Понятие и виды таможенных режимов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Таможенный режим – совокупность правовых и организационных мер, регламентирующих порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, таможенный контроль и оформление, взимание пошлины и таможенных сборов, ведение таможенной статистики, обеспечивающих защиту интересов внутригосударственной экономики и выполнение обязательств по международным договорам РФ в части, касающейся таможенного дела. В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных режимов: 1) основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит; 2) экономические таможенные режимы: переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад); 3) завершающие таможенные режимы: реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства; 4) специальные таможенные режимы: временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные режимы.4 Таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада). В новом ТК РФ в отличие от ТК РФ 1993 г. юридически закреплена классификация таможенных режимов. В зависимости от их роли и предназначения выделено несколько групп таможенных режимов: основные, экономические, завершающие и специальные. Как уже отмечалось в юридической литературе, выделение таможенных режимов в отдельные группы либо разделение их по типам имеет юридическое значение, прежде всего, для уяснения их роли в механизме таможенного регулирования и более детального изучения различных аспектов их правовой регламентации.
В первой группе объединены режимы, применяемые при совершении основного объема внешнеторгового оборота, связанного с продажей российскими организациями товаров в зарубежные страны, а также с приобретением товаров в целях реализации на внутреннем рынке для российских потребителей. К таким таможенным режимам отнесены выпуск для внутреннего потребления и экспорт (составляют 80% торгового оборота). Правовые рамки регламентации указанных таможенных режимов устанавливают максимальные требования: уплату причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов, а также соблюдение запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Это позволяет свободно распоряжаться товарами как на внутреннем рынке страны (выпуск для внутреннего потребления), так и на внешнем (экспорт). Все остальные таможенные режимы предусматривают льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, обусловленные ограничениями пользования или распоряжения товарами. Завершает группу основных таможенных режимов международный таможенный транзит, при котором товары не предназначены для приобретения на внутреннем рынке, а пересекают таможенную границу РФ в целях доставки из одного иностранного государства в другое. В отдельную группу выделены таможенные режимы с экономическим значением. Следует отметить, что ранее в юридической литературе была предложена классификация таможенных режимов, содержащихся в ТК РФ 1993 г., в зависимости от их роли и места в общем процессе хозяйственной деятельности и экономического воспроизводства.
Из перечисленных таможенных режимов новым для российского таможенного законодательства является таможенный режим переработки для внутреннего потребления, который позволит использовать общепринятый в международной практике механизм стимулирования импортозамещения. В соответствии с этим режимом российские организации будут осуществлять деятельность по переработке иностранных товаров на тех же экономических условиях, что и иностранные переработчики. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест, увеличению налоговых отчислений, что в целом благоприятно повлияет на развитие экономики государства. Экономический смысл этого таможенного режима заключается в нивелировании (исправлении) эскалации таможенного тарифа. Общий принцип эскалации таможенного тарифа заключается в том, что чем выше степень переработки и обработки товаров, тем выше уровень ставки таможенной пошлины. Вместе с тем встречаются исключения из этого принципа, когда при высокой степени обработки уровень ставки таможенной пошлины, применяемой к готовой продукции, ниже уровня ставок, применяемых к материалам (сырью). Такие исключения могут быть обусловлены стимулированием ввоза отдельных видов товаров путем уменьшения ставок таможенных пошлин. Применение данного таможенного режима позволит российским производителям использовать импортные комплектующие для производства инвестиционных товаров непосредственно на территории страны. Временный ввоз. В отличие от таможенного режима временного ввоза (вывоза), закрепленного в ТК РФ 1993 г., в новом ТК РФ таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза закреплены в различных главах. Подобный подход обусловлен тем, что при внешней схожести таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза имеют различную экономическую и административную направленность. При временном ввозе товары используются на таможенной территории страны с определенными ограничениями в силу того, что в отношении их предусматривается условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При временном вывозе таможенные органы не могут контролировать использование товаров, а смысл обязательств перед таможенными органами заключается в том, чтобы товары не могли быть проданы за рубежом без репатриации валютной выручки, за исключением отдельных категорий товаров, обратный ввоз которых требуется в силу закона (например, культурные ценности). Учитывая разные условия помещения товаров под таможенные режимы и действия этих режимов, для целей удобства применения закона они и были прописаны в различных главах.
Свободная зона (свободный склад). В новом ТК РФ отсутствует описание таможенных режимов свободной таможенной зоны (свободного склада), однако это не означает отказ законодателя использовать в экономическом регулировании такой мощный инструмент развития национальной экономики, как свободные таможенные зоны и другие разновидности свободных экономических зон. Все вопросы, связанные со свободными экономическими зонами, не нашли своего отражения в новом законе в связи с разработкой федерального закона об особых экономических зонах. Для правовой регламентации таможенных режимов свободной таможенной зоны (свободного склада) необходимо законодательно определить критерии и цели функционирования свободных экономических зон на территории РФ, а затем устанавливать особенности правового регулирования помещения товаров под указанные таможенные режимы, особенности налогообложения и т.п. Третью группу классификации таможенных режимов составляют завершающие таможенные режимы: реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства. Характерной особенностью этих таможенных режимов является то, что товары приобретают для таможенных целей постоянный, а не временный статус. Таможенный контроль при помещении товаров под указанные таможенные режимы завершается. Реимпорт. В отличие от ТК РФ 1993 г. в новом ТК РФ таможенный режим реимпорта предусматривает льготы по уплате таможенных пошлин, налогов при обратном ввозе товаров на территорию страны. Установлены более жесткие условия, а именно - обязанность предъявления документов, подтверждающих обстоятельства вывоза товаров. Особенностью таможенного налогообложения является и то, что при ввозе товаров в соответствии с таможенным режимом реимпорта на лицо, заявляющее данный режим, возлагается обязанность вернуть в федеральный бюджет все суммы таможенных пошлин, налогов, а также проценты с них, которые не взимались либо были возвращены в связи с вывозом (НДС, дотации, субсидии). При помещении товаров под таможенный режим реимпорта они приобретают статус находящихся в свободном обращении.
Реэкспорт. В отличие от ТК РФ 1993 г. предусмотрена возможность помещения под этот таможенный режим не только иностранных товаров, но также и тех товаров, которые выпущены для свободного обращения на таможенной территории РФ. Значимость данной нормы заключается в том, что в случае выявления производственного брака либо иных несоответствий условиям внешнеэкономической сделки, которые имели место на момент ввоза товаров, такие товары могут быть вывезены обратно в соответствии с таможенным режимом реэкспорта уже после их выпуска для свободного обращения. Уничтожение. К завершающим таможенным режимам отнесен таможенный режим уничтожения товаров. Новеллой в новом ТК РФ является возможность помещения под этот таможенный режим товаров, которые уничтожены в результате форс-мажорных обстоятельств. Отказ от товара в пользу государства. В отличие от положений ТК РФ 1993 г. в новом ТК РФ уровень принятия решения о товарах, которые не могут быть помещены под этот таможенный режим, поднят до Правительства РФ. Четвертую группу таможенных режимов составляют специальные таможенные режимы: временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов, иные специальные таможенные режимы. Временный вывоз. Как уже было ранее отмечено, таможенный режим временного вывоза прописан в отдельной главе ТК РФ. Использование этого таможенного режима по сути представляет собой льготу на обратный ввоз без уплаты таможенных пошлин, налогов, т.е. заранее заявленный реимпорт. Срок обратного ввоза в отношении товаров, вывезенных с таможенной территории в соответствии с таможенным режимом временного вывоза, не установлен, за исключением тех товаров, которые в соответствии с законодательством РФ подлежат обратному ввозу. При невозвращении временно вывезенных товаров бенефициар режима обязан изменить таможенный режим временного вывоза на таможенный режим экспорта в целях валютного контроля. В отношении таких товаров подлежат уплате суммы вывозных таможенных пошлин, исчисленных исходя из таможенной стоимости и ставок, действующих на день помещения товаров под таможенный режим. В целях предотвращения злоупотребления данным режимом законодателем предусмотрено взимание процентов как за фактически предоставленную отсрочку по уплате вывозных таможенных пошлин. Исключение составляют случаи изменения таможенного режима временного вывоза на экспорт в отношении природного газа, временно вывезенного для хранения в подземных газовых хранилищах за пределами таможенной территории РФ.
Беспошлинная торговля. В отношении таможенного режима беспошлинной торговли установлены некоторые особенности открытия магазина. Предпринимательская деятельность владельца магазина беспошлинной торговли по новому ТК РФ осуществляется без включения в реестр лиц, осуществляющих деятельность в околотаможенной инфраструктуре. Новеллой является то, что российские поставщики по новому закону получили право на возмещение налога на добавленную стоимость в отношении российских товаров, которые подлежат продаже в магазине беспошлинной торговли. Перечень товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим беспошлинной торговли, определяет Правительство РФ. Перемещение припасов. К специальным таможенным режимам отнесен режим перемещения припасов. Правовая регламентация этого режима в новом Кодексе предусматривает некоторые нюансы, а именно то, что торговля без цели потребления на борту во время следования по территории РФ допускается только на воздушных судах. На морских (речных) судах торговать можно только за пределами таможенной территории.5 Завершают перечень специальных таможенных режимов иные специальные таможенные режимы. Под специальные таможенные режимы помещаются товары, имеющие определенную целевую направленность (ликвидация стихийных бедствий; обеспечение функционирования посольств, консульств, а также официальных представительств РФ за рубежом; российские товары, перемещаемые между таможенными органами через территорию иностранного государства и т.п.). Задача 3.
Рассчитать пошлину за вывозимые из России в Данию распиленные лесоматериалы из ясеня (код товара по ТН ВЭД 4407 99)объемом 400 м3, таможенной стоимостью 350 тыс. датских крон.
10 датских крон – 49, 2878 рублей 350000 датских крон – х рублей х = 1725073 рублей
Данный товар облагается таможенной пошлиной по комбинированной ставке, поэтому сначала рассчитаем пошлину по адвалорной ставке:
П адв = 1725073хС/100%
П адв – сумма таможенной пошлины, которая исчисляется по адвалорной ставке, руб. Сmруб – таможенная стоимость товара в рублях = 1725073 рублей С – ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара. Определим таможенную пошлину по специфической ставке, учитывая, что курс евро: 34,37 за 1 евро:
П = Вm х Се х Ке = 400 х Се х 34,37=13748Се
П- сумма таможенной пошлины, исчисляемой по специфической ставке, руб; Вm – количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении = 400м 3; Се – ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара (специфическая ставка); Ке - курс евро.
Задача 4.
Рассчитать сумму таможенных платежей при ввозе из Румынии натурального сливочного масла (код продукции 0405 10 110 0) весом 400 кг, таможенной стоимостью 900 долларов США.
1 доллар – 29,1350 рублей 900 долларов – х рублей х = 26221,5 рублей
Данный товар облагается таможенной пошлиной по комбинированной ставке, поэтому сначала рассчитаем пошлину по адвалорной ставке:
П адв = 26221,5 х С /100%
П адв – сумма таможенной пошлины, которая исчисляется по адвалорной ставке, руб. Сmруб – таможенная стоимость товара в рублях = 26221,5 рублей С – ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара. Определим таможенную пошлину по специфической ставке, учитывая, что курс евро: 34,37 за 1 евро:
П = Вm х Се х Ке = 400 х Се х 34,37=13748Се П- сумма таможенной пошлины, исчисляемой по специфической ставке, руб; Вm – количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении = 400 кг; Се – ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара (специфическая ставка); Ке - курс евро. Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12. 2001 № 195 – ФЗ (ред. от 20. 08. 2004), принят ГД ФС РФ 20. 12. 2001. (с изм. и доп., вступающими в силу с 1 окт. 2004 г.); 2. Постановление Правительства РФ от 9 июля 2001 г. N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов". СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3031. 3. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1067 "Об установлении таможенного режима вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом". 4. Приказ ГТК РФ от 20.10.2003 № 1165 «Об утверждении формы акта проведения личного досмотра». 5. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Отв. Ред. В.М. Орлов. – М.: 2004. – 736. 1 Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Отв. Ред. В. М. Орлов. – М.: 2004. С. 231. 2 Там же. С. 143. 3 Там же. С. 156. 4 Там же. С. 203. 5 Постановление Правительства РФ от 9 июля 2001 г. N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов". СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3031.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|