Об отношении личности к собственной культуре
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Каждая личность с самого дня рождения оказывается погруженной в доминирующую культуру и в нормы и ценности целой совокупности субкультур. И каждая личность вырабатывает сознательно или бессознательно определенное отношение к той культуре, к которой она принадлежит. Это отношение может быть двух видов: этноцентризм и культурный релятивизм. 1. Этноцентризм – восприятие личностью культурных норм, традиций и ценностей собственной социальной группы или общности в качестве всеобщего эталона и образца. То есть, это предпочтение собственного образа жизни всем остальным. Этноцентризм характерен как для членов примитивных обществ, так и для личности современных, так называемых развитых и цивилизованных обществ. Напр., члены какого-нибудь африканского племени, живущего сбором растений и личинок насекомых, убеждены, что их обычаи и правила жизни являются самыми лучшими и представляют собой воплощение добродетели. А их соседи, племя каннибалов, считает, что хорошо и даже прекрасно варить несколько часов на слабом огне человека из другого племени, так, чтобы он как можно дольше оставался в сознании, потому что таким образом улучшаются его вкусовые качества. И они тоже считают, что их обычаи самые лучшие. Напр., если брать современное европейское общество, то одни люди считают что, например, лучшей формой брака является моногамный брак, когда у мужчины всего одна жена, а полигамия представляется им отклонением от нормы. И что гораздо правильнее, когда молодые люди на свой страх и риск, не имея еще достаточного опыта, выбирают себе мужа или жену. И что неправильно, когда это делают за них родители. В описании жизни примитивных народов излагается обычай публичной, на деревенской площади, дефлорации девушек, которые достигли половой зрелости. Операция проводится особым мужчиной, выдающиеся физические данные которого позволяют ему зарабатывать на жизнь таким способом. И считается, что лишь после этого девушка вполне готова к замужеству. Но для европейского человека такой обычай покажется достойным осуждения.
В этноцентризме можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны. + Этноцентризм помогает группам и обществам быть более жизнеспособными, сплачивает народ, лежит в основе патриотизма. - В некоторых крайних случаях этноцентризм выражается таким образом, что определенный народ начинает себя считать избранным, свое мировоззрение - единственно правильным, начинает называть себя сверхрасой и претендует на то, чтобы нести свою собственную культуру в так называемые отсталые народы. Напр., шовинизм, национализм,фашизм и т.д. 2. Второй вид отношения к собственной культуре называется культурным релятивизмом. Культурный релятивизм - признание за другими культурами права и возможности иных норм и образцов поведения; каждую культуру, в том числе и свою собственную, можно понять как нечто обусловленное конкретными условиями и обстоятельствами возникновения и развития. Напр., Для европейской культуры, или по-другому, для христианской культуры свойственна моногамная семья, то есть состоящая из одного мужчины, одной женщины и детей. Для исламской культуры более типична полигамия, когда у мужчины несколько жен. И можно без конца выяснять, какая норма лучше, а какая хуже. Но если мы возьмем конкретные условия возникновения исламской культуры, то мы увидим, что она возникла у арабских кочевых племен, постоянно ведущих войны друг с другом. В результате этих войн мужчин было постоянно гораздо меньше, чем женщин. И полигамия явилась средством, обеспечивающим рождаемость, достаточную для выживания арабов как народа.
Или, скажем, нам может показаться странной минимальная одежда племен Тропической Африки. Но надо учитывать особенности климата, при которых была бы неуместна европейская одежда - смокинги, шубы, корсеты и т.д. Вывод: Необходимо разумное отношение личности к своей собственной культуре и культуре других народов. Оно должно быть построено на сочетании как этноцентризма, так и культурного релятивизма. То есть наше чувство гордости за свою культуру и наша приверженность ее нормам должны соединяться со способностью понимать другие культуры и признавать их право на существование. Другие народы имеют право жить так, как они живут. В зависимости от мастерства и вида аудитории, воспринимающей культуру…
Массовая культура внедряется сверху, технически сфабрикована бизнесменами, рассчитана на пассивных потребителей, их участие ограничивается выбором: покупать ту или иную продукцию. Она является мощным средством манипуляции сознанием, усредняет и консервирует духовное развитие людей. Вместе с тем массовая культура отвечает важным потребностям людей, выполняя компенсаторно-развлекательную функцию, а также функцию социальной адаптации. Каким образом могут происходить изменения в культуре? С помощью 3-х процессов: изобретения, открытия и диффузия.
4. Тенденции развития культуры в современном мире. Культура - открытая система, т. е. она не завершена, продолжает развиваться и взаимодействовать с не культурой. Современное состояние культуры вызывает обоснованное беспокойство. 1) Одной из глобальных проблем развития общества является эрозия духовной культуры, возникающая в результате тотального распространения однообразной информации, усугубляющей ситуацию "смыслоутраты" в культуре. 2) Культура - это "не природа", она возникла и развивается во взаимодействии с природой. Противостояние культуры и природы не исчезло и сегодня. Однако наметилась тенденция к его преодолению. Раскрытая в учении В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена идея ноосферы - будущего царства Разума, Добра, Красоты - находит все более широкий отклик. Как один из атрибутов развития культуры осознается принцип природо-сообразности, основанный на идеях ответственности культуры перед природой, с одной стороны, и относительной свободы "второй природы" от "первой", искусственного от естественного - с другой. Здесь можно говорить о культурном лаге – следствии того, сто отдельные составляющие системы культуры изменяются быстрее других. 3) Одна из основных тенденций внутреннего развития культуры связана с изменением баланса физических и умственных затрат энергии человека в пользу умственных. Начиная с середины XX в. благодаря использованию достижений НТР стала резко сокращаться потребность в тяжелом физическом труде. Физические усилия человека играют все меньшую роль в воспроизводстве социокультурного процесса. Культура, таким образом, все больше определяет себя как продукт творчества человеческого духа, ума, души. 4) Другая внутренняя тенденция эволюции культуры - это переход от конфронтации "локальных", "групповых", "субъективных" культур к их диалогу. XX век внес в осмысление культурного процесса напряженный драматизм отношения "новой" контркультуры и "старой" культуры. Конфликт, взаимное непонимание и неприятие культур рассматриваются как относительная а не абсолютная неизбежность.
5) Еще одна важная тенденция эволюции культуры может быть выражена как преодоление конфликта (при сохранении противоречия) между традиционной культурой и культурой новаторской. Эта тенденция находит воплощение в культуре постмодернизма. Понятия «классицизм» или «модернизм» позволяют увидеть, насколько прерывной во времени воспринимается культура в тот или иной период. В начале XX в. в культуре утвердился стиль "модерн". Модернизм - стремление по-новому отразить действительность. Нетривиальность, нетрадиционность рассматриваются в рамках данного стиля как тождественные понятия. Постепенно то, что было модернизмом, частично включилось в традицию. Современная постмодернистская культура - это культуpa, преодолевающая пропасть между старым и новым, созданным и создаваемым. Ее ткань насыщена "знаками", символами культуры, в ней вырабатывается "консенсус" стремлений сберечь традицию и не отстать от времени. Совсем не плохо, если будет не только гастрономическое разнообразие культур.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|