Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути и способы снижения инфляции и роль бюджетной политики в ее снижении




Рассмотрим темпы роста цен за 1995-2008 гг. (Таблица 2).

 

Таблица 2. Индексы цен по отдельным секторам экономики (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)

Показатели 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Индекс потребительских цен 146,1 134,8 125,4 114,4 108,0 106,6 112,1 113,3
Индекс цен производителей промышленной продукции 139,1 142,6 128,1 118,8 110,0 109,0 116,8 116,4
Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию 150 120 124 122 111 109 132 121,8
Индекс тарифов на грузовые перевозки 145,2 125,3 121,7 108,8 106,4 112,3 108,8 130,9

 


Таким образом, мы видим, что за по сравнению с 1995 годом инфляция в 2008 г. снизилась на 231%. Однако по сравнению с 2007 г. ее уровень вырос на 1,2%.

Рассмотрим данную динамику более наглядно на рис. 1.

 

Рис. 1 Динамика индекса потребительских цен (в %).

 

Ниже приводится диаграмма, характеризующая изменение цен в июле 2008 и 2009 гг. (в процентах к декабрю предыдущего года):

 

Рис. 2 Диаграмма изменения цен в июле 2008 и 2009 гг. (в процентах к декабрю предыдущего года)

Индекс потребительских цен на товары и услуги в июле 2009 г. по сравнению с июнем 2009 г. составил 100,4%. Рост цен на продовольственные товары дал 0,16% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,16%, на платные услуги населению – 0,06%.

Индекс потребительских цен на товары и услуги в июле 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. составил 107,7%, в среднемесячном исчислении за период с начала года – 101,1% при прогнозе на 2009 год – 100,7-100,9%.

 

Рис. 3. Изменение потребительских цен и цен производителей промышленной продукции

 

Индекс потребительских цен в июле 2009 г. по сравнению с июнем 2009 г. в Российской Федерации составил 100,6%, с декабрем 2008 г. – 108,1%, в Украине – соответственно 99,9% и 108,5%, в Казахстане – 100,3% и 104,1%.

Инфляция является одной из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, включая и Республику Беларусь. Инфляции в Беларуси присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас – повсеместный, всеохватывающий; и если раньше она охватывала больший или меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас – хронический

Наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в Беларуси в 90-е годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике было присуще длительное развитие в режиме военного времени, чрезмерная доля военных расходов в ВНП. С апреля 1991 года инфляция стала набирать темпы, а с января 1992 года она пробрела вид галопирующей инфляции, а на отдельные товары – гиперинфляции. Некоторое время денежная масса в нашей стране искусственно ограничивалась, но потом ситуация резко изменилась. Были развернуты широкие социальные программы, не подкрепленные реальными материальными ресурсами. В результате наложения всех этих факторов вкупе с сохранившимся директивным управлением денежной массой на рубеже 90-х годов вплотную подошли к гиперинфляции. Правительство Республики Беларусь не смогло сдержать опасные инфляционные явления.

В итоге возникла гиперинфляция на фоне резкого спада производства. Превращение в прах сбережений населения, оборотных средств предприятий, обесценивание банковских капиталов и активов на фоне отрицательных процентных ставок, продолжающееся падение валютного курса рубля, отсутствие инвестиций и инвестиционной политики у предприятий, банков, да и у государства, бесперспективность рынка ценных бумаг вследствие неизбежной потери части вложенной в акции, облигаций стоимости, вытеснение из платежного оборота рубля долларом, угроза перехода от товарно-денежных отношений к натуральному обмену – вот неполный список последствий инфляции. [10,с.12]

С возникновением высокой инфляции в 90-х годах Республике Беларусь возникла необходимость ее регулирования и сдерживания. Конкретные методы сдерживания инфляции и последовательность их применения зависят от постановки правильности «диагноза»: открытая или закрытая, сбалансированная или нет. Поставить «диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. [19, с.443]

Кардинальные антиинфляционные меры содержались в Программе перехода к рынку, принятой в 1991 году, ряде других основополагающих документах 1992-1994 годов. Однако в силу ряда причин реализация важнейших их положений по существу и не начиналась. Под давлением промышленного и аграрного лобби, т.е. проинфляционно настроенных сил в Верховном Совете и Совете Министров, был избран вариант мягкой бюджетной и денежно-кредитной политики, направленной на поддержание уровня производства, в том числе неэффективного, и гарантированный уровень заработной платы любой ценой, что не могло не привести в 1992-1994 годах к резкому скачку цен и ухудшению макроэкономической ситуации в целом.

Ускорение темпов денежной массы (за 1992 год средняя РДМ увеличилась в 3 раза, за 1993 год – в 8,2 раз, а за 1994 год – в 10,6 раза) привело к острому валютному и финансовому кризису. В конце 1994 – первой половине 1995 годов стабилизационный курс проводился более или менее последовательно. Благодаря сокращению объемов инфляционного финансирования бюджетного дефицита и весьма грамотной и ответственной политике Национального банка удалось снизить инфляцию с 39,2% в январе 1995 года до рекордно низкой отметки в 3,4% в мае и около 4% в среднем за месяц в период за май-декабрь 1995года. Однако этот период был непродолжительным. [2, с.32]

По существу, уже с 1996 года произошел возврат к мягкой (инфляционистской) денежно-кредитной политике, традиционно предполагающей большие объемы эмиссии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Аналогичной была и бюджетная политика, состоявшая в перераспределении финансовых ресурсов от эффективных к неэффективным секторам и экономическим субъектам. С конца 1996 года стали использоваться административные (а иногда и силовые) инструменты из арсенала командной системы, приостановлена приватизация, начал искусственно форсироваться экономический рост при помощи как административного нажима, так и мягкого кредитного финансирования.

В это же время серьезно ухудшилось финансовое состояние предприятий, организаций, колхозов. Если, например, в 1992 году убыточных среди них было 4,8%, в 1993 – 6,2%, то в 1996 году – 18,4%. Рентабельность продукции составила соответственно 22,1, 17,4 и 9,7%. Резко возросли суммы кредиторской и дебиторской задолженности, налоговая нагрузка оказалась завышенной, так как даже убыточные предприятия должны были платить социальные налоги, платежи во внебюджетные фонды и прочие ресурсные платежи, налоговое законодательство, составленное без учета инфляции, приходилось часто менять, что привело к абсолютной непредсказуемости налогов и соответственно невозможности четкого финансового планирования на предприятиях. Представители исполнительной власти объясняли это ухудшение «недостатком денег» в экономике и требовали увеличения денежной массы, что было совершенно ошибочно.

В 1996 году преобладали административные методы руководства и управления экономическими процессами, отсутствовали практические шаги в реформировании экономики: стали возрастать масштабы государственного вмешательства в процессы ценообразования; продолжалось искусственное поддержание относительно стабильным курса белорусского рубля. В результате этих и других мер со стороны государства значительная часть инфляции носила скрытый характер. В этот период объем импорта товаров в долларовом эквиваленте увеличился за 1996 год на 26,9%, а экспорта – на 17,7%, что опять же усилило финансовые трудности отечественных предприятий, вызывая новую потребность в их финансовой поддержке и, соответственно, провоцируя новую инфляционную волну. [2, с.32]

В 1999 году произошел сильный рост инфляции в Беларуси: потребительские цены увеличились в 3,5 раза из-за внешних негативные факторов: 1. отсутствие внешних источников кредитования при наличии дефицита торгового баланса; 2. рост цен на нефть (потребности республики в валюте возросли в 2,5 раза); 3. неблагоприятные условия для сельского хозяйства.

В 2000 году Национальный банк Республики Беларусь добивается финансовой стабилизации, т.е. уменьшение инфляции и выход на единый курс, обеспечивая экономический рост без снижения жизненного уровня за счет кредитования хозяйства банковской системой. [8, с.41] В 2001 году инфляция остается достаточно высокой. Главная же причина - реальный сектор экономики в значительной степени функционирует в условиях «мягких бюджетных ограничений». И для подавления инфляции необходима системная программа, охватывающая как проблемы, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствование системы ценообразования, налогооблажения, ужесточение бюджетных ограничений. [17, с.45]

Ситуация началась меняться лишь в 2002 – 2003 годах вследствие роста доли срочных рублевых депозитов в денежной массе в национальной валюте, что и позволило несколько нарушить связь между дефицитом бюджета и уровнем инфляционных последствий. Произошедшие изменения, очевидно, связаны в первую очередь с процентной политикой Национального Банка 2000-20004 годов, обеспечившая существенное превышение ставок по ним над темпами инфляции и девальвации, и стабилизацией обменного курса национальной валюты, что сохранило высокую валютную доходность рублевых инвестиций и повысило доверие к проводимой политике. [4, с. 4]

Следует также отметить, что «курс белорусского рубля, как никогда прежде, стабилен и прогнозируем». Об этом заявил председатель правления Национального банка нашей республики Петр Прокопович. Он отметил, в частности, что белорусский рубль укрепился по отношению к евро, практически не изменился его курс к доллару. А девальвация белорусского рубля к российскому составила лишь 1,3%.

Прокопович считает, что по-прежнему остается более выгодным хранить сбережения в белорусских рублях, чем в иностранной валюте. По его словам, население это знает, поэтому вклады постоянно растут. По оценке Прокоповича, процентная политика, проводимая в государстве, выгодна как для тех, кто хранит деньги в банках, так и для тех, кто пользуется кредитными ресурсами, т.е. предприятиям, населению. За 7 месяцев текущего года объемы кредитования в стране выросли на 26%. При этом ставка рефинансирования снизилась на 10%. [5, с. 2]

 


В 2005 году инфляция в Республике Беларусь составила около 8%. Эластичность индекса цен производителей промышленной продукции является весьма изменчивой, что позволяет сделать два важных вывода для национальной экономики: во-первых, в условиях высокой доли импорта в ВВП (более 70 %) зависимость Беларуси от импорта промежуточных товаров может оказывать достаточно ощутимое влияние на инфляцию при отсутствии внутренних источников инфляционных возмущений (при их наличии "внешняя" инфляция может, наоборот, поглощаться "внутренней"); во-вторых, белорусские производители не способны нейтрализовать негативный эффект внешних шоков иначе как за счет роста цен, что говорит о минимуме собственных резервов управления издержками.

Таким образом, в настоящее время природа инфляции в Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег (вследствие нейтрализации большей части негативных эффектов дефицита государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора и целей по росту заработной платы. Иными словами, сформированы достаточные предпосылки для того, чтобы экономика вышла из фазы бюджетно-монетарной инфляции и вошла в фазу функционирования в инфляции издержек. При этом важным изменением является переход в формировании денежного предложения в национальной валюте от канала кредитной эмиссии к каналу покупки иностранной валюты, который является менее ннфлятогенным. [4, с.8]

В современных условиях основной целью Национального банка Республики Беларусь является поддержание устойчивости национальной денежной единицы и ограничение инфляции до приемлемого уровня: 3-5% в год. Такие цели являются общепризнанными в мировой практике.

 Сложность реализации основной цели НБ обычно состоит в том, что достижение положительных результатов по одним показателям вызывает, как правило, ухудшение других. Так, рост денежной активности за счет увеличения доходов обычно сопровождается ростом цен. В тоже время меры, направленные на борьбу с инфляцией и улучшения платежного баланса, ослабляют экономический рост, ухудшают показатель занятости населения. [16, с.22]

Наиболее адекватная стратегия действий НБ:

1. использование обменного курса для борьбы с инфляцией исключительно в пределах, не противоречащих интересам внешней торговли. В нашей стране необходимо отказаться от чрезмерного использования государственных заимствований для покрытия бюджетного дефицита, что становится инфляционным фактором, когда нет реальных источников их погашения (лимит государственного долга).

2. формирование денежного предложения в национальной валюте преимущественно за счет покупки иностранной валюты, т.е. обеспечение профицита платежного баланса за счет привлечения иностранных инвестиций на чистой основе в размере не менее 4-5% ВВП.

Также большую роль в антиинфляционной политике нашей страны играет расширение инвестиционного процесса в стране, включая рост вложений частного сектора, малых предприятий. Привлечение же иностранного капитала в нашу страну остается проблемным, так как для этого нет нормальных условий. [14, с.328]. Антиинфляционная политика Республики Беларусь должна включать также мероприятия по обеспечению полноценной значимости отечественной валюты.

3. совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков.

Дальнейшее развитие ситуации синфляцией видится по одному из следующих направлений:

благоприятное - совершенствование общеэкономической политики в направлении повышения эффективности управления издержками на уровне предприятий, что позволит усилить тенденцию снижения темпов роста цен;

нейтральное - сохранение в целом текущей экономической политики с уменьшением негативного эффекта целевого роста заработной платы за счет менее активного, чем в первом варианте, применения указанных выше инструментов;

неблагоприятное - отсутствие достаточных позитивных изменений в общеэкономической политике, вызывающее в полном объеме негативные последствия. В данном варианте весьма вероятно либо ускорение инфляции, либо дальнейшее снижение объема прибыли в экономике и обеспечение снижения инфляции за счет уменьшении собственных воспроизводственных возможностей реального сектора. [4, с.13]

В Республике Беларусь предпочтение будет отдаваться благоприятному направлению.

Хозяйственная практика в переходных экономиках (к которой и относится наша республика) подводит итог, что макроэкономическая стабильность имеет шансы на успех, когда разумно сочетаются инструменты и денежно-финансовой, и кредитной сфер с мерами по стимулированию производства, его реорганизации, созданию нормальной рыночной инфраструктуры. [1, с.59]

В 2009 г. несмотря на сложившуюся ситуацию в мировой экономике, в Беларуси Правительство С. Сидорского планирует удержаться в годовых прогнозных параметрах по инфляции.

Высокое значение инфляции сложилось в результате как объективных, так и субъективных факторов. В частности, рост цен произошел из-за девальвации национальной валюты, подорожания услуг ЖКХ и импортируемых энергоносителей. Вместе с тем отдельные предприятия преднамеренно "взвинчивали цены" на свою продукцию. В результате проверок Министерства экономики и контрольных органов искусственно завышенные цены были постепенно снижены и восстановлены на прежнем уровне.

В феврале 2009 г. С. Сидорский отметил, что в настоящее время отдельные белорусские предприятия предлагают оставить в Беларуси докризисные цены, а экспортные - сделать значительно ниже. «Такого в стране никогда не будет. Цены в Беларуси будут такие же, по которым вы торгуете на экспорт. То есть они будут падающими и будут соответствовать тем ценам, которые сложились на внешних рынках», - подчеркнул Премьер-министр. «Мы в последнее время отказались от регулирования цен на отдельные товары, но очень внимательно будем применять антимонопольное законодательство в стране», - добавил Сергей Сидорский.

Минэкономики РБ подготовило план антиинфляционных мер. В соответствии с документом, выход на прогнозный показатель инфляции в 2009 году предусматривается обеспечить путем реализации мер монетарной и ценовой политики, снижения издержек производства, увеличения объемов потребительских товаров и услуг и насыщения потребительского рынка.

 


Заключение

 

Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция — одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.

Среди причин инфляции можно выделить денежные (монетарные) и неденежные, которые в свою очередь подразделяются на более мелкие. Все эти факторы воздействуют на уровень инфляции в разной степени. Необходимо знание их механизма действия, для того чтобы сформулировать экономическую политику, направленную на снижение темпов роста инфляции и достичь её естественного уровня. Для измерения инфляции используются индексы цен, характеризующие изменение цен во времени. Наиболее наглядными, из которых являются индексы потребительских цен, индексы розничных цен, индексы цен ВВП, дефлятор ВВП.

В зависимости от характера и темпов нарастания инфляционных процессов различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. В зависимости от роста цен по разным товарным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию. В зависимости от того, какие формы принимает неравновесие спроса и предложения, различают открытый и подавленный типы инфляции.

Особенностями современной инфляции являются: постоянная тенденция роста цен, всеохватывающий характер, более сложный механизм развития, опасность возникновения «импортируемой» инфляции с увеличением открытости экономики, инфляция носит самоподдерживающийся характер. Для переходной экономики характерна гиперинфляция.

Инфляция ведёт к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наёмных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции. Инфляция увеличивает риск инвестирования, затрудняет долгосрочное планирование, увеличивает ставку процента, что негативно влияет на экономику в целом. Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения, сводит, на нет усилия по проведению структурных преобразований.

В Республике Беларусь, отсутствует четкая система целевых ориентиров монетарной политики с выделением основной цели, промежуточных целевых ориентиров, операционных ориентиров. Необходимо более широко применять методы финансового программирования, то есть разрабатывать и внедрять экономические модели и соответствующее программное обеспечение в практику макроэкономического анализа и прогнозирования.

Наиболее эффективной мерой по борьбе с инфляцией считается инфляционное таргетирование, которое можно охарактеризовать как режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориентира. Однако для его проведения необходимо наличие ряда факторов, одним из которых является независимость Национального банка. Таким образом, возможный переход к прямому инфляционному таргетированию в республике требует дальнейшего совершенствования и упорядочения существующего законодательства.

Инфляция представляет собой комплексную проблему. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсообеспечением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Что касается денежно-кредитной политики, то она должна последовательно ожесточаться, но без разного рода “шоковых потрясений”.

Последний вывод, на который бы хотелось указать, заключается в том, что как ни стоит пренебрегать достижениями современной западной экономической науки, так же нет смысла искать готовые рецепты для решения наших проблем. Вряд ли существуют некие универсальные пути для борьбы с инфляцией. Каждая экономика представляет собой в той или иной степени специфическую систему, и для понимания природы инфляции, обоснования антиинфляционной политики необходим соответствующий анализ ее экономических особенностей. Экономика нашей республики - также явление уникальное, поэтому методы регулирования и борьбы с инфляцией должны быть подобраны исходя из сегодняшней белорусской реальности.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...