Институционализм и неоинституционализм
В начале XX в. в различных отраслях гуманитарных исследований распространяется институциональный подход к анализу общественных явлений. Термин «институт» («институция») имеет широкий смысл. Основоположник институционализма Т. Веблен под институтами понимал «привычки и стереотипы мышления, разделяемые большинством членов общества». Автором термина «институционализм» является американский экономист У. Гамильтон, в трактовке которого «институции – это словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для какой-либо социальной группы или обычаем для народа». Институции реализуются в соответствующих им «институтах» – семьи, государства, корпораций, общественных объединений, через официальную систему законодательства. По мнению институционалистов, институты представляют собой логически последовательные образцы человеческой деятельности, прибегая к которым, люди и организации производят и воспроизводят свое материальное существование и организуют время и пространство. Иными словами, общественные институты – это формы, которые своим относительным постоянством упорядочивают взаимоотношения между людьми, организациями, государствами. Институционалисты предложили расширить предмет экономической науки за счет включения в него социокультурных факторов: социологических, правовых, антропологических, психологических, исторических и т.п. Эта теория имеет междисциплинарный характер и значительное внимание уделяет проблемам социальной и корпоративной организации, психологии коллектива, государственного и внутрифирменного управления. Основными вопросами считаются не функционирование, а развитие экономических систем.
Методологические и теоретические принципы институционализма берут начало в произведениях Торстейна Веблена (1857–1929) «Теория праздного класса», «Очерки современной меняющейся системы», «Абсентеистская собственность и предпринимательство в новое время» и другие. Т. Веблен критиковал модель «экономического человека» как рационального потребителя и выдвинул идею о необходимости изучения влияния на экономические процессы социальных факторов. Он полагал, что производственная деятельность находится под сильным влиянием социальных институтов: родительских чувств, любознательности, инстинкта мастерства, инстинкта соперничества и т.д. Т. Веблен рассматривал ход истории как «естественный отбор институтов», в ходе которого и сформировалось современное общество с его социально-экономическими особенностями. Ученый предложил свою классовую структуру общества. Наиболее влиятельными институтами являются, по его мнению, «индустрия» и «бизнес». Индустрия представлена рабочими, техническими служащими, инженерами; цель их деятельности – создание благ, повышение эффективности хозяйства. Для «бизнеса», под которым понимаются банкиры, представители финансового капитала, на первом плане – не создание благ в интересах общества, а нажива. Наиболее распространенным подходом в исследованиях институционалистов является анализ экономических отношений, сточки зрения примата правовых норм. В работах Дж.Р. Коммонса (1862–1945) «Труд и администрация», «Правовые основы капитализма», «Институциональная экономическая теория. Ее место в политической экономии» и др. традиционные объекты институциональных исследований – корпорации, профсоюзы, объединения предпринимателей, семья, государство – рассматриваются как юридические феномены, урегулирование которых возможно путем совершенствования законодательства. Наибольшее внимание он уделял институту собственности.
Стремление к всесторонней, как можно более многоаспектной характеристике социальных институтов обусловило установку на расширение эмпирических и статистических исследований хозяйственных процессов. Основоположником эмпирического (или конъюнктурно-статистического) течения в институционализме является американский экономист, ученик Т. Веблена, автор работ «Отсталость в искусстве тратить деньги, «Деловые циклы», «Типы экономической теории» УК. Митчелл (1874–1948). Свое внимание он уделил изучению денежных институтов и в целом сферы обращения, которую он считал ключевым звеном экономической системы. На базе эмпирических исследований динамики денежного обращения, цен, курсов акций и т.д. У. Митчелл выдвинул концепцию бескризисного цикла, представляющего собой смену волн деловой конъюнктуры под влиянием множества взаимодействующих факторов. Он предпринял попытку «предсказаний экономической погоды» на основе анализа динамики биржевых операций, индексов бизнеса и денежного рынка. Однако упор на статистические данные сферы обращения для общеэкономического прогнозирования оказался ошибочным: накануне Великой депрессии «гарвардский барометр» предсказывал «процветание экономики». Концепции институционализма исторически предшествовали кейнсианству и выступили в качестве одного из теоретических источников этого направления экономической мысли. Экономические исследования в русле институционализма активизировались с 70-х гг. XX в., что свидетельствовало о возникновении неоинституционализма. Толчком к его развитию послужила статья Р. Коуза о природе фирмы, опубликованная в 1937 г., в которой была введена в научный оборот концепция трансакционных издержек. Эта идея Коуза была практически не замечена до выхода в 1960 г. его следующей статьи «Проблема социальных издержек», в которой он на основе своей концепции рассматривал воздействие правовой системы на функционирование экономики. Начиная с 70-х гг., многие экономисты стали объяснять разнообразие форм деловых отношений реакцией на существование трансакционных издержек. Дж. Стиглер сформулировал «теорему Коуза», легшую в основу теории прав собственности. Неоинституционалисты (Д. Норт, О. Уильямсон, А. Оноре, Г. Демсеца и др.) углубили и детализировали анализ хозяйственной сделки, возникающих в связи с организацией сделки издержек, выдвинули в качестве основного элемента экономических отношений права собственности и их защиту, расширили характеристику элементов отношений собственности, разработали новые подходы к пониманию фирмы как экономической организации. Данные аспекты рассматриваются прежде всего со стороны их экономического содержания, т.е., как формы реализации собственности, связанные с затратами и доходами экономических субъектов. Права собственности, тем самым, предстают в качестве социального института, обеспечивающего реализацию экономических интересов членов общества. Междисциплинарный подход позволяет данному теоретическому направлению оценивать социально-экономические явления с точки зрения взаимодействующих социологических, политических, правовых, психологических и иных социальных факторов.
Кейнсианство
Современная экономическая мысль во многом связана с именем Дж.М. Кейнса (1883–1946), основателя теории государственного регулирования рыночной экономики. Формирование идей кейнсианства относится к началу XX века. В новых исторических условиях стала очевидной несостоятельность «неоклассической» доктрины саморегулирования экономики посредством рыночной конкуренции. Особенно это проявилось в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., показавшего необходимость государственного вмешательства в процессы капиталистического воспроизводства. Концепция Кейнса наиболее полно изложена в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Это была своего рода теоретическая реакция на мировой экономический кризис 1929–1933 гг. Она отражала общее разочарование в господствовавшем ранее представлении об эффективном саморегулировании рыночного хозяйства. Главное теоретическое положение состоит в том, что капитализм утратил механизм спонтанной саморегуляции и поэтому не в силах развиваться без целенаправленного государственного вмешательства. Новаторский дух экономических взглядов Кейнса состоял, прежде всего, в новом методологическом подходе. Во-первых предметом своего анализа он сделал экономику страны в целом, что позволило назвать этот подход макроэкономическим. Во-вторых, он разработал концепцию «эффективного спроса», то есть потенциально возможного и стимулируемого государством спроса. Предшественники Кейнса в анализе экономических процессов предпочитали микроэкономический подход – исследовали прежде всего отдельные фирмы. Причем возможность достижения эффективного функционирования фирмы обусловливалась возможностью эффективного функционирования экономики в целом. Предполагалось, что длительная вынужденная безработица отсутствует.
Кейнс же на первый план выдвинул макроэкономический анализ. Он занялся выявлением зависимости между народнохозяйственными показателями, такими как национальный доход, сбережения, инвестиции, потребление и т.д. Это позволило ученому сделать вывод о необязательном совпадении эффективного функционирования отдельной фирмы с эффективным функционированием экономики и целом. Между ними могут быть противоречия, их разрешение осуществляется на основе восстановления общих экономических пропорций, и прежде всего путем достижения соответствия между спросом и предложением. Кейнс показал, что это соответствие может достигаться государственным регулированием экономики. Центральная идея его концепции – проблема «эффективного спроса». В отличие от своих предшественников, Кейнс заявлял, что динамика национального дохода определяется не факторами предложения, а факторами спроса. Эффективный, т.е. совокупный, платежеспособный спрос, от которого зависит уровень занятости, состоит из потребительского и инвестиционного спроса (потребления и накопления). Анализируя основные компоненты эффективного спроса – потребление и накопление, ученый пришел к выводу, что их сумма может быть недостаточной для поддержания уровня национального дохода, соответствующего «полной занятости». Отсюда – возможность вынужденной безработицы, депрессии и экономические кризисы и необходимость поддержания эффективного спроса со стороны государства. С целью активизации и стимулирования совокупного спроса Кейнс советовал расширять государственные расходы, закупки государством товаров. При этом он не обращал внимания на то, что рост государственных расходов приведет к бюджетному дефициту. Напротив, полагал, что рост государственных расходов возымеет положительное воздействие на экономику, будет способствовать увеличению производства и занятости.
Кейнс придавал большое значение также государственному воздействию на инвестиции путем регулирования уровня процента (ссудного, банковского) либо осуществления инвестиций в общественные работы и другие сферы. Рассматривая прирост национального дохода как функцию прироста инвестиций, Кейнс разработал механизм мультипликатора. В случае нехватки государственных инвестиций Кейнс предлагал осуществлять дополнительную эмиссию денег, а намечающийся дефицит бюджета предотвращать увеличением занятости и снижением нормы процента. То есть по Кейнсу получалось, что, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к расширению инвестиционного спроса. Это в свою очередь способствует увеличению занятости и снижению уровня безработицы. Он утверждал также, что увеличение количества бумажных денег в обращении приводит к инфляции при полной занятости населения, а при безработице дополнительная денежная масса будет стимулировать расширение производства. Причем, чтобы предлагаемые меры дали эффект, необходимо проводить политику протекционизма во внешней торговле. Теория Кейнса получила широкое распространение и приобрела многочисленных сторонников, оказав существенное влияние на экономическую политику ряда западных стран. Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». После Второй мировой войны (1939–1945) вплоть до определенного периода идеи Кейнса оказывали решающее влияние на развитие многих направлений западной теории. Кейнсианство во многом предопределило прогресс науки о государственных финансах, экономической статистики, других специальных экономических дисциплин, усилив в целом интерес к макроэкономической проблематике. Теория Кейнса вошла практически во все западные учебники, получила официальное признание правительств многих стран. Вывод ученого о неизбежности вмешательства государства в дела экономики отражал реальную тенденцию к усилению государственного регулирования экономических процессов, и в этом смысле оказался намного реалистичней прежнего неоклассического учения. Однако Кейнс не смог предвидеть того, что государственное вмешательство в тех его формах, которые он пропагандировал, – в формах регулирования спроса, в реальной действительности привело к серьезным противоречиям, что требовало в рыночной экономике объективных пределов государственного регулирования экономики. В конце 60-х гг. XX в. кейнсианство оказалось в состоянии глубокого кризиса и уступило место неоконсервативным теориям. Большую известность получают неолиберальные концепции.
Неолиберальные концепции
Неолиберализм – это экономическая теория, утверждающая, что лучшей экономической системой выступает та, которая гарантирует свободу личной инициативы хозяйствующих субъектов, направленной на достижение максимального удовлетворения потребностей при минимуме затрат. Общие принципы неблиберализма были сформулированы в конце 30-х гг. XX в. Суть их состоит в следующем: рынок признавался наиболее эффективной формой хозяйствования, создающей наилучшие условия для экономического роста; свобода участников экономической деятельности признавалась приоритетной; провозглашалась необходимость государственной поддержки условий свободной конкуренции; выдвигалось требование создания государством законодательного порядка, гарантирующего свободу личной инициативы в рамках рыночной экономики. Современный неолиберализм не является однородным. Под этим названием выступают несколько школ: чикагская (М. Фридман), лондонская (Ф. Хайек), фрайбургская (В. Ойкен). Наибольшее распространение и влияние неолиберализм получил в Германии. Поэтому в послевоенный период термин «неолиберализм» стал употребляться применительно к западногерманскому варианту данного течения. Основоположником неолиберализма в Германии – фрайбургской школы – стал В. Ойкен (1891 – 3950). В своем труде «Основные принципы экономической политики» он предложил типологию основных форм рыночной экономики и разработал теорию экономического порядка – ордолиберализма. Все многообразие форм хозяйственной деятельности Ойкен представлял как смешение нескольких чистых форм, в основе которых лежит способ принятия хозяйственных планов. Если план един для экономики, то это «центрально-управляемое хозяйство»; если хозяйствующие субъекты самостоятельно разрабатывают планы – это «меновая» (рыночная) экономика. Совокупность правил, касающихся организации, строения хозяйства и происходящих в нем процессов, а также совокупность учреждений, ответственных за руководство экономикой, управление ею и придание экономике определенной организационной формы, ученый назвал экономическим порядком. Наиболее эффективная, рыночная децентрализованная экономическая система, по мнению Ойкена, возникает не стихийно, а должна формироваться под сознательным руководством государства. В своей политике государство должно выбирать доминирующие хозяйственные формы, определять тип организации системы, осуществлять контроль над деятельностью монополий, поддерживать стабильность денежной единицы. При этом сердцевиной рыночного механизма является свободное ценообразование. А основой создания эффективно действующей системы цен выступает конкуренция. Впервые сформулированная Ойкеном концепция конкурентного порядка, «строя конкуренции», включала: незыблемость частной собственности, свободное ценообразование, стабильное денежное обращение, экономическую самостоятельность и ответственность предпринимателей, конкуренцию без монополий, принцип открытых рынков и постоянства экономической политики. В этих условиях экономическая роль государства не отрицается, но ограничивается установлением правил хозяйственной жизни и контролем за их соблюдением. То есть государство должно приспосабливаться к рыночной системе и поддерживать ее. Составной частью неолиберальных концепций выступает теория «социального рыночного хозяйства», возникшая в 40-е гг. XX в. в Западной Германии. Авторы концепции А. Мюллер-Армак, В. Репке, Л. Эрхард и др. в дополнение к идее фрайбургской школы об ответственности государства за длительную дееспособность конкурентной экономики обосновали необходимость формирования и проведения активной социальной политики. Тем самым была сделана попытка синтезировать гарантированную государством экономическую свободу в рыночной экономике с идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. По мнению теоретиков данного направления, свободное рыночное хозяйство порождает монополии, ведет к углублению разрыва в доходах разных социальных групп и, как следствие, – к политическим потрясениям. Поэтому государственное вмешательство не только допустимо, но и необходимо для нормального функционирования рыночного хозяйства. Государство должно сдерживать рост монополий, осуществлять контроль над ними. Немаловажна роль государства и в обеспечении некоторого перераспределения доходов в пользу малоимущих через налоги и бюджетное финансирование социальных программ. Главным выразителем хозяйственных реформ, базирующихся на концепции социального рыночного хозяйства, являлся Л. Эрхард (1899–1977), крупный теоретик и канцлер ФРГ. Главным кредо Эрхарда было: «конкуренция – везде, где возможно, регулирование – там, где необходимо». Представители неолиберализма постоянно стремятся к поискуоптимальныхграниц функционирования рынка и государства в экономике.
Монетаризм
В конце 60-х – начале 70-х гг. XX в. возникает другое важное направление неолиберальной концепции – монетаризм, основателем которого считается американский экономист М. Фридман (1912). Монетаризм – это теория управления экономическими процессами на макроуровне с помощью регулирования денежной массы. Монетаристы утверждают, что главным механизмом функционирования экономики являются рынок и свободное предпринимательство, а вмешательство государства в экономику должно ограничиваться лишь денежной сферой. Деньги рассматриваются ими как основной элемент анализа, фундамент экономического прогнозирования и главный инструмент экономической политики государства. Монетаристы, базируясь на классической экономической теории, согласно которой рыночная конкуренция обеспечивает гибкость цен и ставок заработной платы, считают, что колебания совокупных расходов воздействуют на цены товаров и ресурсов, а не на уровень производства и занятости, как считал Кейнс. На основании этого монетаристы заявляют, что рыночная система, при условии, что она не подвергается государственному вмешательству, обеспечивает макроэкономическую стабильность. Монетаристы доказывают, что государственное вмешательство по кейнсианским рецептам может дать кратковременный эффект, но в долгосрочной перспективе оно вредно, так как препятствует действию рыночных саморегуляторов. Государство, по их мнению, осуществляя меры по поддержанию монополий, установлению минимальных ставок заработной платы и т.п., усиливает негибкость цен и заработной платы и в результате подрывает способность рыночной экономики обеспечивать стабильность. Вес крупнейшие потрясения в мире объясняются не нестабильностью рыночной экономики, а являются результатом ошибок государственного регулирования. Следовательно, государственный сектор должен быть урезан. Экономическую роль государства следует ограничить управлением денежным обращением. Основным объектом анализа монетаристов выступают деньги и количество денег в обращении. Именно деньги, а не административные методы (налоговое и бюджетное регулирование) способны лучше всего обеспечить экономическую стабильность. Если Кейнс делает упор на бюджетную политику, то Фридман – на денежно-кредитную. Деньги – особый товар. Имея деньги, их можно всегда реализовать, приобрести на них любой товар. Деньги влияют на цены, потребительский спрос, уровень издержек, объем и структуру производства. Причем в обществе существует стабильный спрос на деньги, а предложение денег не стабильно, оно зависит от субъективных решений кредитных институтов. Резкие изменения величины денежной массы в обращении могут явиться источником диспропорции. Превышение предложения денег над спросом на них вызывает инфляцию. В случае если их количество меньше, чем потребность для нужд общества, возможен кризис. В долгосрочном периоде нестабильность денег сопровождается нестабильностью экономического роста. По мнению Фридмана, темп роста денег должен отражать два фактора: уровень ожидаемой инфляции и темп прироста общественного продукта. В частности, он предложил особое «денежное правило», суть которого заключается в следующем: масса денег в обращении должна возрастать в определенной регулярной пропорции, несколько превышающей рост ВНП. Так, для США Фридман предлагал устанавливать среднегодовой темп прироста денежной массы на уровне 4–5%, исходя из 3% роста реального ВНП и небольшого снижения скорости обращения денег. На практике механизм денежного регулирования строится не на базе твердого норматива в соответствии с «монетарным правилом», а па «вилке», вокруг которой должно колебаться денежное предложение. Внимание правительства многих развитых стран к идеям монетаризма возросло в конце 70-х – начале 80-х гг. XX в., когда на первый план выступила задача регулирования инфляции, начались поиски эффективных мер борьбы со стагфляцией – одновременным сочетанием спада производства и инфляционного роста иен. Монетаристы выступили против социальных мер правительства на поддержание низкооплачиваемых слоев населения. Они заявили, что в конечном итоге такие меры создают иждивенческие настроения, не улучшают, а ухудшают положение малоимущих и всей экономики в целом. В России с монетаристской теорией ассоциируется имя Е. Гайдара. В современных условиях монетаристские рекомендации используются в политике в сочетании с рекомендациями других экономических школ. В заключение подчеркнем: накопившиеся новые закономерности хозяйственной жизни не могут быть разрешены в рамках любой авторитетной школы. В современный период зарубежная экономическая теория начала процесс своеобразной консолидации различных экономических школ. Видимо, это следует делать и в России. Можно утверждать, что экономическая наука в принципе едина, несмотря на множество научных школ, которые обогащают ее и способствуют выявлению ее общего стержня. Современную экономическую теорию ожидает очередной всплеск новых достижений, и произойдет это, скорее всего, на стыке с другими общественными науками в результате неизбежного синтеза всех научных знаний о человеческом обществе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|