Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие культуры и просвещения в XVIII веке

 

Проведенные реформы способствовали и подъему русской культуры края. Казань стала центром просвещения и культуры в регионе.

В 1771 году были открыты два больших медресе – Ахуновское и Апанаевское, а в 1780 году – медресе «Усмания». В Казани жили и творили просветитель М.И. Веревкин (1732–1795), поэты Г.П. Каменев (1772–1803) и Г.Р. Державин (1743–1816).

В 1791 году в городе был открыт первый постоянный театр.

Важнейшим культурным событием того времени было открытие в 1758 году в Казани (по инициативе М.В. Ломоносова) гимназии. В ней изучались восточные языки (татарский, арабский, турецкий, персидский и др.). Важное значение имело открытие в гимназии татарского класса. С этим классом тесно связано начало просветительской деятельности талантливой семьи Хальфиных.

Первым преподавателем татарского языка в гимназии стал Сагит Хальфин. Он вел научную работу: его перу принадлежат первая напечатанная татарская азбука, русско-татарский словарь, включающий более 20 000 слов и другие книги. В 1785–1800 годах преподавателем татарского языка в гимназии был сын С. Хальфина – Исхак, который вместе со своим братом Исмаилом продолжил просветительскую деятельность отца.

Важным этапом в эволюции просветительства является становление в Казанском крае книгопечатания, благодаря которому появился первый печатный татарский шрифт (XVIII в.)

В Казани в XVIII в. жили многие представители русской литературы. Среди них известный русский поэт Г.Р. Державин, драматург и поэт М.И. Веревкин, поэт Г.П. Каменев и др. С XVIII в. Казань становится объектом изучения русских ученых. В 30-х гг. Казань посетили академики Г.Ф. Миллер, С.Г. Гмелин и С.П. Крашенинников. Результатом их экспедиции явилась книга Миллера «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов». Много ценных этнографических сведений можно встретить в сочинениях академиков И.И. Лепехина, И.Г. Георги, П.И. Рычкова и других авторов.

Одним из показателей развития культуры, является развитие архитектуры народа.

Казань, как культурный центр Казанской губернии XVIII века отличается от предыдущих и последующих веков как по своему социально-экономическому развитию, так и по облику. Хотя она до последней четверти этого столетия сохранила некоторые черты старых времен, но постепенно меняла свой внешний вид. В начале века функционировали торговые ряды, лучами расходившиеся от кремля. Например, от Спасских ворот к Черному озеру шла кривая улица, в конце которой на откосе горы сосредоточены были деревянные лавки, парусиновые палатки и т.д. Здесь продавали продукты питания. В других торговых рядах-улицах шла оживленная торговля железными и деревянными изделиями, хозяйственным инвентарем. Это было наследство с прошлого века.

Вместе с тем облик Казани стал меняться в связи с постройкой новых промышленных предприятий. «Пумповый» завод, возникший в 1712 году, имел 10 зданий, Казенная суконная фабрика, построенная в 1714 году, владела также несколькими зданиями и заложила основу Суконной слободы. Появились новые и развивались старые частные предприятия. Интенсивно строились каменные церкви. Так, в 1722 году в Мокрой слободе – Ильинская церковь. Самой монументальной постройкой города стал Петропавловский собор, построенный купцом Михляевым в 1722–1726 годах.

Таким образом, в XVIII в. город начал развиваться в западную и северную стороны от Казанки.

Расположенная за Кабаном Татарская слобода до конца века особенно не росла. В годы архиерейства мракобеса Луки Канашевича жители слободы терпели многочисленные лишения. Слобода от города была отделена рогатками. Лука Конашевич разными ухищрениями добился крещения 6 домохозяев, и это было использовано для постройки там церкви. В то же время 2 слободские мечети и медресе были сломаны. Половину земли татар отвели под церковное владение. После городского пожара 1749 г. хозяев вынудили образовать Новую татарскую слободу на более отдаленном месте (совр. Ул. Гафури и др.), окруженном болотами.

Старая татарская слобода к концу столетия выросла и вошла в состав города. В 60-х годах в этой слободе были построены 2 каменные мечети: Апанаевская (строитель Я. Султангаев), Марджани (строитель А. Ибрагимов, И. Исмагилов и др.) и в Новой Слободе две деревянные мечети. Мечеть Марджани, выстроенная в духе петербургского барокко, сохранилась до наших дней. Мечеть Апанаева, также сохранившаяся, построена в духе московского барокко в те же годы.

Во второй половине века рядом со Старой слободой возникла, Служило – татарская слобода. Она населялась исключительно служилыми татарами на основании дарованной грамоты 1686 г. о льготах по торговле. Параллельно с этой улицей появилась Мещанская (ныне ул. Нариманова). Здесь сенатским указом 1763 г. разрешено было жить неслужилым татарам, и они стали записываться в мещанское сословие. Во всех этих слободах был замечен быстрый прирост жителей и таким образом, город постепенно сливался со своими слободами. Этому способствовало и то, что в 1729 г., по распоряжению губернатора Волынского, обветшалые деревянные стены вокруг посада были срыты.

Во второй половине XVIII в. кремль в основном стал каменным. На одной стороне кремля стояли гауптвахта, губернская канцелярия, губернаторский двор, собор Благовещения, Оберкомендантский двор.

До 30-х годов XVIII в. около кремля находились мясные и рыбные торговые ряды, которые потом перенесли ближе к оз. Кабан. Здесь возник второй казанский базар – «рыбный». Этот базар (ныне пл. М. Джалиля) и начинающийся от него кривой овраг были самыми грязными местами тогдашней Казани

До второй половины XVIII в. город развивался без планировки. Имелись прямые, кривые, полукруглые улицы и тупики. Лишь в 1764 г. центральная часть Казани подверглась планировке. По этому плану верхняя часть города застраивалась каменными домами. По генеральному плану, окончательно утвержденному Екатериной II в 1782 г., центральная часть и главные улицы начали строиться из кирпича. Каменное строительство поощрялось администрацией и получило интенсивное развитие.

Казань в XVIII в. была одним из самых больших городов России. Екатерина II, посетившая Казань в 1767 году, в одном из своих писем отметила: «Сей город бесспорно первый в России после Москвы… во всем видно, что Казань столица большого царства».

В 18 веке в Казани появились такие памятники архитектуры как башня Сююмбеки (кон. 17 – нач. 18 вв.). Петропавловский собор (ныне планетарий; 18 в.), мечеть Марджани (18 в.)

в 1726 г., в память о пребывании Петра I в Казани, московскими и флорентийскими мастерами был построен Петропавловский собор. Собор стал образцом русского архитектурного барокко XVIII века.

Екатерина II сняла запрет на строительство мечетей, и в 1766–70 годах в Казани была построена первая каменная мечеть, названная по имени выдающегося ученого-востоковеда, философа и просветителя Маpджани.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...