Вопрос 3. Типы культур и проблемы культуры современной России
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Важнейшее значение в исследовании сущности культуры, её роли в развитии человека и общества имеет типологизация культур, т.е. их распределение по определенным типам. Под типом культуры понимается такая совокупность идеалов, норм, правил и моделей поведения людей, которая составляет относительно замкнутую область культуротворческой и культуропотребительской деятельности. 1. В зависимости от форм хозяйственного уклада, способов существования, а также средств реализации, фиксации и распространения ценностей, образцов и норм поведения культуры подразделяются на дописьменные и письменные. Дописьменные культуры сформировались и развивались до развития письменности и описывали жизнедеятельность, обычаи и традиции большинства доземледельческих обществ (культура собирателей и культура охотников). Письменные культуры возникают и развиваются с появлением письменности, получают широкий ареал распространения в социальном пространстве и времени, реализуя свое влияние на большие географические расстояния и путем передачи ценностей и норм от поколения к поколению и от эпохи к эпохе. 2. В зависимости от особенностей социальных общностей, являющихся носителями культур, последние подразделяются на доминирующие и негосподствующие. Доминирующая культура – это совокупность норм, традиций, обычаев и верований, которыми руководствуется большинство членов данного общества, а та культура, которую разделяет меньшинство данного общества, является негосподствующей. 3. По содержанию и характеру связей с религией культуры подразделяются на светские и религиозные. Первые, в свою очередь, дифференцируются на христианскую, мусульманскую, буддистскую и т.д. Каждая из них подразделяется на более мелкие социокультурные формирования.
4. По виду аудитории, воспринимающей тот или иной тип культуры, последняя дифференцируется на народную, элитарную, массовую, псевдокультуру, субкультуру и антикультуру. Рассмотрим подробнее. В процессе усложнения социокультурной динамики в начале 20 в. обозначился становящийся все более отчетливым раскол на элитарную и массовую культуру. Элитарная культура ориентирована на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и образованностью, в силу чего они должны оцениваться как элита, лучшая часть общества. Предпосылки для выделения элитарной культуры как «удела избранных» были заложены в идеях выдающихся немецких философов и теоретиков культуры А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Первый из них разделил людей на два типа – «людей пользы» и «людей гения», из которых только вторые обладают особой интеллектуальной и художественной одаренностью, в силу чего способны истинную ценность прекрасного. Ницше же утверждал, что только «сверхчеловек», наделенный «волей к власти», одновременно обладает и обостренной восприимчивостью к высоким культурным формам. Эти идеи, развитые далее Г. Риккертом, В. Виндельбандом, Э. Кассирером, а также Э.Гуссерлем, Х.Ортега-и-Гассетом, воплотились в авангардистском, модернистском и постмодернистском искусстве, ориентированном на избранную часть публики. Наряду с этим в последние десятилетия 20 века широкое распространение получила массовая культура, ориентированная на усредненный уровень развития массовых потребителей материальных и духовных ценностей. Суть массовой культуры состоит в том, что она создается исключительно для целей потребления. Главная ее функция – развлекательно-компенсаторная. Акцент делается на чувствительность, порой примитивную, читающей и зрительской публики. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день. В массовой культуре получает гипертрофированное выражение одна из сторон культуры – адаптивная, причем в облегченном, поверхностном варианте. В результате массовая культура превращается в особый вид бизнеса, при этом она не столько потребляется человеком, сколько потребляет самого человека, заслоняя от него и заменяя ему другие пласты культуры. Типичные воплощения такой культуры – широко распространяющиеся в последнее время бесконечные телесериалы, так называемые «мыльные оперы», видео- и звукозаписи.
Самое концентрированное воплощение массовой культуры – китч (от нем. Kitsch – халтура, безвкусица, штамп), проявляющийся в ярком, но часто безвкусном оформлении журналов, в литературной бульварщине, в значительной части кино- и телепродукции, в различных формах конвейерного бытового украшательства и в комиксах. Даже классический роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина» руками ремесленников от комикса превращается в изображаемую разноцветными картинками унылую историю любви и самоубийства главной героини. Если элитарная культура ориентирована на особо художественно развитых людей, способных к всепониманию культурных ценностей, то китч представляет собой противоположный полюс – ориентация на ограниченное понимание художественно неразвитого, ограниченного потребителя. Разумеется, и элитарная и массовая культура, со своими разновидностями пропагандируют различные нормы и образцы поведения, а поэтому оказывают и разнонаправленное влияние на динамику социальной структуры. Для одних предпочитаемой нормой и столь же предпочитаемыми средствами достижения цели (того же денежного успеха, богатства) становятся произведения широко тиражируемой средствами массовой информации массовой же культуры. Другие предпочитают (нередко в целях престижного, демонстративного потребления) нормы и ценности элитарной культуры, пропагандируемые ею вкусы и образцы поведения. Если элитарная и массовая культура различаются по своим целям и ценностям, то по отношению к господствующей культуре выделяются субкультура и контркультура – культуры различных социальных групп: возрастных, профессиональных, территориальных и т.д. Их ещё называют частичными культурами. Любая субкультура имеет свои ценности, несколько отличные от общепринятых, особые правила и образцы поведения, стиль одежды, манеру общения. К своеобразным субкультурам можно отнести ценности, нормы и образцы поведения инородной по отношению к нации этнической группы, например, русских в Германии, а также нетрадиционных для нашей страны религиозных групп, таких как кришнаиты, дзен-буддисты и т.п.
В последние годы социологи много времени уделяют изучению молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящемуся к социальной однородности, у молодежи нет и не должно быть своих специфических ценностей. Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу. Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения». Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов: · От уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, у учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов); · От возраста (пик активности – 16 – 17 лет, к 21 – 22 годам она заметно падает); · От места жительства (движения неформалов более характерны для города, нежели для деревни, т.к. именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения). Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности их сознания и поведении, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга. Наиболее популярными из них являются группы любителей современной музыки, танцев, различных видов спорта (фанаты) – около 80 %. Меньшее распространение у нас в стране получили группы, занятые общественно-полезной деятельностью – охраной памятников культуры, защитой окружающей среды и т.п. – не более 4%. Есть группы, чье поведение может быть охарактеризовано как социально патогенное или даже преступное: наркоманы, токсикоманы и др. Такие группы составляют примерно 9% всех неформальных молодежных групп.
Выделение различных субкультурных групп условно, т.к. они не отделены друг от друга непроницаемой перегородкой. Так, среди «металлистов» встречаются токсикоманы, среди наркоманов - проститутки, которые подобным образом зарабатывают себе на наркотики. Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явной конфронтации по отношению к господствующей культуре, называется контркультурой. Иными словами, контркультура – это комплекс норм и ценностей какой-либо социальной группы, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является. Скажем, городская преступная банда руководствуется определенными нормами и правилами поведения, но они совершенно противоположны тем, которые разделяет большинство, поэтому вступает в конфликт с ценностями и нормами доминирующей культуры (например, такое ценное в преступной среде качество как беспощадность резко отрицается мирным большинством). На сегодняшний день, контркультура – это: 1) тип протестующего мироощущения; 2) альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему; 3) антитрадиционные формы художественного творчества (вспомним, к примеру, скандальную выставку современной российской живописи, в частности, картину изображающую 2 целующихся милиционеров, воспринятую в штыки и широко раскритикованную). Единая человеческая культура складывается из множества различных культур, которые вносят свой вклад и без каждой из которых картина культуры была бы неполной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|