Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности техники блокирования при его тактической




реализации (варианты блокирования)

В современной игре успешное применение блока определяет эффек­тивность игры команды. Это важнейший технический прием защиты. Его тактической задачей является обеспечение первого эшелона защи­ты против атакующих действий команды противника.

Частными решениями тактической задачи могут быть:

защита отдельных уязвимых мест команды (свободного места; игро­ка, слабо владеющего приемом мяча, и т.д.); это зонное блокирование, здесь целесообразны варианты подвижного блока;

нейтрализация нападающих ударов противника и, таким образом, защита всей площадки; это ловящее блокирование, здесь целесообраз­но использовать варианты подвижного блока.

Подвижный блок. Подвижный блок аналогичен неподвижному. После того как руки вынесены над сеткой, их можно перемещать вправо или влево в зависимости от направления полета мяча, чтобы преградить ему путь на площадку команды, играющей в защите.

Тактика игры

Общие положения

 

Тактика — это метод ведения игрового процесса. Под «методом» по­нимается способ выполнения сложного действия, заключающегося в подборе и расстановке его частей, пригодной для многократного пост­роения. Тактика, как сложное системное образование, включает в себя несколько разделов (рис. 24).

1. Организацию как форму деятельности, выраженную в тактичес­ких построениях (комбинациях). В свою очередь, этот раздел имеет в своем составе три позиции:

— начальное расположение игроков (обычно в этом положении иг­роки занимают места на площадке в своих игровых зонах в соответ­ствии с расстановкой команды;

— место действия игроков (каждый игрок во время игры может дей­ствовать либо в своей игровой зоне, либо в соседних зонах);

последовательность (очередность) действий игроков (это поло­жение в большей степени относится к действиям игроков в нападении). Так, нападающие игроки могут атаковать первыми с низких передач,

 

 

 

 

 

 

 

либо вторыми — с высоких передач. В практике такая последователь­ность получила название «первый темп» и «второй темп». С точки зре­ния смыслового содержания «темп» — количество движений в единицу времени (например — 10 шаг/с), — мало подходит по смыслу самого действия игроков. Более целесообразно придерживаться термина «оче­редь».

2. Поведение игроков, как смену состояний во времени в соответ­ствии с определенной программой (линией поведения). Этот раздел имеет в своем составе три позиции:

— выбор оптимальной стратегии поведения в игровом процессе на основе оценки наличной игровой ситуации, выбора и реализации опти­мальных тактических решений, при которых сторона (команда, игрок) оказались бы в возможно более благоприятных условиях;

— взаимопонимание и согласование действий между партнерами как функции взаимопонимания. Под согласованием действий партнеров по­нимается совмещение таких действий по времени, месту и усилиям, опирающееся на некоторые закономерности, как то: наличие опреде­ленных сигналов (команд), их реализация в парах (например: партнер — партнер, партнер — соперник), выделение в такой паре лидера взаимо­действия и т.д.

3. Управление как стабилизацию игровой деятельности путем приве­дения отклонений в линии поведения к заданной программе. Этот раз­дел имеет в своем составе две позиции:

— внутреннее управление (самоуправление), т.к. команда представ­ляет собой самоуправляемую систему. Такое управление обеспечивается наличием в команде определенных лидеров;

— внешнее управление, которое обеспечивается извне тренером (ру­ководителем) команды путем использования перерывов, замен игро­ков для коррекции игровой деятельности команды.

Классификация тактики игры основывается на содержании игрово­го процесса. В качестве примера приведем фрагмент игры двух команд (стороны в игре) — команды А, владеющей в начале игры мячом, и команды В—не владеющей мячом (рис. 25).

Команда А вводит мяч в игру подачей (символ ПД) — это действие нападения. Команда В выполняет прием мяча (символ ПР) — это дей­ствие обороны. В данной ситуации может возникнуть три исхода:

— стороной А подача проиграна (мяч коснулся сетки, послан в аут и т.д.). Для нее результат действия отрицателен (символ R-). Для прини­мающей команды В этот результат положителен (символ R.+), т.к. ко­манда получила право на собственную подачу. Эпизод закончен, мяч вышел из игры;

стороной А подача выиграна (мяч на стороне В не принят, принят с ошибкой и т.д.).

Для нее этот результат положителен (R.+), а для стороны В результат отрицателен (R-). Здесь эпизод также закончен, мяч вышел из игры;

 

 

рис.25 Мультипликаторная схема действий в игровом процессе.

 

 

— стороной А подача выполнена так, что мяч принят стороной В, он остался в игре. Здесь эпизод не закончен, для обеих сторон результат нейтрален (RО), игра имеет продолжение.

На стороне В после приема подачи соперника выполняется ряд так­тических действий, направленных на достижение выигрыша: первая пе­редача (символ 1 ПЕ) как начало атаки, вторая передача (символ 2 ПЕ) как развитие атаки, нападающие удары одним из игроков либо первой (символ АТ 1) либо второй (символ АТ 2) очереди — это дей­ствие нападения.

В свою очередь, на стороне А после выполнения подачи (при ее нейтральном результате) организуется противодействие атаке стороны В выполнением блокирования (символ БЛ), приема мяча в поле (сим­вол ПР) и страховки (символ СТ). Комплекс таких действий — это действия обороны.

В новой игровой ситуации (нападение стороны В, оборона стороны А) может возникнуть три исхода:

— стороной В атака выиграна, т.е. после нападающего удара (обмана и т.д.) мяч коснулся пола, не был принят игроками стороны А и т.д. Здесь эпизод закончен, мяч вышел из игры. Для стороны В результат положителен (R+), для стороны А — отрицателен (R-);

— стороной В атака проиграна, т.е. мяч послан в сетку или аут, от рук блокирующих стороны А упал на стороне В и т.д. Здесь эпизод так­же закончен, мяч вышел из игры. Для стороны В результат отрицателен (R-), для стороны А — положителен (R+);

— при атаке стороны В мяч остался в игре, т.е. ситуация при атаке не выиграна, но и не проиграна, результат нейтрален (R0). При этом мо­жет возникнуть два продолжения игры:

а) мяч остался на стороне нападения (команда В), т.е. отскочил от блока соперника и был принят игроками в поле. Здесь команда В вновь организует нападение выполнением первой и второй передач и атаки. В этом случае сторона В осуществляет переход от действий нападения к новым действиям нападения. В свою очередь игроки стороны А органи­зуют оборону против новой атаки стороны В. Здесь осуществляется пе­реход от действий обороны к новым действиям обороны выполнением блока, приема, страховки;

б) мяч после атаки стороны В остался на стороне А (после нападаю­щего удара был принят в ноле и т.д.). В этом случае сторона А организу­ет действия нападения выполнением первой, второй передач и атаки. Следовательно, на стороне А осуществляется переход от действий обо­роны (противодействие атаки стороны В) к действиям нападения (орга­низация атаки). В свою очередь, на стороне В организуется оборона про­тив атаки стороны А выполнением блока, приема мяча, страховки — это уже действие обороны. Здесь осуществляется переход от действий нападения (собственная атака) к действиям обороны (противодействие атаке стороны А).

 

 

 

Исходя из содержания игрового процесса выделяется каталог эле­ментов деятельности команды в игровом процессе:

1. Действия нападения, направленные на организацию атаки, а так­же действия обороны, направленные на противодействия атаке — пря­мые тактические действия. Только в них может быть определен резуль­тат деятельности сторон — выиграна текущая ситуация.

2. Действия игроков команды в промежутке от одного прямого дей­ствия к другому — косвенные тактические действия. В них входят пере­ходы; от обороны к нападению (символ ОН), от обороны к обороне (символ 0-0), от нападения к обороне (символ НО), от нападения к нападению (символ Н-Н). Такие переходы возникают при нейтральном результате конфликтной ситуации, когда результат не определен, эпи­зод не закончен, игра может продолжаться.

Таким образом, классификация тактики игры включает два раздела — нападение и оборону (рис. 26).

Под термином «нападение» понимается стремление одной из сто­рон активными действиями выиграть очко или право на подачу. Под термином «оборона» понимается стремление другой стороны в ответ на действие нападения препятствовать таким действиям и перевести теку­щую конфликтную ситуацию в нейтральную или выигрышную для себя.

Каждый из указанных разделов включает в себя прямые действия и переходы от одного прямого действия к другому. В обеих разделах пря­мые действия включают индивидуальные, групповые и командные, а косвенные могут включать только командные действия, т.к. только сторона в целом может переходить от одного прямого действия к Друго­му в игровом процессе. Индивидуальные тактические действия в напа­дении могут быть реализованы при выполнении технических приемов:

подачи, первой передачи, второй передачи, нападающего удара; в обо­роне — при приеме подач, нападающих ударов, блока и самостраховке.

Групповые тактические действия в нападении могут быть реализо­ваны в типичных тактических построениях (комбинациях), а также в вариантах таких комбинаций при организации атакующих действий. В обороне такие действия могут быть реализованы при подаче, атаке и блоке соперника.

Командные тактические действия в обоих разделах включают в себя участие всех игроков в прямых действиях — при подаче, атаке и блоке, приеме, а также косвенных действиях (переходах) — нападении, после обороны и нападения, обороны, после нападения и обороны.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...