Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль тренировочной деятельности




Контроль осуществляется по следующим основным разделам:

— контроль за отношением занимающихся к тренировочному про­цессу;

— контроль за применяемыми тренировочными нагрузками (объем, интенсивность, характер нагрузок).

Контроль за отношением занимающихся к занятиям осуществляет­ся по оценке их поведения. Критерием оценки служат данные о посеще­нии занятий, степень проявления занимающимися активности и само­стоятельности в выполнении упражнений и требований тренера, тру­долюбие и настойчивость в преодолении трудностей, сосредоточенность, внимание и дисциплинированность. Данные о посещаемости занятий и оценку поведения занимающихся на каждом занятии тренер вносит в журнал или дневник.

Контроль за объемом тренировочных нагрузок ведется по данным о длительности каждого занятия и времени, затрачиваемому на отдель­ные упражнения и разделы подготовки. Оценивается эта работа степе­нью соответствия количества тренировочных занятий и времени, зат­рачиваемого на тренировку, плановым заданиям.

Интенсивность контролируется (определяется) по количеству тех­нике-тактических действий в единицу времени (например: 13-14 напа­дающих ударов в минуту — высокая интенсивность; 6-7 нападающих ударов — средняя; менее 6-7 нападающих ударов — малая); по количе­ству занятых в упражнении спортсменов, по баллам, по ЧСС (см. раз-

 

 

дел 5.2). Интенсивность выполненных в тренировке упражнений в сум­ме дает показатель интенсивности тренировки.

Внутренняя (физиологическая) нагрузка характеризуется реакцией организма на выполненную мышечную работу и выражаются в показа­телях ЧСС, частоты дыхания, потребления кислорода, кислородного долга и др., а тренирующий эффект упражнений определяется соотно­шением количественных значений компонентов физической нагрузки. При одном соотношении воздействие одного и того же упражнения может быть направлено на совершенствование выносливости, при дру­гом — скоростно-силовых качеств (приложение 7).

Энергетическую направленность упражнений можно определить по пульсу после выполнения нагрузки. При пульсе 130-150 уд/мин — воз­действие нагрузки аэробного характера, при 150-180 уд/мин — сме­шанное аэробно-анаэробное, а при пульсе выше 180 ударов — нагрузка анаэробного воздействия (см. приложение).

Техническую подготовленность проверяют с помощью контрольных упражнений на точность и систематических наблюдений за качеством выполнения движений. Критерий оценки — соответствие результатов, показанных в контрольных упражнениях, плановым индивидуальным заданиям.

Контроль за тактической подготовкой осуществляется с помощью периодических оценок, полученных игроками в упражнениях и играх в индивидуальных, групповых и командных заданиях. Критерием оцен­ки служит степень эффективности выполнения игровых действий в за­щите и нападении с учетом функций игрока в команде.

Психологическую подготовленность контролируют, периодически оценивая проявленные игроками в тренировочных занятиях следующие качества: активность, целеустремленность, смелость, решительность в защите и в нападении, выдержку и самообладание, волю в борьбе с утомлением при больших тренировочных нагрузках, чувство товарище­ства. В этой оценке необходимо участие спортивного психолога. Критерий оценки — степень проявления этих качеств, определяемая в баллах.

Теоретическую подготовленность проверяют с помощью собеседо­вания по заданным темам. Критерием оценки является степень знаний занимающихся.

 

Контроль состояния спортсмена

Контроль осуществляется по следующим разделам:

— состояние здоровья:

— функциональное состояние организма и соответствие его этапу подготовки:

— контроль уровня развития физических качеств;

— степень переносимости больших тренировочных и соревнователь­ных нагрузок.

 

 

 

Решение этих задач осуществляется углубленным медицинским об­следованием (УМО) не менее двух раз в годичном цикле и батареей тестов по физической подготовке (см. 5.3.1).

Медико-биологический контроль служит для получения информа­ции о состоянии здоровья, функциональных возможностях, индиви­дуальных особенностях каждого волейболиста'.

В процессе медико-биологического контроля измеряется артериаль­ное давление, регистрируется электрокардиограмма, проводится ана­лиз крови с исследованием гемоглобина, лактата, креатинфосфокиназы, неорганического фосфора, параметров кислотно-щелочного равно­весия. Определяется время простой и сложной реакции, проводится ортостатическая проба, определяются скорость переработки информа­ции, скорость переключения внимания и другие показатели.

Такое обследование проводится спортивными врачами, специалис­тами функциональной диагностики.

Тестирование физической подготовленности проводится на всех эта­пах годичного цикла с выявлением уровня развития физических ка­честв исходя, из задач физической подготовки для каждого этапа.

В соревновательном периоде необходимо получение экспресс-ин­формации о функциональном состоянии организма волейболистов еже­недельно с помощью простых функциональных тестов (проб) как то:

Гарвардского степ-теста, функциональной пробы по Квергу, степ-теста по Бургеру (см. 5.3.1).

В психологическом контроле регистрируются (выявляется) социаль­но-психологический климат в команде, личностные характеристики спортсменов с помощью опросников Кетгела, Спилберга, Айзенка и других методик, мотивация спортивных достижений, психологическая совместимость. Этот вид контроля должны проводить спортивные пси­хологи.

 

Самоконтроль волейболиста

Самоконтроль играет важную роль в процессе подготовки волейбо­листа. Систематическое наблюдение собственного самочувствия стиму­лирует интерес к тренировочному процессу, к повышению спортивно­го мастерства.

С первых дней начала тренировочных занятий и на протяжении всего тренировочно-соревновательного цикла волейболист должен вести днев­ник самоконтроля. Динамика показателей самоконтроля наглядно пока­зывает изменения в состоянии работоспособности и степени восстанов­ления, что немаловажно для корректирования текущего планирования. Все показатели самоконтроля необходимо перенести на график.

 

' Иорданская Ф.А. Оценка специальной работоспособности спортсменов раз­ных видов спорта. М., 1993, с. 40.

 

 

 

Данные самоконтроля оцениваются по пятибалльной системе, кро­ме показателей пульса при функциональных пробах и частоты сердеч­ных сокращений в состоянии покоя.

В дневнике фиксируются:

1. Самочувствие, настроение (перед и после тренировки).

2. Засыпание и сон (длительность и качество сна).

3. Аппетит.

4. Вес (перед началом и после тренировки).

5. Частота пульса лежа в постели сразу же после сна в пересчете на 1 мин.

6. Показатели простейших функциональных проб (утром). Например:

Индекс Рюффье — измерить пульс в положении сидя в течение 1 мин после 5-минутного покоя (Р1); 30 приседаний за 30 с; измерить пульс стоя (P2) в течение 1 мин; отдых 1 мин и измерить пульс (Р3) сидя. Расчет по фрмуле:

 

(Р1+ Р2+ Р3) - 200

И = ------------------------------

Классификация:

О—и меньше — отличный показатель

0—5 — хороший показатель

6—10 — посредственный показатель

11—15 — слабый показатель свыше

15 — неудовлетворительный.

 

Тест Корабова — 15-секундный бег максимальной быстроты с ин­тенсивной работой рук (повторить через 3 мин).

Оценка: частота пульса после второй нагрузки должна быть анало­гичной результату первого измерения (частота пульса определяется во время перерыва и после второй нагрузки). В противном случае трениро­ванность недостаточная, ибо спортсмену не хватает перерыва для вос­становления.

Одну из проб проводить регулярно и всегда в одних и тех же усло­виях.

Частота пульса — интегральный показатель функционального со­стояния организма. В состоянии утомления, недовосстановления, воз­буждения, перетренировки, во время болезни частота пульса в утрен­нем измерении всегда выше нормы. В таком случае необходимо обра­титься к врачу.

Важно записывать в дневник самоконтроля и результаты конт­рольных испытаний, которые показывают динамику развития отдель­ных физических качеств.

Тренер обязан просматривать дневник самоконтроля ежедневно и на основании анализа данных вносить изменения в содержание про­цесса тренировки.

 

 

 

Учет результатов контроля

Получать своевременную, полную и точную информацию о ходе подготовки игроков и команды позволяет хорошо организованный учет. Учету подвергаются весь процесс подготовки, выполнение планов тре­нировочных занятий и выступления команд в соревнованиях, а также данные педагогического и медицинского контроля.

Текущий учет предполагает регистрацию посещаемости, отношения спортсменов к тренировкам и соревнованиям; объем, интенсивность тренировочных нагрузок; качество усвоения пройденного материала;

результатов соревнований, основных данных врачебного контроля. Дан­ные текущего учета тренер ежедневно заносит в журнал.

Этапный учет проводится для подведения итогов тренировочной ра­боты за этап (месяц) или период подготовки. Он ведется по соответ­ствующим разделам рабочих планов и дополняется данными педагоги­ческого контроля. Исходными данными для этапного учета являются данные текущего учета.

Итоговый учет подводит итоги тренировочной работы и соревнова­тельной деятельности за год или несколько лет. По результатам итого­вого учета составляется план работы на следующий период. Исходными для этого учета служат данные этапных отчетов. Их сравнивают с запла­нированными данными годового и перспективного плана.

Документы учета: журнал, дневник тренера и дневник спортсмена.

Журнал предназначен для ведения текущего учета. По обобщению записей в журнале можно сделать ценные выводы для совершенствова­ния методики тренировки волейболистов.

Дневник тренера — документ, отражающий виды планирования и учета тренировочной работы. Основные разделы дневника тренера:

— списочный состав команды и краткая характеристика каждого игрока;

— анализ рабочих планов подготовки, замечания и выводы;

— анализ пройденного материала, замечания и выводы;

— анализ результатов контрольных заданий;

— анализ результатов участия в соревнованиях;

— корректирование выполнения рабочих планов.

Ведение спортсменом дневника позволяет ответственнее относить­ся к процессу тренировки, участию в соревнованиях, советам тренера и врача. Регулярные записи помогают анализировать свои успехи и неуда­чи. Дневник спортсмена содержит следующие разделы:

— личные данные;

— характеристики физической, технической, психологической и т.д. подготовленности;

— перспективный план подготовки;

— годовые задания по видам подготовки;

— контрольные задания по видам подготовки;

 

 

 

— контрольные задания и результаты их выполнения;

— результаты участия в соревнованиях;

— записи по каждому заданию и соревнованию, сопровождаемые критическим анализом выполнения индивидуальных заданий, и запись данных самоконтроля;

— данные врачебного и психологического контроля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...