Роль наследственности и среды в психическом развитии.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Вопрос о том, что больше определяет развитее человека наследственность или социум рассматривался на протяжении все психологической науки. И на него множество раз отвечали и делали разные выводы. Существует 3 направления в исследовании роли наследственности и среды: 1 главное наследственность; 2 главное социум; 3 и то и другое играет существенную роль. Социально-психологическая концепция развития личности А.В.Петровским и в 1984 году была предложена психологическая концепция развития личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии личности как системы выражает относительную устойчивость ее переходов от одной фазы к другой в данной для нее референтной общности. 1. Принц развития связан с принятием генетической точки зрения на предмет изучения. В психологии это представления о фило-, онто- и актуалогенезе. 2. Принц развития связан с существованием психического только в его процессуальном развитии. 3. Генетический путь изучения феноменов связан: а) с содержательным основанием теории; б) с методологией построения исследования; в) как методологическая опора в рамках люб теории, где обсуждаются движущие силы развития и факторы на него влияющие (у нас – ведущая деятельность и новообразования, в зарубежной психологии - «конечная», причину; Пиаже – стадия операционального интеллекта). - принц развития реализуется также в исследовании психики взрослого человека – на уровне микрогенетического анализа, как актуальный генез психических процессов 4. не всякое временное развертывание процесса предполагает его развитие. Переструктурирование психологических систем – важный критерий развития.
50. Детерминизм — один из главных объяснительных принципов научного незнания, требующий объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов. Детерминизм выступает в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые препятствуют во времени данному событию и вызывают его. Регулятором работы научной мысли является детерминизм: ✓ системный — зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого; ✓ обратной связи — следствие воздействует на вызвавшую его причину; ✓ статистический — при сходных причинах возникают различные эффекты, подчиненные статистической закономерности; ✓ целевой — предваряющая результат цель определяет процесс ее достижения. Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует различное построение знания в конкретных науках. Применительно к психологии в развитии детерминизма, направляющего изучение и объяснение ее явлений, выделяется несколько эпох детерминизма: ✓ предмеханический; ✓ биологический. 2. Прежде чем в новое время в качестве образца причинного объяснения всех явлений мироздания выступила механика, шли поиски различных схем, объясняющих психическую жизнь (использовался термин "душа"). До XVIII в. в эволюционной психологии можно выделить три формы предмеханического детерминизма: ✓ гилозоистекий; ✓ биологический; ✓ оптический. Гилозоизм представлял природу в виде единого материального целого, наделенного жизнью (эта древняя картина впоследствии привлекла мыслителей XVIII—XIX вв.). Из этой живой прама- терии произрастают все явления без вмешательства каких-либо внешних творческих сил. Душа, в отличие от древнего анимизма, мыслилась неотделимой от круговорота материальных стихий (воздуха, огня, потока атомов), подчиненной общим для всего космоса законам и причинам. Поиск причин рассматривался как высшая ценность.
Гилозоизм не разделял материю органическую и неорганическую, жизнь и психику. Биологический детерминизм зародился в философии Аристотеля., согласно которой душа: ✓ является способом организации любых живых тел; ✓ присуща также растениям (являются одушевленными); будучи частью тела, не может рассматриваться независимо от него. Аристотель считал бесперспективными попытки воссоздать работу живого тела по образцу работы механического устройства. Решение проблемы детерминизма психики Аристотель нашел в следующем: исходя из нераздельности в живом организме материи и формы признать эту целостность наделенной некими способностями. Они актуализируются при общении с соответствующими предметами. В период краха античного мира возникает ставшее опорой религиозного мировоззрения учение Августина. Основные его положения таковы: ✓ душа наделена спонтанной активностью, противопоставленной всему телесному, земному, материальному; ✓ все знание считалось заложенным в душе, которая живет, движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли на реализацию заложенных в душе потенций; ✓ основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Под этим имелось в виду, что душа обращается к себе, постигая с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты (образы, мысли); ✓ психологические задачи Августин развернул в систему аргументов, которая определила линию интроспекиионизма в психологии: • единство и самодеятельность души, которая независима от тела, но использует его в качестве орудия; • учение об особом внутреннем опыте как непогрешимом средстве познания психики, в отличие от опыта внешнего; ✓ в теологической психологии Августина индетерминизм как направление, противоположное детерминизму, получил завершенное выражение. Вся последующая история психологии насыщена острой борьбой этих непримиримых направлений. В качестве еще одного варианта предмеханического детерминизма выделяют оптический детерминизм. Этот вид детерминизма возник в связи с исследованием зрительных ощущений. Арабские, а затем западноевропейские натуралисты придали зрению новый смысл. Для объяснения того, как строится изображение в глазу, они использовали законы оптики, сомкнув, таким образом психологию с физикой.
Оптика явилась областью, в которой соединились математика и опыт. Так преобразовалась структура мышления, открывая новые перспективы детерминизму. 3. В развитии механического детерминизма можно выделить четыре фазы. Первая представлена учением Декарта Учение Декарта содержит следующие положения: ✓ душа отделена от тела. Понятие о душе преобразовано в понятие о сознании. Но оно же отделило тело от души, объяснив его работу по типу механизма, автоматически производящего определенные эффекты, а именно восприятие, движения, ассоциации и простейшие чувства; ✓ восприятию противопоставлены врожденные идет телесным движениям (рефлексам) — волевые акты; ассоциациям — операции и продукты абстрактного мышления; простейшим эмоциям — интеллектуальные чувства. Эта дуалистическая картина человека расщепляла его надвое (соответственно в декартовой философии две субстанции: непротяженная — духовная и протяженная — телесная); ✓ протяженные тела, производящие элементарные психические продукты, подчинялись принципу детерминизма. Применительно же к сознательно-волевым актам этот принцип отвергался. Здесь господствовал индетерминизм; ✓ человек выступал как средоточие двух начал (субстанций); как существо, в объяснении психики и поведении которого детерминизм пересекается с индетерминизмом. Далее голландский философ Спиноза попытку преодолеть это дуалистическое воззрение предпринял на философском уровне. Его учение о единой субстанции (монизм). Сущность человека он объяснял особым аффектом — влечением. По Спинозе, радость увеличивает способность тела к действию, а печаль ее уменьшает. Спиноза, отрицая случайность, как и свободу воли, придал детерминизму характер механического фатализма.
Следующие две фазы механического детерминизма представлены в XVIII в. учениями английских (например Гартли) и французских (Ламетри, Дидро, Кабанис) материалистов. Хотя в их работах идея человека-машины остается, представления о машине все больше становятся метафорой. Четвертая фаза механодетерминистской трактовки психики была обусловлена успехами нервно-мышечной физиологии. В первой половине XIX в. появились анатомическое начало и установка на выяснение зависимости жизненных явлений от строения организма. В учениях о рефлексе, об органах чувств и о работе головного мозга сложился один и тот же стиль объяснения: за исходное принималась анатомическая обособленность органов. Детерминизм этого периода получил развитие: ✓ появились новые объяснительные концепции: • о рефлекторной дуге; • специфической энергии органов чувств; • локализации функций в коре головного мозга; ✓ организм расщеплялся на уровень: • зависящий от структуры и связи нервов; • бессубстратного сознания; ✓ открытие закона сохранения и превращения энергии — возвратило к картине целостного организма естественнонаучную мысль. Плохая объяснительная способность механодетерминизма толкнула научную мысль обратиться к биологии, где в серел,line XIX столетия происходили революционные преобразования. 51. Психологическая теория деятельности была создана в отечественной психологии благодаря работам Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и многих других. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева, в частности в его последней книге “Деятельность. Сознание. Личность” (1977). Основные положения или принципы теории деятельности, новые по сравнению с предшествующими концепциями: 1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта (“размыкание” круга сознания). 2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения). 3. Деятельность — это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности). 4. Действия человека предметны; они реализуют социальные — производственные и культурные — цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности). Деятельность — это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Понятие деятельности употребляется и для характеристики ориентировочного поведения животных (ориентировочно-исследовательская деятельность). Однако на всех ступенях своего развития деятельность животных сохраняет узко приспособительный инстинктивный характер, и они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую (или наглядно представляемую) сторону окружающих предметов и явлений. Отличительные особенности деятельности человека: 1)содержание деятельности не определяется целиком потребностью, которая её породила; 2)деятельность определяется также способами достижения цели; 3)деятельность управляет поведением человека так, чтобы стимулировать и поддерживать активность, не сопровождающуюся непосредственным подкреплением; 4)осознаваемость цели и обусловленность действий по её достижению социальным опытом. Виды деятельности человека (по С.Л.Рубинштейну): игра, учение, труд Формы: внешняя (предметно-практическая) и внутренняя (скрытая от наблюдения) Внутренняя психическая активность человека это — деятельность, которая имеет то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания. Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации. Под последним, как уже говорилось выше, понимается перенос внешних действий в умственный план.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|