Конституционные гарантии защиты экономических интересов
Согласно Конституции суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. Целью осуществления правосудия является защита конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций. Важнейшей гарантией эффективного осуществления хозяйственной деятельности является защита гражданских прав организаций и граждан-предпринимателей арбитражным судом. Хотя законодатель и не дает понятия экономического спора, последний, безусловно, является спором гражданским независимо от того, из каких правоотношений он вытекает - гражданско-правовых или административно-правовых. Но экономический спор отличается от общегражданского спора, являющегося предметом судебной деятельности судов общей юрисдикции, во-первых, по субъектному составу его участников и, во-вторых, по своему содержанию. Поэтому экономический спор - это гражданский спор юридических лиц и граждан-предпринимателей, возникающий в связи и по поводу их предпринимательской и иной экономической деятельности. В рыночных отношениях при возникновении экономических споров защите подлежат как государственный, так и частный интересы отдельных субъектов хозяйствования в многоплановой и свободной предпринимательской и коммерческой деятельности. Такая защита не может осуществляться судами общей юрисдикции, так как требует не только высокого профессионализма судей в знании ими конкретных вопросов предпринимательской и иной коммерческой деятельности, а также обширного хозяйственного законодательства и особого процессуального порядка защиты.
Поэтому законодатель, установив судебную форму защиты субъективных прав и интересов в экономической сфере, не передал экономические споры на рассмотрение судов общей юрисдикции, а создал систему арбитражных судов, которые по своей юридической природе являются хозяйственными судами, осуществляющими правосудие в экономической сфере на территории Российской Федерации. Осуществление экономической реформы, развитие рыночных отношений создали объективные условия для замены государственного арбитража советских времен новой системой арбитражных судов. Конституция Российской Федерации закрепляет арбитражный суд как орган правосудия, осуществляющий судебную власть наряду с судами общей юрисдикции. Арбитражные суды осуществляют свою деятельность, основываясь на таких принципах, как законность, независимость судей арбитражного суда, равенство перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, гласность разбирательства дел, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства. Арбитражному суду подведомственны споры между организациями, гражданами-предпринимателями, когда одна из сторон находится на территории другого государства, если это предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон. Арбитражному суду подведомственны также споры организаций с иностранными инвестициями, если это предусмотрено межгосударственным соглашением или соглашением сторон. В отличие от судов общей юрисдикции, где каждое из звеньев может выступать в качестве первой инстанции, то есть может разрешать споры по существу, при разрешении арбитражных споров судами первой инстанции являются лишь арбитражные суды субъектов РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. На федеральные арбитражные суды округов возложена функция по кассационному пересмотру не вступивших в законную силу решений и постановлений первой и апелляционной инстанций, которая заключается в проверке правильности применения норм материального права и норм процессуального права нижестоящими инстанциями[14].
Арбитражные суды Российской Федерации основывают свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, иными федеральными конституционными законами, а также Арбитражным Процессуальным Кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. Решение, постановление, определение арбитражного суда, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Арбитражные суды при рассмотрении экономических споров руководствуются Арбитражным процессуальным кодексом[15]. В Российской Федерации действует 82 арбитражных суда субъектов РФ, в том числе 4 арбитражных суда в автономных округах: Коми-Пермяцком, Ханты-Мансийском, Чукотском и Ямало-Ненецком. Арбитражные суды субъектов РФ были образованы во втором полугодии 1992 г. в силу Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде» вместо действовавших органов государственного арбитража, а также в 1993 г. по некоторым отдельным Постановлениям Верховного Совета РФ: от 13 ноября 1992 г. «Об образовании арбитражного суда Коми-Пермяцкого автономного округа», от 21 января 1993 г. «Об образовании арбитражного суда Чукотского автономного округа», от 23 июля 1993 г. «Об образовании Высшего арбитражного суда Ингушской республики». Помимо перечисленных законов порядок деятельности арбитражных судов регулируется Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ и Регламентом арбитражных судов, утвержденным Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7 от 5 июня 1996 года.
Основные принципы деятельности арбитражных судов, сама процедура судебного разбирательства во многом совпадают с гражданским процессом, применяемым судами общей юрисдикции. Как и суды общей юрисдикции, арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений. Наряду с экономическими (имущественными) спорами, вытекающими из гражданских правоотношений, арбитражные суды разрешают споры в сфере управления. Возможность опротестовать в арбитражный суд неправомерные акты органов исполнительной власти - важное правомочие предпринимателей; осуществление же контроля за законностью актов органов власти и управления, признание недействительными незаконных актов, ущемляющих права и интересы предприятий, организаций и граждан-предпринимателей, - проявление судебной власти. Таким образом, арбитражные суды рассматривают две категории споров: экономические (имущественные споры, вытекающие из гражданских правоотношений) и споры в сфере управления. К экономическим спорам относятся споры о собственности; споры, возникающие при заключении и исполнении гражданско-правовых договоров и др. Среди споров в сфере управления можно назвать споры о признании недействительными неправомерных актов, связанных с созданием, реорганизацией или ликвидацией предприятий, иных актов органов исполнительной власти, не соответствующих законодательству и ущемляющих охраняемые законом права и интересы предприятий, организаций, граждан-предпринимателей; споры о возврате незаконно списанных сумм в виде налогов, экономических санкций и так далее[16]. Структура арбитражного суда субъекта РФ включает в себя президиум суда, может включать также судебные коллегии, рассматривающие споры, возникающие из гражданских и административных правоотношений. Пункт 2.1.1 Регламента арбитражных судов устанавливает, что создание других судебных коллегий не допускается. А в тех арбитражных судах субъектов Российской Федерации, где численность судей не позволяет сформировать судебные коллегии, образуются только судебные составы. При этом численность судебного состава в соответствии с Регламентом арбитражных судов должна составлять не менее 5 судей.
Судебные коллегии утверждаются президиумом этого суда из числа судей по представлению председателя суда. Коллегии суда реализуют полномочия этого суда по рассмотрению дел в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализируют судебную статистику. Закон устанавливает, что в коллегиях образуются судебные составы. Они формируются из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий - из числа судей этого суда. В соответствии со статьей 37 Федерального Конституционного Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» президиум арбитражного суда субъекта РФ действует в составе председателя этого суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящие в президиум этого суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации. К полномочиям президиума арбитражного суда субъекта РФ относятся утверждение по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, рассмотрение других вопросов организации работы суда, а также рассмотрение вопросов судебной практики. Особенностью арбитражных судов субъектов РФ является то, что они выступают одновременно в качестве первой и апелляционной судебных инстанций. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации: 1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; 2) рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции; 3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты[17]. Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» устанавливает, что федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Условно говоря, юрисдикция каждого из них распространяется на территорию нескольких субъектов РФ, которые объединены в округа. Таких округов 10: федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа; федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа; федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа; федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа; федеральный арбитражный суд Московского округа; федеральный арбитражный суд Поволжского округа; федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа; федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа; федеральный арбитражный суд Уральского округа; федеральный арбитражный суд Центрального округа.
В отличие от арбитражных судов субъектов РФ в федеральных арбитражных судах округов обязательно действуют две судебные коллегии - одна по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских, а вторая - административных правоотношений. В свою очередь, в судебной коллегии могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. В соответствии со ст. 26 вышеуказанного закона «Об арбитражных судах в РФ» Федеральный арбитражный суд округа: - проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях; - пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. То есть получается, что Федеральный арбитражный суд округа не может выступать в качестве суда первой инстанции и рассматривать дела по существу. При рассмотрении дела в кассационном порядке арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального и процессуального права первой и апелляционной инстанций, то есть проверка осуществляется по вопросу права. Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Президиум суда не разрешает конкретные судебные дела, а рассматривает вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики. Президиум действует в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей, утверждаемых Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Судебные коллегии осуществляют в кассационном порядке проверку законности обжалуемых судебных актов первой и апелляционной инстанций[18]. Кроме этого, они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, реализуют иные полномочия. Судебные коллегии возглавляют председатели, являющиеся одновременно заместителями председателя суда. Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Высшим Арбитражным Судом может быть пересмотрен любой судебный акт этих судов. В свою очередь, его судебные акты не могут быть пересмотрены каким-либо судом или иным органом. Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений[19]. Пленум дает разъяснения по вопросам судебной практики. Разъяснения даются по результатам рассмотрения материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами. Разъяснения принимаются в форме постановлений. Эти постановления, как и постановления Верховного Суда РФ, имеют большое значение для обеспечения единообразия судебной практики по применению законодательства. Часть 2 статьи 13 Федерального Конституционного Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» устанавливает, что постановления Пленума обязательны для арбитражных судов в РФ. Кроме того, практика деятельности арбитражных судов выработала, а закон закрепил еще одну форму обеспечения единства судебной практики. Речь идет об информационных письмах Президиума ВАС РФ. Статья 16 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» установила, что Президиум ВАС РФ рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды Российской Федерации. Закон не предусматривает обязательности информационных писем для арбитражных судов, поэтому они носят рекомендательный характер. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Президиум действует в составе Председателя ВАС РФ, заместителей Председателя и председателей судебных составов. В порядке надзора могут быть пересмотрены судебные акты арбитражных судов субъектов РФ, федеральных арбитражных судов округов, а также судебные акты Высшего Арбитражного Суда РФ, принятые им в качестве суда первой инстанции. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривают дела по первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, обеспечивают изучение заявлений о принесении протестов, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия. Председателями судебных коллегий являются заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. В судебных коллегиях формируются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Составы создаются по принципу специализации судей по различным категориям дел. В настоящее врем я действует 8 судебных составов, в частности, налоговый состав, состав по делам о собственности и приватизации, состав по договорному праву и т.д. Председатели судебных составов утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Таким образом, в настоящее время, учитывая существенные улучшения законодательной базы деятельности арбитражных судов Российской Федерации, играют большое значение, провозглашенные Конституцией еще в 1993 году, гарантии защиты интересов в практике разрешения споров между субъектами экономической деятельности в Российской Федерации.
3. Процедурные вопросы защиты интересов в арбитражных судах РФ В новом Арбитражном процессуальном кодексе, на мой взгляд, очень своевременно получили разрешение вопросы разграничения компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Много проблем возникает в связи с тем, что при определении подсудности спора исходят только из субъектного состава сторон, не учитывая суть конфликта. Так, все споры с участием физических лиц попадают в суды общей юрисдикции, но при этом, исходя из содержания, некоторые такие дела могут быть рассмотрены арбитражным судом. Именно поэтому порой есть риск получить по одному и тому же иску разные решения, имеющие одинаковую силу. Например, если решение органов акционерного общества обжалует юридическое лицо, то спор подведомствен арбитражному суду, а если это же решение обжалует физическое лицо - суду общей юрисдикции, хотя такой спор касается исключительно предпринимательских отношений[20]. Чтобы не допускать подобных коллизий, следует четко оговорить подведомственность дел указанного типа. Представляется, что такие споры должны рассматриваться арбитражными судами, что и предложено в новом Арбитражном процессуальном кодексе. Четкие формулировки, определяющие содержание деятельности каждой из ветвей судебной власти, позволят снять возникающие на практике вопросы подведомственности дел, исключить возможность ее определения по усмотрению сторон. Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом. Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству. Вопросы, разрешаемые при принятии решения (ст. 168 АПК РФ): При принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению. При принятии решения арбитражный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска либо об обеспечении исполнения решения; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения; определяет дальнейшую судьбу вещественных доказательств, распределяет судебные расходы, а также решает иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства. Арбитражный суд, признав при принятии решения необходимым дополнительно исследовать доказательства или продолжить выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, возобновляет судебное разбирательство, о чем выносит определение[21]. Возможность обжалования решения арбитражного суда (ст. 181 АПК РФ): Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции[22]. Приведем примеры из практики. Прокурор города Казани обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи нежилого помещения, заключенного Комитетом по управлению коммунальным имуществом города Казани и АООТ «Образование», в связи с тем, что на момент заключения договора вновь созданное акционерное общество не было зарегистрировано. Арбитражный суд удовлетворил исковые требования, не приняв во внимание ссылку АООТ «Образование» об одобрении этого договора после того, как оно было зарегистрировано, поскольку подобные действия не отвечают требованиям закона. Если собственник заключает договор об отчуждении своего имущества с контрагентом, не получившим в установленном порядке статус юридического лица, последний не приобретает права собственности на это имущество. Согласно ст. 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица (возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности) возникает с момента его создания. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации[23]. Интересным является и еще одно дело, рассмотренное Арбитражным судом Республики Татарстан. Научно-производственное государственно-кооперативное объединение "Итиль" (далее — НПГКО "Итиль") и Казанское отделение Горьковской железной дороги заключили договор аренды принадлежащего железной дороге нежилого помещения. При этом помещение по условиям договора предназначалось для НПГКО "Итиль", оно же являлось и плательщиком. Однако фактически помещение оплачивалось ТОО "ПСФ "Итиль-Юдино ". НПГКО "Итиль", ТОО "ПСФ "Итиль-Юдино" и ряд других предприятий заключили договор содружества, согласно которому его участники должны за счет своих средств построить жилой дом, а выделение жилой площади участникам договора предусматривалось в размере, соответствующем внесенным на строительство денежным средствам. Поскольку у участников договора содружества не хватало средств на окончание строительства дома, НПГКО "Итиль" по поручению других участников передало объект Казанскому отделению Горьковской железной дороги, которое, закончив строительство, рассчитывалось за объект путем выделения жилой площади объединению "Итиль " в размере понесенных участниками договора содружества затрат. В связи с тем, что НПГКО "Итиль" отказалось выделить ТОО "ПСФ "Итиль-Юдино " жилые помещения в указанном доме, товарищество обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности на 893 кв. метра жилой площади. Арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отказал по следующим основаниям. ТОО "ПСФ "Итиль-Юдино" в строительство дома средств не вносило, что им и не отрицалось. Товарищество просило зачесть в счет этих средств свои расходы и затраты, понесенные по договору аренды, заключенному НПГКО "Итиль" и Казанским отделением Горьковской железной дороги. Учитывая, что основные затраты по договору аренды были произведены ТОО "ПСФ "Итиль-Юдино", оно имело право на их возмещение в стоимостном выражении со стороны НПГКО "Итиль". Возмещение этих затрат в виде жилой площади не было предусмотрено ни договором содружества, ни договором аренды. В этом случае в целях защиты своих прав ТОО "ПСФ "Итиль-Юдино" следовало заключить договор с НПГКО "Итиль", в котором необходимо было предусмотреть возможность зачета в счет расходов на строительство дома своих затрат по договору аренды между объединением "Итиль" и железной дорогой[24]. В условиях, когда законодательство в сфере предпринимательской деятельности постоянно усложняется, а в работе арбитражных судов первой инстанции в силу как объективных, так и субъективных причин нередки неизбежные погрешности, особенно важно наличие отлаженного правового механизма исправления судебных ошибок как на стадии до, так и после вступления решений суда в законную силу. С целью создания такого механизма АПК РФ и Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" предусмотрена дополнительная инстанция для пересмотра решений судов первого звена - апелляционная[25]. Согласно ст. 259 АПК РФ: 1. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. 2. По ходатайству лица, обратившегося с жалобой, пропущенный срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня принятия решения и арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными. Пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции (ст. 268 АПК РФ): При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. Документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу. При рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции[26]. Суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении указанных ходатайств на том основании, что они не были удовлетворены судом первой инстанции. Обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 АПК РФ, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции. Полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции, согласно ст. 269 АПК РФФРФРрролоролрРРРР: 1) оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения; 2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт; 3) отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части. 1. Основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции (ст. 270 АПК РФ) являются: 1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; 3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. 2. Неправильным применением норм материального права является: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона. 3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения. 4. Основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае являются: 1) рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе; 2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; 3) нарушение правил о языке при рассмотрении дела; 4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; 5) неподписание решения судьей или одним из судей, если дело рассмотрено в коллегиальном составе судей, либо подписание решения не теми судьями, которые указаны в решении; 6) отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 155 АПК; 7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения. 5. При отмене решения по основаниям, предусмотренным в части 4 статьи 270, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным АПК для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Приведем пример из арбитражной практики. Согласно ст. 225 и 234 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено как на бесхозяйное имущество, так и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу. Не во всех случаях арбитражные суды правильно применяли названные нормы, считая, что право собственности может быть приобретено только на бесхозяйное имущество. Так, арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований сельской администрации о признании права муниципальной собственности на занимаемое с 1966 г. нежилое помещение в силу приобретательной давности. При этом суд исходил из следующего. По решению райисполкома райпотребсоюз передал в 1966 г. свое здание для размещения исполкома сельсовета. Этим же решением райпотребсоюзу было предоставлено другое здание. Несмотря на это, райпотребсоюз внес здание, в котором расположилась сельская администрация, в уставный капитал созданного им товарищества с ограниченной ответственностью. Поскольку на момент передачи здания в 1966 г. оно принадлежало райпотребсоюзу, затем исполкому сельсовета, а на момент предъявления иска — товариществу с ограниченной ответственностью, имущество не являлось и не является бесхозяйным, в связи с чем на него не может быть приобретено право собственности, так как в силу приобретательной давности это право может возникнуть только на бесхозяйные вещи. Апелляционная инстанция отменила решение суда по следующим основаниям. Согласно ст. 234 ГК РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом — в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество. При этом в ГК РФ не содержится нормы о том, что указанная статья применяется только в отношении бесхозяйных вещей. Поэтому арбитражный суд второй инстанции не согласился с доводами суда и рассмотрел исковые требования с учетом положений, содержащихся в ст. 234 ГК РФ. Далее рассмотрим некоторые особенности кассационного производства по Арбитражному Процессуальному кодексу Российской Федерации от 24 июля 2002 года. В новом АПК было решено увеличить срок подачи кассационной жалобы с одного до двух месяцев после вступления в законную силу решения или постановления арбитражного суда (ст. 276 АПК РФ). Его необходимо было продлить, поскольку практика показала, что месячного срока, который был установлен в старом кодексе, часто бывает недостаточно. Кассационная инстанция является, в сущности, последней из тех, в которые сторона по собственной инициативе может обратиться за пересмотром дела. Правда, есть еще процедура надзора, но она применяется в исключительных случаях, поэтому большинство дел заканчивается на стадии кассационного обжалования. И, согласно статистике, число ходатайств о восстановлении срока для подачи кассационной жалобы из года в год растет. Например, в Московском регионе в 2000 г. такое ходатайство подано по каждому седьмому делу, а в первом полугодии 2001 г. - по каждому пятому[27]. Причин опоздания много, но наиболее распространенная - неправильное оформление документов. Как правило, кассационная жалоба подается в конце предусмотренного законом срока, поэтому - с учетом времени на возврат жалобы судом и устранение ошибок - повторно обращаться бывает поздно. В опоздании истца может быть виноват и суд: нередко, провозгласив решение в судебном заседании, он не соблюдает сроки предоставления сторонам письменного решения. И поскольку месячный срок для обращения начинает течь не с момента получения решения, а с момента его провозглашения, отведенного времени часто не хватает. Ведь в арбитражных судах, в отличие от судов общей юрисдикции, не действует право на подачу немотивированной жалобы, которая приостанавливает течение срока до получения мотивированного решения суда. Поэтому задержка даже на три-пять дней может оказаться существенной. Чтобы обеспечить гражданам доступ к правосудию, большинство подобных ходатайств сейчас удовлетворяется. В новом Арбитражном процессуальном кодексе эта практика учтена, и предложено ввести двухмесячный срок для кассационного обжалования. Эта норма уравновешена другой, устанавливающей предельный, или пресекательный, срок (полгода) для восстановления права подать кассационную жалобу. Когда данные положения вступят в силу, указанные проблемы будут возникать значительно реже. Полномочия кассационной инстанции в проекте не расширены, они лишь конкретизированы. Ее компетенция определена более четко. Как и по старому кодексу, суд кассационной инстанции будет проверять законность принятых арбитражными судами решений. Правда, законность иногда понимается очень узко - только как соблюдение норм материального права, в действительности же процессуальные требования не менее важны. Если суд не исследовал все необходимые факты по делу, оценил не все доказательства и т. д., это говорит о нарушении процессуального законодательства и в этом смысле недостаточной обоснованности принятых судебных актов[28]. В статье 286 АПК РФ обозначены пределы рассмотрения дела в кассационной инстанции: Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 стать<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|