Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы работы над полифонией.

Открытый урок – Андронова А.В.

Работа над современной полифонией в старших классах.

 

ПЛАН:

1.Вступление

2.Теоретическая часть:

-виды полифонии

-Фуга.Строение.

3. Этапы работы над полифонией. С демонстрацией.

4.Заключение

5.Исполнение полифонических пьес учениками.

 

Вступление.

Музыка – это один из сложнейших языков на нашей планете, не ограниченный в своих возможностях и силе влияния, аппелирующий к духовной стороне двоичной человеческой сущности. Понимание этого языка открывает человеку путь к познанию самого себя и окружающей действительности.

Полифония как система организации звуков(музыкальной речи) является способом мышления в музыке, ее философской основой. Все музыкальное искусство по сути полифонично. Потому изучению полифонии уделяется повышенное внимание в обучении музыкантов, на всех этапах обучения. Исполнение полифонии требует от музыканта синтезированного применения всех своих знаний, умений и навыков.

Сложность восприятия современным человеком полифонического многоголосия объясняется тем, что наше ухо приучено с детства к восприятию гомофонной музыки. Изложение мелодии на тембро-гармоническом фоне не требует расчлененного внимания. В полифонии вместо развертывания по горизонтали господствует вертикальное объединение мелодических линий, и динамика развития достигается за счет преобразований начального тематического материала. Многоголосие подразумевает равенство участвующих в нем голосов.

В средние века музыка рассматривалась как дело науки и разума – теоретик 13в.Иероним Моравский назвал сердечную печаль «главной помехой для сочинения прекрасных нот». Господствовала полифония с ее строгими правилами и законами.

Особенность современной полифонии в том, что при сохранении сложности голосоведения добавляются эмоции и страсть, что также необходимо выразить в своем исполнении. На мой взгляд, такая подача ближе сегодняшнему ученику, чем строгая религиозная полифония. В наше время нет необходимости скрывать свои чувства - современные композиторы, используя структуру старинной полифонии, создают богатые по своему образному содержанию произведения. Это выражение дионисического и аполлонического начал в искусстве, о чем говорил Ницше в своей работе «Рождение трагедии из духа музыки».

 

 

О полифонии.

Максимально кратко расскажу некоторые теоретические сведения о полифонии.

Термин ПОЛИФОНИЯ происходит от греческих слов poly – много, и phone – голос, в буквальном переводе – многоголосие.

Как специфическое явление, полифония основана на возможности восприятия человеком нескольких звуковых потоков одновременно и параллельно. Это возможно не только в музыке, но и в других видах искусства – например, полифонический роман Ф.М.Достоевского (чередуется повествование о разных событиях, происходящих в одно время), параллельный монтаж в кино, введенный С.Эйзенштейном.

 

В мировой практике сложилось три вида полифонического изложения:

-контрастная полифония или контрапункт - одновременное звучание нескольких самостоятельных мелодий

---------а------------

---------в-------------

-подголосочная полифония – мелодия и одновременно звучащие ее варианты

---------а1-----------

---------а2-----------

-имитационная полифония – последовательное вступление голосов с одной темой

---------а------------ /-------противосложение-------

/-------а1---------------------------

 

 

ФУГА.

От лат.и итал. Слова Fuga – бег,бегство. Это многоголосное произведение, в котором разрабатывается одна тема. Сформировалась в 16-17в из вокального мотета и инструментального ричеркара. Является высшей имитационной формой полифонии.

В фуге выделяются следующие элементы:

Тема – начало, проводится сольно в одном голосе. Определяет образное содержание всего произведения.

Противосложение – музыкальный материал, который следует в другом голосе при проведении темы.

Интермедия – промежуточные постороения между проведениями тем.

Стретта – наложение тем друг на друга.

 

Требования к исполнителю, обусловленные свойствами полифонии:

-гибкость и подвижность внимания, благодаря которым можно быстро переключаться с одного голоса на другой

-большой объем внимания – необходимо видеть целостную картину и слышать сразу все голоса

-соразмерять звучание голосов по отношению к теме и друг к другу, умение играть с разной силой звуки голосов, исполняемых одной рукой

-ограниченное использование педализации

-точная и внятная игра.

 

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЕЙ.

  1. Проработка нотного текста педагогом.

Прежде чем поручить ученику разбор, крайне важно подготовить нотный текст и как можно подробнее расшифровать его для ученика, чтобы избежать неверного заучивания, и бездумного отношения. Что я обычно делаю:

- исполнить произведение для ученика

-сыграть тему и понять ее образное содержание

-выделить все темы в тексте и отметить их маркером

-разделение текста на смысловые небольшие эпизоды – один эпизод обычно равняется теме. Обязательно проставить цифры – номера эпизодов. Также обязательно выделение эпизодами каждого элемента – тем, интермедий, стретт. Эпизоды проставляются ручкой/фломастером другого цвета. В принципе, этот пункт касается не только полифонии, но всех остальных произведений. Ученику сложно видеть все произведение в деталях. Для этого начиная уже с первого класса, я ставлю цифры в кружочках, если в пьесе есть хотя бы пара фраз.

Показ – Карине – сыграть несколько эпизодов с проведением темы

-Отметить в тексте оставшиеся элементы – интермедии, стретты, секвенции, другие заметные детали

Показ – Вероника - интермедии, Маша – стретта, Карине - секвенция

-Очень важен этап проставления точных штрихов. Как известно, в старинной полифонии есть свои правила артикуляции. Я не буду сейчас касаться их подробно. В современной полифонии более свободный подход, но все-таки, важно сохранить смысловую основу мелодии в каждом голосе. Тема во всех проведениях дается с одинаковыми штрихами.

Показ – Маша – начальная тема, эпизод с темой в другом голосе, интермедия

-проставление аппликатуры – так как часто в одной руке сразу следует несколько голосов, необходимо точно установить верные пальцы и сразу разбирать грамотно. Здесь основное правило – добиться максимального легато в голосах, кроме тех мест, где есть снятия.

 

  1. Разбор текста.

Чаще всего я просматриваю текст с учеником на уроке, прежде чем задать разбор на дом. Это также исключает неверное заучивание. Нужно учитывать, что полифония сложна для восприятия, и не торопиться, разбирать небольшими от

рывками. Следить за грамотной аппликатурой и штрихами.

 

  1. Педализация.

Когда текст произведения «в руках», можно проставить педаль. Необходимо помнить о том, что в старинной полифонии ее нет и быть не может, а в современной должно быть минимум. Педаль используется для подчеркивания гармонических эффектов, выделения кульминационных мест, для соединения нот, которые должны, но не могут быть сыграны легато по физиологическим причинам(рука не дотягивается).

Показ – Вероника - последняя страница инвенции, кульминация

 

  1. Тренировка слуха.

Основной проблемой в восприятии полифонии является многоголосие – то есть необходимость слышать каждый голос в сложной фактуре. Для тренировки слуха мы используем несколько упражнений:

- Пение одного голоса при игре другого

Показ – Карине – спеть тему,сыграть противосложение

- Разведение голосов по разным регистрам

Показ – Маша – сыграть два голоса в разных регистрах

- Игра двух голосов с разной динамикой - один на пиано, другой на форте

Показ – Вероника – эпизод с темой

-В произведениях, где больше двух голосов, можно играть каждый голос разными руками, даже если они написаны для исполнения одной рукой.

 

5.Выучивание наизусть.

Есть две проблемы, с которыми мы сталкиваемся, когда необходимо выучить наизусть полифоническое произведение:

-Слишком сложная фактура, в связи с чем выучить не получается. Это происходит от того, что ученик недостаточно услышал музыку, она слишком сложна для его восприятия. Решение - не торопиться, не заучивать механически, постараться сначала услышать, затем учить.

-Невозможно на протяжении пьесы сохранять концентрацию, из-за чего случаются ошибки и забывания. Здесь опять же помогает деление на эпизоды, при этом ученик должен знать с любого эпизода наизусть. Это вселяет уверенность – ученик может начать практически с любого места, даже если ошибется.

Для тренировки концентрации можно играть произведение в очень медленном темпе наизусть, с условием, что контроль головы будет сохраняться и не будет ошибок. После такой тренировки сыграть пьесу в реальном темпе без ошибок намного проще.

 

6.Подготовка к исполнению на сцене.

Когда в моем классе предстоит какое-то выступление - не важно, зачет, экзамен или концерт – я использую метод, по которому готовили меня в колледже. Мой преподаватель Моздыков А.В. ввел за правило обыгрывание перед важным выступлением. В чем состоит метод – мы собираемся в классе с педагогом, без посторонних, каждый исполняет свое произведение, а потом исполнение совместно обсуждается. Необходимо соблюдать несколько правил:

-это рабочий момент, возможны исправления и переигрывания в случае неудачи

-это закрытое мероприятие, куда не допускаются родители и другие педагоги

-высказаться может каждый

- критика игры допускается только после выделения в игре положительных моментов

-играются даже недоученные произведения, важно чтобы вся программа выступления была представлена.

Могу сказать по опыту, что после обыгрывания в классе, происходит меньше потерь при игре на сцене, а недоученные произведения в короткий срок и намного легче доучиваются.

 

В заключение урока свои полифонические пьесы сыграют мои ученики:

1.Маркова Маша – Мясковский – Фугетта Соль минор

2.Сепоян Карине – Майкапар - Прелюдия и фуга минор

3.Протопопова Вероника – Хренников – инвенция.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...