Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая глава. Экономический смысл защиты прав потребителей и междисциплинарный подход к ее аспектам




Содержание

 

Введение

. Теоретическая глава. Экономический смысл защиты потребителей и междисциплинарный подход к ее аспектам

История создания организаций по защите прав потребителей и виды юридической и экономической (экономико-социальной) ответственности

Общественные организации по защите прав потребителей в ряду организаций по защите прав потребителей и их полномочия

. Практическая глава. Исследование особенностей защиты прав потребителей общественными организациями

НГОО «Общество защиты прав потребителей» и экономико-правовая характеристика ее деятельности

Исследование экономического механизма деятельности НГОО «Общество защиты прав потребителей» и ее специфики

Практические рекомендации по совершенствованию деятельности НГОО «Общество защиты прав потребителей»

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

 


Введение

 

Выбор темы ВКР был обусловлен ее актуальностью. На современном этапе развития общества услуг стало острой необходимостью предоставление населению возможности рационально использовать полученные доходы на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, безопасных для их жизни, здоровья и имущества. Это связано с обеспечением и защитой прав граждан как потребителей в ходе повышения их качества жизни и необходимостью устойчивого экономического роста России и ее регионов. Современное расширение ассортимента товаров (работ, услуг), сложность технологий производства, развитие экономических связей наряду со значительным увеличением количества хозяйствующих субъектов оказалось способствующим тому, что гражданин - потребитель оказался в неравном положении на рынке по сравнению со своими контрагентами - изготовителями, исполнителями, продавцами. Это неравенство оказалось вызванным не только экономической ограниченностью потребителей по сравнению с хозяйствующими субъектами, и, как правило, с отсутствием у них специальных знаний в области экономики, права, техники, технологий и т.д., но и недостаточным проникновением законодательных норм соблюдения качества, этики и пр. требований общества в рыночные отношения (законодательство, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей, появилось лишь в 20 в.).

Кроме того, вплоть до недавнего времени необходимость государственного управления рыночной экономикой в России отвергалась. Хотя еще в советские времена уже в 1980-е гг. ХХ века такими крупными отечественными цивилистами, как профессора В.П.Грибанов, А.Ю.Кабалкин, В.П.Мозолин обращалось внимание на острую необходимость усиления специального гражданско-правового регулирования отношений по удовлетворению материальных и культурных потребностей граждан, их бытового, жилищного и коммунального обслуживания, охране потребительских прав. Такие ученые, как А.Г.Быков, Н.Д.Егоров, М.И.Кулагин, Е.А.Суханов, А.Е.Шерстобитов анализировали состояние правового регулирования бытового, социально-культурного и торгового обслуживания граждан, и предлагали меры по повышению уровня правового регулирования отношений в этих сферах, исследовали вопросы защиты интересов потребителей в договорном праве зарубежных государств. В то же время в работах таких общепризнанных правоведов как Н.Г.Александров, С.С.Алексеев, С.Н.Братусь, А.Б.Венгеров, Д.М.Генкин, Л.И.Дембо, О.С.Иоффе, В.В.Лаптев, В.К.Мамутов, М.И.Пискотин, С.В Поленина, В.К.Райхер, В.А.Рахмилович, О.Н.Садиков, Ю.К.Толстой, Р.О.Халфина стали освещаться вопросы многомерности (полимерности) системы права, стало вырабатываться обоснование возможности и необходимости существования в системе права наряду с первичными, синтетических комплексных систем обоснования и доказательства прав потребителей, были высказаны мысли о приоритете «блочного» подхода к конструированию (построению) системы той или иной отрасли права и обращено пристальное внимание на интернационализацию законодательства, необходимость использования накопленного зарубежного опыта. Однако опыт так называемого абсолютно «свободного рынка» и его экономических кризисов привел отечественных ученых - юристов, экономистов, а также значительную часть политиков к выводу о необходимости регулируемого рынка и вмешательства государства в экономические процессы. Однако только лишь силами государства, как свидетельствовал «советский» опыт воздействовать на рынок крайне трудно. Поэтому необходимо частно-государственное и общественно-государственное партнерство в этом отношении. В силу этого, регулирующее воздействие государства и заинтересованных групп граждан на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо. Одним из способов государственной и общественной защиты прав потребителей является ответственность, возникающая из нормативно-правовых актов, регулирующих данную область, а именно: с принятием 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985г.)

Именно сегодня экономическая и правоприменительная практика по делам данной категории выявляет массу проблем в этой области - пробелы в законодательстве, коллизии норм, просчеты в механизме защиты прав потребителей и, главное, несоблюдение их экономических интересов. Особую роль в формировании целостного представления о человеке в системе потребительских качеств товаров и услуг сыграли специальные работы немецких ученых: Ганса Рудольфа Зангенштадта и Гюнтера Борхерта. Эти и другие, отмеченные отечественными и зарубежными учеными тенденции, способствовали тому, что в первой трети ХХI века проявился процесс активного формирования общественных институтов экономико-правового регулирования соблюдения норм - комитетов, организаций, обществ и пр. по защите прав потребителей. Сегодня практически в каждом регионе и каждом городе подобные организации заняты именно защитой потребительских прав. В каждом отдельном случае специалисты этих организаций устанавливают ту или иную степень несоответствия (соответствия) многообразных оттенков потребительского вкуса и поливариантной нормы. Но ясно одно - рыночные отношения не могут развиваться без присутствия потребительского спроса и объективно-субъективных проявлений потребителя вообще. Поэтому за организациями защиты прав потребителей стоит будущее экономических и социальных отношений любой страны мира и, конечно же, России.

Исходя из вышесказанного, целью ВКР является уяснение механизма функционирования организации по защите прав потребителей и возможностей совершенствования управления ее деятельностью.

Задачи:

Изучение истории создания организаций по защите прав потребителей и видов административной, юридической и экономической (экономико-социальной) ответственности.

. Исследование прав и полномочий общественных организаций по защите прав потребителей в ряду организаций по защите прав потребителей.

. Создание экономико-правовой характеристики деятельности НГОО «Общество защиты прав потребителей».

. Исследование экономического механизма деятельности НГОО «Общество защиты прав потребителей» и ее специфики.

. Выработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности НГОО «Общество защиты прав потребителей».

Объект исследования - механизм деятельности и управления обществ по защите прав потребителей. Предмет исследования - НГОО «Общество защиты прав потребителей» г.Н.Новгород

Теоретико-методологическую базу ВКР составили выводы вышеназванных исследователей, а также работы П.А.Астахова, Б.Г.Бадмаева, И.Е.Гориной, Т.Л.Левшиной, И.И.Моисеевой, А.А.Райлян, Е.А.Шкурат, А.М.Эрделевского и др.

Методы исследования: диалектический, аналитический, синтетический, междисциплинарного подхода, графический и др.

 


Теоретическая глава. Экономический смысл защиты прав потребителей и междисциплинарный подход к ее аспектам

 

История создания организаций по защите прав потребителей и виды юридической и экономической (экономико-социальной) ответственности

 

Нормы, защищающие права потребителей, встречаются уже в Законах царя Вавилона Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Ныне в странах с развитой рыночной экономикой потребители выступают не отдельно и изолированно друг от друга, а как организованная группа - как союз потребителей. Это влияет на деятельность производителей и продавцов, которым приходится учитывать не только индивидуальные, но и совокупные требования потребителей. В таких условиях права потребителей являются абсолютными и неприкосновенными.

Суверенитет потребителей - это право и реальная возможность для потребителей в рамках, имеющихся у них средств, приобрести все, что они посчитают нужным для своего потребления в условиях возможности свободного выбора продавца, места покупки, и времени покупки и других факторов.

Суверенитет потребителей исторически отстаивался в рамках развития консюмеризма. Консюмеризм - это организованное движение потребителей за расширение и защиту своих прав, а также усиление воздействия потребителей на производителей и торговцев. Консюмеризм возник в середине 60-х годов прошлого века. Теоретики консюмеризма рассматривают потребительское движение как продукт экономической эволюции, как переход от экономики производителей к экономике потребителей, от рынка продавца к рынку покупателя. Известны выводы ведущих зарубежных теоретиков консюмеризма: К.Абэ, Дж.Катоны, Ф.Котлера, К.Кимото, С.Маки, У.Ростоу, А.Седа, М.Тамура, Д.Ф.Энджела. Р.Д.Блэкуэлла, П.У.Миниарда и др. и российских ученых: А.В.Бузгалина, А.Г.Каннабих, О.Т.Лебедева, Б.В.Рамзеса, Б.А.Соловьева, Т.Ю.Филипповой, М.В.Яковлевой, и др. Эти выводы касаются в основном поведения трех групп участников движения потребителей: 1) группы, ориентированные на потребителей, озадаченные преимущественно ростом потребительского сознания и предоставляющие потребителям информацию для более обоснованного выбора. Это Союзы и конфедерации обществ потребителей, Greenpeace (известный акциями по защите природной среды); 2) государство, действующее посредством законодательства и регулирования, а также местные власти; 3) бизнес, действующий посредством конкуренции и саморегулирования в интересах потребителей. Американское происхождение консюмеризма не означает, что это чисто американский феномен. Следует особо подчеркнуть, что в начале 30-х годов для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах, стали создаваться лиги покупателей (прообраз нынешнего общества потребителей). Основной целью этих организаций было формирование потребительской культуры, оказание воздействия как на изготовителей, так и на продавцов товаров. Для этого правление лиги составляло т.н. «белые списки» предпринимателей, которые соблюдали определенные принципы во взаимоотношениях с потребителями. Это было определенным стимулом для других торговцев. Однако только общественного давления было явно недостаточно. Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования взаимоотношений с участием потребителя считается выступление Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961г. Президент в своем выступлении впервые сформулировал четыре основных права потребителя: 1) право на безопасность. Это означает, что товар, работа, услуга, при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, безопасен для окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя. 2) право на информацию. Одним из основных критериев потребительского выбора является информация. Только на основе достоверной и полной информации человек может товар, обладающий необходимыми ему свойствами. С правом на информацию связано право на потребительское образование и право на выбор, поскольку информация - критерий правильного выбора. 3) право быть услышанным означает, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст.19 Всеобщей декларации прав человека). Это же право гарантировано и Конституцией РФ (ст. 29 - каждому гарантируется свобода мысли и слова). 4) право на здоровую окружающую среду. Это право закреплено в Конституции РФ (ст. 42 - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением). С тех пор 15-го марта отмечается Всемирный день защиты потребителей.

За последние 30 лет, в эпоху глобализации информации, денег и рынков консюмеризм обрел глобальные масштабы. Организации потребителей существуют сегодня во многих странах мира. В Великобритании Ассоциация потребителей (Consumers' Association), в Германии Союз потребителей рабочего сообщества (Consumers' Union of the Working Community), в Японии Shufuren, во Франции - Organisation Generate des Consom-mateurs. А в 1960г. создана Международная организация союзов потребителей (International Organization of Consumers Unions), начавшая обеспечивать международное сотрудничество и координацию организаций потребителей разных стран. В Западной Европе консюмеризм сегодня в значительной степени концентрируется на экологии. В 1980-х гг. движение «зеленых» получило здесь статус политического, протестуя против ущерба кислотных дождей для европейских лесов. К концу декады «зеленые» сформировались в значимую политическую силу, насчитывая 14,5% парламентских голосов в Великобритании, 14% в Бельгии, 8,4% в Германии и 10,5% голосов во Франции. Роль «зеленых» в политической жизни Западной Европы росла и далее. На выборах 1994г. «зеленые» получили 49 из 672-х мест в Бундестаге (нижней палате парламента Германии). В 1995г. из 626 членов Европарламента 25человек представляли партию «зеленых» и 31 группу Nordic Green Left. Зеленые оказывали давление на все уровни управления в странах Западной Европы. Реакцией европейского бизнеса явилось появление экологически-дружественных продуктов. В Британии начали производить пеленки из небумажного сырья. Так, например, в 2002г. Евросоюз ввел запрет на эксплуатацию шумных и обильно загрязняющих среду авиалайнеров. Семь российских самолетов, в том числе Ту-134, Ту-154, Ил-52, попали под запрет; часть из них могла быть допущена в воздушное пространство ЕС только после дооборудования. Аналогично экологические требования Евросоюза по токсичности Еиго-3, а затем и Еиго-4, поставили перед российскими производителями автомобилей проблемы модернизации и модификации узлов и деталей двигателей. Глобальную инициативу в области экологии представляет собой «Киотский протокол к рамочной конвенции ООН об изменении климата» международное соглашение о контроле за выбросами парниковых газов в 2008-2012 гг. Его цель за 2008-2012 гг. снизить выбросы парниковых газов в мире минимум на 5% по сравнению с уровнем 1990г.

Практические достижения и теоретические выводы в сфере потребительского движения способствовали тому, что в современном мире потребительское движение в защиту своих прав уже приобрело широкое развитие. Активно используются как периодические издания, антиреклама, консультации потребителей (правовая поддержка), независимые экспертизы товаров, судебные иски по бракованным товарам (потребительская экспертиза), просветительская работа по воспитанию потребителей (потребительское образование), и самой культуре потребления. Под давлением общественного потребительского движения в большинстве государств уже приняты специальные законы о защите прав потребителей. Генеральная Ассамблея ООН в 1985г. обобщила установившуюся в мире практику и разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». Целью руководящих принципов явились: • содействие странам в их борьбе с вредной деловой практикой предприятий национального и международного уровней (которая отрицательно сказывается на потребителях); • поощрение создания рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор при более низких ценах; • поощрение высокого уровня этических норм поведения тех, кто связан с производством и реализации товаров и услуг для потребителей. Генеральной Ассамблей ООН определены восемь основных прав потребителей: • право на удовлетворение основных нужд (на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание); • право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни); • право на информацию (право на защиту в случае мошеннически ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной практики и на обобщение фактов, необходимых для совершенствования обоснованного выбора); • право на выбор (право возможности доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам); • право на выражение интересов потребителей (право быть выслушанным: отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики); • право на возмещение (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения); • право на потребительское просвещение (право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно, в течение все жизни повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг); • право на здоровую окружающую среду. Впервые права потребителей были сформулированы в 1961 году в США. В 70-е годы опыт развития движения потребителей позволил дать их расширенную трактовку. В Российской Федерации как самостоятельная отрасль права потребительское право возникло в начале 1990-х годов. До этого отношения по удовлетворению материальных и культурных потребностей граждан в основном регулировались нормами гражданского законодательства. Первой серьезной попыткой решения вопросов правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Начало реализации прав потребителя было положено с принятием Закона СССР «О защите прав потребителей», который в связи с распадом СССР так и не вступил в силу, однако он оставался моделью для законодательных актов стран-участников СНГ в этой области.

Главным федеральным органом по защите прав потребителей является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (МАП РФ). В министерстве действует Управление по защите прав потребителей. МАП РФ имеет территориальные управления, расположенные в областных и краевых центрах. МАП России осуществляют государственный контроль соблюдения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Министерство и его территориальные органы имеют право по определенной процедуре рассматривать дела о нарушениях прав потребителей, выдавать предписания об устранении этих нарушений и налагать на нарушителей штрафы, предъявлять в суд иски в интересах потребителей, принимать решения об отзыве товаров, которые могут быть опасны для жизни и здоровья потребителей.

Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти г. Москвы, подведомственным Правительству Москвы, обеспечивающим проведение политики города Москвы в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом г. Москвы, другими законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Департамент координирует деятельность других органов власти города Москвы, в том числе префектур и управлений районов, контролирующих органов в сфере потребительского рынка и услуг.

С переходом экономики на рыночные рельсы производитель вынужден осознать, что судьба его бизнеса целиком и полностью зависит от потребителя. Ныне в Российской Федерации общества потребителей добровольно объединяются в Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), а в масштабе СНГ в целом Международную конфедерацию обществ потребителей (КОНФОП) на основе коллективного членства. В рамках СПРФ и КОНФОП любой их член имеет равные права и несет равные с другими обязанности. Решения СПРФ и КОНФОП носят для их членов рекомендательный характер, а задачами этих объединений является координация деятельности своих членов и представительство их интересов в отношениях с государственными и общественными органами и организациями в России, странах СНГ и в дальнем зарубежье. Для решения поставленных перед ними задач СПРФ и КОНФОП, так же как и все члены, обладают полной организационной, финансовой и юридической самостоятельностью, а также наделяются правами юридического лица. Общества потребителей, как юридические лица, действует на основании уставов, утверждаемых на их съездах (конференциях). Уставом также определяется порядок назначения или избрания юридического лица.

апреля 1992 г. в России вступил в силу Федеральный закон "О защите прав потребителей". В настоящее время действует Федеральный закон "О защите прав потребителей" в редакции от 9 января 1996 года. Согласно п.1 ст.1 этого закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами РФ. Таким образом, сам Закон неразрывно связан с другими нормативными актами РФ, которые в определенной степени затрагивают интересы и права потребителя в сфере торговли, транспортных, бытовых, медицинских и других видов услуг. В связи с этим, понятие "российское законодательство о защите прав потребителей" не ограничивается только лишь данным Законом. Оно представляет собой достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему многих законодательных актов РФ, например Кодексом об административных правонарушениях, Гражданским, Уголовным кодексами, а также законами, постановлениями Правительства РФ, которые в разной степени регулируют отдельные стороны законодательства о защите прав потребителей в России. Закон РФ "О защите прав потребителей" направлен на регулирование отношений, возникающих между потребителем, изготовителем, исполнителем и продавцом; устанавливает права потребителя на информацию о товарах, работах, услугах и об их исполнителе, изготовителе, продавце; защищает права потребителя при продаже ему товаров, выполнении работ и оказании услуг; информирует потребителя о государственных органах и общественных организациях, осуществляющих защиту его прав и т.д. Отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются и другими нормативно-правовыми актами. К ним относятся, например, законы РФ "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", "О рекламе", "О страховании", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и т. д. В следующую группу входят нормативные акты, принимаемые Правительством РФ. Согласно ст. 25 и 26 Закона "О защите прав потребителей" Правительство РФ утверждает правила отдельных видов договоров купли-продажи, правила продажи отдельных видов товаров, перечень непродовольственного товара надлежащего качества, который не подлежит обмену, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование о безвозмездном предоставлении товара в пользование на время. В настоящее время в мировой практике и в России основными считаются семь прав потребителей: 1 Право выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителя. 2 Право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствие с предложение продавца (производителя). 3 Право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способов продажи, и т.д., помогающее потребителю сделать правильный выбор или принять решение. 4 Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их пользованием. 5 Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов. 6 Право на получение потребительского просвещения, приобретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения. 7 Право на здоровую окружающую среду, не представляющей угрозы и здоровью. Ныне «защита прав потребителей» - это уже исторически сложившееся понятие, которое было введено принятым Верховным Советом РФ от 7 февраля 1992г. Законом «О защите прав потребителей». В последующие годы Закон «О защите прав потребителей» претерпел уже несколько редакций, которые конкретизировали его положения. Таким образом, на сегодняшний день исследователи имеют дело со сложившимся потребительским рынком и потребительским правом.

Потребительский рынок это совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями работ, услуг, товаров, с одной стороны, и их потребителями с другой; это отношения по поводу спроса, предложения и реализации предметов и услуг индивидуального потребления, складывающиеся в торговле, общественном питании, в сфере платных услуг. Потребительский рынок, его функционирование, определяется системой социально-экономических и организационных отношений по поводу производства и реализации потребительских товаров, социально-экономического обеспечения жизнедеятельности отдельных социальных групп и слоев населения конкретной территории.

Потребительское право - комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан.

Потребителем является гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Данное определение "потребителя" указывает на то, что гражданин это физическое лицо, им могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства.

Изготовителем признается организация (независимо от ее формы собственности), а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. В данном случае, опираясь на ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, реализующие товар (работу, услугу) потребителю, могут быть коммерческими (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) или некоммерческими (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации). Индивидуальным предпринимателем считается гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 1, ст. 23. ГК РФ). Таким образом изготовителем признается лишь то лицо, которое производит товары для их реализации потребителям. Однако сам изготовитель реализует произведенный им товар торгующим организациям, но не самому потребителю. Изготовитель, самостоятельно реализующий изготовленные им товары потребителю, в таком случае будет считаться продавцом.

Исполнитель организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Юридическим основанием возникновения каких-либо отношений потребителя и исполнителя являются в данном случае заключенные между ними договоры, например договор подряда, перевозки, аренды, заказа и т. д. Признак оплаты выполненной работы, оказанной услуги является основным условием выдвижения на основании Закона требований к организации любой формы собственности.

Продавец организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи. Говоря о договоре купли-продажи товара, работы, услуги потребителю, прежде всего следует иметь в виду одну из его разновидностей - договор розничной купли-продажи, где одной из сторон, осуществляющей розничную торговлю, выступает предприятие или индивидуальный предприниматель. Согласно п. 1 ст. 469 Гражданского кодекса РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

Стандарт государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Требования государства в отношении качества товаров, работ и услуг определены в документах по стандартизации. Эти требования подлежат обязательному исполнению. В стандартах находят отражение обязательные требования к качеству товаров, работ и услуг, направленные на охрану жизни, здоровья и имущества потребителя. Таким образом, государство охраняет права потребителей.

В преамбуле к Закону дается понятие "недостатка товара (работы, услуги)". Под товаром с недостатком следует понимать товар ненадлежащего качества. Недостатки могут быть явные, которые можно обнаружить при осмотре, проверке товара (работы, услуги), и скрытые, то есть такие, которые проявляются в ходе эксплуатации, употребления, хранения товара (работы, услуги). В тексте закона определение "недостаток" делится на простой недостаток и существенный недостаток. Именно от того, каким будет недостаток, зависят и права потребителя.

Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги). Существенный недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. Главное отличие существенного недостатка от недостатка, состоит в том, что он делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением. При определении недостатка как существенного между потребителем, продавцом, изготовителем, исполнителем возникают споры, потому что признаки понятия "существенный недостаток" носят субъективный характер. Так, к признаку "невозможное или недопустимое использование товара в соответствии с его целевым назначением" может быть отнесен любой недостаток. Что касается другого признака "недостаток для устранения которого требуются большие затраты", следует отметить, что он не раскрывает понятия "большие затраты", а в законодательстве РФ отсутствует единое понимание этого критерия. И только лишь многочисленная судебная практика поможет разрешить вопрос о недостатке и существенном недостатке.

Безопасность товара (работы, услуги) безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). Требования к обеспечению безопасности товара, а также к безопасности процесса выполнения работы, оказанию услуги для жизни и здоровья потребителя являются обязательными и устанавливаются в государственных стандартах. К технически сложным товарам устанавливаются требования по безопасности, а для продуктов питания утверждаются специальные предельно допустимые нормы содержания в них вредных для здоровья добавок, концентратов и других веществ. Ст. 238 Уголовного кодекса РФ "Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" имеет целью обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, приобретающих для личного потребления продовольственные и промышленные товары либо пользующихся работами, услугами. Официальным документом, удостоверяющим соответствие товаров (работ, услуг) требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей является сертификат соответствия, выданный по правилам системы сертификации. Для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям производится маркировка продукции знаком соответствия (ст. 4. Закона РФ "О сертификации продукции и услуг").

Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества (абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

На сегодняшний день в законодательстве четко определены виды юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Административное, гражданское и уголовное законодательство наиболее полно защищает права потребителя. Следует подробно рассмотреть каждый вид юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей:

Гражданско-правовая ответственность. Основной задачей гражданско-правовой ответственности является возмещение ущерба, причиненного потребителю за счет имущества продавца. Закон устанавливает различные гарантии удовлетворения требований потребителя: от уплаты штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере цены иска до уплаты потребителю неустойки в случае просрочки выполнения его законных требований. Состав гражданского правонарушения, т.е. совокупность условий, необходимых для привлечения к гражданской ответственности, составляют четыре условия: наличие вреда, противоправное поведение, причинная связь и вина правонарушителя.

Вред. Вред это те расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Вред может быть материальным (связанным с имущественными потерями) и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...