Какие задачи стоят сегодня перед школой с учетом социокультурной модернизации общества. В чем особенности современного подхода к воспитанию.
В контексте социокультурной модернизации образования образование рассматривается как ведущая социальная деятельность общества, выполняющая ключевую роль в порождении социальных установок, норм, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и образа мира населения России. В фокусе процессов социокультурной модернизации образования как института социализации оказываются такие социальные и ментальные эффекты жизни общества как социальная консолидация и гармонизация общественных отношений; идентичность представителей разных социальных групп и культур населения страны; динамика социальной стратификации и дифференциации общества, успешная социализация подрастающих поколений; культурные модели успеха подростков и молодежи; интеграция детей с по-иному развитыми способностями в обществе; социальная и психологическая адаптация мигрантов в поликультурной среде; приобретение репертуара личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих индивидуализацию, социализацию и профессионализацию личности в мире, рост интеллектуального и социального потенциала как ресурса конкурентноспособности личности, общества и государства. В период с 2008 по 2011 гг многие положения проекта социокультурной модернизации образования получили свое воплощение в Федеральной целевой программе «Развитие образования /2011-2015/, Программе развития образования Москвы/2011-2016/, проекте доклада социо-экономического развития России «Стратегия - 2020» и других материалах, аналитических публикациях и дискуссиях. В условиях углубления расслоения российского общества, социально-экономической нестабильности, активизации миграционных процессов вопросы воспитания становятся архиактуальными и архиважными. Традиционные принципы и методы воспитания, которые существовали в советской России, сегодня требуют не только пересмотра и корректировки, но и поиска новых путей их разработки и реализации в обновляющейся России.
С переходом страны к рыночной экономике практически не осталось ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса. Поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию. В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию: · личностно ориентированный; · деятельностный (личностно-деятельностный); · культурологический; · ценностный; · гуманистический; · человекоцентрированный.
30. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: · готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; · готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»; · укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
· формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; · развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; · принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; · готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; · способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; · трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; · осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать; · свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями; · укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить: · осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; · готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; · развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; · заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; · осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
· понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; · бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода; · законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; · духовную, культурную и социальную преемственность поколений. В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать: · формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах; · укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; · повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций; · повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; · укреплению национальной безопасности. 31. Организация социально открытого пространства духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Необходимо существенно повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи. В современных условиях без социально педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Индивидуально-личностное развитие являлось приоритетом отечественной педагогики 90?х гг. ХХ в. и остаётся одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нравственного развития оно приобретает полноту своей реализации. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовнонравственного воспитания. Одной из таких программ может быть обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию: · истории России, российских народов, своей семьи, рода; · жизненного опыта своих родителей, предков; · традиционных российских религий; · произведений литературы и искусства, лучших образцов · отечественной и мировой культуры; · периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; · фольклора народов России; · общественно полезной и личностно значимой деятельности;
· учебных дисциплин; других источников информации и научного знания. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью. Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
32. Задачи современного российского образования включают: · реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны; · приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права; · подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений; · социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений; · обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования; · формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях. Существует ряд принципов, на которых и основывается система образования РФ: · демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы; · гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и воспитания; · мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность и вариативность ее технологий; · непрерывность образования и его адаптивность к динамично изменяющимся условиям жизни и потребностям общества; · преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания; · автономность образовательных учреждений; · адресность и доступность образовательных услуг; · единство образовательного пространства на федеральном и мировом уровнях.
33.Основные направления государственной политики в сфере образования, реализуемые посредством образовательных стандартов: 1). Создание условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование, соответствие стандартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью. 2). Взаимное согласие общества и государства в области разработки, принятия и исполнения государственных образовательных стандартов. Конкурентность разработки, демократический характер обсуждения, принятие стандартов как государственной нормы на основе общественного согласия. 3). Достижение нового качества общего образования в Российской Федерации, создание условий для полноценного развития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру. 4). Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования. Обязанность обучающихся использовать предоставленные возможности для получения качественного образования. 5). Государственный контроль и ответственность за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственных образовательных стандартов. 6). Гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе. 7). Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства. 8). Обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда. 34. ФГОС – это совокупность трех систем требований:
Требования к результатам образования:
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Основные образовательные программы общего образования определяет систему норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. В образовательной программе прописан планируемый результат, система оценивания, учебный план, особенности организации учебного процесса, используемые технологии и др. Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В Стандарте прописаны требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы общего образования: описываются требования к информационному пространству, к материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям. 35. Государственные стандарты общего образования разрабатываются Министерством образования и науки Российской Федерации не реже чем раз в 10 лет на конкурсной основе. Введению стандартов должно предшествовать их широкое обсуждение предусматривающее: 1) обязательность опубликования в открытой печати проектов стандартов общего образования и отчетов об их обсуждении, полноту представления информации о ходе и порядке вносимых изменений, а также доступность иных сведений по процедурам разработки стандартов общего образования; 2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам стандартов общего образования .3)Проекты стандартов общего образования должны подлежать обязательной научно-педагогической, общественной и правовой экспертизе с целью обеспечения:методологического единства всех разрабатываемых документов; научной и правовой обоснованности предлагаемых решений, ориентирования их на использование новейших достижений науки, техники и технологии;национальной, экологической, технологической и общественной безопасности и экономической целесообразности решений; защиты прав интеллектуальной собственности на результаты научно-педагогической деятельности и авторских прав. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нормативное сопровождение стандартов разрабатывается и утверждается на основе соответствующего распределения ведомственной ответственности, схема которой должна быть разработана и утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации, Рособразованием, Рособрнадзором, Российской академией наук и Российской академией образования. Необходимые региональные документы разрабатываются органами управления образованием субъектов Федерации и утверждаются в порядке, установленном Законом «Об образовании». Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и сопровождающие их нормативные документы вводятся в массовую практику общеобразовательных учреждений Постановлением Правительства Российской Федерации не ранее чем через год после их утверждения. При этом с целью создания необходимых условий исполнения стандартов предусматривается пятилетний период мягкого введения стандартов, в течение которого требования стандартов исполняются общеобразовательными учреждениями на добровольной основе с учетом имеющихся условий осуществления образовательной деятельности. 36. Система оценки – это инструментальное ядро ФГОС общего образования. Она выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения междисциплинарных программ и учебных программ по отдельным предметам. В соответствии с требованиями ФГОС общего образования разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки, для оценивания метапредметных, предметных и личностных результатов, для стимулирования дальнейшего формирования основных компетенций, для контроля учебной деятельности и для мониторинга готовности перехода обучающихся с первой ступени на вторую ступень обучения. Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить: 1) комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); 2) использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; 3) оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно - деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; 4) оценку динамики образовательных достижений учащихся; 5) сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; 6) использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях; 7) уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных; 8) использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; 9)использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др. Внешняя оценка - оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами. Внутренняя оценка- оценка, осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, администрацией) 37. Стратегическая цель государственной политики в области образования: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным требованиям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предлагает решение следующих приоритетных задач: 1. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития, включая: ранее развитие детей независимо от места их жительства, состояния здоровья, социального положения; доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию; поддержка одаренных детей и талантливой молодежи. 2. Формирование механизмов оценки качества востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях, включая: создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах; привлечение иностранных студентов в российские образовательные учреждения; создание объективной системы оценки достижений учащихся; участие потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования. 3. Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования, обеспечивающие баланс фундаментальности и компетентностного подхода; развитие вариативности образовательных программ; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений; 4. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: премии победителям олимпиад и творческих конкурсов, обучение талантливых, но малоимущих выпускников школ в престижных ВУЗах, развитие сети школ для одаренных детей при ВУЗах.
№38. В контексте стратегических ориентиров развития образования до 2025 года намечены приоритетные направления государственной политики в сфере образования. В системе дошкольного образования: В системе общего образования: В системе дополнительного образования детей: В системе профессионального образования: В системе специального образования: В кадровой политике: №39. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. №40. Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Принципы государственной политики в области образования: Система образования в нашем государстве основывается на следующих принципах: 1) принцип гуманизма. Он основывается на приоритете общечеловеческих ценностей, забота о жизни и здоровье человека, свободное развитие личности каждого; 2) единство в условиях многонационального государства, защита национальных культур, культурных традиций народов России; 3) общедоступность, соответствие системы образования уровням и особенностям развития и подготовленности детей, воспитанников и учащихся; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ребенок должен быть всесторонне развитым); 5) свобода и плюрализм (право выбора); 6)демократичность, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательного учреждения (самостоятельность). Реализация этих принципов предполагает высокий профессиональный уровень подготовки воспитателей, учителей, преподавателей во всех сферах образования, творческий характер их деятельности. №41. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) р
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|