Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование и распределение чистой прибыли.

Внереализационные результаты включают:

- доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, каковыми являются вклады средств в уставный капи­тал других предприятий, в совместную деятельность без образо­вания юридического лица, приобретение ценных бумаг, предос­тавление кредита (в том числе дисконт по векселям, проценты по банковским счетам предприятия) и пр.;

- доходы от сдачи имущества в аренду;

- сальдо штрафных санкций, кроме уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды (последние покрываются из чистой прибыли);

- сальдо прибыли прошлых лет, выявленное в отчетном го­ду, включая поступление в счет погашения дебиторской задол­женности, списанной в убыток в прошлые годы, а также убыток от списания безнадежной дебиторской задолженности;

- доходы от дооценки товаров или убытки от уценки;

- сальдо курсовых разниц по валютным счетам и операци­ям в инвалюте;

- недостачи материальных ценностей, выявленные при ин­вентаризации;

- затраты по аннулированным производственным заказам и на производство, не давшее продукции, исключая потери, воз­мещаемые заказчиками;

- сальдо некомпенсируемых потерь от стихийных бедствий, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремаль­ными ситуациями с учетом затрат по предотвращению или лик­видации их последствий;

- затраты на содержание законсервированных производст­венных мощностей и объектов, за исключением затрат, возме­щаемых из других источников;

- судебные издержки, арбитражные сборы и др.;

- налог на имущество и некоторые местные налоги.

Из этого перечня планируемыми могут быть в основном на­логи. Именно они, а точнее, налог на имущество — наиболее весомая статья внереализационных результатов.

Поэтому вполне допустимо, что часть прибыли от реализа­ции продукции или услуг, "съедается" этим налогом.

Отсюда важность оценки ре­альной стоимости имущества предприятия, в том числе своевре­менного списания выбывающих основных фондов, излишних, ненужных запасов материальных ресурсов и т.п.

Особой является проблема налогообложения прибыли, точнее — комплекс проблем, включающий:

- принцип и критерии построения налога;

- методику исчисления налогооблагаемой прибыли;

- льготы и санкции, стимулирующие или не стимулирующие эффективность экономического и социального развития;

- уровень ставок налога, их унифицированный или дифференци­рованный для различных коммерческих структур характер;

- предельно допустимый для стимулирующей роли налога раз­мер и частоту изымаемой у предприятия прибыли;

- согласованность данного налога с другими, аналогичными изъятиями в бюджет и во внебюджетные фонды и т. п.;

- возможность и умение в законных рамках сократить налог или "убытки" от него.

- Налоговые льготы можно сгруппировать по принципу стимулирующей направленности:

- содействующие научно-производственному развитию ма­териальной сферы и строительству жилья;

- специально ограждающие малый бизнес всех отраслей, в том числе на начальной стадии деятельности, а также со­циально значимые отрасли экономики, особенно сельское хозяйство, от высоких налогов;

- обеспечивающие социальную защиту, в частности, привлекающие к производительному труду пенсионеров, ин­валидов, юридических и физических лиц, пострадавших от экологических и производственных катастроф, поощ­ряющие благотворительность (до 3 % налогооблагаемой прибыли, а для территорий, пострадавших от Чернобыль­ской катастрофы — до 5 %);

- прочие, в том числе организующие деятельность ино­странных и совместных фирм.

Для финансового менеджмента, в частности, при выборе и прогнозировании инвестиционных проектов и источников их финансирования, особенно важна первая группа, из них наибо­лее весома по суммам и срокам действия льгота, освобождающая от налогообложения прибыль, идущую на капиталовложения[ii] в производственную сферу и на сооружение жилья, при условии направления на ту же цель всей амортизации (на реновацию), а также прибыль, используемую в пределах 10 % на мероприятия НТП.

Возвращаясь к схеме формирования и распределения прибы­ли, мы видим, что это — сопряженные процессы. Освободив ва­ловую (балансовую) прибыль от основного прямого налога — налога на прибыль и перечислив (при наличии соответствующих соглашений) требуемые суммы в фонд отраслевой вышестоящей организации, предприятие исчисляет чистую (остаточную) при­быль.

Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено Уставом.

Схемы распределения чистой прибыли:

предприятия:              

ЧП = РФ + ФН + ФП,                   (1)

где ЧП – чистая прибыль, РФ – резервный фонд, ФН – фонд накопления, ФП – фонд потребления;

товарищества:      

ЧП = РФ + ФН + ФП + ПР,          (2)

где ПР - прибыль, распределенная между учредителями.

Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями.

Акционерные общества зачисляют в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей их номинальную стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости.

Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Его размер должен составлять не менее 15 % уставного капитала.

Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, не другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

Фонд накопления и фонд потребления - это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено учредительными документами. Фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.п.

Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Вместе с тем операции по приобретению и созданию нового имущества хозяйствующего субъекта не затрагивают фонд накопления. Фонд накопления может уменьшаться в случаях:

1. списания затрат, связанных с созданием нового имущества, но по установленному порядку не включаемых в первоначальную стоимость этого имущества (на подготовку кадров);

2. распределения его между юридическими лицами – учредителями;

3. погашения убытка хозяйствующего субъекта, выявленного по результатам работы за год.

Фонд потребления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, зарезервированный для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива.

В фонд потребления перечисляются следующие выплаты в денежных и натуральных формах:

- суммы, начисленные на оплату труда (ФОТ);

- доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество хозяйствующего субъекта, начисленные к выплате работникам;

- суммы предоставленных хозяйствующим субъектом трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь.

К трудовым и социальным льготам относятся:

- оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в т.ч. женщинам, воспитывающим детей;

- надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

- оплата проездов членам семьи работника к месту использования отпуска и обратно;

- стипендии студентам и учащимся, направленных хозяйствующим субъектом на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения, выплаченные за счет средств хозяйствующего субъекта;

- оплата путевок работникам и их детям не лечение, отдых, экскурсии и путешествия за счет средств хозяйствующего субъекта;

- компенсации удорожания стоимости питания в столовых, буфетах, профилакториях;

- расходы на погашение ссуд, выделенных работникам на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков.

С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

 

2.3 Максимизация прибыли

 

Максимизация прибыли - в соответствии с которым фирмы комбинируют затраты и выпуск таким образом, чтобы получить наивысшую прибыль.

Систематическое получение прибыли является необходимой целью пред­принимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирую­щей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что озна­чает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и миними­зацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.

Поскольку на практике, чтобы принять решение о выходе на рынок, необходимо сопоставлять цену предложения предприятия с ценой рыночного спроса, то для этого надо знать экономическую прибыль. Последняя определяется путем вычета из валового дохода экономических (предпринимательских) издержек предприятия:

Тп(д) = ТR(q) – TC(q)          (3)

где Tп(q) — совокупная экономическая или дополнительная прибыль предприятия за период (месяц, квартал, год),

TR(q) — совокупный валовой доход, или совокупная выручка пред­прият от реализации продукции в объеме «q»,

TC(q) — совокупные экономические (предпринимательские) издерж­ки предприятия на реализуемую продукцию в объеме «q».

Для принятия решений часто требуется знать сумму прибыли, которую получает предприятие в расчете на единицу продукции при данном объеме реализации и цене, диктуемой спросом. При определении продажной цены используют среднюю прибыль (Ап) и предельную прибыль (Мп):

                  (4)

 

где Tп(q) — совокупная сумма прибыли на определенный товар за определенный период,

q — объем продаж.

Из этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом прира­щения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных величин: предельной прибы­ли, предельного дохода и предельных издержек. Иными словами, прибыль максимизируется в точке, в которой любое, даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т.е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю. Математически это можно записать так:

Mn(q) = MR(q) – MC(q) = 0    (5)

где Мп(q) – предельная прибыль от объема продукции;

МR(q) – предельный доход (выручки) от объема продукции;

МС(q) – предельные издержки от объема продукции.

Из формулы (5) следует, что прибыль максимизируется в том случае, когда предельные издержки равны предельному доходу:

MR(q) = MC(q)                    (6)   

Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка.

Для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене. Математически это можно представить следующим образом:

P = MC(q)                           (7)

Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене.

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде (см. приложение А)

В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменным оборудованием и пытается максимизировать свои прибыли (см. приложение Б) или минимизировать свои убытки (см. приложение В), приспосабливая свой объем производства посредством изменений в величине переменных ресурсов (материалов, труда и т.д.), которые она использует. Экономические прибыли, к которым фирма стремится, определяются как разность между валовым доходом и валовыми издержками.

Данные о доходе и данные об издержках должны быть сведены вместе, с тем чтобы можно было определить для фирмы объем производства, максимизирующий прибыль.

Существует два дополнительных подхода (принципа) к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек; второй - сравнение предельного дохода и предельных издержек. Оба подхода применимы не только к чисто конкурентной фирме, но также и к фирмам, функционирующим в условиях любой из трех рыночных структур.

Чтобы облегчить понимание определения объема производства в условиях чистой конкуренции, мы используем оба подхода, делая упор на втором подходе. Для подкрепления нашего понимания двух подходов будут использоваться гипотетические данные как в форме таблиц, так и в виде графиков.

Максимизация прибыли в долговременном периоде. Чистая конкуренция

Если за короткий период равновесное состояние, то есть ситуация, когда фирма удовлетворена выполнением своих экономических планов, достигается при условии равенства предельного дохода (цены), то в долгосрочном плане условиями достижения равновесия становятся, кроме того, размеры фирмы и стремление выйти на рынок или покинуть его.

Эти условия можно выразить следующей формулой:

Цена = предельные издержки = краткосрочные удельные затраты = долгосрочные удельные затраты.

Равенство цены и удельных издержек означает, что фирма удовлетворена найденным объемом выпуска и не желает ни сокращать, ни увеличивать его. Если данное равенство нарушается, она будет стремиться изменить объем выпуска при данных размерах предприятия.

Равенство краткосрочных и долгосрочных удельных затрат означает, что фирма достигла оптимальных размеров, при которых обеспечивается удовлетворяющий её уровень выпуска продукции. Нарушение этого равенства будет означать, что необходимо менять размеры производства, чтобы обеспечить избранный уровень выпуска: инвестировать или изымать капитал, менять оборудование, привлекать новую или сокращать рабочую силу и тому подобное.

Наконец, равенство удельных затрат цене означает, что используемый капитал приносит лишь нормальную прибыль - не более и не менее (см. приложение Г). Если нарушается это равенство и цена превышает долгосрочные удельные затраты, то возникает прибыль сверх нормальной и в данную сферу деятельности устремляются другие фирмы; если же цена ниже удельных затрат, то не обеспечивается даже нормальная прибыль и фирмы начинают покидать отрасль.

Экономисты рассматривают совершенную конкуренцию как идеальную рыночную структуру. Во-первых, каждая фирма достигаем максимума прибыли, производя при условии, что P = MC. Это означает оптимальное распределение ресурсов, при котором они используются наиболее рационально, принося максимальную общественную пользу. Во-вторых, при достижении долгосрочного равновесия каждая фирма производит при условии P = AC. При этом каждая фирма получает лишь нормальную прибыль, а потому обеспечивается наиболее дешевый из всех возможных вариантов выпуск, что также способствует увеличению общественного благосостояния.

Слабые стороны конкурентной рыночной модели состоят в следующем:

- отсутствуют мотивы равномерного распределения доходов;

- не учитываются внешние издержки;

- нет заинтересованности в производстве общественных благ;

- не обеспечивается ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...