Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка данных опросника.

Опросник ДДО (Дифференциально-диагностический опросник)

Автор методики: Климов Е.А.

Цель: Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий по Е.А.Климову. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

 

Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Однако, если бы тебе пришлось выбирать только из двух возможностей, что ты предпочтешь?

Ухаживать за животными. или Обслуживать машины, приборы(следить, регулировать).
Помогать больным людям, лечить их или Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грам­пластинок или Следить за состоянием, развитием рас гении
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пла­стмассу, металл и т.п.) или Доводить товары до потребителя (рекламиро­вать, продавать).
Обсуждать научно-популярные книги, статьи или Обсуждать художественные книги (или пье­сы, концерты)
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или Тренировать товарищей (или младших) в вы­полнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).
Копировать рисунки, изображения (или на­страивать музыкальные инструменты). или Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством: подъемным краном, трактором, тепловозом и др.)
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или Художественно оформлять выставки, витри­ны (или участвовать в подготовке пьес. кон­цертов)
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, тех­нику), жилище или Искать и исправлять ошибки в текстах, таб­лицах, рисунках
10а Лечить животных или 10б Выполнять вычисления, расчеты.
11а Выводить новые сорта растений или 11б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделии (машины или оде­жду, дома, продукты питания и т.п.)
12а Разбирать споры, ссоры между людьми, убе­ждать, разъяснять поощрять, наказывать. или 12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а Наблюдать, изучать работу кружков художе­ственной самодеятельности или 13б Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а Обсуждать, налаживать медицинские прибо­ры, аппараты или 14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а Составлять точные описания - отчеты о на­блюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. или 15б Художественно описывать, изображать со­бытия (наблюдаемые или представляемые)
16а Делать лабораторные анализы в больнице или 16б Принимать, осматривать больных, беседо­вать с ними, назначать лечение.
17а Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. или 17б Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов.
18а Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, ту­ристические походы и т.п. или 18б Играть на сцене, принимать участие в кон­цертах
19а Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду) строить здания или 19б Заниматься черчением, копированием черте­жей, карт
20а Вести борьбу с болезнями растений, с вре­дителями леса, сада. или 20б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Анализ результатов

Наибольшие количества плюсов и наименьшие количества минусов - симптомы пред­почтении, склонностей оптанта. Очень часто они косвенно говорят и о его способностях.

Данный опросник помогает хотя бы отчасти ограничить область выбора профессии, предпочесть те пли иные зоны карты мира профессий. Не следует преувеличивать точность из­меренных предпочтений. Самое важное, что мы можем узнать в результате применения этого опросника - к какой области приложения сил человек сейчас более склонен, к какой - менее. Баллы указывают лишь направление, а не величину изменения оцениваемого признака. Вот по­чему неправомерно, строго говоря, взаимно уничтожать плюсы и минусы, полученные в обра­ботке каждого столбца. Также нельзя придавать значения различиям в величине итоговых (по столбцам) чисел при сравнении результатов диагностики двух разных людей. Например, если у одного оптанта по какому-либо столбцу (шкале) результат 11, а у другого - 15, неправомерно делать вывод о том, что во втором случае предпочтение выражено “сильнее”. Правомерно де­лать выводы о различиях в предпочтении профессий определенного типа. Итак, ДДО позволяет определить, какие профессии человек предпочитает (но не на сколько).

Типы профессий в соответствии с традиционно различаемыми разновидно­стями объектных систем

1. Человек - живая природа. Представители этого типа имеют дело с рас­тительными и животными организмами, микроорганизмами и условия­ми их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоо­техник, ветеринар, микробиолог.

2. Человек - техника (и неживая природа). Работники имеют дело с нежи­выми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, тех­ник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, тех­ник-технолог общественного питания.

3. Человек - человек. Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, груп­пы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольст­венных товаров, парикмахер, инженер - организатор производства, врач, учитель.

4. Человек - знаковая система. Естественные и искусственные языки, ус­ловные знаки, символы, формулы - вот предметные миры, которые за­нимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фо­тонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5. Человек - художественный образ. Явления, факты художественного ото­бражения действительности - вот что занимает представителей этого ти­па профессий. Примеры: художник - декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, ар­тист балета, актер драматического театра.

Конечно, строго распределить по пяти типам все профессии невозможно.Болееправилен такой подход к классификации профессий: надо исходить из того, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в равной мере. Так, дирижер хора - это и собственно музыкант, и организа­тор группы людей. Агроном - это специалист в области растениеводства, и ор­ганизатор производства, и знаток сельскохозяйственной техники, и в какой-то мере и картограф (кто, кроме него, составит специальные карты угодий данного хозяйства?). Поэтому, группируя такие сложные много признаковые явления,как профессии, надо учитывать факт нечеткости их границ и ориентироваться на главные, основные группыпризнаков.Для разныхцелей возможны раз­ные группировки.



Лист ответов ДДО

Фамилия, имя __________________________________

Класс _________________

Человек - природа Человек - техника Человек - человек Человек - знаковая система Человек - художественный образ
1 а     За
  4 а    
6 а      
       
       
10 а        
11a   12 а   13 а
  14 а   15 а  
16 а       17 а
    18 а    
  19а      
20 а        
         
         
         

Обработка данных опросника.

В каждом столбце отдельно подсчитываются суммы плюсов и суммы минусов. Сумма плюсов ставится в третьей снизу строчке в соответствующем столбце, сумма минусов - во второй строчке. Алгебраическая сумма проставляется в нижней строчке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...