Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурология и история культуры




История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования.

Культурология в ϲʙᴏю очередь изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические особенности, разрабатывает систему собственных категорий. В ϶ᴛᴏм контексте исторические данные помогают построить теорию возникновения культуры, выявить законы се исторического развития. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и настоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру. Именно таким путем формируется история культуры, кᴏᴛᴏᴩая изучает развитие культуры отдельных стран, регионов, народов.

Западная философия культуры: классическая и постклассическая модели.

Классическая модель культуры зародилась в эпоху Просвещения (XIX век). Основной ее чертой, прежде всего, является пафос новизны: всё ставилось под сомнение, пересматривалось и конструировало новый мир, основанный на едином принципе первоначала. На новом фундаменте по единому плану последовательно возводится нечто радикально новое, а сам человек становится рупором Абсолюта, в соответствии с которым осуществляется конструирующая человеческая деятельность.

Помимо этого, классическая модель характеризуется такими базовыми принципами, как рационализм, гуманизм и историзм, которые являются главным отображением содержания классической модели как результата исторического развития человечества и показателя достигнутого им уровня гуманных и разумных решений.

Таким образом, классическая модель культуры основана на жестком разделении субъекта и объекта познания, при котором предметом является сверхиндивидуальная культурная реальность, из которой проявляется культура отдельного человека. Так, определяющей сферой развития человечества классическая модель называет духовное творчество, где культура – это чисто духовное образование. Классический идеализм как в объективной, так и в субъективной интерпретациях – это не вульгарное неприятие предметных форм деятельности человека, а их замещение духовной предметностью.

Подобное отождествление культуры с духовным образованием привело в дальнейшем к неудовлетворенности и критике классической модели, поскольку она (модель) не имела способности объяснить фактический материал, который приобретался при эмпирических исследованиях разнообразных форм культуры. При этом накопление данных эмпирических исследований о различных культурах заставило исследователей осуществить теоретическое осмысление материала, принадлежавшего именно к культуре, что явилось основой для создания самостоятельной системы знаний о культуре – культурологии.

Классическая модель культуры в философии Маркса приобрела материалистическую интерпретацию. Теперь культура осознавалась не как духовная проблема просвещения и воспитания индивидуального человека, а как проблема создания необходимых (в частности – материальных) условий для его всестороннего и целостного развития. Такое трактование модели основывалось на том, что культура является не только совокупностью результатов труда общества, а самим процессом человеческой деятельности.

Со временем классическая модель претерпела кризис, вызванный не сколько недостаточной методологической эффективностью идеи, столько тем обстоятельством, что она воплощала в себе идеологию европоцентризма, при которой все неевропейские формы культуры из-за отсутствия многих традиционных ценностей воспринимались как неполноценные и недоразвитые, тем самым значительно уступая западноевропейской культуре.

В связи с этим стали зарождаться идеи равноценности всех культур, их цикличного временного развития и локального существования. Так, начал расти интерес к «диалогу культур», которому способствовали:

- кризис колониализма;

- бурное расширение связей и контактов неевропейских культур;

- относительная самостоятельность культур;

- работы исследователей в вопросе углубления сущности культуры;

- появление сомнений в линейной прогрессивности развития культуры.

Всё это свело на нет основные принципы построения классической модели культуры, на смену которой пришла постклассическая модель, имеющая абсолютно иные основания и идеи. Многие философы объединяют этот этап философии с современным. Действительно, целый ряд философских школ и направлений, заложенных в XIX в., продолжали развиваться и в XX в. Некоторые направления были предвосхищены в постклассической философии и получили развитие лишь в наши дни.

В начале ХХ века происходит переоценка ценностей и смена философами парадигмы, т.е характера (модели) постановки философских проблем и их решения. Для классической философии - философии Нового времени - характерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и установление на основе открытия всеобщих законов развития природы и общества господства человека над природой, создания общества социальной справедливости и изменения самой человеческой природы. Начиная со второй половины Х1Х века этот тип мышления - рационалистическая парадигма – подвергается жесточайшей критике и начинается переход к неклассической философии.

Философия конца Х1Х-ХХ века отказывается от:

· рационализма как единственного способа философствования, признающего разум основой познания, поведения и деятельности людей;

· жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм или идеализм;

· от догматизма в философии – непременной ссылки и опоры на авторитеты, от «партийности» в философии.

Основные черты философии ХХ века:

· - Плюрализм в философском мышлении. В этом период сосуществуют разнообразные направления и концепции: материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические, сциентистские(от лат. scienta – наука – т.е ориентированные на естествознание) и антисциентистские (на иррационализм и интуитивизм). Современная философия не отвергает ни того, ни другого. Она вообще полагает, что многогранный мир можно познать при помощи различных форм познания (не только разумом!).

· - предметом изучения становятся все новые и новые объекты действительности, что ведет к возникновению принципиально новых направлений: философия культуры, философия политики, философия техники, философия науки и т.д.

· - Терпимость (толерантность) современной философии. Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство между собой. Диалог– главный способ взаимодействия не только внутри одной философской традиции, но и между Западом и Востоком.

· - Антропоцентризм современной философии – в центре ее идей и размышлений находится человек, его сущность, смысл его жизни и деятельности, свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и противоречивости. Особенно остро поднимется вопрос о смысле существования человечества в целом, о кризисе человека и истории.

Позитивизм как направление постклассической философии сложился в 40-е гг. XIX в., его основоположником является Огюст Конт. Классическому взгляду на философию позитивизм противопоставил новый взгляд: из науки о первоначалах философия должна превратиться в методологию. По мнению О. Конта, прежняя философия представляет собой необъективное знание о несуществующих вещах, а новая позитивная философия должна стать наукой о методе и освободиться от всяких признаков метафизичности. Вывод О. Конта: никаких философских законов в мире нет, поэтому философия не может самостоятельно познавать реальность, а поиски последних причин – совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Наука сама себе философия – таков основной тезис позитивизма. Любые науки, в том числе об обществе и человеке, должны строиться по образцу естествознания, поскольку именно естественные науки являются источником объективного знания о мире.

Историю человеческого духа О. Конт делит на три стадии:

• теологическую, на которой человек объясняет мир с помощью сверхъестественных законов и сущностей;

• метафизическую, на которой для объяснения мира применяются вымышленные абстракции; на этой стадии как раз и появляется философия;

• позитивную, на которой человечество наконец-то приходит к объективным, научным объяснениям закономерностей природы.

Позитивизм отождествил всю науку только с естествознанием, а все знание – с научным; и не просто сузил сферу философии, но уничтожил ее вместе со всеми мировоззренческими вопросами и размышлениями о смысле жизни и первопричинах. В своем развитии позитивизм проходит три этапа. Первый позитивизм сложился в середине XIX в. и связан с именами О. Конта, Герберта Спенсера и Джона Милля. Второй позитивизм, или эмпириокритицизм, появился на рубеже XIX и XX вв. и, с одной стороны, развивал принципы первого позитивизма, а с другой – воспроизводил идеи субъективного идеализма XVII в. Второй позитивизм связан с именами Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. Третий позитивизм сложился в 20-е гг. XX в. и называется неопозитивизмом. Его представителями являются Морис Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...