Спортивные игры как средство физического воспитания
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ Среди большого разнообразия средств физической культуры и спорта одно из ведущих мест занимают спортивные игры. Спортивные игры в их современном виде начали складываться в конце XIX и начале XX века. Они представляют собой высшую ступень развития народных игр. Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Одновременно игры позволяют совершенствовать жизненно важные умения и навыки. Круг игр, используемых в настоящее время в целях физического воспитания, довольно широк. Их принято делить на две большие, группы: подвижные и спортивные. К подвижным относятся простые игры с элементарными правилами и несложными взаимодействиями. Спортивные игры — это единоборство двух сторон, протекающее в рамках правил, преимущество в котором оценивается по количеству достижений обусловленной цели. Спортивные игры отличаются едиными правилами, четко определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и т. п. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий. Спортивными играми занимаются в школах, техникумах и вузах, на предприятиях и в рядах Советской Армии, в колхозах и совхозах, в домах отдыха, санаториях и т. д. Сложная техника игровых приемов и тактических действий определяет-необходимость длительной специальной подготовки игроков. В техникумах физической культуры спортивные и подвижные игры — это специальный предмет, который включает историю, теорию, методику преподавания, практическое освоение техники, тактики отдельных игр и воспитание педагогических навыков.
В СССР наибольшее распространение получили футбол, баскетбол, волейбол, хоккей (с шайбой и с мячом), гандбол, теннис, настольный теннис, водное поло, городки, регби. В последнее время большую популярность приобрел бадминтон, стал культивироваться хоккей на траве. Каждая спортивная игра имеет характерные особенности. Вместе с тем у различных игр имеются и схожие признаки, позволяющие разделить их на определенные группы: командные и некомандные, с соприкосновением с соперником и без соприкосновения, с дополнительным снарядом (клюшка, ракетка, бита) и без него. Движения и действия, используемые в спортивных играх, разнообразны: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы, совместно со своими партнерами добиться преимущества над соперником, который оказывает активное сопротивление. Активное противодействие соперника постоянно изменяет условия осуществления задуманных действий отдельного игрока и команды в целом. Быстрая смена игровых ситуаций ставит перед играющими самые разнообразные задачи, требующие быстрейшего решения, Для этого необходимо в кратчайшие промежутки времени увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и соперника, положение мяча, шайбы), оценить ее, выбрать наиболее целесообразные действия и применить их. Все это можно осуществить лишь имея определенные знания, навыки, умения. Двигательные навыки занимающихся спортивными играми отличаются большой подвижностью, динамичностью. Играющие должны уметь выполнять точные передачи, удары по воротам, броски мяча в корзину и т. п. различными способами и в самых разнообразных условиях. Важной особенностью спортивных игр являются сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр — командные, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. Осложняет взаимодействие то, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровых приемов и постоянного ритма. В каждой ситуации действия отдельных игроков команды различны, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи. От спортсменов требуется максимум инициативы, творчества и смелости, чтобы согласовывать свои действия с партнерами и добиваться успеха.
Огромное значение в коллективной игре имеет взаимопомощь. Своевременная и правильная помощь партнеру — важный фактор для достижения победы над соперником. Помогая друг другу как в нападении, так и в защите,.игрокам необходимо стремиться создавать постоянное численное преимущество. Рамки деятельности в игре ограничены соответствующими правилами, за нарушение которых положены определенные наказания. Спортсмены должны не только определять, какой технический прием или какое тактическое действие нужно использовать в данный момент, но и оценивать его с позиций правил игры. Таким образом, спортивные игры способствуют воспитанию целого ряда положительных навыков и черт характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение к своим партнерам и соперникам, сознательную дисциплину, активность, чувство ответственности и т. п. В спортивных играх занимающиеся выполняют работу переменной интенсивности, в основном скоростно-силового характера. Относитель- ная мощность ее в различных видах игр различна. Увеличение скорости передвижения и быстроты действий, повышение интенсивности игровой деятельности, происшедшее в последние годы во всех видах спортивных игр, значительно повысили нагрузку на организм игрока. Поэтому в таких играх, как хоккей, баскетбол, волейбол, гандбол, широко используют замены игроков. В ходе каждой игры возможна работа любой мощности. Поэтому тренировка должна быть направлена на развитие у спортсменов высокого уровня аэробной и анаэробной производительности.
Довольно большие энергетические затраты (футбол — 1500 ккал, баскетбол — 900 ккал), высокая частота пульса (180—190 и больше ударов в 1 мин.), потеря веса (2—3 кг за игру) говорят о высоких требованиях к организму занимающихся спортивными играми. У них наблюдается повышенная емкость легких (у футболистов и баскетболистов в среднем 5 л), брадикардия (у футболистов и волейболистов 48—54 удара в 1 мин.), умеренная гипертрофия сердца, увеличение содержания гемоглобина в крови*. По показателям основных физических качеств представители спортивных игр занимают высокие места среди спортсменов других видов. Так, по прыгучести (прыжок в высоту) волейболисты занимают третье место (58 см), баскетболисты — шестое (53 см), футболисты — восьмое (49 см), хоккеисты, гандболисты и теннисисты — девятое (48 см). Разнообразные движения и действия, выполняемые в спортивных играх, в большинстве случаев на свежем воздухе, т. е. в благоприятных гигиенических условиях, оказывают большое оздоровительное влияние: способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, служат средством активного отдыха для многих категорий трудящихся, особенно для лиц, занятых напряженной умственной деятельностью. Значительное влияние оказывают спортивные игры на центральную нервную систему. Быстрота выполнения движений, частая их смена и постоянное варьирование интенсивности мышечной деятельности способствуют увеличению силы, подвижности и лабильности нервной системы. У квалифицированных игроков скрытый период двигательной реакции значительно укорочен. Если у новичков он равен 217 м/сек, то у подготовленных баскетболистов ■— 162 м/сек, у футболистов — 180 м/сек **. Занятия спортивными играми положительно сказываются на развитии зрительного, вестибулярного, мышечного и других анализаторов. У занимающихся наблюдается- увеличение поля зрения, развивается глубинное зрение. Под влиянием систематических тренировок и соревнований по спортивным играм улучшаются функции мышечного
аппарата глаз. Если у не занимающихся спортивными играми в 60% случаев отмечаются нарушения мышечного баланса глаз, то у квалифицированных игроков они встречаются реже (50—22%). Соревнования по спортивным играм интересны не только для участников. Они доставляют огромное удовольствие и зрителям. Острые, быстро меняющиеся ситуации, ловкость играющих захватывают зрителей и являются хорошей агитацией за систематические занятия спортом. В последнее время представители всех видов спорта в тренировочных занятиях стали широко использовать различные спортивные игры. Для более полной характеристики и значения спортивных игр следует отметить их популярность и массовость. Так, по статистическим данным 1967 г.*, в СССР только баскетболом, волейболом, футболом и настольным теннисом занималось 17,4 млн. человек (волейбол — 6 628 200, баскетбол — 3 790 300, футбол — 4 255 700, настольный теннис — 2 684 000), в то время как легкой атлетикой занималось 8 042 400, лыжным спортом — 6 240 200 человек *. Цифры эти в настоящее время значительно выросли. Подобная тенденция прослеживается и в мировом масштабе. По данным 1971 г., количество занимающихся волейболом составляло 40 млн., футболом — 35 млн., легкой атлетикой — 20 млн. человек. Итак, спортивные игры занимают видное место в системе физического воспитания, являются прекрасным средством улучшения здоровья, повышения работоспособности и решения воспитательно-образовательных задач. Однако решить весь комплекс задач разностороннего физического развития они не могут. Поэтому необходимо целесообразно сочетать в тренировочных занятиях средства и методы из других видов спорта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|