Технологии «библиотеки 2.0».
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Электронные ресурсы и технологии библиотечного сайта. Электронные ресурсы библиотеки включают в себя: · электронный каталог фонда библиотеки; · мультимедийные издания на компакт-дисках; · электронная коллекция полнотекстовых книг библиотеки; · ресурсы сети Интернет, доступные через локальную библиотечную сеть; · документы справочной правовой системы “Консультант +” ещё есть материал по электронным ресурсам Технологии библиотечного сайта. Сегодня библиотеки активно используют новые технологии и возможности виртуального пространства для популяризации книги и чтения, привлечения пользователей. Современным и удобным инструментом, дополняющим и расширяющим спектр услуг, оказываемых читателям, является сайт библиотеки. Он позволяет оперативно сообщать о событиях, книжных новинках, устанавливать обратную связь с пользователями, раскрывать фонды, представляя электронные каталоги и базы данных. Очень важным является тот факт, что сайты библиотек содержат достоверную и аутентичную информацию, то есть успешно могут объединить электронные ресурсы и живую книгу. Информацию на сайте, направленную на продвижение книги и чтения, можно разделить на несколько крупных направлений: информация о событиях, связанных с книжной культурой; мероприятиях, направленных на популяризацию книги; об электронных книжных ресурсах; об отдельных книгах; о людях, связанных с книгой и чтением. На главной странице большинства библиотечных сайтов можно увидеть иконки социальных медиа (онлайновых технологий), что добавляет библиотеке популярности и интерактивности. Среди различных форм социальных медиа популярны социальные сети: одноклассники, ВК, фейсбук, где сегодня можно найти сотни страничек библиотек, библиотечных групп, библиотекари анонсируют там новые книги, объявляют конкурсы, проводят онлайн-опросы, делятся новостями, обмениваются опытом и знаниями, налаживают контакт с читателями.
Технологии «библиотеки 2.0». В условиях быстрого развития информационных технологий, появления электронного правительства, а также повышающимся уровнем компьютеризации библиотек всё более актуальным становится применение ими в своей практике технологий Web 2.0. Перед началом использования данных технологий в библиотеке необходимо чётко понимать, что для этого потребуется как дополнительное время, так и усилия. Поэтому введение их в практику библиотеки должно сопровождаться либо введением соответствующих обязанностей в должностную инструкцию, либо самостоятельной инициативой сотрудников. Желательно, чтобы у библиотекарей уже был опыт работы с данными сервисами. В случае, если таковой отсутствует, будет желательным его наработка - самостоятельная или с помощью обучения. В том случае, если пользователи библиотеки не знакомы с данными сервисами, их также можно обучить, продемонстрировав все их достоинства и удобство, которые они несут при пользовании услугами библиотеки. Рекомендации не претендуют на исчерпывающую полноту информации, т. к. описать все способы применения технологий Web 2.0 в библиотеках не представляется возможным. Здесь описаны лишь основные, базовые сервисы и возможности их применения. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В БИБЛИОТЕКАХ Социальная сеть — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время.
Связь осуществляется посредством веб сервиса, внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями. Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т.п. В таких сетях обычно используется фолксономия. Популярные социальные сети: · Вконтакте (http://vkontakte.ru) · Facebook (http://facebook.com) · Одноклассники (http://odnoklassniki.ru) · Мой Мир (http://my.mail.ru) · MySpace (http://myspace.com) Основные возможности применения в практике библиотек: · Поиск и подбор персонала. · Общение с пользователями реальными и потенциальными. · Профессиональное общение и профессиональное развитие. · Методическая помощь. · Организация и проведение конференций, семинаров, тренингов. · Маркетинговая деятельность (привлечение новых пользователей, маркетинговые исследования). · Электронные выставки. · Путеводители и руководства (видео, аудио). · Информирование о новых поступлениях. · Публикация новостей и анонсов мероприятий. · Фото и видео отчёты. · Профильные приложения (доступ к ЭК). · Таргетированная реклама. · Размещение тендеров. МИКРОБЛОГИ В БИБЛИОТЕКАХ Микроблогинг (англ. micro-blogging) — это форма блогинга, которая позволяет пользователям писать короткие заметки и публиковать их; каждое такое сообщение может быть просмотрено и прокомментировано в режиме чата либо кем угодно, либо ограниченной группой лиц, которые могут быть выбраны пользователем. Эти сообщения могут быть переданы различными способами, включая такие, как текстовые сообщения, мгновенные сообщения, электронная почта, или web-интерфейс. Популярные сервисы: · Твиттер (http://twitter.com) · Микроблоги QIP (http://mblogi.qip.ru/) · Жужужу (http://www.jujuju.ru) · Juick (http://juick.com/) · Рутвит (http://rutvit.ru/) Основные возможности применения в практике библиотек: · Публикация новостей библиотеки. · Обзоры и анонсы библиотечных мероприятий. · Новинки фондов и услуг. · Короткие советы по пользованию как библиотекой в целом, так и отдельными её частями: каталогами, картотеками, платными услугами, сайтом. · Публикация ссылок на интересные статьи о библиотеках, книгах или информационной грамотности.
· Ответы на вопросы пользователей. · Публикация информация о видных деятелях по профилю библиотеки. МГНОВЕННЫЕ СООБЩЕНИЯ В БИБЛИОТЕКАХ Средство мгновенного обмена сообщениями (англ. Instantmessenger, IM) — способ обмена сообщениями через Интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений (InstantMessagingService, IMS), используя программы-клиенты. Могут передаваться текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео, а также производиться такие действия, как совместное рисование или игры. Многие из таких программ могут применяться для организации групповых текстовых чатов или видеоконференций. Популярные протоколы: · ICQ · Jabber · Skype · MSN Популярные клиенты: · ICQ (http://www.icq.com/) · Qip (http://qip.ru) · Skype (http://www.skype.com) · Windows Live Messenger (http://explore.live.com/windows-live-messenger) · Mail.ru Агент (http://agent.mail.ru) · ooVoo (http://www.oovoo.com/) Основные возможности применения в практике библиотек: · Виртуальная справка. · Профессиональное общение. · Совещания. · Конференции и семинары. · Общение с целевой аудиторией, направленное на улучшение взаимоотношений. RSS В БИБЛИОТЕКАХ RSS — семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами. Популярные сервисы: · Google Reader (http://www.google.ru/reader/) · Яндекс.Подписки (http://mail.yandex.ru/lenta/) · FeedShow (http://reader.feedshow.com/home) Основные возможности применения в практике библиотек: · Создавание специальных предложений для подписчиков (например, скидки на платные услуги). · Размещение информации в других информационных источниках (новостные сайты, сайты партнёров и др.). · Продвижение собственноговеб-сайта (RSS-ленты со ссылками возвращают пользователей на ваш сайт). · Реклама в RSS-лентах. · Публикация анонсов и новостей библиотеки. БЛОГИ В БИБЛИОТЕКАХ Блог (англ. blog, от weblog — интернет-журнал событий, интернет-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения илимультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).
Людей, ведущих блог, называют бло́герами. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев, «комментов») посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. Популярные сервисы: · blogger.com · livejournal.com · Блоги@Mail.Ru (http://blogs.mail.ru) · http://www.liveinternet.ru/ · Я.ру (http://my.ya.ru) Основные возможности применения в практике библиотек: · Обзоры книг. · Рекомендательные списки. · Новости и анонсы мероприятий. · Встраиваемые фото, видео и аудио виджеты. · Дискуссии на профессиональные темы. · Списки полезных электронных и физических источников. · Планы, положения и другие официальные документы. · Черные списки должников. · Конкурсы и игры. ВИКИ В БИБЛИОТЕКАХ Вики (англ. wiki) — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в текст производится с использованием вики-разметки. Популярные: · Викиа (http://www.wikia.com) · Вики-сайт (http://ru.a.wiki-site.com) Основные возможности применения в практике библиотек: · Создание документов, требующих коллективного участия, например, проектов. · Организация совместной научно-исследовательской работы. ПОТОКОВОЕ МУЛЬТИМЕДИА В БИБЛИОТЕКАХ Потоковое мультимедиа (от.англ. streammedia) — это мультимедиа, которое непрерывно получается пользователем от провайдера потокового вещания. Это понятие применимо как к информации, распространяемой через телекоммуникации, так и к информации, которая изначально распространялась посредством потокового вещания (например, радио, телевидение) или непотоковой (например, книги, видеокассеты, аудио CD). Популярные сервисы: · Youtube.com · Rutube.ru · Video.mail.ru · Itunes.com · Vimeo Основные возможности применения в практике библиотек: · Обзоры книг. · Видео и аудиозаписи библиотечных мероприятий. · Видеоэкскурсия по библиотеке. · Съемка фильмов и роликов читателями библиотеки. · Видео и аудио руководства по использованию и применению (каталогов, услуг).
· Презентации и реклама. ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ WEB 2.0. · Facebook— веб-сайт популярной социальной сети, который заработал 4 февраля 2004 года. По состоянию на 7 декабря 2009 года на сайте было зарегистрировано свыше 350 миллионов активных участников. · Google – первая по популярности в мире поисковая система. · MySpace - популярная международная социальная сеть (сайт сетевых сообществ, блог-платформа), на которой представлена возможность создания сообществ по интересам, персональных профилей, ведение блогов, размещение фото-, видео- и музыкального контента. · OpenID — это открытая децентрализованная система единого входа на сайты, порталы, блоги и форумы. Поддержка множеством сайтов технологии OpenID позволяет пользователю использовать единый логин для авторизации на любом из этих сайтов. · RSS - семейство форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. · RSS-агрегатор — клиентская программа или веб-приложение для автоматического сбора сообщений из источников, экспортирующих в форматы RSS, например заголовков новостей, блогов, подкастов и видеоблогов. · URL - Единый указатель ресурсов (англ. URL — UniformResourceLocator) — единообразный локатор (определитель местонахождения) ресурса. Это стандартизированный способ записи адреса ресурса в сети Интернет. · Web 2.0 (определение ТимаО’Рейли) — методика проектирования систем, которые путём учета сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. · YouTube - сервис, предоставляющий услуги хостинга видеоматериалов. · Блог - это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. · Блогосфера– сфера деятельности, в которой отдельные авторы оставляют свои записи. · Браузер - программное обеспечение для просмотра веб-сайтов, то есть для запроса веб-страниц (преимущественно из Сети), их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой. · Веб-службы - программная система, идентифицируемая уникальным адресом в Интернете, имеет общедоступный интерфейс. Веб-служба является единицей модульности при использовании сервисно-ориентированной архитектуры приложения. · Виджет (или элемент интерфейса) — примитив графического интерфейса пользователя, имеющий стандартный внешний вид и выполняющий стандартные действия. · Вики - веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. · Викисфера – сфера деятельности, в которой авторы работают над вики-страничками коллективных гипертекстов. · ВКонтакте - социальная сеть, российский аналог сервиса Facebook. Сайт изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских высших учебных заведений, позднее — как универсальный способ связи для всех социальных групп и возрастов. · Интернет-форум - класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. · Мэшап-приложение - это веб-приложение, объединяющее данные из нескольких источников в один интегрированный инструмент. · Одноклассники — социальная сеть, используемая для поиска одноклассников, однокурсников и бывших выпускников. · Подкастинг (англ. podcasting, от iPod и англ. broadcasting — повсеместное, широкоформатное вещание) — процесс создания и распространения звуковых или видеопередач (то есть подкастов) в Интернете. Как правило, подкасты имеют определенную тематику и периодичность издания, однако бывают и исключения. · Потоковое медиа - это мультимедиа, которое непрерывно получается пользователем от провайдера потокового вещания. · Синхронные сообщения – технология для обмена сообщениями через Интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений. · Скринкастинг (англ. screen — экран и англ. broadcasting — передача, вещание) — жанр подкастинга, смысл которого состоит в трансляции для широкой аудитории видеопотока с записью происходящего на экране компьютера автора. Дополнительно накладываются аудиокомментарии и текстовые блоки с пояснением происходящего. · Социальная сеть — интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. · Та́ргетинг (англ. target — цель) — рекламный механизм, позволяющий выделить из всей имеющейся аудитории только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям (целевую аудиторию), и показать рекламу именно ей. · Тег (иногда тэг, англ. tag — «ярлык, этикетка, бирка; метить») — метка как ключевое слово, в более узком применении идентификатор для категоризации, описания, поиска данных и задания внутренней структуры. · Фолксономия (англ. folksonomy, от folk — народный + taxonomy таксономия, от гр. расположение по порядку + закон) — народная классификация, практика совместной категоризации информации (ссылок, фото, видео клипов и т. п.) посредством произвольно выбираемых меток, называемых тегами. · Хостинг (англ. hosting) — услуга по предоставлению дискового пространства для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети (обычно Интернет). · Чат (англ. chat — болтать, болтовня, разговор) — средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|