IV. Условия поставок материальных ресурсов
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 И коммуникации в области снабжения
Политика в отношении условий поставок охватывает вопросы, связанные с формой оплаты поставленной продукции, предоставлением различного рода скидок, кредита и др. Условия поставок оговариваются в контракте (договоре) между поставщиком и покупателем. В зависимости от вида товара и метода закупки выделяют договоры купли — продажи, аренды, найма, предоставления в пользование на возмездной основе и др. Юридические формы контрактов регулируются положениями Гражданского кодекса. В соответствии с договором поставщик обязан упаковать продукцию, нести коммерческий риск и расходы по транспортировке до места передачи продукции покупателю. Покупатель должен принять прибывшую в его адрес продукцию, оплатить стоимость продукции и нести все расходы и риски, которым может подвергнуться продукция после передачи ее покупателю. Цена на поставляемую продукцию устанавливается договором. При установлении цены учитываются особенности поставок. В случаях, когда поставка материалов осуществляется на склад покупателя, в цену договора включаются транспортные расходы и расходы по страхованию груза. Если поставка осуществляется со склада поставщика, то цена, установленная договором, учитывает только ее стоимость. Цена на перевозку может быть жестко установленной или скользящей. При жестко установленной фиксированной цене в договоре покупатель оплачивает только эту цену и не может требовать ее пересмотра. В случаях, когда в момент заключения договора трудно установить цену по согласованию сторон, она может быть пересмотрена, т.е. она подвержена рыночным воздействиям. При этом в разделе особых условий договора указываются способы определения скользящей цены с учетом инфляционных процессов.
При поставках продукции учитывается и цена упаковки. Стоимость упаковки устанавливается договором. Если продукция поступила с нарушенной упаковкой, то ответственность несет перевозчик, о чем составляется коммерческий акт на возмещение причиненных убытков. Приемку поступившей продукции от транспортных организаций осуществляет получатель, при этом проверяется исправность пломб, техническое состояние транспорта, наличие исправной упаковки и маркировки. Об исправности поступившей продукции (по качеству и количеству) грузополучатель расписывается в книге выдачи грузов. Поступившие на склад получателя товарно-материальные ценности размещаются по местам хранения в соответствии с их назначением. С целью предотвращения затоваривания складов поступающими товарами в зарубежной практике существуют договоры на хранение поставляемых товаров на складе поставщика, консигнационный склад и система поставок «точно в срок». Договор на хранение товаров на складе поставщика предполагает выполнение поставщиком обязательств по сохранению на своих складах оговоренного уровня складских запасов и направление их в адрес покупателя по мере высвобождения у него складских площадей. Складские помещения могут также располагаться на территории покупателя или в непосредственной близости от нее. Такие склады называются консигнационными. Покупатель может забрать свой товар с этих складов в удобное для него время. Поставка по принципу «точно в срок» относится к внутрихозяйственным проблемам поставщика. При этом оговаривается обязанность поставщика осуществлять поставки в определенных количествах по заранее установленному графику, что позволяет заказчику не накапливать запасы у себя на складах, а получать их по мере необходимости.
С помощью политики коммуникаций в области снабжения устанавливаются контакты с существующими и потенциальными поставщиками по вопросам заключения договоров о поставках продукции. В области снабжения различают следующие виды коммуникаций: прямая коммуникация, стимулирование расширения снабженческих операций, реклама в средствах массовой информации и работа с общественностью (паблик рилейшнз). Метод прямой коммуникации наиболее распространен в снабжении. С его помощью устанавливаются прямые контакты с заранее известными потенциальными поставщиками продукции. В этих случаях широко используется различная информация, которая может быть получена из справочников, каталогов, периодических изданий и через Интернет. Стимулирование снабженческих операций, реклама в средствах массовой информации и мероприятия с общественностью позволяют покупателю обратиться к неизвестному кругу поставщиков и установить с ними контакты для последующего обмена информацией.
V. Планирование доставки материалов И коммерческая логистика
Планирование доставки материалов предусматривает движение материалов от поставщика к потребителю. При этом могут быть рассмотрены два направления: каналы снабжения и логистика снабжения. Каналы снабжения характеризуют движение товаров от поставщика к потребителю с выполнением юридических обязательств сторон. При этом определяются различные структуры, через которые осуществляется процесс снабжения. Это могут быть прямые закупки у производителя, закупки у оптовых и розничных торговцев, с использованием агентов и брокеров или созданием собственной закупочной организации на предприятии. Логистика снабжения рассматривает проблемы физической транспортировки и хранения материалов. Как правило, маршруты доставки материалов совпадают с юридически оформленной доставкой. Однако в ряде случаев юридически оформленная доставка не совпадает с маршрутом следования грузов, например, при поставках скоропортящихся или трудно перевозимых грузов. В этом случае следует перевозить по кратчайшему пути следования, чтобы обеспечить сохранную доставку.
Коммерческая логистика представляет собой самостоятельное научное направление, а ее практическое применение обеспечивается созданием логистических систем, направленных на минимизацию транспортных издержек путем рационализации транспортных потоков. Основные признаки логистики можно классифицировать по следующим направлениям. Первый признак рассматривает логистику как процесс управления продвижением материальных ресурсов. На этом пути совершается множество логистических операций на этапах материально-технического снабжения, производства и сбыта готовой продукции. Логистика здесь называется заготовительной, внутрипроизводственной и распределительной. Второй признак рассматривает логистику как ресурсную, Третий признак логистики характеризуется сферой ее приложения в предпринимательской деятельности и носит преимущественно отраслевой характер. Наиболее распространенными видами бизнеса выступают производственное, финансовое предпринимательство и коммерция. Исходя из этого в бизнес-логистике выделяются производственная, финансовая и коммерческая логистика. Остановимся подробнее на содержании коммерческой логистики. В настоящее время коммерческая логистика рассматривается как научное направление в эффективном управлении материальными потоками в сфере производства и обращения. В сфере материально-технического снабжения основой логистического потока являются: транспортные средства, погрузо-разгрузочные механизмы, весовое хозяйство, складские сооружения, средства связи и передачи информации. Связи между отдельными элементами логистики представляют логистические цепи. Аналогично логистической цепи существует и логистический канал, состоящий из поставщика, потребителя, посредников и перевозчиков. Логистическая цепь представляет собой совокупность лиц, участвующих в логистической операции.
Параметрами логистической цепи являются организационный коэффициент звенности (который показывает, сколько раз продавалась та или иная продукция) и складской коэффициент звенности (свидетельствующий о количестве совершенных перевалок на пути следования груза). Существующие методы и средства логистического управления в совокупности составляют логистическую инфраструктуру товарного рынка. К субъектам ее относятся транспортные и складские предприятия и коммерческие посредники. Они непосредственно или косвенно предопределяют материальные потоки в сфере обращения при установлении хозяйственных связей и выборе способа доставки материалов в адрес конкретных потребителей. Коммерческая логистика в силу своей целевой ориентации взаимодействует с маркетингом в целях беспрепятственного продвижения материальных потоков непосредственно до каждого потребителя. Для согласования интересов материально-технического снабжения, производства и сбыта коммерческая логистика предполагает формирование общей логистической концепций, на основе которой осуществляются анализ состояния внешней экономической среды, установление темпов развития потребительского спроса и состояния конкуренции на рынке товаров. Логистическая концепция при соответствующей проработке и реализации приводит к конкретным экономическим результатам по сокращению производственного цикла, уменьшению запасов материальных ресурсов и готовой продукции, усилению инвестиционных процессов и повышению конкурентоспособности на рынке товаров. Затраты на выполнение логистических операций формируют логистические издержки, которые представляют собой сумму издержек обращения и части издержек производства (затраты на тару, упаковку, траспортно-складские работы и т.д.). Затраты на логистику могут быть исчислены в процентах от суммы продаж в расчете на единицу массы сырья, материалов и готовой продукции. Эффективность логистической системы определяется набором показателей, характеризующих качество работы данной системы при заданном уровне логистических издержек. С точки зрения потребителей, эффективность логистической системы можно определить двумя показателями: качеством и ценой обслуживания, которые характеризуют логистические издержки. Вместе с тем, качество обслуживания как синтезирующий, совокупный показатель, можно исчислить исходя из следующих критериев: доставка продукции потребителю в установленный срок, обеспечение высокого уровня технического обслуживания и выполнение заказа в установленное время.
При оптимизации транспортных издержек следует учитывать совокупные издержки, которые включают издержки не только на приобретение и транспортировку, но и связанные с поиском продукции на рынке и установлением хозяйственных связей с изготовителем. Такие издержки называются трансакционными, включающими затраты на поиск информации, ведение переговоров и заключение контракта и затраты по соблюдению условий контракта. Наличие больших трансакционных издержек побуждает потребителя изыскивать организационные и технические средства по их сокращению. Одним из направлений по сокращению трансакционных издержек является логистика и формирование логистических структур при организации процесса товародвижения.
VI. Методы планирования в снабжении И логистике
Создание запасов материальных ресурсов — ключевой вопрос планирования МТО, поэтому находится под постоянным контролем работников снабжения. При принятии решений о доставке материалов, организации складирования или осуществления новых закупок важно знать назначение запасов, их положительные и отрицательные стороны. Управление запасами может усложниться в связи с быстро меняющейся рыночной обстановкой. Складские запасы всегда могут быть либо завышенными, либо слишком малыми, либо не соответствующими требуемому ассортименту. Однако известно, что излишние запасы сопряжены со значительными издержками по их хранению и переработке. Существует множество различных систем управления запасами, применение которых направлено на сокращение расходов по хранению и переработке запасов. Зарубежная практика (японская, американская) целиком полагается на разработку системы планирования, построенной на определении потребности в сырье и материалах. Применение в Японии системы «кан-бан» изменило отношение производителей ко всем формам складирования. В основе этой системы лежит точная и своевременная информация по всем направлениям деятельности участников товародвижения. Современные компьютерные программы позволяют широко автоматизировать процесс закупок и контроля за состоянием запасов. Основные расходы, связанные с хранением и содержанием запасов, включают: стоимость по хранению и аренде складских помещений, стоимость складского оборудования, расходы, связанные с хранением материалов на складе, оплату обслуживающего персонала и эксплуатационные расходы, расходы по страховке материальных ценностей и др. Общие складские издержки достигают значительных размеров и составляют порядка 25-50% стоимости хранимых материалов. Существует множество методов планирования и закупок, и поставок продукции. Рассмотрим некоторые из них. Метод ABC. Итальянский ученый В.Парето доказал, что независимо от страны меньшая часть населения контролирует большую часть благосостояния, и на этой основе построил соответствующую кривую. Этот же принцип применим и к другим ситуациям, в частности, к системе снабжения. Кривую Парето часто называют правилом 80-20, или, чаще, методом АВС. Содержание этого метода покажем на простом примере. Пусть закупаемые изделия по объему и сумме затрат располагаются в следующем соотношении (табл. 1): Таблица 1. Соотношение объемов и затрат закупаемых изделий
Это процентное соотношение может быть различным в различных фирмах, закупающих материалы. Для его нахождения определяется доля отдельных видов сырья и материалов в общей стоимости закупаемых материалов. Допустим, что производитель с общим годовым объемом закупок на сумму 30,4 млн долл. имел следующее соотношение товаров (табл. 2): Таблица 2. Соотношение товаров
По данным табл. 2 видно, что изделия группы А составляют лишь 10%, а по стоимости годового объема закупки составили более 70%; изделия группы В являются промежуточными между А и С. Поэтому при закупке наибольшее внимание уделяется изделиям группы А как наиболее дорогостоящим. Однако из-за специфики отдельных видов изделий отношение к каждой группе должно быть одинаковым. Метод ABC представляет собой анализ, с помощью которого определяют степень распределения конкретных характеристик между отдельными элементами какого-либо множества. С точки зрения снабжения анализируется количественная и стоимостная структура приобретаемого сырья и материалов. Одна из основных проблем снабжения и логистики состоит в определении оптимального объема поставки, так как увеличение объема поставок требует дополнительных расходов по размещению и хранению запасов. Существуют различные модели для определения объема заказа и уровня запасов. Их применение зависит от того, является ли спрос на материалы зависимым или независимым. Зависимый спрос означает, что поставляемое изделие является частью более крупного изделия и его использование зависит от графика производства этого более крупного изделия. Рассмотрим модель фиксированного объема поставок. Следует ответить на вопрос, нести ли дополнительные расходы по содержанию запасов на складе либо сократить эти расходы путем увеличения частоты поставок, но меньшими партиями. Общая цель заключается в сокращении годовых расходов на приобретение и содержание запасов на складе. Пусть ежегодный спрос на материалы составит Р в течение периода Л при цене материалов, равной С. Расходы на оформление заказа равны 3, процент расходов на содержание запасов — К. Тогда общие расходы на приобретение и хранение запасов на складе можно определить по формуле: М = РС + РЗ: Q + QKCо.п: 2, (8) где Q о.п — фиксированный объем партии поставок. Минимальный объем партии поставок можно определить по формуле: ________ Q о.п = √ 2РЗ: КС. (9) Пусть ежегодная потребность Р = 900 изделий, стоимость доставки изделий С = 45 ед. на изделие, расходы на содержание изделий на складе (в процентах к стоимости изделия) К = 25%, расходы на оформление заказа составили 50 ед. на заказ, время на поставку Л = 10 дней. Используя формулу (9), можно определить оптимальную партию поставок __________________ Q о.п = √ 2 ∙ 900 ∙ 59: 0,25 ∙ 45 = 89 изделий. На рис. 2, 3 показаны модели зависимости расходов от объема заказа и изменение уровня запасов от времени поступления. Период повторного заказа можно определить по формуле: П = (ЛǽР): 250 = (10ǽ900): 250 = 36 дн., где 250— количество рабочих дней в году.
Рис.2. Расходы на содержание Рис.3. Модель при фиксированном запаса и заказ объеме заказа
VII. Выбор поставщика
Выбор поставщика является основой создания устойчивой базы снабжения любого предприятия. Решение разместить заказ у конкретного поставщика зависит от ряда факторов. Поставщик должен удовлетворять по качеству и объему поставляемой продукции, условиям доставки продукции, цене и уровню обслуживания. Немаловажным при выборе поставщика является его техническое состояние, развитость инфраструктуры, финансовое положение, трудовые отношения и местонахождение. Решения о выборе поставщика можно рассматривать как выбор в условиях неопределенности, что сопряжено с достаточно высоким риском. Риск будет возрастать при закупке неизвестных сырья или изделий. Поэтому следует обращаться к дополнительным источникам информации. Это могут быть каталоги, журналы, рекламные объявления и использование Интернета. Все это свидетельствует о том, что оценка поставщика — непрерывный процесс отслеживания деятельности существующих поставщиков. Обычно предприятия-заказчики разбивают существующих поставщиков на две группы. В первую входят новые поставщики, надежность которых еще не проверена. Вторую группу составляют поставщики, уже зарекомендовавшие себя в прошлые годы. Эти поставщики постоянно оцениваются с формальных и неформальных позиций. Неформальная оценка включает оценку личных контактов с поставщиком и сотрудниками его подразделений. Заказчик аккумулирует всю информацию о поставщике, особенно важно установить личные контакты с отделом закупок. Многие компании (фирмы) проводят рейтинги поставщиков при балльной системе оценки по каждому фактору. Хорошие результаты деятельности поставщика могут быть вознаграждены дополнительными заказами, в то время как слабые поставщики могут получить сниженные объемы заказа или отказ от их услуг. Большинство предприятий наблюдает за деятельностью основных поставщиков гораздо внимательнее, чем за второстепенными поставщиками. При этом используется модель ABC для деления поставщиков аналогично делению запасов по объемам и цене закупаемых партий материалов. Цель такого деления на категории заключается в том, чтобы оценить каждую категорию по соответствующей схеме оценки поставщиков. Важной является оценка деятельности не только существующего поставщика, но и потенциального. Для проверки деятельности потенциального поставщика часто необходимы значительные затраты времени и средств. При оценке потенциальных поставщиков наиболее важными факторами являются такие, как технические и инженерные возможности поставщика, его производственный и финансовый план и способность эффективно управлять производством. При оценке потенциального поставщика необходимо ответить на следующие вопросы: способен ли данный поставщик удовлетворить потребности заказчика в краткосрочном и долгосрочном периоде и имеются ли доводы о том, что данный поставщик сможет обеспечить потребности заказчика в краткосрочном и долгосрочном периодах. Важна оценка финансовой стороны поставщика. В числе других показателей проверяется его кредитный рейтинг, структура капитала, рентабельность, оборотный капитал, состояние запасов, коэффициент ликвидности, доходность инвестиций и др. Все эти показатели характеризуют финансовую стабильность и конкурентоспособность продукции поставщика. Кроме указанных факторов, которые следует учитывать при выборе поставщика, важным является и решение покупать продукцию у производителей или у дистрибьюторов. Для принятия этого решения нужно исследовать финансовое состояние, сложившуюся репутацию, качество поставляемой продукции и обслуживания, надежность поставок и обоснованность цены. Все эти факторы следует учитывать при выборе дополнительных источников снабжения. VIII. Выводы
· При организации МТО предприятий в условиях рыночных преобразований широко используются логистические подходы. Главная часть инфраструктуры процесса снабжения — складское хозяйство. · Одним из основных вопросов организационной структуры управления МТО по функциям и товарному принципу является определение потребности в материальных ресурсах. Для определения материальных · Основное преимущество коммерческой логистики состоит в том, что использование логистического метода в снабжении позволяет минимизировать транспортные издержки при рационализации процесса снабжения. · Особый интерес представляют методы планирования в снабжении и логистике: модели по определению партии поставок продукции, минимизации расходов на содержание запасов. · Выбирая поставщика при организации закупок материальных ресурсов, следует соблюдать основные принципы, что является гарантией надежности и эффективности организации процесса снабжения материальными ресурсами.
IX. Литература
1. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2000. 2. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд. доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. 3. Киршина М.В. Коммерческая логистика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|