Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы и возможность создания Экономического Сообщества АСЕАН




азия ассоциация таможенный союз

Страны Юго-Восточной Азии имеют не только разное государственное устройство и социальные особенности, но и разный уровень экономики. Для примера, объём ВВП по ППС Лаоса составил в 2011 г. - 17,6 млрд. дол. [4], в то время, как объём ВВП Индонезии превысил 1 трлн. дол. В странах-членах АСЕАН высокая дифференциация уровней жизни населения, что отражается в размерах ВВП на душу населения: средний показатель ВВП на душу населения в Сингапуре и Брунея превышает средний уровень в странах Евросоюза. Малайзия и Таиланд являются странами с уровнем ВВП на душу населения выше среднего, Индонезия и Филиппины с уровнем ВВП на д/н. ниже среднего 10 990 дол., в то время, как Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма являются странами с одними из самых низких значений показателей в мире.

В целом можно условно выделить главные барьеры на пути создания Экономического Сообщества АСЕАН:

Экономическая политика;

Финансовые;

Социальные;

Политические.

Разные уровни развития порождают разные цели и задачи экономической политики государств.

Как показывает мировая практика, развитие интеграционных процессов в рамках одной организации наносит ущерб торговым отношениям со сторонними странами. В качестве примера, можно привести ситуацию в Великобритании: развивая сотрудничество со странами ЕАСТ, Великобритании пришлось пожертвовать выгодными для неё торговыми отношениями со странами Содружества. Несмотря на эффективность такого выбора, Великобритания была лишена доступа к дешёвым ресурсам из бывших колоний.

Тесные связи с крупнейшими экономическими центрами и всё большая ориентация на них могут усложнить региональную интеграцию или сделать её процесс нецелесообразным. Для создания Экономического сообщества и для его эффективного развития требуется ориентация внешнеэкономической деятельности стран-членов на внутрирегиональную интеграцию в ущерб связям с третьими странами. По этой причине, наличие тесных связей со странами не входящими в организацию (и даже не расположенных в Азии), экономическая и финансовая зависимость от них, стремление отдельных стран АСЕАН максимально увеличить число участников различных договоров о свободной торговле не способствует или создаёт дополнительные барьеры для создания эффективного регионального экономического союза. Таким образом, на мой взгляд, складывается ситуация «конфликта интересов», так как отдельные страны не могут участвовать в интеграционных процессах и развивать тесные отношения с третьими странами, не входящими в организацию. Первоочерёдность национальных интересов и разные условия торговли с крупнейшими мировыми экономическими центрами создадут конкуренцию между членами АСЕАН в борьбе за иностранные инвестиции, что снизит привлекательность Экономического Сообщества для стран Юго-Восточной Азии.

Сингапур, как один из лидеров в области НТП, намерен развивать собственную экономическую стратегию, нацеленную на увеличения инвестиций ТНК в науку, образование и исследования, а также создания различного рода филиалов в городе-государстве. Данная стратегия подразумевает углубление кооперационных связей с другими лидерами в области научно-технического прогресса, в т.ч. США, Японией, Республикой Корея, Австралией, ЕС и т.д. Развитие дальнейшего сотрудничества будет наносить ущерб дальнейшей внутрирегиональной интеграции, что вызвало мгновенную реакцию других стран-членов АСЕАН, так как Сингапур - это не только страна-основатель АСЕАН, но и крупнейший финансовый центр региона, без которого создание единого инвестиционного пространства невозможно.

Малайзия и Индонезия, как страны с активно развивающимся сектором исламского банкинга, заинтересованы в тесном сотрудничестве с потенциальными клиентами из стран Ближнего Востока и Северной Африки.

Всё более важную роль приобретает экономическое влияние Китая. Китайские компании контролируют приграничную торговлю стран АСЕАН, имеющих общую границу с КНР. В основном, это страны с низким уровнем развития экономики - Вьетнам, Мьянма, Лаос. Наиболее активным союзником КНР является Камбоджа - председатель АСЕАН в 2012 г.

Таким образом, разные внешнеэкономические интересы стран-партнёров могут стать одним из главных барьеров на пути создания Экономического Сообщества АСЕАН.

Показатели инфляции в отдельных странах АСЕАН находятся на крайне разных уровнях:

 

График 1 - Показатель инфляции в Индонезии в 2002-2011 гг. [6]

 

График 2 - Показатели инфляции в Сингапуре в 2002-2011 гг. [7]


 

Первые заявления по введению единой валюты были сделаны в самый разгар Азиатского финансового кризиса, но тогда они носили политический характер. Для интеграции финансовой системы за годы существования организации не было сделано значительных шагов, кроме «Инициативы Чианг Май» и программы создания «Единого инвестиционного пространства». Учитывая сильные позиции Сингапура, как мирового финансового центра, а также признание сингапурского доллара, как одной из самых стабильных валют в мире, валюта именно этой страны претендует на титул единой валюты для Экономического Сообщества АСЕАН. Но именно звание Сингапура, как одного из главных финансовых центров в мире (4-ый в мире), из чего вытекает важное значение собственной валюты для экономики не только самого Сингапура, но и мировой финансовой системы. По этой причине, унификация валютной системы стран АСЕАН во главе с сингапурским долларом может нанести больше ущерба сингапурской экономике, чем пользы.

Другой страной, для которой её собственная валюта получила международное признание, является Малайзия. Малайзия - мировой лидер исламского банкинга (60% мирового рынка). Бурно растущий рынок привлекателен для инвесторов из стран Персидского залива, ввиду соответствия этических норм и диверсифицированным портфелем предлагаемых активов. На малазийский доллар (ринггит) приходится 66% рынка исламских финансовых инструментов [8]. В 2011 г. только Национальный Банк Абу-Даби разместил сукук (исламская облигация) в объёме 1,5 млрд. ринггит [8]. Это может стать одной из главных причин, по которой Малайзия откажется от введения единой валюты, как основной расчётной единицей на пространстве АСЕАН.

«Пёстрый» этнический и социальный состав большинства стран АСЕАН могут стать не менее важной проблемой для Экономического Сообщества АСЕАН чем «чисто» экономические вопросы. Страны с потенциально напряжёнными межконфессиональными и межэтническими проблемами: Индонезия, Малайзия и Филиппины. Главным очагом сепаратистских движений является Мьянма. Создание Общего Рынка и свободное передвижение людей вызовет только усиление напряжения и приведёт к эскалации потенциальных конфликтов. Проблема заключается в том, что численность населения в странах АСЕАН сильно варьируется от 406 тыс. чел. в Брунее до 237 млн. чел. в Индонезии. Этническая и конфессиональная структура в странах ещё сложнее.

Так, внутренние эмиграции внутри Индонезии в середине 2000-ых годов только усилили имеющиеся межконфессиональное напряжение между христианами и мусульманами. Рост конфликтов на религиозной почве вызван неравным распределением (по мнению христиан) валового дохода в пользу мусульманского населения. Взаимные силовые методы разрешения конфликтов приводят к трагических последствиям, в т.ч. террористическим актам. Кроме прямого ущерба инвестиционной привлекательности Индонезии, это приносит огромные убытки конкретным отраслям (туризму).

Внешние эмиграции индонезийских граждан (в т.ч. нелегальных) в соседние страны стали одним из значительных источников доходов для широких слоёв населения. Но для таких стран, как Малайзия дешёвые трудовые ресурсы из Индонезии являются серьёзной проблемой. Главной сферой деятельности, в которой заняты индонезийские рабочие - плантационное сельское хозяйство (одна из главных экспортных отраслей для малазийской экономики).

Сложная ситуация складывается в странах Юго-Восточной Азии с китайской диаспорой. Во многих странах АСЕАН, в т.ч. в Малайзии, Индонезии, Вьетнаме применялись специальные дискриминационные меры по отношению к китайскому населению данных стран, для уменьшения влияния лиц китайской национальности в экономической и политической сферах. После создания Общего Рынка такие страны, как Сингапур, в которой китайцы составляют 77% населения, могут не устроить дискриминационные пережитки государственной политики в некоторых странах АСЕАН.

Кроме вышеперечисленных проблем на пути создания Экономического Сообщества можно добавить напряжённую ситуацию вокруг демаркации границ. Так как большинство стран-членов АСЕАН - бывшие колонии Великобритании, Франции, Нидерландов, Испании/США, границы между странами были созданы искусственно без учёта исторических, культурных и других условий. После обретения независимости территориальные споры получили импульс к развитию.

Основными территориальными конфликтами являются спор между Малайзией и Филиппинами относительно штата Сабах, конфликт между Таиландом и Камбоджой относительно храмового комплекса Преа Вихеар, между Индонезией и Малайзией из-за островов Сипадан и Лигитан.

Данные конфликты не только наносят ущерб двухсторонним отношениям, культурному наследию (в случае с храмом Преа Вихеар) и туристической отрасли, но и приводят к реакционной политики и, как показал пример тайско-камбоджийского конфликта, к очень резким заявлениям и военным действиям в отношении друг друга.

В данной ситуации АСЕАН, как интеграционный союз должна стать площадкой для решения подобных конфликтов: при решении конфликта между Индонезией и Малайзией, организация сыграла не последнюю роль. Но сама концепция политического взаимодействия - невмешательства во внутреннюю политику друг друга, не позволяет АСЕАН, как организации, оперативно решать подобные проблемы. Данное условие показывает неэффективность организации в прежнем формате при решении политических задач.

Невозможность решения данных конфликтов могут вызвать ряд непреодолимых препятствий для создания полноценного Общего Рынка. Кроме нарастания социальной и националистической напряжённости, возникает реальная угроза масштабных боевых действий, что нанесёт непоправимый ущерб внутрирегиональной интеграции.

Невозможность координации политики членами организации не позволяет решить не только внутрирегиональные проблемы, но и внешнеполитические задачи. Как показали последние события, Китай намерен наращивать своё присутствие в Юго-Восточной Азии и отстаивать свои интересы в данном регионе. Нерешённость территориального спора относительно островов Спратли и нескоординированная позиция стран АСЕАН в этом споре создаёт благоприятную ситуацию для КНР.

В силу обозначенных проблем, заявления о создании к 2015 году «Общего рынка» - довольно высокого уровня интеграционного объединения - фактически реализовано не будет. По-нашему мнению, имеет смысл (как средство решения накопленных проблем) формирование «Таможенного Союза». Таможенный Союз позволит сформировать условия для перехода к более высокой степени интеграции и решить проблемы взаимодействия с третьими странами. Таможенный Союз, при эффективном исполнении своей роли, может трансформироваться в Общий рынок.


 

Заключение

 

Таким образом, из результатов проведённого исследования можно сделать вывод, что создание Экономического Сообщества АСЕАН в заявленные сроки (в 2015 г.) будет очень проблематичным, если руководители стран-участниц не уделят должного внимания вышеуказанным проблемам. Но поскольку многие из них требуют фундаментальных решений не только в национальной политики отдельных стран, но и в самой организации, решение целого ряда проблем экономического, социального и политического характера не представляется возможным.

Амбициозные планы по развитию Восточноазиатского Союза помешали углублению интеграционных связей между странами Юго-Восточной Азии, так как многие стран региона начали в большей степени ориентироваться на страны вне организации.

Ввиду экономических, политических и культурных различий перспективы АСЕАН, как Общего Рынка «туманны», без выработки более конкретной стратегии интеграционных процессов, которая включала бы в себя решение экономических проблем.

Возможным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать создание Таможенного Союза с дальнейшей более скоординированной внутренней и внешней политикой стран-членов Союза. Тем самым создание Таможенного Союза позволит странам получить существенный опыт взаимодействия при решении накопившихся проблем интеграционных процессов. Выработка общей внутренней политики Союза позволит ликвидировать многие экономические преграды между странами-членами АСЕАН. В то время, как единый «вектор» внешней политики позволит выработать общую позицию стран региона в решении многих международных вопросов и минимизировать угрозу вмешательства стран вне Союза в экономическую и политическую сферу АСЕАН.


 

Список литературы

 

1. Васильев Л.Е. АСЕАН в XXI веке. Актуальные проблемы и перспективы. ИД «ФОРУМ», 2010 г., с. 368.

. Церерин А.Н. Общерегиональные проблемы развития. ИМЭМО РАН, 2012 г., с.24.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...