Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты.
Культурно-историческая составляющая государственной идеологии Республики Беларусь включает совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и особенностей формирования белорусского этноса, развития его самосознания и становления в качестве самобытного народа. Политическая составляющая государственной идеологии РБ – комплекс идей и представлений белорусского народа относительно условий становления и особенностей институтов своей государственности, понимания сущности нынешней политической системы страны. Политическая составляющая государственной идеологии включает представление о характере социально-политического строя Республики Беларусь в целом, о путях его модернизации. Она охватывает также и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности белорусского народа, совокупность идей относительно места и роли белорусов в мировом политическом процессе.
Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами. Политическая идеология – упорядоченная система представлений как о существующей социально-политической действительности, так и о необходимости и путях ее изменений с точки зрения группы или общности, интересы и действия которых она обслуживает. Лекция 2 И современное состояние 1. Либерализм и неолиберализм. 2. Консерватизм и неоконсерватизм. 3. Социализм и его формы. Социал-демократическая концепция. 4. Национализм. Фашизм.
Ведущие идеологи классического либерализма – Дж.Локк, А. Смит, Ш.Л. Монтескье, А. Токвилль, Т. Джефферсон. Существенный вклад в формирование либерального мировоззрения внесли представители европейского и американского Просвещения, французские физиократы, представители немецкой классической философии, европейской классической политэкономии. При всех различиях общим для этих мыслителей было то, что каждый из них по своему, в соответствии с реальностями своего времени высказывался за пересмотр устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решению важнейших социально-экономических и политических проблем, за перестройку общественно-политических и государственных институтов, за ревизию основных положений, доктрин и концепций в соответствии с изменением ситуации в обществе. «Декларация независимости США» от 4 июля 1776 года стала первым документом, в котором эти идеи и принципы получили формальное выражение. Поворотным пунктом в формировании либерализма и в размежевании основных течений западной общественно-политической мысли Нового и Новейшего времени стала Великая французская революция. «Декларация прав человека и гражданина» 1789 года легитимизировала идеи, ценности и установки, которые впоследствии стали важнейшими системообразующими составляющими классического либерализма.
Идея социального либерализма была реализована в практике «нового курса» Рузвельта. Вступление развитых капиталистических стран в полосу экономического и структурного кризиса потребовало новых форм регулирования, разработки новых методов управления. Для регулирования экономики в США были приняты «Закон о восстановлении промышленности» и «Закон о регулировании сельского хозяйства». Проводилась демонополизация промышленности, государственное регулирование производства, а также единая политика цен, распределение рынков сбыта. «Новый курс» предусматривал активную социальную политику. Неолиберализм с его идеей всеобщего благосостояния доминировал в политике, экономике, духовной жизни вплоть до середины 1970-х гг.
Консерватизм – это система воззрений в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентаций и установок. Консерватизм вобрал в себя различные, порой противоречивые идеи, концепции, доктрины, традиции, а потому не всегда он ассоциируется с конкретными политическими партиями. История консерватизма начинается со времен Великой Французской буржуазной революции, которая бросила вызов основам прежнего порядка, всем традиционным силам, всем формам господства наследственной аристократии. Впервые его основные положения были сформулированы в работе английского философа Э.Берка (1729-1797) «Размышления о революции во Франции». Выступая как противник идей европейского Просвещения и Французской революции, Берк доказывал, что общественная жизнь основывается на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях, унаследованных от предшествующих поколений и взаимосвязанных между собой. Он критикует идеи рационализма, индивидуализма, безраздельного господства рынка, считает, что эти идеи разрушают вековые нравственные устои, ведут к хаосу и раздорам. Общество должно следовать таким принципам, как стабильность, равновесие, постепенное обновление. Только в этом случае может быть обеспечено его будущее. Сам же термин «консерватизм» впервые был употреблен французским писателем Р.Шатобрианом, который стал издавать журнал «Консерватор», и произошло это в 1815 году. Консерватизм признает незыблемость естественным образом сложившихся вещей, иерархичность человеческого общества, привилегий отдельных социальных слоев, отдает приоритет преемственности над инновациями. Власть дана от бога, она носит сакральный характер. Государство не должно вмешиваться в отношения, которые освящены моралью, оно должно способствовать усилению семьи, побуждать людей к объединению на местном, региональном уровне. Консерваторы считали, что в сознании людей надо культивировать частную собственность, гуманные традиции прошлого, идеи децентрализации власти. Важнейшей чертой консерватизма было положение об изначальной и абсолютной несовместимости свободы и равенства людей. Консерватор, в отличие от либерала, – носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, общности выше, чем интересы индивида или социальной группы.
Социалистическая идеология имеет длительную историю. Сам же термин «социализм» (от лат. socialis – общественный) появился сравнительно недавно. Его ввел в оборот французский теоретик Пьер Леру, который в 1834 году написал статью «Об индивидуализме и социализме». Он употребил термин «социализм» с целью противопоставления его понятию «индивидуализм». С тех пор с этим понятием связываются социально-политические концепции, целью которых был поиск путей к социальной гармонии. Эти концепции исходят из того, что на смену индивидуализму идет совместная деятельность людей, интересы которых не вступают в разрушительный конфликт. Преодолеть эгоизм и взаимоотчуждение людей должно общество, основанное на принципах коллективизма, равенства и социальной справедливости. В основе различных подходов к пониманию социализма лежит вопрос о том, какова материальная, экономическая основа будущего общества. Различные ответы на этот вопрос порождают и многочисленные разновидности концепций социализма. Одним из направлений в развитии социалистической идеологии является концепция утопического социализма. Его основоположники – англичанин Томас Мор (1478-1535), автор книги «Утопия», и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639), написавший «Город солнца». Они считали, что именно общественная собственность создает условия для справедливого распределения, равенства людей, благополучия и социального мира. Воззрения теоретиков утопического социализма формировалось под воздействием Великой Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Социалистическая идеология в этих условиях целеустремленно защищала интересы трудящихся, идею социального прогресса и веры в прекрасное будущее человечества. Представители утопического социализма и коммунизма по разному относились к методам реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что главный путь – реформы. Другие – Мабли, Бабеф – призывали трудящихся к революции. В 40-е годы XIX в. возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) создали философскую, экономическую и социально-политическую теорию, которая оказала огромное влияние на историю человечества второй половины XIX-XX веков. Марксизм и коммунистическая идеология стали синонимами. В учении Маркса о новом обществе можно выделить две стороны: теоретическую и политическую. Теоретическая часть этого учения анализирует суть социализма (коммунизма) как общественно-экономической формации, обосновывает закономерность его порождения всем ходом естественноисторического процесса. Политическая сторона посвящена выражению, артикуляции интересов рабочего класса и обоснованию политических средств их реализации так, как это виделось Марксу в середине XIX века. Учением о классовой борьбе, которую ведет пролетариат и которая должна завершиться революцией и установлением диктатуры пролетариата Маркс предельно радикализировал идею социализма. Он придал ей характер не только научно-теоретического знания, но и программной революционно-практической установки. Сегодня очевидно, что политическая сторона учения Маркса во многом устарела, ряд ее положений требует пересмотра или современной интерпретации. Это относится, в первую очередь, к идее насильственной революции пролетариата и установления его классовой диктатуры. Однако главный смысл марксовой теории социализма заключен в раскрытии экономической закономерности перехода к общественной собственности и в выяснении ее сущности. На рубеже XIX-XX вв. в марксизме возникают два основных направления – ревизионистское (реформистское) и радикально-революционное, которые с разных позиций стремились осмыслить новые процессы. Радикально-революционное направление в марксизме – ленинизм. В.И. Ленин (1870-1924) защищал в марксизме учение о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции. Постепенно идейная эволюция марксизма-ленинизма шла в сторону все большего догматизма. Абсолютным выражением философии насилия и нетерпимости к инакомыслию стал сталинизм. На практике марксизм-ленинизм все больше и больше превращался в идеологию тоталитарного общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|