Этапы работы над полифонией.
Открытый урок – Андронова А.В. Работа над современной полифонией в старших классах.
ПЛАН: 1.Вступление 2.Теоретическая часть: -виды полифонии -Фуга.Строение. 3. Этапы работы над полифонией. С демонстрацией. 4.Заключение 5.Исполнение полифонических пьес учениками.
Вступление. Музыка – это один из сложнейших языков на нашей планете, не ограниченный в своих возможностях и силе влияния, аппелирующий к духовной стороне двоичной человеческой сущности. Понимание этого языка открывает человеку путь к познанию самого себя и окружающей действительности. Полифония как система организации звуков(музыкальной речи) является способом мышления в музыке, ее философской основой. Все музыкальное искусство по сути полифонично. Потому изучению полифонии уделяется повышенное внимание в обучении музыкантов, на всех этапах обучения. Исполнение полифонии требует от музыканта синтезированного применения всех своих знаний, умений и навыков. Сложность восприятия современным человеком полифонического многоголосия объясняется тем, что наше ухо приучено с детства к восприятию гомофонной музыки. Изложение мелодии на тембро-гармоническом фоне не требует расчлененного внимания. В полифонии вместо развертывания по горизонтали господствует вертикальное объединение мелодических линий, и динамика развития достигается за счет преобразований начального тематического материала. Многоголосие подразумевает равенство участвующих в нем голосов. В средние века музыка рассматривалась как дело науки и разума – теоретик 13в.Иероним Моравский назвал сердечную печаль «главной помехой для сочинения прекрасных нот». Господствовала полифония с ее строгими правилами и законами.
Особенность современной полифонии в том, что при сохранении сложности голосоведения добавляются эмоции и страсть, что также необходимо выразить в своем исполнении. На мой взгляд, такая подача ближе сегодняшнему ученику, чем строгая религиозная полифония. В наше время нет необходимости скрывать свои чувства - современные композиторы, используя структуру старинной полифонии, создают богатые по своему образному содержанию произведения. Это выражение дионисического и аполлонического начал в искусстве, о чем говорил Ницше в своей работе «Рождение трагедии из духа музыки».
О полифонии. Максимально кратко расскажу некоторые теоретические сведения о полифонии. Термин ПОЛИФОНИЯ происходит от греческих слов poly – много, и phone – голос, в буквальном переводе – многоголосие. Как специфическое явление, полифония основана на возможности восприятия человеком нескольких звуковых потоков одновременно и параллельно. Это возможно не только в музыке, но и в других видах искусства – например, полифонический роман Ф.М.Достоевского (чередуется повествование о разных событиях, происходящих в одно время), параллельный монтаж в кино, введенный С.Эйзенштейном.
В мировой практике сложилось три вида полифонического изложения: -контрастная полифония или контрапункт - одновременное звучание нескольких самостоятельных мелодий ---------а------------ ---------в------------- -подголосочная полифония – мелодия и одновременно звучащие ее варианты ---------а1----------- ---------а2----------- -имитационная полифония – последовательное вступление голосов с одной темой ---------а------------ /-------противосложение------- /-------а1---------------------------
ФУГА. От лат.и итал. Слова Fuga – бег,бегство. Это многоголосное произведение, в котором разрабатывается одна тема. Сформировалась в 16-17в из вокального мотета и инструментального ричеркара. Является высшей имитационной формой полифонии.
В фуге выделяются следующие элементы: Тема – начало, проводится сольно в одном голосе. Определяет образное содержание всего произведения. Противосложение – музыкальный материал, который следует в другом голосе при проведении темы. Интермедия – промежуточные постороения между проведениями тем. Стретта – наложение тем друг на друга.
Требования к исполнителю, обусловленные свойствами полифонии: -гибкость и подвижность внимания, благодаря которым можно быстро переключаться с одного голоса на другой -большой объем внимания – необходимо видеть целостную картину и слышать сразу все голоса -соразмерять звучание голосов по отношению к теме и друг к другу, умение играть с разной силой звуки голосов, исполняемых одной рукой -ограниченное использование педализации -точная и внятная игра.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЕЙ.
Прежде чем поручить ученику разбор, крайне важно подготовить нотный текст и как можно подробнее расшифровать его для ученика, чтобы избежать неверного заучивания, и бездумного отношения. Что я обычно делаю: - исполнить произведение для ученика -сыграть тему и понять ее образное содержание -выделить все темы в тексте и отметить их маркером -разделение текста на смысловые небольшие эпизоды – один эпизод обычно равняется теме. Обязательно проставить цифры – номера эпизодов. Также обязательно выделение эпизодами каждого элемента – тем, интермедий, стретт. Эпизоды проставляются ручкой/фломастером другого цвета. В принципе, этот пункт касается не только полифонии, но всех остальных произведений. Ученику сложно видеть все произведение в деталях. Для этого начиная уже с первого класса, я ставлю цифры в кружочках, если в пьесе есть хотя бы пара фраз. Показ – Карине – сыграть несколько эпизодов с проведением темы -Отметить в тексте оставшиеся элементы – интермедии, стретты, секвенции, другие заметные детали Показ – Вероника - интермедии, Маша – стретта, Карине - секвенция -Очень важен этап проставления точных штрихов. Как известно, в старинной полифонии есть свои правила артикуляции. Я не буду сейчас касаться их подробно. В современной полифонии более свободный подход, но все-таки, важно сохранить смысловую основу мелодии в каждом голосе. Тема во всех проведениях дается с одинаковыми штрихами.
Показ – Маша – начальная тема, эпизод с темой в другом голосе, интермедия -проставление аппликатуры – так как часто в одной руке сразу следует несколько голосов, необходимо точно установить верные пальцы и сразу разбирать грамотно. Здесь основное правило – добиться максимального легато в голосах, кроме тех мест, где есть снятия.
Чаще всего я просматриваю текст с учеником на уроке, прежде чем задать разбор на дом. Это также исключает неверное заучивание. Нужно учитывать, что полифония сложна для восприятия, и не торопиться, разбирать небольшими от рывками. Следить за грамотной аппликатурой и штрихами.
Когда текст произведения «в руках», можно проставить педаль. Необходимо помнить о том, что в старинной полифонии ее нет и быть не может, а в современной должно быть минимум. Педаль используется для подчеркивания гармонических эффектов, выделения кульминационных мест, для соединения нот, которые должны, но не могут быть сыграны легато по физиологическим причинам(рука не дотягивается). Показ – Вероника - последняя страница инвенции, кульминация
Основной проблемой в восприятии полифонии является многоголосие – то есть необходимость слышать каждый голос в сложной фактуре. Для тренировки слуха мы используем несколько упражнений: - Пение одного голоса при игре другого Показ – Карине – спеть тему,сыграть противосложение - Разведение голосов по разным регистрам Показ – Маша – сыграть два голоса в разных регистрах - Игра двух голосов с разной динамикой - один на пиано, другой на форте Показ – Вероника – эпизод с темой -В произведениях, где больше двух голосов, можно играть каждый голос разными руками, даже если они написаны для исполнения одной рукой.
5.Выучивание наизусть.
Есть две проблемы, с которыми мы сталкиваемся, когда необходимо выучить наизусть полифоническое произведение: -Слишком сложная фактура, в связи с чем выучить не получается. Это происходит от того, что ученик недостаточно услышал музыку, она слишком сложна для его восприятия. Решение - не торопиться, не заучивать механически, постараться сначала услышать, затем учить. -Невозможно на протяжении пьесы сохранять концентрацию, из-за чего случаются ошибки и забывания. Здесь опять же помогает деление на эпизоды, при этом ученик должен знать с любого эпизода наизусть. Это вселяет уверенность – ученик может начать практически с любого места, даже если ошибется. Для тренировки концентрации можно играть произведение в очень медленном темпе наизусть, с условием, что контроль головы будет сохраняться и не будет ошибок. После такой тренировки сыграть пьесу в реальном темпе без ошибок намного проще.
6.Подготовка к исполнению на сцене. Когда в моем классе предстоит какое-то выступление - не важно, зачет, экзамен или концерт – я использую метод, по которому готовили меня в колледже. Мой преподаватель Моздыков А.В. ввел за правило обыгрывание перед важным выступлением. В чем состоит метод – мы собираемся в классе с педагогом, без посторонних, каждый исполняет свое произведение, а потом исполнение совместно обсуждается. Необходимо соблюдать несколько правил: -это рабочий момент, возможны исправления и переигрывания в случае неудачи -это закрытое мероприятие, куда не допускаются родители и другие педагоги -высказаться может каждый - критика игры допускается только после выделения в игре положительных моментов -играются даже недоученные произведения, важно чтобы вся программа выступления была представлена. Могу сказать по опыту, что после обыгрывания в классе, происходит меньше потерь при игре на сцене, а недоученные произведения в короткий срок и намного легче доучиваются.
В заключение урока свои полифонические пьесы сыграют мои ученики: 1.Маркова Маша – Мясковский – Фугетта Соль минор 2.Сепоян Карине – Майкапар - Прелюдия и фуга минор 3.Протопопова Вероника – Хренников – инвенция.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|