Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История возникновения новогоднего праздника




История новогодних празднеств


Введение

Жизнь русских людей проходила в соответствии с народным календарем, который представлял собой систему членения, счета и регламентации годового времени. Он организовывал всю хозяйственную и бытовую деятельность, определял чередование будней и праздников. В его основе лежал церковный календарь - святцы, в которых каждый день посвящался одному или нескольким святым. Святцы определяли время христианских праздников, постов и мясоедов. Содержательная же сторона народного календаря, интерпретация праздников, а также сопровождающие их обряды, различного рода предписания, запреты, приметы, поверья были обусловлены не столько христианским вероучением, сколько представлениями, характерными для славянского язычества. Календари бытовали в устной форме или в так называемых месяцесловах, лунниках, включавших в себя списки праздников и связанных с ними примет. Также в народном обиходе встречались деревянные календари (резы, бирки), на которых даты праздников и важнейшие события жизни отмечались зарубками.

Точками и ориентирами отсчета годового времени служили христианские праздники. Их названия обычно представляли собой интерпретацию церковных названий на местный лад: например, день св. Евдокии получил название дня Авдотьи Плющихи, день св. Афанасия - Афанасий Ломонос береги уши и нос. Отдельным христианским праздникам давалось народное название: крещенский сочельник - голодная кутья, праздник Рождества Иоанна Предтечи - Иван Купала Кроме того, время отсчитывалось по природным явлениям: наступлению заморозков, прилету птиц, росту и созреванию растений, а также по сезонам хозяйственной деятельности: началу пахоты, сева, жатвы, первому выгону скота, началу охоты и т.д.

Наступление нового года в народной традиции связывалось главным образом с весенним пробуждением природы. Однако начало нового года связывали и с зимним солнцеворотом, после которого день увеличивался на «куриный шаг». Святки, начало которых приходилось на 25 декабря /7 января, а конец на 6/19 января, считались временем рождения нового солнечного года. Именно поэтому годовой ритм жизни отсчитывался от святок до святок.

Год делился на четыре сезона: зиму, весну, лето, осень. Зиму встречали либо в Рождественский пост, либо в отдельные даты октября, ноября и декабря: Покров день, день памяти св. Козьмы и Демьяна (1/14 ноября), Андреев день (17/30 ноября), Введение. Ее окончание не имело точной датировки и смыкалось с началом весны, приходившейся в разных регионах на разное время: на Сретение, Трифонов день (1/14 февраля), день Авдотьи Плющихи или на Благовещение. Границы лета в народном календаре также не имели точной датировки, но обычно его начало совпадало с завершением Троицких празднеств, а конец приходился на период между Ильиным днем и Успением Богородицы. Середина летнего и зимнего периодов отмечалась двумя большими праздниками - Ивановым днем и Рождеством Христовым. Весна и осень воспринимались русскими как время переходное - межсезонье.

Основой годового ритма жизни было чередование будней и праздников. Будни - это прежде всего постоянная работа на полях, в хлеву, в доме, в ремесленных мастерских, это время забот, хлопот и усталости. Время праздника считалось священным и было наполнено радостью, весельем, смехом, развлечениями. Русские относились к празднику как к главному событию в круговерти человеческой жизни: «Мы целый год трудимся для праздника», «Жизнь без праздника, что еда без хлеба». Праздник - это прежде всего свобода от работы: «День свят - все дела спят». В это время занимались только самыми необходимыми делами, например уходом за скотом, приготовлением праздничной еды, а также делами, которые считались забавой, - сбором ягод и грибов, любительской рыбной ловлей и охотой. Все остальные работы были категорически запрещены. Нарушение запрета грозило, по народным представлениям, различного рода несчастиями: неурожаем, мором скота, пожаром, наводнением и др.

В праздничные дни все выглядело обновленным: дома, улицы, ограды, колодцы. Каждая изба внутри преображалась благодаря идеальной чистоте, новым половикам, развешанным по стенам лубочным картинкам и полотенцам с «украсами», расставленной по полкам праздничной утвари, затепленным у икон лампадами. Заметно менялось поведение людей. Характерными чертами праздничной жизни были застолье с «хорошей» едой и хмельными напитками, прием гостей и хождение в гости, пение песен, пляски, совместное гуляние одетых в «добрую» одежду мужчин и женщин по улице. Прогуливаясь, они старались говорить друг другу «приятственные» слова, были более веселы, раскованны и дружелюбны, чем в будни.

Праздничных дней в русском быту было довольно много: около 140 - 150 дней в году. В это число входили и воскресенья, которые служили регуляторами будничного и праздничного времени. В народную праздничную систему входили как праздники церковного календаря, так и праздники, не установленные Церковью. В России традиционно отмечались Пасха («праздник всех праздников», «торжество всех торжеств») и двунадесятые (т.е. двенадцать важнейших после Пасхи праздников), а также пять великих праздников: Обрезание Господне и память св. Василия Великого, Рождество Иоанна Предтечи, Святых апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. Большими праздниками считались Ильин день, Егорьев день, Николин день, престольные праздники. К большим, не установленным Церковью праздникам, относились: святки, масленица, заветные праздники [12].


Классификация праздников

 

Праздники - это такие замечательные дни, в которые, в соответствии с той или иной традицией, например народной или религиозной, принято проводить время весело, устраивая вечеринки с застольями, торжественные церемонии. Одним словом - выделять этот день из череды будней, какими-либо действиями, способствующими праздному времяпровождению, отдыху или отданием почестей и повышенному вниманию к какому-либо событию.

Календарь праздников может включать в себя как выходные дни, если праздники соответствуют очередности выходного дня в месяце, на который назначен праздник (обычно это профессиональные праздники), так и рабочие дни, если праздник соответствует определенной дате.

Также в календарь праздников входят религиозные праздники, международные праздники, профессиональные праздники, государственные официальные праздники, праздники неофициальные и личные праздники, касающиеся только конкретного человека, его семьи, или определенного круга лиц, друзей и знакомых. Самое большое количество праздников приходится на международные праздники, популярные и не очень, каждый из которых, в разных странах имеет разный приоритет и соответственно известность.

В нашей стране, самые известные и строго отмечаемыми международными праздниками являются: международный женский день (8 марта), международный день защиты детей (1 июня), день учителя (5 октября). В последние годы в России начали отмечать всемирный день здоровья (7 апреля), международный день борьбы за права инвалидов (5 мая), международный день пожилых людей (1 октября) и множество других. Вторыми по своему количеству, у нас являются профессиональные праздники, некоторые, из которых широко известны и отмечаются повсеместно, например уже упомянутый день учителя, день космонавтики (12 апреля), день радио (7 мая), день милиции (10 ноября). А так же и такие, которые известны не всем и отмечаются лишь теми, кто имеет непосредственное отношение к той или иной профессии, например, день банковского работника (10 мая) или день маркетолога (25 октября).

Но существуют масса профессиональных праздников, о существовании которых многие даже не догадываются. Например - Международный День Стоматолога - это одновременно и профессиональный и международный праздник. Отмечается он 9-го февраля, а традиция праздновать его связана с историей о святой Апполонии. Аполлония, жившая в III веке н.э., была дочерью александрийского чиновника. Уверовав в Христа в то время, когда остальные ее соотечественники были язычниками, вызвала гнев города. Требуя от неё отречения от христианства, девушку подвергли пыткам, в том числе вырвали все зубы, а потом хотели сжечь ее живьем. Но Аполлония не испугалась перед лицом смерти, а попросила ее развязать, и затем сама бросилась в огонь. Это настолько потрясло людей, что впоследствии родилась история о том, что стоит произнести имя святой Аполлонии, и зубная боль пройдет.

Что же до личных праздников, то это естественно дни рождения, годовщины свадеб и многие другие, которые отмечаются в кругу семьи и друзей, либо праздники, касающиеся определенной группы людей, например какая-нибудь годовщина восхождения группой товарищей на высочайшую вершину в районе города Урюпинска. Так что, если вам не хватает официальных праздников, создавайте свои и празднуйте, этим вы только увеличите количество позитива и положительных эмоций в своей жизни.

Государственные праздники России включают в себя официальные праздничные дни, объявляющиеся выходными днями, такие как, например День Победы (9 мая) или День России (12 июня), и официальные рабочие праздничные дни, в которые проводятся торжественные мероприятия, такие как день российского студенчества - Татьянин день (25 января) или День знаний (1 сентября). Неофициальные праздники устанавливает сам народ, они невероятно любимы, а их проведение давно уже стало доброй неизменной традицией, достаточно упомянуть Старый новый год (14 января) или день смеха (1 апреля).

В России, являющейся оплотом православия во всем мире, особо почитаемы религиозные праздники, причем, не только верующими, но и обычными гражданами. Об этом свидетельствует тот факт, что буквально каждый православный по своему рождению житель нашей страны знает и отмечает праздник Пасхи, Рождества Христова (7 января), который, кстати, имеет еще и статус государственного праздника. Мусульмане России широко отмечают свои традиционные религиозные праздники - Навруз (весенний мусульманский праздник равноденствия) и Ураза-Байрам (завершение поста в месяце Рамадан). [8]

 

История возникновения новогоднего праздника

Традиция отмечать начало нового года уходит своими корнями в далекое прошлое. У древних народов празднование Нового года обыкновенно совпадало с началом весны и полевых работ.

По мнению ученых, впервые Новый год начали праздновать в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры. В конце марта, после того как прибывала вода в Тигре и Евфрате, здесь начинались земледельческие работы. Это время считалось временем побед бога Мардука над силами разрушения и смерти.

В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами жители Месопотамии праздновали победу света над тьмой. Запрещалось работать, наказывать, вершить суды. Клинопись на одной из глиняных табличек рассказала, что это были дни необузданной свободы, когда весь мировой порядок переворачивался «с ног на голову».

В различных христианских странах в разные исторические периоды начало Нового года отмечалось 1 марта, 25 марта, 1 сентября, 23 сентября, 25 декабря. В древнем Риме начало нового года было связано с началом полевых работ, но в 46 году до н.э. римский император Юлий Цезарь перенес новогоднее празднование на 1 января. Римляне в этот день приносили жертвы богу Янусу и начинали крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным днем. Во Франции до 755 г. началом года считали 25 декабря, затем 1 марта, в XII веке его праздновали в день Пасхи, и только в 1564 года по указу короля Карла IX Новый год стал отсчитываться с 1 января. В Германии это произошло в XVI веке, а в Англии - в XVIII.

В России, со времен введения христианства, также начинали год или в марте или, реже, в день святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, 1 сентября. В этот день было велено платить дань, пошлины и различные оброки. Для того чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему и искать непосредственно у него правды и милости. Последний раз в сентябре Новый год на Руси был отпразднован в 1698 году. Оделяя каждого яблоком, царь называл каждого братом и поздравлял с Новым годом, с новым счастьем.

Накануне 1700 года Петр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю - 1 января. Петр повелел всем москвичам украсить свои дома и большие проезжие улицы сосновыми, еловыми, можжевеловыми ветвями. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Петр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету.

Началось празднование Нового года «по всей Белокаменной»: палили из пушек, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка, полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер. С тех пор этот праздник прочно закрепился в российском календаре.

Уже в ноябре на улицах городов появляются праздничная иллюминация и наряженные елки. Раньше люди верили, что, украшая елку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но новогодняя елка, украшенная всевозможными игрушками и гирляндами, по-прежнему является символом новогоднего праздника.

Еще один символ Нового года - Дед Мороз. В разных странах доброго старика называют по-разному: в Испании ─ папа Ноэль, в Румынии ─ Мош Джарилэ, в Голландии ─ Синте-Клаас, в Англии и Америке ─ Санта-Клаус, а в России ─ Дед Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. В одних странах предками Деда Мороза считают «местных» гномов, в других ─ средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек.

Среди предков старца есть и вполне реальный человек - архиепископ Николай, живший в IV веке в турецком городе Мира. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря Св. Николай стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.

Что же касается русского Дедушки, то существует мнение, что среди его родственников значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. В русском фольклоре можно найти много разных сказок и легенд о Морозе - хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. Когда же на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь. [4]

Елка в качестве новогоднего атрибута появилась при Петре Первом, и постепенно получила широкое распространение. Прижилась и распространенная в Европе традиция дарения подарков под елкой особым мифологическим персонажем. Этот персонаж, заведующий елкой - совсем не обязательно Санта Клаус: в разных странах в его роли могут выступать и гном, и Короли, и эльфы. В России конкретное имя у этого персонажа появилось не сразу. Называли дарителя и Дедушка Николай, и Старый Рупрехт (персонаж из немецкой традиции), добрый Морозко, Мороз Елкич… Но постепенно свое место у елки прочно занял Дед Мороз. Постепенно из злого персонажа, которым родители пугали детей, Мороз превращается в доброго волшебника, властителя зимнего леса, создающего зимний праздник. И поныне все знают, что живет Дед Мороз в лесу и дружит с лесными зверями и птицами. Сначала шуба его была синей (как указывающий на северное, холодное происхождение), на дореволюционных открытках можно встретить и белого Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красном костюме, хотя бывает что и в синей шубе. Внучка стала сопровождать Дедушку Мороза далеко не сразу. Появление Снегурочки возводят к древним фольклорным традициям. Старинная красивая сказка, где сделанная из снега Снегурка тает, прыгая через летний костер на праздник Ивана Купалы, символизирует смену зимы и лета. Благодаря опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», имевшей громадный успех, сказочный персонаж получает широкую известность. И Дед Мороз, и Снегурочка (признанная внучкой Дедушки) становятся персонажами стихов и картинок о Зиме, непременными участниками новогоднего детского праздника. Увы, не всегда судьба доброго Дедушки Мороза складывалась легко. После Октябрьской революции 1917 года, в 1920-х годах Дед Мороз стал подвергаться гонениям, как идеологически вредный персонаж (вместе с ни в чем не повинной елкой, как символом Нового года). Опала закончилась только в 1935 году, и сценаристы стали разрабатывать программы массовых новогодних елок, ведущими которых стали Дед Мороз и его внучка, Снегурочка. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом Союзов. После этого популярность персонажей продолжала расти, и Дед Мороз стал известен по всему Советскому Союзу. Постепенно он стал не только участвовать в праздниках елки, но и приходить в гости к детям и взрослым, поздравлять и дарить подарки. Традиция приглашать в дом Деда Мороза распространилась в советское время, в 1970-е годы, и жива по сей день. Теперь Дед Мороз - непременный участник не только детского Нового года, но и корпоративного праздника или банкета. У Дедушки сложились стойкие атрибуты: яркая шуба (красная или синяя), красный нос, валенки, посох и, конечно же, волшебный мешок с подарками. В наш век техники и прогресса в глубине души все дети по-прежнему верят в Деда Мороза, радуются его неожиданному приходу и взрослые. Ведь так хочется поучаствовать в настоящей сказке хотя бы раз в году. [3]

Мы не представляем себе Новый год без Снегурочки. Но всегда ли было так? И какова родословная веселой внучки Деда Мороза?

История возникновения спутницы Деда Мороза связана со святым Николаем. Поначалу святой появился в голландском порту Амстердама в сопровождении слуги - негра, которого впоследствии заменила девочка в белом. Исследователи считают, что именно эта девочка из снега, стала прообразом Снегурочки.

В русских сказках часто появляется девочка из снега, которой к весне суждено погибнуть. Прозвали ее снегуркой, Снежевиночкой. Это холодное дитя упоминалось то дочкой, то внучкой Мороза и Весны.

Когда-то, до принятия христианства, на Руси поклонялись языческим богам. Был среди них и Мороз, Морозко. Это был бог строгий и серьезный. Его мать - славянская богиня Буря Яга, которая со временем превратилась в бабу Ягу. А у Мороза была внучка, которую звали Снегурочкой. Она была ласковее и добрее своего деда, иногда жила зимой у людей и помогала им по хозяйству.

Но, если верить сказкам, то Снегурочка была не внучкой, а дочкой Деда Мороза и приходилась внучкой Кощею Бессмертному - прообразу древнего славянского злого бога Чернобога. Его дочь, Снежная Царица, вышла замуж за Мороза, и у них появилась дочка Снегурочка.

Может, не так важно, кто кому внучка, а кто кому дед… А справлять Новый год со Снегурочкой Дед Мороз стал не так давно, в начале XX века. Придумал Снегурочку русский драматург А.Н. Островский. А до этого с приходом весны под лучами горячего солнышка во всех песнях и сказках она таяла. В стихах и старых сказках говорится о холодном сердце внучки Деда Мороза. А доброй волшебницей, помогающей дедушке во всех новогодних делах, Снегурочку сделали в середине XX века авторы советских елочных представлений. Снегурочка - обязательный персонаж новогоднего праздника и спутница Деда Мороза только в России. А во многих странах мира Санта - Клаусы остаются одинокими. [2]

Новый год на протяжении уже более трех столетий остается одним из самых любимых праздников в нашей стране. Этот праздник настолько любим, что в России существует непонятная для многих иностранцев традиция в ночь с 13 на 14 января отмечать «старый» Новый год. Это традиция родилась после революции. В 1918 году по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к ХХ столетию обогнал Юлианский на 13 дней. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю.

С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января. Это было тяжелое время и для Петрограда, и для всей России. В середине декабря 1918 года петроградцы ели в основном редьку да осклизлую селедку, хлеба не было вовсе. Новый год встретили уныло. Большинство так и не поняли, праздновать его по старому или по новому стилю. К тому же отказ Церкви переходить на новый календарь вызвал большую проблему для верующих людей: Новый год по новому стилю приходился на последнюю, самую стогую неделю поста. Вероятно, именно тогда в России возникла парадоксальная традиция отмечать еще и «старый» Новый год по старому Юлианскому календарю. [4]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...