Методика работы над научной статьей.
Этические основы научной деятельности. Научно-исследовательская работа требует от ее исполнителей соблюдение ряда принципов поведения в научном сообществе. Эти принципы определяются совокупностью морально-этических ценностей, присущих данному виду творческой деятельности. Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно-технологической и научно-педагогической деятельности. В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Американский социолог Р.К. Мертон предложил четыре основополагающих ценности. - универсализм- истина научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. - общность- научное знание должно свободно становиться общим достоянием. - бескорыстность- первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды. - организованный скептицизм- каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности Обобщенные этические принципы научной деятельности, которые признаются большинством ученых: - Принцип самоценности истины подразумевает ориентацию исследователя и научной деятельности на поиск объективного знания - Новизна научного знания - обновленные знания - Свобода научного творчества
- Всеобщность или открытость научных достижений. - Исходный критицизм -принцип, который подразумевает открытость для сомнений по поводу любых результатов научной деятельности, как своих собственных, так и публикуемых другими учеными. Методика работы над научной статьей. Научная статья - один из основных видов научной работы, научная статья – письменный и опубликованный отчет, описывающий результаты оригинального исследования и удовлетворяющий определенным критериям. Она содержит изложение промежуточных или конечных результатов научного исследования, освещает конкретный отдельный вопрос по теме исследования. Главная цель научной статьи - сделать работу автора достоянием других исследователей и обозначить его приоритет в избранной области исследований. Научная статья должна отвечать следующим принципам: · название статьи отражает основную идею ее содержания; · статья обязательно должна завершаться четко сформулированными выводами; · библиография, графики и другой иллюстративный материал, цитирование и т.п. оформляются по правилам ГОСТ или будущего издательства. Выделяют следующие основные этапы работы над научной статьей: - Обоснование темы, выбор объекта и определение цели исследования; - Подбор и анализ научной литературы по выбранной теме, в том числе с использованием Интернет; - Разработка гипотезы научной работы; - Составление плана и структуры научной статьи, разработка программы и методики исследования; - Проведение исследования и обобщения его результатов, выводы; - Оформление научной статьи; - Публикация научной работы. Рукопись научной статьи, как правило, должна содержать: – полное название работы – фамилию и инициалы автора; – аннотацию (ключевые слова) на двух языках (русском, английском); – вступление (введение); – основную часть (методику исследования, полученные результаты и их объяснение);
– выводы (заключение); – список литературы (литературу); Научная статья имеет простую структуру, ее текст, как правило, не разделяется на разделы и подразделы, но условно содержит структурные элементы: 1. Аннотация. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. 2. Ключевые слова-можно назвать поисковым образом научной статьи. Ключевые слова должны отображать основные положения, достижения, результаты, основные точки научного интереса. 3. Вступление – постановка научной проблемы, ее актуальность, связь с важнейшими задачами, которые необходимо решить, значение для развития определенной отрасли науки или практической деятельности (1 абзац или 5-10 строк). Во Вступлениидолжна содержаться информация, которая позволит читателю понять и оценить результаты исследования, представленного в статье, без дополнительного обращения к другим литературным источникам. Формулировка темыотражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы. Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование научной работы. 4. Основные (последние по времени) исследования и публикации, на которые опирается автор; современные взгляды на проблему; трудности при разработке данного вопроса, выделение нерешенных вопросов в пределах общей проблемы, которым посвящена статья (0,5-2 страницы машинописного текста); 5. Формулировка цели статьи (постановка задачи) – выражается главная идея данной публикации, которая существенно отличается от современных представлений о проблеме, дополняет или углубляет уже известные подходы; обращается внимание на введение в научное обращение новых фактов, выводов, рекомендаций, закономерностей или уточнения известных ранее, но недостаточно изученных. Цель научной статьиформулируется из постановки научной проблемы и обзора основных публикаций по теме (1 абзац, или 5-10 строк).
6. Изложение содержания собственного исследования – основная часть статьи. В ней освещают основные положения и результаты научного исследования, личные идеи, мысли, полученные научные факты, обнаруженные закономерности, связи, тенденции, программа эксперимента, методика получения и анализ фактического материала, личный вклад автора в достижение и реализацию основных выводов и тому подобное (5-6 страниц). Главным в изложении содержания являются точность и краткость. Важны стройность изложения и отсутствие логических разрывов. Красной линией статьи должен стать общий ход мыслей автора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|