Как проблема социологии культуры
Социология культуры МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ Как проблема социологии культуры . Проблема критериев различения массовой и элитарной культур приобретает все более социологизированную направленность. Доступность или недоступность, востре- бованность или невостребованность остаются ведущими основаниями для дифферен- циации явлений культуры. Содержательные характеристики элитарной и массовой культур остаются на периферии рефлексии. Гендерный подход, казалось бы, столь далекий от проблем элитарной культуры, напротив, в своем недолгом развитии прошел путь от явно биоцентрированного концепта через превращение в одно из веду- щих направлений социологии до культурологического феномена. Соотнесение проблем массовой и элитарной культуры с современными тенденциями развития концепции тендера становится, на наш взгляд, приемом, эвристичным для исследования данных проблем. Рассмотрение тендера как социокультурного феномена затрагивает вопрос о том, какие его характеристики и каким образом отражаются в массовой и элитарной культурах. Рассмотрим понимание тендера в различных концепциях. Понятие "гендер", введенное в обиход социологических исследований к середине XX века, с самого начала актуализировало проблему соотношения биологического и социального. Традиционное выстраивание понятия "гендер" с опорой на понятие "био- логический пол", в различных модификациях дожившее до наших дней, биологизирует социальные параметры человеческой жизни. Теория полового диморфизма Геодокяна, направленная на подтверждение многочисленных социально-психологиче-
ских отличий мужчин и женщин, также является одной из современных биоцент- ристских концепций тендера. Разнообразные феминистские течения, существенно различающиеся по своим философско-аксиологическим основаниям, объединяются тезисом "женщиной не рождаются, ею становятся". Научно-методологическая обоснованность социологической объяснительной модели тендера была подтверждена, с одной стороны, ее позитивным влиянием на выявление новых проблем дихотомии и контроверз в философском знании, а с другой стороны, развитием принципиально новых методов социологических исследований. Несмотря на существенные различия между био- и социоцентрированными подхо- дами к проблеме тендера между ними оказалось много общего. В центре анализа и того, и другого подхода - проблема женщин. Парадокс, но, акцентируя проблему жен- щин, оба подхода репрессировали, с точки зрения науки, проблему мужчин. А может ли концепция гендера претендовать на полноценность, если предметом исследования по преимуществу становятся особенности женщин? Сам гендер в обоих подходах постепенно утратил статус предмета исследования и стал основой метода, психо- физиологического в биоцентрированных концепциях и социологического в социоцентри- рованных. На наш взгляд, определение понятия "гендер" нуждается в выделении характеристик, изначально синтезирующих био- и социосоставляющие. Одной из таких характеристик является сексуальный опыт индивида, который, с одной стороны, определяется сексуальной ориентацией, по большей части биологи- чески детерминированной, а с другой стороны, нормами половой морали, явной со- циальной детерминантой. Другой синтетической характеристикой становится система ценностей. Исследования показывают, что структура ценностей, их иерархия опре- деляются полом не в меньшей степени, чем возрастом или профессией. В контексте
проблемы тендера особое значение приобретает содержание и значение ценностей организации семейной жизни. Так, ориентация мужчины и женщины на создание тради- ционной семьи свидетельствует о соответственно мужской системе ценностей у муж- чин и женской у женщин. Направленность на эгалитарную или нетрадицион- ную семью у женщин свидетельствует о преобладании мужских ценностей, а направ- ленность мужчины на нетрадиционную семью - о доминировании женских Определение и типизация тендеров детерминируется также социальным статусом человека. Эта взаимосвязь имеет двусторонний характер. Изменения в социальном статусе, несомненно, могут повлечь изменения в системе ценностей, жизненном, в том числе и сексуальном, опыте и наоборот. Итак, на основе 4-х выделенных критериев: 1) биологического пола (мужского или женского); 2) преобладающего сексуального опыта (гетеросексуального, бисексуаль- ного, гомосексуального или отсутствия опыта); 3) структуры ценностных ориентаций (мужской или женской); 4) социального статуса (высокого или низкого), - могут быть определены 32 типа возможных сочетаний характеристик, названные нами гендерными типами. Большинство типов может быть проанализировано с точки зрения их динамики представленности в обществе, выполняемых социальных функций, реально сущест- вующих и вероятных путей их преобразования. Однако задача изучения представ- ленности каждого из гендер-типов, опредметившая разработку данной типизации, предполагает оценку репрезентации гендерных типов не только в социуме, но и в явлениях культуры. Более того, подобный ход анализа позволяет ввести новые кри- терии сопоставления массовой и элитарной культур. Соотношение представленности гендер-типа в социуме и произведениях культуры выступает в качестве одного из действенных путей осуществления прогнозирования динамики социальных процессов. Анализ литературных и художественных произведений показывает, что наиболее распространенными в современной российской действительности являются типы, кото- рые характеризуются гетеросексуальным опытом, низким социостатусом и мужской структурой ценностей у мужчин и женской - у женщин. Социальный портрет мужчин с
таким гендерным типом включает следующие характеристики: возраст - от 30 и выше; образование - среднее, гораздо реже - высшее; профессиональная занятость - непостоянная, нередко безработный (при наличии высшего образования возможна либо работа не по специальности, либо низкооплачиваемая - по специальности). Данный тип обозначает одну из ведущих проблем общества - деградацию значительной части мужского населения страны. Гетеро-характер сексуального опыта и мужская струк- тура ценностей демонстрирует изначальную ориентацию этого типа мужчин на создание традиционной семьи. В то же время низкий социальный статус, отсутствие его положительной динамики препятствуют гармоничной полоролевой идентификации мужчин в семье. Это приводит к разрушению семьи, которое характеризуется де- структивными способами разрыва отношений. Итак, для данного типа соотношение образующих его характеристик имеет выраженный конфликтный характер. Этот разряд мужчин выполняет самую тяжелую физическую работу; они составляют основную массу тех, кто служит в армии, их социально-типические черты воплощают "русский" характер. Одной из ведущих функций этого гендер-типа можно считать противостояние (возможно и асоциального характера) феминизации мужчин. Неодно- значность этого гендер-типа подтверждается и его представленностью в отечествен- ной литературе 70-90-х годов. В романе "Москва-Петушки" В. Ерофеева, рассказах В. Пьецуха, Э. Лимонова показана, с одной стороны, с неприкрытой жесткостью обреченность этого гендер-типа, а с другой стороны, явная ориентация на гештальт- принцип жизни "здесь и теперь". Нередко современная российская семья состоит из мужчины вышеописанного ген- дертипа и женщины с традиционно женской структурой ценностей и таким же низким социальным статусом. Конфликтный характер данный женский гендер-тип приобре- тает в том случае, если статус жены несколько выше статуса мужа, либо статус жен-
щины имеет положительную динамику. В данном случае наблюдается как внутренний, так и внешний конфликт. Традиционное распределение ролей в семье предписывает женщине подчиненную роль, и возможность повышения статуса женщины независимо от статуса мужа входит в противоречие с установкой "быть ниже" супруга на социаль- ной лестнице. Таким образом, женщина этого типа оказывается перед выбором: сохранение прежнего гендер-типа или по сути его смена, связанная с маскулинизацией системы ценностей и повышением социостатуса. Именно лабильность данного гендер- типа определяет его социальную функцию: оптимизацию социостатуса женщины, поиск реальных путей изменения своей жизни и жизни своих детей. Женщины этого гендер-типа осваивают новые сферы мелкого предпринимательства и бизнеса, что существенно изменяет и взаимосвязь характеристик их гендер-типа. Несмотря на то, что вышеописанные мужской и женский гендер-типы являются самыми распространенными в социуме, в отечественной массовой культуре они практически не представлены. Попытка создания российского социально-проблемного кино была сразу же определена как "чернуха", угнетающе действующая на и без того стрессированное население. Однако зарубежные фильмы с участием персонажей, имеющих эти гендер-типы, пользуются несомненным успехом. И дело не только в непосредственно эстетических достоинствах западных фильмов. Проблемы мужчин и женщин с низким социостатусом всегда рассматриваются и с точки зрения эффектив- ности деятельности различных государственных институтов, направленной на решение этих проблем, тогда как в российским социальном кино персонажи остаются наедине со своими трудностями. Следующая пара гендер-типов также характеризуется низким социостатусом. гетеросексуальным опытом, но мужской структурой ценностей у женщин и женской - у мужчин. Несмотря на их меньшую по сравнению с предыдущей парой типов распространенность в социуме, эти гендер-типы занимают определенную нишу в массовой культуре и сознании. Данный женский гендер-тип реализовал социальный заказ на новую женщину, сформировавшийся в период активного строительства со- циализма. Недостаток трудовых ресурсов среди мужчин определил привлечение жен- щин на выполнение наиболее тяжелой, малооплачиваемой работы. Устойчивость и живучесть этого гендер-типа в национальном сознании отразились в одном из попу- лярных роликов "Русского проекта" К. Эрнста, в котором популярнейшие актрисы Н. Мордюкова и Р. Маркова исполняют роли рельсоукладчиц. Несомненно, отечест-
венная культура имеет давнюю традицию одновременного омужествления и идеали- зации образа женщины - представительницы низших слоев населения (достаточно вспомнить женские портреты поэзии Некрасова). Значительную роль в распростра- нении и закреплении данного гендер-типа сыграли сталинские репрессии. Многие от- правленные в лагеря женщины вынуждены были сменить систему ценностей ради выживания. Социальная функция этого гендер-типа очевидна: выживание в любых, самых катастрофических условиях. То, что женщины этого типа становятся одними из самых распространенных персонажей национального анекдота (тещи, сварливые жены, мужеподобные женщины-коллеги), подтверждает укорененность подобного сочета- ния гендерных характеристик в массовом сознании. Мужчина, характеризующийся женской структурой ценностей, гетеросексуальным опытом и низким социостатусом, также часто действующий герой русского анекдота. Данный мужской гендер-тип, как и только что рассмотренный женский, имеет давнюю историю становления в массовом сознании. В русских сказках существует целая гале- рея персонажей (Емеля, Иванушка-дурачок), реализующих данный гендер-тип, кото- рый оказывается в массовом сознании тесно связанным с соответствующим женским гендер-типом. Примером такой связки может быть часто фигурирующий в анекдоте дуэт сильной, но простодушной тещи и слабого, но изворотливого зятя. Рассмотрение уже 4 гендер-типов показало, что представленность гендер-типа в реальном социуме еще не становится достаточным фактором его репрезентирован- ности в культуре и сознании. Гендер-типы, которые будут описаны ниже, не являются достаточно распространенными. Тем не менее, в массовом сознании и современной культуре они наиболее представлены. Речь идет о типах с высоким социостатусом и гетеросексуальным опытом. Так, мужской гендер-тип, включающий эти характеристики и мужскую систему ценностей, определяет характер главных действующих персонажей-мужчин мыльных опер и женских романов. Одним из распространенных российских представителей этого типа становится "новый русский", хотя он гораздо реже фигурирует в современном российском фольклоре по сравнению с американским. Скорее виртуальное, чем реальное существование этого гендер-типа обусловлено тем, что он в большей сте- пени является традиционным предписанием для поведения мужчин, чем реальной комплексной характеристикой определенной социальной группы. Утрированная муже- ственность данного гендер-типа может быть соотнесена с культом мачо, который не имеет однозначной оценки в современной культуре. Соответствующий только что описанному мужскому гендер-типу женский тип характеризуется гетеросексуальным опытом и представлен персонажами 2-х типов: женщиной с изначально высоким социостатусом, и потому необремененной достижени- ем большего, или (обычно) главной героиней сериала или романа, с помощью удачного замужества значительно повышающей свой социостатус. Воплощение этого гендер- типа в "мыльных операх" и его представление в социуме отличаются друг от друга с точки зрения проблемности. Героини фильмов не испытывают настоящих трудностей и, возможно, страдают лишь от надуманных проблем, тогда как в психотерапев- тической практике широко известен синдром жены босса, возникновение которого непосредственно связано с рассматриваемыми гендерными характеристиками. Один из культовых романов XX века, "Унесенные ветром" М. Митчелл, построен на перипе- тиях судьбы женщины, изначально обладавшей рассматриваемым гендер-типом, а затем под действием внешних обстоятельств утратившей свой высокий социостатус. Судьба Скарлетт с точки зрения предложенной типизации тендеров - последователь- ная смена 4 гендер-типов: от типа с высоким статусом и женской системой ценностей к низкому статусу и тем же ценностям, затем смена ценностей, а под действием этого - преобразования и возвращение высокого социостатуса. Женский гендер-тип, который характеризуется высоким социостатусом, гетеросек- суальным опытом и мужской структурой ценностей, реализует образ полноценно живущей женщины. Однако различные социально-психологические исследования пока- зывают, что установки российских деловых женщин, представляющих данный гендер- тип, противоречивы. Их деловая активность соподчинена задаче обеспечения семьи, хотя известно, что профессиональная деятельность женщины содействует сохранению семьи, если женщина работает с целью самореализации. Итак, структура ценностей "деловых" россиянок конфликтна. Как и в социуме, в отечественной массовой культуре деловая активность женщин представляется необходимым условием выживания, но не средством реализации. Появление в жизни такой героини "настоящего" мужчины и "настоящей" любви преобразует женский гендер-тип (как, например, в фильме "Москва слезам не верит"). Возникает вопрос, чем объясняется подобное согласие? Тем, что романы и сериалы отражают реальность? Или тем, что массовая культура создает стереотип отношения к данному гендеру? Или и реальное, и культурное воплощение поддерживают друг друга? Рассматриваемый тип с точки зрения своих социальных функций является преем- ником другого типа, отличающегося от данного представленностью сексуального опы- та. Сочетание высокого статуса, мужской системы ценностей и отсутствия сексуаль- ного опыта ранее соответствовало идеалам феминистского движения [2]. Отказ от личной жизни оказывался тесно связанным с мужской системой ценностей. Удачным воплощением этого гендер-типа и отношения к нему стал фильм Э. Рязанова "Слу- жебный роман". Ирреальность сюжета фильма заключается не только в смене гендер- типа героини А. Фрейндлих на противоположный, но и в том, что это превраще- ние спровоцировано таким же кардинальным преобразованием гендер-типа героя A. Мягкова. Под влиянием постмодернизма феминистское движение вместо прежнего игнорирования женской сексуальности сделало ее одним из объектов маскулинизации. Изменилась и общественная мораль, ранее предписывавшая женщине вне брака половое воздержание. Смягчилась жестоко поставленная дилемма "Либо работа, либо семья". Таким образом, несмотря на представленность данного типа в массовой культуре, в реальном социуме он уходит в прошлое. Итак, в массовой культуре представлены не столько самые распространенные гендер-типы, сколько предписания для большинства. С уверенностью можно заклю- чить, что почти все сюжеты мыльных опер построены на преобразовании социостатуса и/или системы ценностей героев, которое влечет за собой другие изменения. Сексуальный опыт имеет мало значения, поскольку само собой разумеется, что подавляющее большинство персонажей - гетеросексуалы. Можно выдвинуть предпо- ложение, что, с точки зрения гендерного подхода, массовая и элитарная культуры отличаются тем, какие характеристики, определяющие гендер, актуализируются. В массовой культуре - это социальный статус и его влияние на изменение системы ценностей, а в элитарной - это сексуальный опыт и его взаимосвязь с системой ценностей. Проблема самоопределения сексуальных меньшинств остается одним из пробных камней общественной толерантности. Несмотря на недавнюю легализацию гомосек- суальных отношений, в массовом сознании сохраняются установки на восприятие их как социально опасного явления. Неслучайно в прессе проблему гомосексуалов по преимуществу рассматривают в контексте "голубой" политической или эстрадной "мафии", развращенности современной церкви, распространения СПИДа и т.д. В то же время массовое сознание нередко связывает нетрадиционный секс с проявлением элитарности. Развенчивая стереотипы американской массовой культуры, B. Набоков в романе "Лолита" вводит в повествование персонаж - гомосексуала, показная элитарность которого противопоставлена настоящему аристократизму Гумберта. Но и в элитарной культуре XX века превратности гомосексуальной любви становятся лабораторией исследования самых сложных аспектов психической жизни. Утвердившееся со времен 3. Фрейда положение о сложно организованной структуре личности гомосексуалов находит все большее подтверждение и в современных социально-психологических исследованиях. Таким образом, соотношение структуры ценностей и рода сексуального опыта оказывается опреде- ляющим для анализа гендер-типов с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Мужской и женский гендер-типы, сочетающие бисексуальный опыт, высокий статус и мужскую структуру ценностей, весьма схожи. Ведущим в поведении становится вседозволенность. В качестве примеров можно привести персонажей-злодеев маркизу де Мертерей ("Опасные связи", Ш. Лакло) и барона (фильм "Кабаре"). Бисексуальность этих героев во многом является средством, подтверждающим их неограниченные возможности во властвовании над другими. Маркиза так описывает соблазнение невинной девушки: "...На меня нашла прихоть удостовериться, на какую такую защиту она способна, и я, всего-навсего женщина, от слова к слову, до того вскружила ей голову, что...". Аналогично, для барона отношения с главными героями имеют смысл постольку, поскольку ему удается соблазнить очевидно привязанных друг к другу мужчину и женщину. Следующая пара гендер-типов характеризуется сочетанием гомосексуального опыта, высокого социостатуса, мужской системы ценностей. По своему социально- психологическому содержанию эти типы близки только что описанным. В качестве примеров можно привести персонажи романа М. Пруста "В поисках утраченного времени" барона Шарлю и мадмуазель Вентейль. Общей чертой для мужского и жен- ского гендер-типов становится подчеркивание сверхмужественного поведения. Только если в мужском гендере эта черта выполняет функцию и маскировки, и привлечения внимания, то в женском - привлечения внимания. Гомосексуальный опыт в сочетании с мужской структурой ценностей в мужском гендере обусловливает большую внешнюю конфликтность, а в женском - внутреннюю. Так, Паламед Шарлю с удовольствием постоянно ссорится со своими родственниками, подчеркивая тем самым свою незави- симость, а значит и мужественность. Публичное оскорбление Шарлю в салоне буржуа- выскочек Вердюренов, вследствие обнаружения его гомосексуальности, приводит только к усилению позиций барона в его аристократической семье. По сравнению с образом Шарлю история дочери Вентейля только обозначена. Внутрен- няя конфликтность этого типа представлена через указание на частую смену партне- ров (по сути их обезличенность), разрыв отношений с семьей. Представители данных гендеров стремятся, с одной стороны, стать референтами для своих партнеров, а с другой стороны, сохранить признание и в традиционном социальном окружении. Сочетание низкого социального статуса с бисексуальным опытом, мужской струк- турой ценностей характеризует гендер-типы, которые включают сексуальные отношения в решение несексуальных проблем. Одним из ярких представителей этой группы гендер-типов можно считать еще одного персонажа упомянутого романа М. Пруста, скрипача Мореля. Многочисленные гомосексуальные интрижки способствуют завоеванию популярности и более высокого социостатуса, тогда как матримониальные наме- рения Мореля искренни и непосредственны. Представительницей соответствующего женского гендера можно считать одну из центральных героинь романа, Альбертину. Известно, что прообразом Альбертины был личный секретарь Пруста, тем не менее в романе Альбертина - женщина. На наш взгляд, это еще раз убеждает в большей значимости характера сексуального опыта, нежели пола для определения гендеров людей с нетрадиционной ориентацией. Можно предположить, что бисексуальный опыт оказывается тесно связанным с социальным статусом и его динамикой. Так в гендер-типах, характеризующихся высо- ким социостатусом и женской структурой ценностей, приобретение разнообразного интимного опыта становится и подтверждением принадлежности к группе избранных, и средством разнообразить пресыщенную жизнь. Одним из ярких представителей этого гендер-типа становится Робер Сен-Лу, который, избавившись от любви к женщине более низкого сословия и ударившись во все тяжкие, приобретет ранее утраченное одобрение родственников-аристократов. Из описания гендер-типов с би- или гомосексуальным опытом следует, что их реализация требует либо личной отваги, либо высокого социостатуса, а иногда и того, и другого одновременно. Поэтому гендер-типы, сочетающие би- или гомосексуальный опыт с низким социостатусом и женской структурой ценностей, скорее всего, описывают людей, которые вынуждены так себя вести, например, заключенных. Предложенная гендерная типизация позволила проанализировать некоторые тенденции в развитии массовой и элитарной культуры. Последние, с точки зрения ген- дерного подхода, оказываются далеко не полным отражением многообразия прояв- лений гендерных типов. Массовая культура, сосредоточившись на взаимосвязи социостатуса и системы ценностей, минимизирует значение сексуального опыта. В элтартарной культуре в тени остается соотношение социостатуса и пола с другими характеристиками гендер-типа. Открытым остается вопрос, является ли представленность разнообразных гендер-типов как в социуме, так и в массовом сознании одним из условий формирования столь необходимой нашему обществу терпимости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М: Аграф, 1997. 2. Юлина Н.С. Женщина, семья и общество. Дискуссии в феминистской мысли США // Вопросы философии. 1994. № 9. С. 132-146. 3. Геодакян В.А. Половой диморфизм и эволюция длительности онтогенеза и его стадий //Доклады АН СССР. 1982. Т. 263. № 6. С. 1475-1480. 4. Алещина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супруга // Вестн. Моск. гос. ун-та, Сер. 14, Психология. 1989. № 2. 5. Дружинин В.Н., Савченко И.А. Анекдот как зеркало русской семьи // Психологическое обозрение. 1996. № 1(2). С. 18-21. 6. Митчелл М. Унесенные ветром. Роман: В 2 т. М.: Правда, 1991. 7. Хащенко В.А., Турецкая Г.В. Социально-психологическая характеристика женщин-предпринимателей // Совместная деятельность в условиях социально-экономических изменений. М.. 1997. 8. Набоков В. Машенька. Лолита. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1990. 9. Фрейд 3. Леонардо. Рига: БФ "Паритет", 1990. 10. Dannecker M. Odipus, schnodipus - Homosexualiat und Mutterliebe // Kursbuch. В., 1998. 11. Кудрявцев И.А., Дозорцева Е.Г. Смысловая сфера у лиц с особенностями психосексуальной ориентации // Психологический журнал. 1993. № 4. 12. Schillz M.-A. Parcours de jeunes koncosexuels dans le contente du vie: La conquete de modes de vie // Population. P., 1997. 13.Лакло Ш. Опасные связи. М.: Камея, 1992. 14. Пруст М. В поисках утраченного времени. Содом и Гоморра. М.: Крус, 1992.__
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|