленные в обмене товары имеют одинаковую стоимость, которая создана общественным трудом — работой, предназначенной для удовлетворения потребностей общества.

Чтобы сравнить, сколько в разных странах затрачивается труда на изготовление одинаковых видов товаров, их стоимость иногда из­меряют в часах рабочего времени. Недавно это сделано для сравне­ния величины стоимости ряда основных продуктов в России и дру­гих странах (табл. 2).

 

Таблица 2. Стоимость некоторых товаров (в часах рабочего времени на единицу товара)

Наименование товара   Россия   Польша   Германия  
Говядина(кг)   3,4   1,7   0,3  
Масло животное (кг)   5,3   2,0   0,25  
Молоко (л)   0,7   0,2   0,03  
Яйцо (десяток)   1,3   0,8   0,05  
Сахар (кг)   1,3   0,4   0,08  
Картофель (кг)   0,5   0,1   0,04  
Сорочка мужская (шт.)   11,2   8,3   0,57  
Ботинки мужские (пара)   48   16   3,0  
Холодильник (шт.)   596   143 '   21  
Бензин автомобильный (1л)   0,5   0,3   0,06  

 

Итак, второе основное свойство товара (отличающее его от нату­рального продукта) — стоимость.

Между тем данная теория отражает экономику в исторически ог­раниченных рамках времени — в основном ту стадию производства, где преобладал ручной труд. Она, пожалуй, не может объяснить многие факты современной постиндустриальной экономики. Как, например, охарактеризовать возникновение стоимости продукции на полностью автоматизированных предприятиях, где не применя­ется простой физический труд? Или как подсчитать стоимость из­делий, создаваемых работниками умственного труда?

Важно иметь в виду и то обстоятельство, что невозможно вообще непосредственно измерить величину стоимости, которая воплоща­ет общественный труд. Понятие стоимость — это научная абстрак­ция, результат теоретического изучения. А.Смит верно подметил особенность рыночной практики: «Товары чаще обмениваются, а потому и сравниваются с другими товарами, а не с трудом... К тому же большинство людей лучше понимают, что означает определен­ное количество какого-нибудь товара, чем определенное количество труда. Первое представляет собой осязательный предмет, тогда как второе — абстрактное понятие, которое хотя и может быть объясне­но, но не отличается такой простотой и очевидностью».

Подытожим основные положения об экономической форме про­дуктов натурального и товарного производств.

1. Продукты натурального и товарного производства имеют одинаковое свой­ство — полезность.

2. В отличие от натурального продукта товар имеет меновую стоимость— способность обмениваться на другие полезные продукты в определенных пропор­циях.

3. Товарная стоимость воплощает общественный труд товаропроизводителя.

4. Стоимость товаров невозможно непосредственно измерить на рынке коли­чеством общественного труда, в часах рабочего времени. На практике это делается путем сравнения товаров друг с другом.

 

Деньги и их эволюция.

 

Первоначально люди даже не представляли, сколь трудную эко­номическую задачу им предстояло решить, когда они приступили к товарному обмену. Племя, занятое животноводством, совершенно не знало, как — в каких меновых соотношениях — можно по спра­ведливости обменять возникшие у него излишки мяса на зерно, вы­ращенное земледельцами. А существо задачи состояло в том, чтобы открыть, найти общепризнанный всеми эквивалент (равный по стои­мости товар), с помощью которого можно измерять стоимость всех без исключения товаров. Найти такую вещь, которая надежно уста­навливала бы эквивалентность товарного обмена между всеми людьми. Естественно, без этой вещи не могло успешно развиваться товарно-рыночное хозяйство в рамках национальных границ и в международном масштабе.

Около 7 тысячелетий было затрачено на поиск данного экономи­ческого средства. Этот поиск велся опытным путем и расширялся по мере развития рыночных связей. Сначала в качестве равноцен­ных товаров выступали случайные вещи. Затем на местных рынках выделялись наиболее ходовые товары, на которые можно было об­менять другие полезности. Например, у греков и арабов это был скот, у славян меха.

Требованиям международной торговли не соответствовали раз­личные местные эквиваленты. В результате выделился один — при­знанный всеми народами — всеобщий эквивалент: деньги. Так было открыто «волшебное средство», способное превратиться, если угод­но, в любую желанную и заманчивую вещь.

Для выполнения роли денег наиболее подошло золото — благо­родный металл, обладающий большой сохранностью. Золото имеет также другие необходимые для всеобщего эквивалента качества: де­лимость, портативность (благодаря большому удельному весу золо­та требовалось меньше по сравнению, например, с медью), наличие в достаточном количестве для обмена (более благородный металл — платина встречается в природе реже), большую стоимость (добыча 1 кг золота требует больших затрат труда).

Итак, деньги — особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом.

Рассмотрим назначение денег при золотом стандарте. Под золо­тым стандартом понимается такая совокупность денег, при кото­рой роль всеобщего эквивалента играет золото. А в обращении ис­пользуются золотые монеты или денежные знаки, разменные на золото.

Золотой стандарт был установлен в Великобритании еще в конце XVIII в. Он широко распространился в последней четверти XIX в. в Германии, во Франции, Японии и России. В условиях такого стандарта деньги выполняют следующие функции:

1. Деньги – мера стоимости

2. Средство обращения

3. Средство образования сокровищ

4. Средство платежа

5. Мировые деньги

Прежде всего, деньги выполняют функцию меры стоимости, т.е. измеряют стоимость всех товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах,— есть цена. Для определения цены продуктов сами деньги не требуются, поскольку продавец товара устанавливает его цену мысленно (идеально выражает стоимость в деньгах).

Цены товаров выражаются в известном количестве денежного товара— золота. Количество золота, его масса, измеряется его весом. Определенное весовое количество золота принимается за единицу измерения его массы. Эта единица устанавливается госу­дарством в качестве денежной единицы. Она называется масшта­бом цен. Так, в США масштабом цен до 1971 г. являлся доллар, ко­торый мог обращаться в золото по официальному паритету (равному соотношению денежных единиц разных стран) для цент­ральных банков и иностранных правительств, равному 0,818513 г чистого золота. В России денежной единицей стал рубль, весовое количество золота которого в 1897 г. было определено в 0,774254 г.

В функции средства обращения деньги выступают в качест­ве посредника в обращении, которое совершается по форму­ле Т (товар) — Д (деньги) — Т (товар). В данном случае деньги не задерживаются долго в руках покупателей и продавцов и перехо­дят из рук в руки, выполняя функцию средства обращения мимо­летно. Это обстоятельство привело, в конечном счете, к замене полноценных денег неполноценными, символами стоимости (бу­мажными деньгами).

Если продавец получил за свой товар деньги, но не стал их сразу же расходовать на покупку нужных ему вещей, то процесс обраще­ния прерывается. Тогда деньги (в виде золотых монет) начинают выполнять функцию средства образования сокровищ: они накапли­ваются в качестве представителя богатства вообще. Функцию сред­ства образования сокровищ выполняют не только золотые монеты, но и слитки, изделия из золота, т.е. сам денежный материал во всех его видах.

При продаже товаров в кредит (в долг с отсрочкой платежа) Деньги выполняют функцию платежного средства. Ими расплачи­ваются за ранее приобретенный товар, когда наступает срок погаше­ния задолженности.

Долговые обязательства порождают новую форму денег — кре­дитную. Производитель, продавший товар в долг, получает от поку­пателя вексель (долговое обязательство), который может использо­ваться вместо денег, чтобы расплатиться за вещь, купленную у третьего лица. Однако такие векселя используются ограниченно, поскольку они гарантируются лишь имуществом одного собствен­ника. Прочные гарантии стали обеспечивать банки, которые взамен частных векселей — с определенной выгодой для себя— стали вы­пускать банкноты (банковские билеты). Наряду с банкнотами в обороте участвуют и другие виды кредитных средств обращения — чеки. Чек представляет собой приказ владельца денежного вклада банку о выдаче со своего счета денег лицу, указанному в чеке. Чеки имеют короткий срок обращения.

В международной торговле осуществлялась функция мировых денег. Последние стали выступать в роли всеобщего эквивалента в хозяйственных взаимоотношения всех стран. На мировом рынке долгое время деньги выступали в натуральной форме, в виде слит­ков золота.

С развитием мировых хозяйственных связей появляются раз­личные международные средства расчетов, заменяющие золото. Од­нако валюта, представляющая мировые деньги и различные средст­ва расчетов, могла быть свободно обратима в золото. Когда в какой-то стране такая обратимость прекращалась, то наступал кри­зис платежного оборота.

В начале 70-х гг. произошел полный крах золотого стандарта (прекращен обмен денежных знаков на золото). А золото на миро­вой арене вытеснили бумажные символы кредитных операций.

Что же представляют собой современные денежные средства, пришедшие на смену золотому стандарту?

Широкое распространение кредитных отношений в промышленно развитых странах привело к тому, что в виде денег выступают, по сути дела, долговые обязательства государств, банков и сберега­тельных учреждений. Эти обязательства могут выполнять функции денег потому, что государство подтверждает: наличные деньги — это законное платежное средство (бумажные деньги должны прини­маться при уплате долга). При этом стоимость денег не основыва­ется на определенном количестве золота (как это было в прошлом). Она фактически определяется количеством приобретаемых за день­ги товаров и услуг. Разумеется, долговые обязательства могут ус­пешно выполнять функции денег постольку, поскольку их стои­мость или покупательная способность неизменны.

В настоящее время к деньгам относятся разнообразные долговые обязательства, имеющие разную степень ликвидности — способнос­ти обязательств быть обращенными в наличные деньги и истрачен­ными на покупку товаров и услуг. Так, наличные деньги ликвидны на 100%, ибо на них можно незамедлительно приобрести различные виды богатства. Гораздо менее ликвидными являются срочные вклады в сберегательном банке, ценные бумаги. Для подсчета количества современных денежных средств, при­меняемых для обращения, теперь используются так называемые де­нежные агрегаты, в которые объединяются разные долговые обяза­тельства в зависимости от степени и характера их ликвидности.

В разных странах вся масса денежных средств подразделяется на агрегаты в зависимости от уровня развития кредитных отношений и денежного рынка Наиболее распространены три денежных агре­гата: Ml, M2, МЗ. При этом наиболее ликвидными являются денеж­ные средства, входящие в М 1 В M2 и МЗ включаются, как говорится, «почти деньги» — финансовые (денежные) средства, предназначен­ные для сохранения ценностей.

Наглядное представление о структуре денежной массы в нашей стране дают статистические данные, представленные в табл. 4

Таблица 4

Количество денег в России

Денежные aipeia-гы и их структура   Сумма, миллиардов руб  
1   Наличные деньги в обращении   14100  
2   Вклады населения до вое гребования в сбербанках   1516  
3   Вклады населения и предприятий в коммерческих банках до востребования   4500  
4   Средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах   16584  
5   М1-1+2+3+4   36700  
6   Срочные депозиты в сбербанках   1500  
7   М2-5+6   38200  
8   Депозитные сертификаты банков   3  
9   Обл и 1 ации государстве! i ных займов   18  
10   МЗ-7+8+9      

 

Особенностью структуры денежной массы в России является то, что в ней преобладает агрегат М 1 (93% от МЗ). Это объясняется бы­стрым обесцениванием денег и нежеланием населения и предпри­ятий в этих условиях сохранять ценности (особенно на длительный срок) в виде срочных депозитов (вкладов на установленный срок), облигаций государственных займов и депозитных сертификатов (письменных свидетельств банка о вкладе денежных средств, удостоверяющих право вкладчика получить по истечении установлен­ного срока сумму вклада и проценты по ней в данном учреждении),

Совершенно иную структуру имеют денежные агрегаты в США. Здесь преобладают безналичные денежные средства. Агрегат Ml (наличность и чековые вклады) составляет лишь 1/6 часть всего ко­личества денежных средств. В США гораздо выше доля финансо­вых средств, сданных банкам на сохранение.

Широкое использование современных денежных средств вызва­ло непрерывную инфляцию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...