Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономическое развитие




 

На V Съезде народных депутатов в октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выдвинул программу экономических реформ, основанную на либерализации (свободе) цен, приватизации и развитии предпринимательства. Авторами программы были молодые экономисты-реформаторы Е.Т. Гайдар, А.Н. Шохин, А.Б. Чубайс, вошедшие в новое правительство. Главой правительства оставался сам президент, намеревавшийся своим авторитетом поддержать малоизвестных министров.

Наибольшим влиянием в правительстве пользовался заместитель председателя правительства Е.Т. Гайдар. Он считал, что для быстрого перехода от командно-административной системы к рыночной экономике необходим одномоментный запуск всех рыночных механизмов без каких-либо ограничений. Для преодоления экономического кризиса нужно полностью положиться на рынок, отказавшись от ведущей, регулирующей роли государства.

Главным мероприятием правительства была либерализация (отпуск) цен. Рост цен прогнозировался примерно в 3 раза, но в условиях всеобщего товарного дефицита и отсутствия конкуренции товаропроизводителей цены выросли в 10 раз. В результате запланированный рост заработной платы на 70 % оказался недостаточным для предотвращения падения жизненного уровня россиян. В Верховном Совете РСФСР стала нарастать оппозиция монетаристскому курсу правительства. Более половины его состава перешли в ряды противников правительства и вместе с консервативным крылом депутатов образовали оппозиционное большинство.

Правительство взяло курс на создание широкой социальной базы. Для этого была разработана программа разгосударствления экономики. Началась ваучерная приватизация. Все граждане России получили приватизационные чеки (ваучеры) стоимостью 10 тыс. руб., которые можно было вкладывать в акции приватизированных предприятий. Резко сокращалось промышленное производство. Колхозы и совхозы преобразовывались в производственные товарищества, создавались фермерские хозяйства. Кризис экономики значительно снизил уровень жизни, обострил социальную и политическую обстановку в стране. Сложно шло преодоление трудностей переходного периода и становление новой России. Борьба противников и сторонников правительственной программы развернулась в декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов, который выразил недоверие курсу Е.Т. Гайдара. Б.Н. Ельцин из предложенных съездом кандидатур выбрал В.С. Черномырдина, который на 6 лет возглавил правительство. Новое правительство в основном придерживалось прежнего монетаристского курса.

Несмотря на принимаемые правительством усилия, существенно стабилизировать экономику страны не удалось. Наиболее негативное последствие имело обвальное падение рубля, получившее название «чёрный вторник» (11 октября 1994 г.). Оно привело к новому взлёту цен на самые необходимые товары, к ещё большему падению уровня жизни населения. Страну захлестнули преступность и терроризм.

Президент и Правительство России, опираясь на помощь развитых стран Запада и международных финансовых организаций, пытались контролировать проведение реформ. В 1996–1997 гг. путём установления «валютного коридора» и массовой задержки выплат зарплаты бюджетным категориям населения была приостановлена галопирующая инфляция и достигнута финансовая стабилизация. Это позволило к концу 1997 г. остановить катастрофический спад производства. 1 января 1998 г. в стране была осуществлена деноминация, введены новые российские деньги, уменьшенные по номиналу в 1000 раз.

Для современной России характерны следующие явления: значительная поляризация в распределении богатств и денежных доходов, платёжный кризис, криминализированная экономика, рост зависимости от внешнеэкономических факторов, отток капитала из страны, разрушение её национального богатства – ранее накопленных материальных и интеллектуальных ресурсов. Перед государством стоит задача формирования смешанной экономики переходного периода, когда при существовании рыночной системы как основы экономики государство регулирует всё народное хозяйство, исходя из национальных особенностей России.

В конце 1997 г. разразился мировой финансовый кризис. Он создал угрозу срыва финансовой стабильности в России. В этих условиях попытка председателя правительства С.В. Кириенко проводить монетаристский экономический курс закончилась резким обвалом национальной валюты в августе – сентябре 1998 г. Правительство отказалось от обязательств по внутреннему долгу (дефолт) и ввело 90-дневный мораторий по выплате долгов. Началась паника на российском финансовом рынке, резкое падение курса рубля и его фактическая девальвация. Кириенко был отправлен в отставку. Негативные последствия этих событий до сих пор ощущаются в экономической и социальной сферах развития страны. В 1998 г. среднедушевой доход в России составил 90,8 % от прожиточного минимума. Доходы самых богатых и бедных слоёв населения разнятся в десятки раз. Это ведёт не только к сокращению внутреннего спроса, но и к усилению социальной напряжённости в обществе.

К 1998 г. был ликвидирован товарный дефицит за счёт резкого роста цен и снижения заработной планы при общем падении уровня отечественного производства. Другой результат проводимой политики – быстрое становление рыночной конкурентной инфраструктуры, необходимой для нормального функционирования экономического организма страны в условиях интеграции со странами рыночной экономики. Были созданы коммерческие банки, товарные биржи, валютный рынок, страховые компании, пенсионные фонды. Началось бурное развитие частного предпринимательства, формирование слоя предпринимателей. Приватизация способствовала появлению значительного количества частных и акционерных предприятий.

Вместе с тем реформы имели и значительные негативные последствия. Произошло обесценивание сбережений населения. Обострились социальные проблемы общества, такие как безработица, невыплата заработной платы, падение жизненного уровня. Это имело удручающий морально-психологический эффект, превративший часть населения в противников реформ, что способствовало углублению политического кризиса. Проведённая приватизация фактически превратилась в раздачу государственной собственности за минимальные суммы чиновникам, директорскому корпусу и криминальным группам. В ходе первоначального накопления капитала немалая часть предприятий оказалась под влиянием криминальных структур. Легализовав значительные средства, криминальные элементы стали рваться во власть.

Экономические трудности привели к тому, что финансовая поддержка государством науки, образования и культуры стала минимальной. Массовый характер приняла «утечка мозгов» за границу, особенно представителей естественных и технических наук.

Однако кризис 1998 г. имел и позитивные последствия. Рост цен на импорт стимулировал отечественную промышленность, особенно лёгкую и пищевую. Политическая стабильность, достигнутая с приходом к власти В.В. Путина, положительно сказалась на показателях развития российской экономики. Страна вступает на принципиально новый этап своего развития, который может привести к определённым позитивным результатам при условии грамотного принятия политических решений.

Важным условием для наполнения бюджета и успешного развития российской экономики стал рост мировых цен на энергоносители. В 2000 г. прибыли нефтяных компаний увеличились на 17 млрд рублей, а золотовалютные резервы страны увеличились более чем в два раза. Снижению инфляции способствовало также уменьшение государственной нагрузки на экономику и значительные иностранные инвестиции (в 2001 г. только США инвестировали в российскую экономику 5 млрд долл.). Рост валового внутреннего продукта (ВВП) в 2001 г. составил 5,2 %, а в 2004 г. – 7 %. В 2005–2008 гг. продолжался рост мировых цен на нефть, достигая в отдельные периоды 100 долл за баррель. Таким образом, появились серьёзные предпосылки превращения России из энергетической сверхдержавы в страну с самодостаточной высокотехнологичной экономикой. Реализации этих предпосылок способствовало кроме наличия огромных энергетических запасов, большие территории и сельскохозяйственные угодья, многочисленное население, благожелательное отношение иностранных инвесторов, готовых продавать самые современные технологии. Но во многом динамичному развитию российской экономики в этом направлении помешал мировой экономический кризис 2008–2009 годов. Кризис привёл к обвалу на фондовом рынке, девальвации рубля, к закрытию многих предприятий и росту безработицы. Резко упал уровень доходов основной части населения. Правительство предприняло ряд антикризисных мер, успешной реализации которых способствовало наличие стабилизационного валютного фонда. К концу 2009 г. кризисные явления стали ослабевать, и в 2010 г. экономический рост составил около 4 %, годовой уровень инфляции – 7,5 %. В годы кризиса продолжал углубляться разрыв между доходами низов и верхушки общества. Главное внимание правительство по-прежнему уделяло отраслям, добывающим и экспортирующим энергоносители. Россия почти не производила технологичной и конкурентоспособной продукции, за исключением военной, изделия которой экспортировались в 60 стран мира. В первые послекризисные годы отмечается внимание правительства к развитию и техническому переоборудованию потребительских отраслей промышленности. В лексике властей появились слова «модернизация» и «инновационное развитие». В 2007 г. в России была создана корпорация нанотехнологий и провозглашена программа развития нанотехнологичных отраслей до 2015 г. Доля России на мировом потребительском рынке наукоёмкой продукции и в мировой торговле информационным оборудованием не превышает 0,3 %. Также стало уделяться внимание развитию среднего и малого бизнеса, но пока дальше призывов со стороны правительства «перестать кошмарить малый бизнес» дело не двигается.

Положение российского населения в первое десятилетие XXI века несколько изменилось к лучшему в сравнении с 1990-ми годами прошлого столетия. Однако ещё 18 % населения все свои доходы тратит на питание. По официальным данным, от 12 до 21 % относятся к категории «бедных», ещё 17 % находятся у черты бедности, 25 % – малообеспеченные и 16 % – богатые (ежемесячный доход на человека – 2–3 тыс. долл.). Около 5 % населения страны (7 млн человек) составляет андеркласс – алкоголики, бомжи, наркоманы и т. п. Самые низкие зарплаты отмечаются в бюджетной сфере, где работодателем выступает государство: в здравоохранении, образовании, в сфере культуры. К числу бедных в России относятся 36 млн пенсионеров. Несколько попыток проведения пенсионной реформы, предпринятые в годы президентства В.В. Путина и Д.А. Медведева, провалились. Дело ограничивается регулярными повышениями пенсионных пособий на незначительные суммы.

Существуют значительные «ножницы» в зарплатах по стране, так в 2007 г. по всем субъектам РФ она составляла в среднем – 15 240 рублей, а в Москве – 30 000 рублей. На май 2008 г. 6,3 % трудоспособного населения страны не имело работы. Средняя продолжительность жизни граждан РФ на 15 лет меньше, чем в США и ЕС. В 2006 г. в России на одного родившегося приходилось двое умерших. В октябре 2007 г. была утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г., которая к настоящему времени начала давать позитивные результаты: за первые месяцы 2013 г. рождаемость в среднем по России превысила смертность. Для повышения уровня жизни в стране были приняты приоритетные национальные проекты, рассчитанные первоначально на 2006–2007 гг.: «Доступное и комфортное жильё – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Здоровье», «Образование». В 2008 г. они были заменены программами развития на период до 2012 г. Кроме национальных проектов, правительством по поручению президента были приняты так называемые федеральные целевые программы развития: «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)», «Культура России (2006–2010 гг.)», «Жилище (2006–2010 гг.)», «Дети России (с 2003 г.)» и др. В том числе принимались программы развития отдельных регионов, а также программа строительства спортивных объектов к зимней Олимпиаде—2014 в городе Сочи. Практическая реализация этих программ была затруднена во время мирового кризиса, но он не был единственной причиной их медленного воплощения в жизнь. По признанию высшей власти РФ, огромная часть бюджетных средств попросту разворовывается чиновниками различного уровня, а применение коррупционных схем достигло в России огромных масштабов. Не смотря на принятие целого комплекса антикоррупционных мер, в том числе Закона «О противодействии коррупции» (2008 г.), эта проблема является серьёзным тормозом на пути развития России.

 

Внешняя политика

 

Внешняя политика РФ строится в двух направлениях: ближнее зарубежье (страны, входившие в СССР, страны СНГ) и дальнее зарубежье – остальные страны мира. Россия стала правопреемницей СССР, она стремилась наладить дружественные связи с другими странами. На встрече Б.Н. Ельцина и Дж. Буша была принята Кэмп-Дэвидская декларация (1992), в которой указано, что «Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнёрством».

Министром иностранных дел России стал А.В. Козырев, а с января 1996 г. – Е.М. Примаков. В январе 1993 г. между Россией и США подписан договор СНВ-2 о значительном сокращении ядерного арсенала. 31 августа 1994 г. завершён вывод российских войск из Восточной Германии и Прибалтики. Улучшились отношения со многими странами, в том числе с Китаем, Южной Кореей, Японией. В июне 1995 г. Российская Федерация присоединилась к программе НАТО «Партнёрство во имя мира», потребовав создания новой системы безопасности в Европе и отказа от расширения НАТО на Восток. В мае 1997 г. в Париже принят «Основополагающий акт о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности» 16 странами-участниками НАТО и Россией, официально завершивший 50-летний период «холодной войны».

В июне 1997 г. Россия вступила в «семёрку» развитых стран мира, которая превратилась в «восьмёрку». Россия оказывает поддержку многосторонней деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

С распадом СССР Россия потеряла многие стратегические преимущества: сократились выходы к Балтике и Чёрному морю, многие границы отошли к другим странам, отрезавшим РФ от Европы и Средней Азии. Европейская часть России превратилась во внутриконтинентальную территорию. Поэтому одной из первоочередных задач для преодоления сложившейся изоляции является дружественная политика в отношении страна СНГ. Руководство России стремится преодолевать имеющиеся разногласия с участниками СНГ. Особенно трудно происходило разделение Черноморского флота между Россией и Украиной, решение вопросов о принадлежности Крыма, об экономических взаимоотношениях в налаживании хозяйственной интеграции. Спорные проблемы решаются в процессе переговоров, которые постепенно приводят страны к согласию. СНГ играет положительную роль в укреплении связей между его участниками.

В странах ближнего зарубежья и СНГ России приходится оказывать помощь по защите границ, по налаживанию добрых отношений, отстаивать интересы русскоязычного населениия. Необходимо учитывать и тот факт, что после крушения СССР рухнула мощная сверхдержава и решающее влияние в мире приобрели США, которые диктуют миру свои условия международных отношений. Во внешней политике Россия провозгласила концепцию многополюсного мира. Условиями многополюсности являются неравномерное развитие стран и их взаимозависимость. США отстаивают концепцию однополюсного мира с центральной ролью США, что наиболее ярко проявилось в косовском кризисе на Балканах.

После беспрецедентного террористического акта, совершённого 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, началась антитеррористическая операция США и их союзников по уничтожению режима талибов и самого бен Ладена на территории Афганистана. Руководство России поддержало эти усилия.

В 2000 г., с началом президентства Путина, была принята новая концепция внешней политики Российской Федерации, определившая основные цели и приоритеты внешнеполитической стратегии государства в начале ХХI века. В концепции подтверждалась приверженность модели многополюстного мира и отмечалась важность коллективных действий всех государств в решении актуальных проблем миропорядка. В концепции особо подчёркивалась необходимость поддержки добрососедских отношений со всеми странами по периметру российских границ. В этой связи крайне негативную реакцию со стороны России вызвали так называемые «цветные революции» в Грузии и Украине, имевшие, по мнению российского руководства, явную антироссийскую направленность. Тем более что параллельно с событиями в Грузии и Украине странами Запада игнорировалась позиция России по дальнейшему распространению военно-политического союза НАТО непосредственно к границам Российской Федерации (в 2004 г. в НАТО вступили Латвия, Литва и Эстония).

Осуждение со стороны России вызвало вторжение США и их союзников в Ирак, осуществлённое без санкции ООН. Россия также не признала провозглашённую независимость Косово, поддержанную странами Запада.

В свою очередь, Российская Федерация, после нападения Грузии на российских миротворцев в Южной Осетии, поддержала провозглашение независимости Абхазии и Южной Осетии.

Эти и ряд других внешнеполитических событий в первое десятилетие XXI века, с одной стороны, свидетельствовали о стремлении Российской Федерации проводить самостоятельную внешнюю политику исходя из собственных интересов, а с другой – вызывали рост напряжённости в отношениях со странами Запада и, прежде всего США, жёстко реагировавших на растущую самостоятельность России.

 

Персоналии

 

Алексий II (в миру – Ридигер Алексей Михайлович, 1929–2008) – Патриарх Московский и всея Руси; в марте 1961 г. принял монашеский постриг; с 1964 г. – архиепископ Таллинский и Эстонский, управляющий делами Московской Патриархии, член Священного Синода; митрополит Таллинский и Эстонский (1968); митрополит Ленинградский и Новгородский (1986–1990); управляющий Таллинской и Эстонской епархией; с 1990 по 2008 г. – Патриарх Московский и всея Руси.

Андропов Юрий Владимирович (1914–1984) – советский партийный и государственный деятель, генерал армии (1976). В 1940–1944 гг. – первый секретарь ЦК ЛКСМ Карелии. Один из активных участников партизанского движения. В 1951–1966 гг. – на ответственной партийной и дипломатической работе. С 1967 г. по май 1982 г. – председатель Комитета госбезопасности при Совете министров СССР (с 1978 г. – КГБ СССР). В 1982–1984 гг. – Генеральный секретарь ЦК КПСС, одновременно в 1983–1984 гг. – Председатель Президиума Верховного Совета СССР.

Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) – политический и государственный деятель Коммунистической партии и Советского государства. С 1937 г. – на партийной работе. В 1939–1941 гг. – секретарь Днепропетровского обкома КП Украины. В 1941–1945 гг. – начальник политотдела 18-й армии, начальник политуправления фронта, полковник. В 1946–1950 гг. – первый секретарь Запорожского, Днепропетровского обкомов КП(б) Украины, с 1950 по 1952 г. – первый секретарь ЦК КП Молдавии. В 1952–1953 гг. – секретарь ЦК. С 1960 по 1964 г. – Председатель Президиума Верховного Совета СССР. В 1964–1966 гг. – первый секретарь ЦК КПСС, а с 1966 по 1982 г. – Генеральный секретарь ЦК КПСС. С 1977 г. – одновременно Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Председатель Совета обороны СССР, Маршал Советского Союза. Эпоха Брежнева получила в литературе его времени определение «развитой социализм», а позже стала называться «застой».

Вознесенский Николай Александрович (1903–1950) – партийный и государственный деятель. В 1938–1949 гг. – председатель Госплана СССР. В 1941–1949 гг. – первый заместитель Председателя Совета народных комиссаров СССР. Академик. Член Политбюро ЦК. Депутат Верховного Совета СССР 2-го, 3-го созывов. Лауреат Сталинской премии (1948). В годы войны занимался вопросами производства оружия и боеприпасов. В 1942–1945 гг. – член ГКО. Репрессирован по «Ленинградскому делу». Военной коллегией Верховного суда СССР 30 сентября 1950 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян 1 октября 1950 г. Реабилитирован в 1954 г.

Гагарин Юрий Алексеевич (1934–1968) – первый в мире космонавт. Летчик-космонавт СССР (1961), полковник (1963), Герой Советского Союза (1961). 12 апреля 1961 г. совершил орбитальный полёт на космическом корабле «Восток». Участвовал в обучении и тренировке экипажей космонавтов. Погиб во время тренировочного полёта на самолете.

Гайдар Егор Тимурович (1956–2009) – российский государственный деятель, родился в Москве. Окончил экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор экономических наук. С 1980 г. работал во Всесоюзном НИИ системных исследований; ведущий научный сотрудник Института экономии и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР (1985–1987); заместитель Председателя Правительства РСФСР по вопросам экономической политики; министр экономики и финансов РСФСР (1991–1992); с июня 1992 г. – исполняющий обязанности Председателя Правительства Российской Федерации; с декабря 1992 г. – директор Института экономических проблем переходного периода.

Горбачёв Михаил Сергеевич (род. в 1931 г.) – советский государственный и политический деятель. С 1955 по 1966 г. – на различных должностях на комсомольской и партийной работе. Первый секретарь Ставропольского крайкома (1970–1978); член Политбюро ЦК КПСС (1980–1991); Генеральный секретарь ЦК КПСС (1985–1991). Первый и последний Президент СССР (1990–1991). Инициатор «перестройки», которая планировалась им в рамках социалистического выбора. Во время августовского кризиса 1991 г., после приостановления деятельности КПСС на территории России ушёл с поста Генерального секретаря. В том же году, в связи с образованием СНГ, заявил о прекращении своей деятельности в качестве Президента СССР. С декабря 1991 г. – президент Международного фонда («Горбачёв-фонд»). Лауреат Нобелевской премии мира (1990).

Грачёв Павел Сергеевич (1948–2012) – военачальник, генерал армии. Участвовал в боевых действиях в Афганистане (1981–1988). Первый министр обороны Российской Федерации (1992–1996). С 1998 г. – советник госкомпании «Росвооружение». С 2007 г. – руководитель группы советников генерального директора Омского производственного объединения «Радиозавод им. А. С. Попова»

Громыко Андрей Андреевич (1909–1989) – государственный и партийный деятель, дипломат. В годы войны – посол в США и на Кубе, глава и участник ряд международных конференций. После войны – посол в США, Великобритании, заместитель министра иностранных дел, первый заместитель министра. С 1957 по 1985 г. – министр иностранных дел СССР. Одновременно с 1983 г. – первый заместитель Председателя Совета министров СССР. В 1985–1988 гг. – Председатель Президиума Верховного Совета.

Ельцин Борис Николаевич (1931–2007) – советский и российский государственный деятель. С конца 60-х гг. – на партийной работе. С 1976 г. – первый секретарь Свердловского обкома, с 1985 – секретарь ЦК КПСС, первый секретарь Московского горкома КПСС. После критического выступления на пленуме ЦК в октябре 1987 г. снят с поста партийного лидера Москвы. В 1990–1991 гг. – Председатель Верховного Совета РСФСР. В июне 1991 г. – всенародно избран первым Президентом России. В декабре того же года вместе с руководителями Украины и Белоруссии подписал Беловежские соглашения о прекращении существования СССР. В соответствии с Указом Ельцина в сентябре 1993 г. в Российской Федерации была ликвидирована система Советов, а в декабре принята новая Конституция. В 1996 г. – был избран Президентом на второй срок. В декабре 1999 г. в связи с плохим состоянием здоровья передал свои полномочия В.В. Путину.

Жириновский Владимир Вольфович (род. в 1946 г.) – российский политический деятель. Доктор социологических наук. С апреля 1990 г. – председатель Либерально-демократической партии Советского Союза, с 1992 г. – Российской Федерации. Лидер фракции ЛДПР в Государственной Думе РФ с 1993 г. С 2000 г. – один из заместителей Председателя Государственной Думы РФ.

Зюганов Геннадий Андреевич (род. в 1944 г.) – российский политический деятель, С 1967 г. – на профсоюзной, комсомольской и партийной работе; с 1992 г. – председатель Координационного совета народно-патриотических сил России. В 1993 г. избран председателем ЦИК Компартии РФ. Лидер фракции КПРФ в Государственной Думе РФ

Кириенко Сергей Владиленович (род. в 1962 г.) – государственный деятель. С 23 марта по 23 августа 1998 г. – Председатель Правительства РФ.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси (в миру Владимир Михайлович Гундяев, род. в 1946 г.). С 1984 г. – митрополит Смоленский и Калининградский; с 1989 г. – председатель синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) и постоянный член Священного Синода. В 2009 г. Поместным Собором Русской православной церкви был избран Патриархом Московским и всея Руси.

Косыгин Алексей Николаевич (1904–1980) – советский партийный и государственный деятель. В 1939–1940 гг. – нарком текстильной промышленности. 1941–1942 гг. – заместитель председателя Совета по эвакуации, уполномоченный ГКО в Ленинграде в 1943–1946 гг. В послевоенные годы возглавлял ряд министерств. 1959–1960 гг. – председатель Госплана СССР. В 1964–1980 гг. – Председатель Совета министров СССР.

Кравчук Леонид Макарович (род. в 1934 г.) – советский и украинский политический деятель. Занимал различные должности в советском и партийном аппарате. Секретарь ЦК Компартии Украины (1989–1990); Председатель Верховного Совета Украинской ССР (1990–1991); Президент Украины (1991–1995). Участник Беловежской встречи в декабре 1991 г.

Крючков Владимир Александрович (1924–2007) – советский государственный и политический деятель. Генерал армии. Последний председатель КГБ СССР (1988–1991); в августе 1991 г. арестован по «делу ГКЧП», предъявлено официальное обвинение по статье 64 УК РСФСР (измена Родине). В 1994 г. амнистирован постановлением Государственной Думы РФ.

Кузнецов Алексей Александрович (1905–1950) – в 1937–1945 гг. – второй секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), во время войны член военных советов Балтийского флота, Северного и Ленинградского фронтов. 1945–1946 гг. – первый секретарь Ленинградского обкома и горкома партии. 1946–1949 гг. – секретарь ЦК и начальник Управления кадров ЦК ВКП(б). С февраля 1949 г. – секретарь Дальневосточного бюро ЦК партии. Репрессирован, 13 августа 1949 г. арестован, военной коллегией Верховного суда СССР, 30 сентября 1950 г. приговорён к расстрелу. Расстрелян 1 октября 1950 г. Реабилитирован в 1954 г.

Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906–1999) – академик, общественный деятель, доктор филологических наук, профессор, в 1953 г. избран членом-корреспондентом Академии наук СССР; в 1970 г. избран академиком Академии наук СССР (с 1991 г. – Российская академия наук); крупнейший отечественный специалист по древнерусской культуре. Создатель и первый председатель правления Советского фонда культуры.

Лукьянов Анатолий Иванович (род. в 1930 г.) – государственный деятель, родился в Смоленске. Доктор юридических наук. Был на советской и партийной работе – в Президиуме Верховного Совета СССР (1961–1976), в ЦК КПСС. Последний Председатель Верховного Совета СССР. 30 августа 1991 г. арестован по «делу ГКЧП». В 1994 г. амнистирован постановлением Государственной Думы РФ; депутат Государственной Думы от КПРФ (1993–2003). С 2004 г. – профессор МГУ.

Микоян Анастас Иванович (1895–1978) – советский партийный и государственный деятель. В годы Гражданской войны – на различных партийных постах в Закавказье. После Гражданской войны – нарком внешней и внутренней торговли СССР. С 1937 г. – заместитель Председателя СНК СССР. В Великую Отечественную войну – председатель Комитета продовольственно-вещевого снабжения Советской армии. В 1955–1964 гг. – первый заместитель Председателя Совмина СССР, 1964–1965 гг. – Председатель Президиума Верховного Совета СССР. 1965–1974 гг. – член Президиума Верховного Совета СССР. Член ЦК КПСС (1923–1976). Кандидат и член Политбюро (1926–1966).

Матвиенко Валентина Ивановна (род. 1949 г.) – советский и российский государственный деятель. Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации с сентября 2011 г. Губернатор и председатель Правительства Санкт-Петербурга в 2003–2011 гг., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации в 1998–2003 гг.

Медведев Дмитрий Анатольевич (род. 1965 г.) – российский государственный и политический деятель. Председатель Правительства Российской Федерации (с мая 2012 г.). Третий Президент Российской Федерации (2008–2012). С ноября 2005 г. по 2008 г. – первый заместитель Председателя Правительства РФ.

Нарышкин Сергей Евгеньевич (род. 1954 г.) – российский государственный деятель, Председатель Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва. В 2011 г. избран депутатом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по списку «Единой России».

Павлов Валентин Сергеевич (1937–2003) – государственный деятель СССР. Министр финансов СССР (1989–1991); премьер-министр СССР (1991); с 19 по 21 августа 1991 г. входил в состав Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР); арестован по «делу ГКЧП». В 1994 г. амнистирован постановлением Государственной Думы РФ.

Подгорный Николай Викторович (1903–1983) – государственный и партийный деятель. Дважды Герой Социалистического Труда. 1957–1963 гг. – первый секретарь ЦК КП Украины. 1963–1965 гг. – секретарь ЦК КПСС. 1965–1977 гг. – Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Член Политбюро (Президиума) ЦК (1960–1977). С 1977 г. – на пенсии.

Примаков Евгений Максимович (1929–2015) – советский и российский государственный и политический деятель, экономист-международник и историк, академик АН СССР. 1989–1990 гг. – Председатель Совета Союза Верховного Совета СССР. С декабря 1991 г. по январь 1996 г. – директор Службы внешней разведки РФ. С января 1996 г. по сентябрь 1998 г. – министр иностранных дел РФ; с сентября 1998 г. по май 1999 г. – Председатель Правительства РФ. В 2000–2001 гг. депутат Государственной Думы. Президент, председатель Совета «Меркурий-клуба»; руководитель Центра ситуационного анализа РАН.

Путин Владимир Владимирович (род. в 1952 г.) – российский государственный деятель, родился в Ленинграде. Окончил юридический факультет ЛГУ. С 1975 по 1992 гг. – на службе в органах госбезопасности. В августе 1996 г. переведён в Москву на должность заместитель Управляющего делами Президента РФ. С марта 1997 г. заместитель Руководителя Администрации Президента РФ, начальник Главного контрольного управления. С мая 1998 г. – первый заместитель руководителя Администрации. С июля 1998 г. – директор Федеральной службы безопасности РФ. В марте 1999 г. назначен секретарём Совета безопасности с сохранением должности директора ФСБ. С августа по декабрь 1999 г. и 2008–2012 гг. – Председатель Правительства РФ 2000–2008 гг. и с мая 2012 г. – Президент Российской Федерации.

Руцкой Александр Владимирович (род. в 1947 г.) – российский государственный деятель. Генерал-майор. Участвовал в боевых действиях в Афганистане. С июня 1991 г. по октябрь 1993 г. – вице-президент Российской Федерации; с 1995 по ноябрь 2000 г. – губернатор Курской области. С 2007 г. председатель совета директоров крупного цементного завода в Воронежской области.

Рыжков Николай Иванович (род. в 1929 г.) – советский и российский государственный деятель, Прошёл путь от сменного мастера до генерального директора производственного объединения «Уралмаш» (1971–1975). Председатель Совета министров СССР (1985–1991); депутат Верховного Совета СССР 9—11 – го созывов; народный депутат CCCР (1989), депутат Государственной Думы (1993–2003), с 2003 г. член Совета Федерации Федерального собрания РФ.

Сахаров Андрей Дмитриевич (19211989) – советский физик-теоретик, общественный деятель, академик АН СССР (1953), занимался теоретической физикой, один из создателей водородной бомбы (1953) в СССР. Трижды Герой Социалистического Труда. С конца 60 – начала 70-х годов – один из лидеров правозащитного движения, выступал за прекращение испытаний ядерного оружия; в январе 1980 г. сослан в Горький; возвращён из ссылки в 1986 г.; народный депутат СССР (1989); предложил проект новой Конституции страны. Лауреат Нобелевской премии (1975).

Селезнёв Геннадий Николаевич (род. в 1947 г.) – государственный деятель России, журналист. Редактор областной газеты «Смена» (1974–1980); главный редактор газеты «Комсомольская правда» (1980–1988) и «Учительской газеты» (1988–1991); с августа 1991 г. – главный редактор газеты «Правда». Председатель Государственной Думы РФ второго и третьего созывов (1996–2003).

Степашин Сергей Вадимович (род. в 1952 г.) – государственный деятель России, генерал-полковник. Служил во внутренних войсках МВД (1973–1990), работал на руководящих постах в федеральных органах безопасности Российской Федерации (1991–1995), министр юстиции РФ (1997–1998), министр внутренних дел РФ (1997–1998). С мая по август 1999 г. – Председатель Правительства РФ. 2000–2013 гг. – председатель Счётной палаты РФ. С 2014 г. – председатель наблюдательного совета государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Строев Егор Семёнович (род. в 1937 г.) – государственный и политический деятель. Был на партийной и советской работе, в ЦК КПСС, занимаясь аграрным вопросом. С 1993 г. – губернатор Орловской области. С 1996–2001 гг. – Председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ.

Суслов Михаил Андреевич (1902–1982) – партийный и государственный деятель. Дважды Герой Социалистического Труда. 1947–1982 гг. – секретарь ЦК КПСС. Редактор «Правды». Член Президиума и Политбюро ЦК КПСС в 1952–1953 гг. и 1955–1982 гг. – член Президиума Верховного Совета СССР. Главный идеолог партии при Л.И. Брежневе.

Хасбулатов Руслан Имранович (род. в 1942 г.) – российский государственный деятель, экономист. Доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук (1991). С 1970 г. работал в аппарате ЦК ВЛКСМ; с 1972 г. – на научной работе. С октября 1991 г. по октябрь 1993 г. – Председатель Верховного Совета Российской Федерации. С 1994 г. на преподавательской работе.

Хрущёв Никита Сергеевич (1894–1971) – советский партийный и государственный деятель. В 1934–1938 гг. – первый секретарь Московского горкома и обкома партии. Член Политбюро ЦК ВКП(б) – КПСС (1939–1964). В 1938–1947 гг. – первый секретарь ЦК КП(б) Украины. В годы Великой Отечественной войны – член Военного Совета ряда фронтов. С 1949 г. – секретарь ЦК партии и одновременно первый секретарь Московского комитета партии. 1953–1964 гг. – первый секретарь ЦК КПСС и одновременно в 1958–1964 гг. – Председатель Совета министров СССР. Инициатор смены партийного курса. На ХХ съезде КПСС выступил с антисталинской разоблачительной речью. Предпринял попытку модернизировать систему: отказался от применения массовых политических репрессий, выступал за управляемую демократизацию общественной и культурной жизни в СССР. Известен своими экспериментами в экономической сфере: пытался улучшить материальные условия жизни населения, решить с помощью освоения целинных земель продовольственную проблему. Его попытки реформировать партийный аппарат и ограничить привилегии партийной номенклатуры привели к организации заговора, в результате которого в 1964 г. Хрущёв был отправлен в отставку.

Черненко Константин Устинович (1911–1985) – государственный и партийный деятель. Трижды Герой Социалистического Труда. С 1933 г. – на партийной работе. 1956–1969 гг. – в ЦК КПСС. 1960–1965 гг. – в Президиуме Верховного Совета СССР. С 1976 г. – секретарь ЦК КПСС. С 1984 г. до марта 1985 г. – Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР.

Черномырдин Виктор Степанович (1938–2010) – государственный и политический деятель России. Министр газовой промышленности СССР (1985–1989); председатель правления Государ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...