Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль наследственности и среды в психическом развитии.




Вопрос о том, что больше определяет развитее человека наследственность или социум рассматривался на протяжении все психологической науки. И на него множество раз отвечали и делали разные выводы.

Существует 3 направления в исследовании роли наследственности и среды:

1 главное наследственность;

2 главное социум;

3 и то и другое играет существенную роль.

Социально-психологическая концепция развития личности А.В.Петровским и в 1984 году была предложена психологическая концепция развития личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии личности как системы выражает относительную устойчивость ее переходов от одной фазы к другой в данной для нее референтной общности.

1. Принц развития связан с принятием генетической точки зрения на предмет изучения. В психологии это представления о фило-, онто- и актуалогенезе.

2. Принц развития связан с существованием психического только в его процессуальном развитии.

3. Генетический путь изучения феноменов связан:

а) с содержательным основанием теории;

б) с методологией построения исследования;

в) как методологическая опора в рамках люб теории, где обсуждаются движущие силы развития и факторы на него влияющие (у нас – ведущая деятельность и новообразования, в зарубежной психологии - «конечная», причину; Пиаже – стадия операционального интеллекта).

- принц развития реализуется также в исследовании психики взрослого человека – на уровне микрогенетического анализа, как актуальный генез психических процессов

4. не всякое временное развертывание процесса предполагает его развитие. Переструктурирование психологических систем – важный критерий развития.

50. Детерминизм — один из главных объяснительных принципов научного незнания, требующий объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов. Детерминизм выступает в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые препятствуют во времени данному событию и вызывают его.

Регулятором работы научной мысли является детерминизм:

системный — зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого;

обратной связи — следствие воздействует на вызвавшую его причину;

статистический — при сходных причинах возникают различные эффекты, подчиненные статистической закономерности;

целевой — предваряющая результат цель определяет процесс ее достижения.

Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует различное построение знания в конкретных науках. Применительно к психологии в развитии детерминизма, направляющего изучение и объяснение ее явлений, выделяется несколько эпох детерминизма:

✓ предмеханический;

✓ биологический.

2. Прежде чем в новое время в качестве образца причинного объяснения всех явлений мироздания выступила механика, шли поиски различных схем, объясняющих психическую жизнь (использовался термин "душа"). До XVIII в. в эволюционной психологии можно выделить три формы предмеханического детерминизма:

✓ гилозоистекий;

✓ биологический;

✓ оптический.

Гилозоизм представлял природу в виде единого материального целого, наделенного жизнью (эта древняя картина впоследствии привлекла мыслителей XVIII—XIX вв.). Из этой живой прама- терии произрастают все явления без вмешательства каких-либо внешних творческих сил. Душа, в отличие от древнего анимизма, мыслилась неотделимой от круговорота материальных стихий (воздуха, огня, потока атомов), подчиненной общим для всего космоса законам и причинам. Поиск причин рассматривался как высшая ценность.

Гилозоизм не разделял материю органическую и неорганическую, жизнь и психику.

Биологический детерминизм зародился в философии Аристотеля., согласно которой душа:

✓ является способом организации любых живых тел;

✓ присуща также растениям (являются одушевленными); будучи частью тела, не может рассматриваться независимо от него.

Аристотель считал бесперспективными попытки воссоздать работу живого тела по образцу работы механического устройства. Решение проблемы детерминизма психики Аристотель нашел в следующем: исходя из нераздельности в живом организме материи и формы признать эту целостность наделенной некими способностями. Они актуализируются при общении с соответствующими предметами.

В период краха античного мира возникает ставшее опорой религиозного мировоззрения учение Августина. Основные его положения таковы:

✓ душа наделена спонтанной активностью, противопоставленной всему телесному, земному, материальному;

✓ все знание считалось заложенным в душе, которая живет, движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли на реализацию заложенных в душе потенций;

✓ основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Под этим имелось в виду, что душа обращается к себе,

постигая с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты (образы, мысли);

психологические задачи Августин развернул в систему аргументов, которая определила линию интроспекиионизма в психологии:

• единство и самодеятельность души, которая независима от тела, но использует его в качестве орудия;

• учение об особом внутреннем опыте как непогрешимом средстве познания психики, в отличие от опыта внешнего;

в теологической психологии Августина индетерминизм как направление, противоположное детерминизму, получил завершенное выражение. Вся последующая история психологии насыщена острой борьбой этих непримиримых направлений.

В качестве еще одного варианта предмеханического детерминизма выделяют оптический детерминизм. Этот вид детерминизма возник в связи с исследованием зрительных ощущений. Арабские, а затем западноевропейские натуралисты придали зрению новый смысл. Для объяснения того, как строится изображение в глазу, они использовали законы оптики, сомкнув, таким образом психологию с физикой.

Оптика явилась областью, в которой соединились математика и опыт. Так преобразовалась структура мышления, открывая новые перспективы детерминизму.

3. В развитии механического детерминизма можно выделить четыре фазы. Первая представлена учением Декарта Учение Декарта содержит следующие положения:

✓ душа отделена от тела. Понятие о душе преобразовано в понятие о сознании. Но оно же отделило тело от души, объяснив его работу по типу механизма, автоматически производящего определенные эффекты, а именно восприятие, движения, ассоциации и простейшие чувства;

✓ восприятию противопоставлены врожденные идет телесным движениям (рефлексам) — волевые акты; ассоциациям — операции и продукты абстрактного мышления; простейшим эмоциям — интеллектуальные чувства. Эта дуалистическая картина человека расщепляла его надвое (соответственно в декартовой философии две субстанции: непротяженная — духовная и протяженная — телесная);

✓ протяженные тела, производящие элементарные психические продукты, подчинялись принципу детерминизма. Применительно же к сознательно-волевым актам этот принцип отвергался. Здесь господствовал индетерминизм;

✓ человек выступал как средоточие двух начал (субстанций); как существо, в объяснении психики и поведении которого детерминизм пересекается с индетерминизмом.

Далее голландский философ Спиноза попытку преодолеть это дуалистическое воззрение предпринял на философском уровне. Его учение о единой субстанции (монизм). Сущность человека он объяснял особым аффектом — влечением. По Спинозе, радость увеличивает способность тела к действию, а печаль ее уменьшает. Спиноза, отрицая случайность, как и свободу воли, придал детерминизму характер механического фатализма.

Следующие две фазы механического детерминизма представлены в XVIII в. учениями английских (например Гартли) и французских (Ламетри, Дидро, Кабанис) материалистов. Хотя в их работах идея человека-машины остается, представления о машине все больше становятся метафорой.

Четвертая фаза механодетерминистской трактовки психики была обусловлена успехами нервно-мышечной физиологии. В первой половине XIX в. появились анатомическое начало и установка на выяснение зависимости жизненных явлений от строения организма. В учениях о рефлексе, об органах чувств и о работе головного мозга сложился один и тот же стиль объяснения: за исходное принималась анатомическая обособленность органов. Детерминизм этого периода получил развитие:

появились новые объяснительные концепции:

• о рефлекторной дуге;

• специфической энергии органов чувств;

• локализации функций в коре головного мозга;

организм расщеплялся на уровень:

• зависящий от структуры и связи нервов;

• бессубстратного сознания;

✓ открытие закона сохранения и превращения энергии — возвратило к картине целостного организма естественнонаучную мысль.

Плохая объяснительная способность механодетерминизма толкнула научную мысль обратиться к биологии, где в серел,line XIX столетия происходили революционные преобразования.

51. Психологическая теория деятельности была создана в отечественной психологии благодаря работам Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и многих других. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева, в частности в его последней книге “Деятельность. Сознание. Личность” (1977).

Основные положения или принципы теории деятельности, новые по сравнению с предшествующими концепциями:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта (“размыкание” круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность — это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; они реализуют социальные — производственные и культурные — цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Деятельность — это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Понятие деятельности употребляется и для характеристики ориентировочного поведения животных (ориентировочно-исследовательская деятельность). Однако на всех ступенях своего развития деятельность животных сохраняет узко приспособительный инстинктивный характер, и они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую (или наглядно представляемую) сторону окружающих предметов и явлений.

Отличительные особенности деятельности человека:

1)содержание деятельности не определяется целиком потребностью, которая её породила;

2)деятельность определяется также способами достижения цели;

3)деятельность управляет поведением человека так, чтобы стимулировать и поддерживать активность, не сопровождающуюся непосредственным подкреплением;

4)осознаваемость цели и обусловленность действий по её достижению социальным опытом.

Виды деятельности человека (по С.Л.Рубинштейну): игра, учение, труд

Формы: внешняя (предметно-практическая) и внутренняя (скрытая от наблюдения)

Внутренняя психическая активность человека это — деятельность, которая имеет то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания. Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации. Под последним, как уже говорилось выше, понимается перенос внешних действий в умственный план.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...