10. Практика человека, наделенного высшими способностями
10. ПРАКТИКА ЧЕЛОВЕКА, НАДЕЛЕННОГО ВЫСШИМИ СПОСОБНОСТЯМИ
С этой точки зрения, добиваться личного освобождения эгоистично и неправильно, поскольку все живые существа также имеют естественное право и желание освободиться от страданий. Поэтому для практикующего очень важно включиться в практику высшего пути, начинающуюся с порождения бодхичитты. Бодхичитта, альтруистическое побуждение достичь просветления ради блага всех живых существ, и есть тот признак, который определяет, является ли человек последователем Махаяны. Поэтому бодхичитта – это единственная дверь, вводящая человека на путь Махаяны. В тот момент, когда бодхичитта исчезает, человек перестает быть бодхисаттвой. А при условии постоянного развития в себе бодхичитты, все, даже самые незначительные благие поступки, поддерживаемые и дополняемые альтруизмом, становятся причиной последующего достижения всеведения. Всеведение – это мудрость, способная к прямому восприятию явлений одновременно как на абсолютном, так и на общебытовом уровне. Это состояние, при котором приходит к своему полному развитию весь потенциал нашей мудрости, а также обретается полная свобода от всего, что препятствует нам в обретении знания. Достигается оно лишь посредством очищения нашего ума от всех заблуждений и только благодаря дополнению практики мудрости практикой метода бодхичитты и сострадания. Без привнесения в нашу практику фактора, связанного с методом бодхичитты, даже если мы достигнем величайшей мудрости – мудрости, постигающей пустоту, то есть такую, которую имеют шраваки и пратьекабудды, – мы не сможем тем не менее, достичь состояния всеведения. Говорят, что прямое постижение пустоты бодхисаттвами первого уровня (это соответствует третьему из пяти путей, – пути видения) способно превзойти даже достижения архатов.
Если вы, выполняя медитацию, связанную с порождением бодхичитты, станете визуализировать своего основного учителя нераздельным с Авалокитешварой, бодхисаттвой сострадания, это окажет вам в вашей практике большую поддержку. Делая так, вы обретете небывалое вдохновение для преодоления в себе всех себялюбивых помыслов. Для развития истинной бодхичитты, вы должны опираться на правильный метод и выполнять связанные с ним инструкции. Существует два главных вида инструкций, один из которых относится к семичастному методу причин и следствий, а другой к методу, связанному с созерцанием своего равенства с другими и постановкой себя на их место. Оба эти метода достаточно эффективны для развития бодхичитты, но второй метод более глубок и несколько более эффективен. С определенной точки зрения он более подходит людям с высшими способностями. Итак, различные методы отвечают разным ментальным предрасположенностям практикующих; одни найдут для себя более эффективным один метод, а другие – другой. В традиции же эти методы сочетались и практиковались одновременно.
11. СЕМИЧАСТНЫЙ МЕТОД ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ
Предварительные этапы развития равностности Основой для практики семичастного метода причин и следствий является создание равностного настроения ума. Без этого мы не сможем иметь альтруистического настроения, поскольку при отсутствии равностности мы всегда будем проводить разделение людей на родственников, друзей и прочих. Осознайте, что вы не должны иметь предубеждений, ненависти или каких бы то ни было желаний в отношении врагов, друзей и безразличных вам людей, и тем самым вы положите прочное основание для достижения равностности.
Для выполнения этого, как сказано в тексте, прежде всего представьте себе безразличного вам человека, которого вы вовсе не знаете. После того как вы ясно визуализируете его, вы обнаружите, что не испытываете по отношению к нему никаких эмоций, ни желаний, ни ненависти – вы полностью равнодушны. Затем представьте себе врага; когда вы отчетливо визуализируете его, в вас возникнет естественное чувство ненависти и разнообразные негативные мысли. Вслед за этим представьте себе друга или родственника, с которым вы очень близки. С этой визуализацией возникнет естественное чувство радости и привязанности. Визуализируя своего врага, вы почувствуете некоторое отторжение и будете иметь переживание ненависти и антипатии. Представьте себе каких-нибудь врагов (например, для тибетцев – китайцев, занимающихся разрушением дхармы, не имеющих сострадания и приносящих тибетцам одни несчастья; они управляют страной насильственными методами и отнимают у людей надежду и доверие друг к другу). Рассмотрите теперь свою оценку повнимательнее. Хотя то, что они приносят много зла и страданий в настоящее время и является правдой, всегда ли они поступали подобным образом и были такими? Вы увидите, что это не так: в прошлом китайцы совершали много добрых поступков по отношению к тибетцам и к другим людям. Но теперь не имеют веры в дхарму и причиняют зло. Они совершенно не владеют собой. Находясь под влиянием неведения, ненависти и прочих омрачений, они совершают дурные дела, которые вовсе не свойственны им по природе. Задумайтесь над тем, что заблуждения не чужды и вам. И хотя их степень может быть различной, с точки зрения того, что заблуждения остаются заблуждениями, они все одинаковы. Вы должны убедить себя в том, что нет смысла слишком эмоционально реагировать на людей, которых вы отнесли к числу врагов. Рассмотрите теперь, как вы относитесь к своим друзьям. Вы обычно думаете, что они добры к вам, что они тем или иным способом принесли вам много благ. А за тех, с кем вы особенно близки, вы даже, кажется, готовы отдать свою жизнь. В настоящей жизни они, может быть, и добры к вам, но это не исключает того, что были вашими врагами и доходили до того, что пытались отнять вашу жизнь. Возможно также, что они причинили зло многим другим живым существам. Поэтому не имеет смысла находиться в состоянии постоянной и абсолютной привязанности к этим людям, относя их к числу своих друзей и близких.
Итак, с этой точки зрения между врагами и друзьями нет большой разницы. И тем и другим доводилось приносить вам как благо, так и зло. Проводимое вами разделение беспочвенно. Поэтому старайтесь развить равностное отношение ко всем живым существам. Такое понимание не может быть достигнуто в результате одной или двух медитаций. Оно достигается в результате медитативной практики на протяжении многих месяцев и даже лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|