Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как проблема социологии культуры

Социология культуры

МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ

Как проблема социологии культуры

.

Проблема критериев различения массовой и элитарной культур приобретает все

более социологизированную направленность. Доступность или недоступность, востре-

бованность или невостребованность остаются ведущими основаниями для дифферен-

циации явлений культуры. Содержательные характеристики элитарной и

массовой культур остаются на периферии рефлексии. Гендерный подход, казалось бы,

столь далекий от проблем элитарной культуры, напротив, в своем недолгом развитии

прошел путь от явно биоцентрированного концепта через превращение в одно из веду-

щих направлений социологии до культурологического феномена. Соотнесение проблем

массовой и элитарной культуры с современными тенденциями развития концепции

тендера становится, на наш взгляд, приемом, эвристичным для исследования данных

проблем. Рассмотрение тендера как социокультурного феномена затрагивает вопрос о

том, какие его характеристики и каким образом отражаются в массовой и элитарной

культурах. Рассмотрим понимание тендера в различных концепциях.

Понятие "гендер", введенное в обиход социологических исследований к середине XX

века, с самого начала актуализировало проблему соотношения биологического и

социального. Традиционное выстраивание понятия "гендер" с опорой на понятие "био-

логический пол", в различных модификациях дожившее до наших дней, биологизирует

социальные параметры человеческой жизни. Теория полового диморфизма

Геодокяна, направленная на подтверждение многочисленных социально-психологиче-

ских отличий мужчин и женщин, также является одной из современных биоцент-

ристских концепций тендера. Разнообразные феминистские течения, существенно

различающиеся по своим философско-аксиологическим основаниям, объединяются

тезисом "женщиной не рождаются, ею становятся".

Научно-методологическая обоснованность социологической объяснительной модели

тендера была подтверждена, с одной стороны, ее позитивным влиянием на выявление

новых проблем дихотомии и контроверз в философском знании, а с другой

стороны, развитием принципиально новых методов социологических исследований.

Несмотря на существенные различия между био- и социоцентрированными подхо-

дами к проблеме тендера между ними оказалось много общего. В центре анализа и

того, и другого подхода - проблема женщин. Парадокс, но, акцентируя проблему жен-

щин, оба подхода репрессировали, с точки зрения науки, проблему мужчин. А может

ли концепция гендера претендовать на полноценность, если предметом исследования

по преимуществу становятся особенности женщин? Сам гендер в обоих подходах

постепенно утратил статус предмета исследования и стал основой метода, психо-

физиологического в биоцентрированных концепциях и социологического в социоцентри-

рованных. На наш взгляд, определение понятия "гендер" нуждается в выделении

характеристик, изначально синтезирующих био- и социосоставляющие.

Одной из таких характеристик является сексуальный опыт индивида, который, с

одной стороны, определяется сексуальной ориентацией, по большей части биологи-

чески детерминированной, а с другой стороны, нормами половой морали, явной со-

циальной детерминантой. Другой синтетической характеристикой становится система

ценностей. Исследования показывают, что структура ценностей, их иерархия опре-

деляются полом не в меньшей степени, чем возрастом или профессией. В контексте

проблемы тендера особое значение приобретает содержание и значение ценностей

организации семейной жизни. Так, ориентация мужчины и женщины на создание тради-

ционной семьи свидетельствует о соответственно мужской системе ценностей у муж-

чин и женской у женщин. Направленность на эгалитарную или нетрадицион-

ную семью у женщин свидетельствует о преобладании мужских ценностей, а направ-

ленность мужчины на нетрадиционную семью - о доминировании женских

Определение и типизация тендеров детерминируется также социальным статусом

человека. Эта взаимосвязь имеет двусторонний характер. Изменения в социальном

статусе, несомненно, могут повлечь изменения в системе ценностей, жизненном, в том

числе и сексуальном, опыте и наоборот.

Итак, на основе 4-х выделенных критериев: 1) биологического пола (мужского или

женского); 2) преобладающего сексуального опыта (гетеросексуального, бисексуаль-

ного, гомосексуального или отсутствия опыта); 3) структуры ценностных ориентаций

(мужской или женской); 4) социального статуса (высокого или низкого), - могут быть

определены 32 типа возможных сочетаний характеристик, названные нами гендерными

типами.

Большинство типов может быть проанализировано с точки зрения их динамики

представленности в обществе, выполняемых социальных функций, реально сущест-

вующих и вероятных путей их преобразования. Однако задача изучения представ-

ленности каждого из гендер-типов, опредметившая разработку данной типизации,

предполагает оценку репрезентации гендерных типов не только в социуме, но и в

явлениях культуры. Более того, подобный ход анализа позволяет ввести новые кри-

терии сопоставления массовой и элитарной культур. Соотношение представленности

гендер-типа в социуме и произведениях культуры выступает в качестве одного из

действенных путей осуществления прогнозирования динамики социальных процессов.

Анализ литературных и художественных произведений показывает, что наиболее

распространенными в современной российской действительности являются типы, кото-

рые характеризуются гетеросексуальным опытом, низким социостатусом и мужской

структурой ценностей у мужчин и женской - у женщин. Социальный портрет мужчин с

таким гендерным типом включает следующие характеристики: возраст - от 30 и

выше; образование - среднее, гораздо реже - высшее; профессиональная занятость -

непостоянная, нередко безработный (при наличии высшего образования возможна либо

работа не по специальности, либо низкооплачиваемая - по специальности). Данный тип

обозначает одну из ведущих проблем общества - деградацию значительной части

мужского населения страны. Гетеро-характер сексуального опыта и мужская струк-

тура ценностей демонстрирует изначальную ориентацию этого типа мужчин на

создание традиционной семьи. В то же время низкий социальный статус, отсутствие

его положительной динамики препятствуют гармоничной полоролевой идентификации

мужчин в семье. Это приводит к разрушению семьи, которое характеризуется де-

структивными способами разрыва отношений. Итак, для данного типа соотношение

образующих его характеристик имеет выраженный конфликтный характер. Этот

разряд мужчин выполняет самую тяжелую физическую работу; они составляют

основную массу тех, кто служит в армии, их социально-типические черты воплощают

"русский" характер. Одной из ведущих функций этого гендер-типа можно считать

противостояние (возможно и асоциального характера) феминизации мужчин. Неодно-

значность этого гендер-типа подтверждается и его представленностью в отечествен-

ной литературе 70-90-х годов. В романе "Москва-Петушки" В. Ерофеева, рассказах

В. Пьецуха, Э. Лимонова показана, с одной стороны, с неприкрытой жесткостью

обреченность этого гендер-типа, а с другой стороны, явная ориентация на гештальт-

принцип жизни "здесь и теперь".

Нередко современная российская семья состоит из мужчины вышеописанного ген-

дертипа и женщины с традиционно женской структурой ценностей и таким же низким

социальным статусом. Конфликтный характер данный женский гендер-тип приобре-

тает в том случае, если статус жены несколько выше статуса мужа, либо статус жен-

щины имеет положительную динамику. В данном случае наблюдается как внутренний,

так и внешний конфликт. Традиционное распределение ролей в семье предписывает

женщине подчиненную роль, и возможность повышения статуса женщины независимо

от статуса мужа входит в противоречие с установкой "быть ниже" супруга на социаль-

ной лестнице. Таким образом, женщина этого типа оказывается перед выбором:

сохранение прежнего гендер-типа или по сути его смена, связанная с маскулинизацией

системы ценностей и повышением социостатуса. Именно лабильность данного гендер-

типа определяет его социальную функцию: оптимизацию социостатуса женщины,

поиск реальных путей изменения своей жизни и жизни своих детей. Женщины этого

гендер-типа осваивают новые сферы мелкого предпринимательства и бизнеса, что

существенно изменяет и взаимосвязь характеристик их гендер-типа.

Несмотря на то, что вышеописанные мужской и женский гендер-типы являются

самыми распространенными в социуме, в отечественной массовой культуре они

практически не представлены. Попытка создания российского социально-проблемного

кино была сразу же определена как "чернуха", угнетающе действующая на и без того

стрессированное население. Однако зарубежные фильмы с участием персонажей,

имеющих эти гендер-типы, пользуются несомненным успехом. И дело не только в

непосредственно эстетических достоинствах западных фильмов. Проблемы мужчин и

женщин с низким социостатусом всегда рассматриваются и с точки зрения эффектив-

ности деятельности различных государственных институтов, направленной на решение

этих проблем, тогда как в российским социальном кино персонажи остаются наедине со

своими трудностями.

Следующая пара гендер-типов также характеризуется низким социостатусом.

гетеросексуальным опытом, но мужской структурой ценностей у женщин и женской -

у мужчин. Несмотря на их меньшую по сравнению с предыдущей парой типов

распространенность в социуме, эти гендер-типы занимают определенную нишу в

массовой культуре и сознании. Данный женский гендер-тип реализовал социальный

заказ на новую женщину, сформировавшийся в период активного строительства со-

циализма. Недостаток трудовых ресурсов среди мужчин определил привлечение жен-

щин на выполнение наиболее тяжелой, малооплачиваемой работы. Устойчивость и

живучесть этого гендер-типа в национальном сознании отразились в одном из попу-

лярных роликов "Русского проекта" К. Эрнста, в котором популярнейшие актрисы

Н. Мордюкова и Р. Маркова исполняют роли рельсоукладчиц. Несомненно, отечест-

венная культура имеет давнюю традицию одновременного омужествления и идеали-

зации образа женщины - представительницы низших слоев населения (достаточно

вспомнить женские портреты поэзии Некрасова). Значительную роль в распростра-

нении и закреплении данного гендер-типа сыграли сталинские репрессии. Многие от-

правленные в лагеря женщины вынуждены были сменить систему ценностей ради

выживания. Социальная функция этого гендер-типа очевидна: выживание в любых,

самых катастрофических условиях. То, что женщины этого типа становятся одними из

самых распространенных персонажей национального анекдота (тещи, сварливые жены,

мужеподобные женщины-коллеги), подтверждает укорененность подобного сочета-

ния гендерных характеристик в массовом сознании.

Мужчина, характеризующийся женской структурой ценностей, гетеросексуальным

опытом и низким социостатусом, также часто действующий герой русского анекдота.

Данный мужской гендер-тип, как и только что рассмотренный женский, имеет давнюю

историю становления в массовом сознании. В русских сказках существует целая гале-

рея персонажей (Емеля, Иванушка-дурачок), реализующих данный гендер-тип, кото-

рый оказывается в массовом сознании тесно связанным с соответствующим женским

гендер-типом. Примером такой связки может быть часто фигурирующий в анекдоте

дуэт сильной, но простодушной тещи и слабого, но изворотливого зятя.

Рассмотрение уже 4 гендер-типов показало, что представленность гендер-типа в

реальном социуме еще не становится достаточным фактором его репрезентирован-

ности в культуре и сознании. Гендер-типы, которые будут описаны ниже, не являются

достаточно распространенными. Тем не менее, в массовом сознании и современной

культуре они наиболее представлены. Речь идет о типах с высоким социостатусом и

гетеросексуальным опытом.

Так, мужской гендер-тип, включающий эти характеристики и мужскую систему

ценностей, определяет характер главных действующих персонажей-мужчин мыльных

опер и женских романов. Одним из распространенных российских представителей этого

типа становится "новый русский", хотя он гораздо реже фигурирует в современном

российском фольклоре по сравнению с американским. Скорее виртуальное, чем

реальное существование этого гендер-типа обусловлено тем, что он в большей сте-

пени является традиционным предписанием для поведения мужчин, чем реальной

комплексной характеристикой определенной социальной группы. Утрированная муже-

ственность данного гендер-типа может быть соотнесена с культом мачо, который не

имеет однозначной оценки в современной культуре.

Соответствующий только что описанному мужскому гендер-типу женский тип

характеризуется гетеросексуальным опытом и представлен персонажами 2-х типов:

женщиной с изначально высоким социостатусом, и потому необремененной достижени-

ем большего, или (обычно) главной героиней сериала или романа, с помощью удачного

замужества значительно повышающей свой социостатус. Воплощение этого гендер-

типа в "мыльных операх" и его представление в социуме отличаются друг от друга с

точки зрения проблемности. Героини фильмов не испытывают настоящих трудностей

и, возможно, страдают лишь от надуманных проблем, тогда как в психотерапев-

тической практике широко известен синдром жены босса, возникновение которого

непосредственно связано с рассматриваемыми гендерными характеристиками. Один из

культовых романов XX века, "Унесенные ветром" М. Митчелл, построен на перипе-

тиях судьбы женщины, изначально обладавшей рассматриваемым гендер-типом, а

затем под действием внешних обстоятельств утратившей свой высокий социостатус.

Судьба Скарлетт с точки зрения предложенной типизации тендеров - последователь-

ная смена 4 гендер-типов: от типа с высоким статусом и женской системой ценностей к

низкому статусу и тем же ценностям, затем смена ценностей, а под действием этого -

преобразования и возвращение высокого социостатуса.

Женский гендер-тип, который характеризуется высоким социостатусом, гетеросек-

суальным опытом и мужской структурой ценностей, реализует образ полноценно

живущей женщины. Однако различные социально-психологические исследования пока-

зывают, что установки российских деловых женщин, представляющих данный гендер-

тип, противоречивы. Их деловая активность соподчинена задаче обеспечения

семьи, хотя известно, что профессиональная деятельность женщины содействует

сохранению семьи, если женщина работает с целью самореализации. Итак,

структура ценностей "деловых" россиянок конфликтна.

Как и в социуме, в отечественной массовой культуре деловая активность женщин

представляется необходимым условием выживания, но не средством реализации.

Появление в жизни такой героини "настоящего" мужчины и "настоящей" любви

преобразует женский гендер-тип (как, например, в фильме "Москва слезам не верит").

Возникает вопрос, чем объясняется подобное согласие? Тем, что романы и сериалы

отражают реальность? Или тем, что массовая культура создает стереотип отношения

к данному гендеру? Или и реальное, и культурное воплощение поддерживают друг

друга?

Рассматриваемый тип с точки зрения своих социальных функций является преем-

ником другого типа, отличающегося от данного представленностью сексуального опы-

та. Сочетание высокого статуса, мужской системы ценностей и отсутствия сексуаль-

ного опыта ранее соответствовало идеалам феминистского движения [2]. Отказ от

личной жизни оказывался тесно связанным с мужской системой ценностей. Удачным

воплощением этого гендер-типа и отношения к нему стал фильм Э. Рязанова "Слу-

жебный роман". Ирреальность сюжета фильма заключается не только в смене гендер-

типа героини А. Фрейндлих на противоположный, но и в том, что это превраще-

ние спровоцировано таким же кардинальным преобразованием гендер-типа героя

A. Мягкова. Под влиянием постмодернизма феминистское движение вместо прежнего

игнорирования женской сексуальности сделало ее одним из объектов маскулинизации.

Изменилась и общественная мораль, ранее предписывавшая женщине вне брака

половое воздержание. Смягчилась жестоко поставленная дилемма "Либо работа, либо

семья". Таким образом, несмотря на представленность данного типа в массовой

культуре, в реальном социуме он уходит в прошлое.

Итак, в массовой культуре представлены не столько самые распространенные

гендер-типы, сколько предписания для большинства. С уверенностью можно заклю-

чить, что почти все сюжеты мыльных опер построены на преобразовании социостатуса

и/или системы ценностей героев, которое влечет за собой другие изменения.

Сексуальный опыт имеет мало значения, поскольку само собой разумеется, что

подавляющее большинство персонажей - гетеросексуалы. Можно выдвинуть предпо-

ложение, что, с точки зрения гендерного подхода, массовая и элитарная культуры

отличаются тем, какие характеристики, определяющие гендер, актуализируются.

В массовой культуре - это социальный статус и его влияние на изменение системы

ценностей, а в элитарной - это сексуальный опыт и его взаимосвязь с системой

ценностей.

Проблема самоопределения сексуальных меньшинств остается одним из пробных

камней общественной толерантности. Несмотря на недавнюю легализацию гомосек-

суальных отношений, в массовом сознании сохраняются установки на восприятие их

как социально опасного явления. Неслучайно в прессе проблему гомосексуалов по

преимуществу рассматривают в контексте "голубой" политической или эстрадной

"мафии", развращенности современной церкви, распространения СПИДа и т.д.

В то же время массовое сознание нередко связывает нетрадиционный секс с

проявлением элитарности. Развенчивая стереотипы американской массовой культуры,

B. Набоков в романе "Лолита" вводит в повествование персонаж - гомосексуала,

показная элитарность которого противопоставлена настоящему аристократизму

Гумберта. Но и в элитарной культуре XX века превратности гомосексуальной

любви становятся лабораторией исследования самых сложных аспектов психической

жизни. Утвердившееся со времен 3. Фрейда положение о сложно организованной

структуре личности гомосексуалов находит все большее подтверждение и в

современных социально-психологических исследованиях. Таким образом,

соотношение структуры ценностей и рода сексуального опыта оказывается опреде-

ляющим для анализа гендер-типов с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Мужской и женский гендер-типы, сочетающие бисексуальный опыт, высокий статус

и мужскую структуру ценностей, весьма схожи. Ведущим в поведении становится

вседозволенность. В качестве примеров можно привести персонажей-злодеев маркизу

де Мертерей ("Опасные связи", Ш. Лакло) и барона (фильм "Кабаре"). Бисексуальность этих героев во многом является средством, подтверждающим их неограниченные возможности во властвовании над другими. Маркиза так описывает соблазнение невинной девушки: "...На меня нашла прихоть удостовериться, на какую такую

защиту она способна, и я, всего-навсего женщина, от слова к слову, до того вскружила ей голову, что...". Аналогично, для барона отношения с главными героями

имеют смысл постольку, поскольку ему удается соблазнить очевидно привязанных

друг к другу мужчину и женщину.

Следующая пара гендер-типов характеризуется сочетанием гомосексуального

опыта, высокого социостатуса, мужской системы ценностей. По своему социально-

психологическому содержанию эти типы близки только что описанным. В качестве

примеров можно привести персонажи романа М. Пруста "В поисках утраченного

времени" барона Шарлю и мадмуазель Вентейль. Общей чертой для мужского и жен-

ского гендер-типов становится подчеркивание сверхмужественного поведения. Только

если в мужском гендере эта черта выполняет функцию и маскировки, и привлечения

внимания, то в женском - привлечения внимания. Гомосексуальный опыт в сочетании с

мужской структурой ценностей в мужском гендере обусловливает большую внешнюю

конфликтность, а в женском - внутреннюю. Так, Паламед Шарлю с удовольствием

постоянно ссорится со своими родственниками, подчеркивая тем самым свою незави-

симость, а значит и мужественность. Публичное оскорбление Шарлю в салоне буржуа-

выскочек Вердюренов, вследствие обнаружения его гомосексуальности, приводит

только к усилению позиций барона в его аристократической семье. По

сравнению с образом Шарлю история дочери Вентейля только обозначена. Внутрен-

няя конфликтность этого типа представлена через указание на частую смену партне-

ров (по сути их обезличенность), разрыв отношений с семьей. Представители данных

гендеров стремятся, с одной стороны, стать референтами для своих партнеров, а с

другой стороны, сохранить признание и в традиционном социальном окружении.

Сочетание низкого социального статуса с бисексуальным опытом, мужской струк-

турой ценностей характеризует гендер-типы, которые включают сексуальные отношения в решение несексуальных проблем. Одним из ярких представителей этой группы

гендер-типов можно считать еще одного персонажа упомянутого романа М. Пруста,

скрипача Мореля. Многочисленные гомосексуальные интрижки способствуют завоеванию популярности и более высокого социостатуса, тогда как матримониальные наме-

рения Мореля искренни и непосредственны. Представительницей соответствующего

женского гендера можно считать одну из центральных героинь романа, Альбертину.

Известно, что прообразом Альбертины был личный секретарь Пруста, тем не менее в

романе Альбертина - женщина. На наш взгляд, это еще раз убеждает в большей

значимости характера сексуального опыта, нежели пола для определения гендеров

людей с нетрадиционной ориентацией.

Можно предположить, что бисексуальный опыт оказывается тесно связанным с

социальным статусом и его динамикой. Так в гендер-типах, характеризующихся высо-

ким социостатусом и женской структурой ценностей, приобретение разнообразного

интимного опыта становится и подтверждением принадлежности к группе избранных, и

средством разнообразить пресыщенную жизнь. Одним из ярких представителей этого

гендер-типа становится Робер Сен-Лу, который, избавившись от любви к женщине

более низкого сословия и ударившись во все тяжкие, приобретет ранее утраченное

одобрение родственников-аристократов.

Из описания гендер-типов с би- или гомосексуальным опытом следует, что их

реализация требует либо личной отваги, либо высокого социостатуса, а иногда и того,

и другого одновременно. Поэтому гендер-типы, сочетающие би- или гомосексуальный

опыт с низким социостатусом и женской структурой ценностей, скорее всего,

описывают людей, которые вынуждены так себя вести, например, заключенных.

Предложенная гендерная типизация позволила проанализировать некоторые тенденции в развитии массовой и элитарной культуры. Последние, с точки зрения ген-

дерного подхода, оказываются далеко не полным отражением многообразия прояв-

лений гендерных типов. Массовая культура, сосредоточившись на взаимосвязи социостатуса и системы ценностей, минимизирует значение сексуального опыта. В элтартарной культуре в тени остается соотношение социостатуса и пола с другими характеристиками гендер-типа. Открытым остается вопрос, является ли представленность

разнообразных гендер-типов как в социуме, так и в массовом сознании одним из

условий формирования столь необходимой нашему обществу терпимости.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М: Аграф, 1997.

2. Юлина Н.С. Женщина, семья и общество. Дискуссии в феминистской мысли США // Вопросы

философии. 1994. № 9. С. 132-146.

3. Геодакян В.А. Половой диморфизм и эволюция длительности онтогенеза и его стадий //Доклады АН

СССР. 1982. Т. 263. № 6. С. 1475-1480.

4. Алещина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель

межличностных отношений супруга // Вестн. Моск. гос. ун-та, Сер. 14, Психология. 1989. № 2.

5. Дружинин В.Н., Савченко И.А. Анекдот как зеркало русской семьи // Психологическое обозрение. 1996.

№ 1(2). С. 18-21.

6. Митчелл М. Унесенные ветром. Роман: В 2 т. М.: Правда, 1991.

7. Хащенко В.А., Турецкая Г.В. Социально-психологическая характеристика женщин-предпринимателей //

Совместная деятельность в условиях социально-экономических изменений. М.. 1997.

8. Набоков В. Машенька. Лолита. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1990.

9. Фрейд 3. Леонардо. Рига: БФ "Паритет", 1990.

10. Dannecker M. Odipus, schnodipus - Homosexualiat und Mutterliebe // Kursbuch. В., 1998.

11. Кудрявцев И.А., Дозорцева Е.Г. Смысловая сфера у лиц с особенностями психосексуальной ориентации //

Психологический журнал. 1993. № 4.

12. Schillz M.-A. Parcours de jeunes koncosexuels dans le contente du vie: La conquete de modes de vie // Population.

P., 1997.

13.Лакло Ш. Опасные связи. М.: Камея, 1992.

14. Пруст М. В поисках утраченного времени. Содом и Гоморра. М.: Крус, 1992.__

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...